ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОЛОКАЦИОННОЙ МЕТКИ КАК СПОСОБ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Blog by admin
Авторы: Гужова И.В., к. филос. н., доцент кафедры социальных коммуникаций ФП ТГУ Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
Русанова А.Э., магистрантка 2 курса, факультет психологии, направление «Реклама и связи с общественностью».

Статья основывается на материалах исследования «От симпатии к лайкингу, от любви к вирту, от дружбы к френдингу, от вражды к троллингу, от приверженности к фолловингу: региональный аспект трансформации фреймов межличностной коммуникации в виртуальном пространстве социальных сетей (на материале анализа коммуникаций нового сетевого поколения студенческой молодежи г. Томска) выполняемом при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 16-13-70004, 2016.

Аннотация
В статье представлен анализ мотивов использования молодыми людьми отметки о геолокации в социальной сети Instagram. В основе анализа лежит обзор социально-психологических теорий самопрезентации. Верификация предполагаемых мотивов подтверждается результатами опроса пользователей Instagram в возрасте от 21 до 28 лет.

Ключевые слова: социальные сети, самопрезентация, мотивы самопрезентации, репутация, геолокационные метки.

Бурное развитие Интернета за последние два десятилетия в корне изменили жизнь человека. Появление первых социальных сетей подтолкнуло специалистов различного профиля более пристально обратить свое внимание к новому способу взаимодействия личностей в виртуальном пространстве.

Успешный запуск сайта classmates.com и последующее затем появление LinkedIn, MySpace и Facebook в начале 2000-х годов положили начало исследованиям мотивов использования виртуальных социальных сетей. Трудно оставить без внимания на тот факт, что количество зарегистрированных пользователей в социальных сетях растет из года в год. Для описания масштабов распространения социальных сетей мы можем использовать метафору глобальной деревни – количество людей, которые имеют профили в социальных сетях, превысило отметку в 3 миллиарда человек.

Существует два подхода в исследованиях социальных сетей. В рамках первого подхода основное внимание уделяется техническим возможностям социальных сетей: «Социальные сети – это веб-платформы, разрешающие пользователям: 1) создавать открытые и полуоткрытые профили на данной платформе; 2) создавать список пользователей, разделяющих определенные социальные связи; 3) просматривать и следить за связями других пользователей» [10, с. 211]. В рамках следующего подхода социальным сетям дается определение «виртуальных сообществ, позволяющих налаживать связи и взаимодействие друг с другом с определенными целями или для возможности совместного времяпрепровождения» [11, с. 57]. Кроме этого, социальные сети обладают еще одной важнейшей характеристикой – пользователи получают возможность удовлетворения потребности самопрезентации.

Понимая этот факт, разработчики социальных сетей с каждым годом увеличивали количество и качество функционала сайтов. Одной из таких функций является отметка о геолокации. В некоторых виртуальных социальных сетях она ставится автоматически вместе с добавленной пользователем фотографией (Вконтакте, Facebook), а иногда геолокацию можно проставлять самостоятельно (если, например, пользователь запретил определять свое местоположение). Новый виток в исследовании удовлетворения потребности самопрезентации посредством социальных сетей случился с появлением приложения для обмена и оценки фотографиями и короткими видеороликами Instagram. Приложение появилось на рынке в 2010 году, а уже в 2012 году Facebook выкупил его у разработчиков. О популярности Instagram говорит тот факт, что к февралю 2013 года приложением пользовались 100 миллионов человек [9]. На следующий год эта цифра стала в два раза больше – 200 миллионов активных пользователей [1]. По данным представителей социальной сети к ноябрю 2013 года количество загруженных пользователями фотографий составило 16 миллиардов снимков [3]. Все эти факты говорят не только о популярности приложения, но и о том, что потребность в самопрезентации для людей является одной из важнейших.

Говоря о тезисе, который является основным положением данного исследования, предполагаем, что сегодня функция отметки геолокации в социальных сетях служит инструментом для формирования желаемого образа «Я» в сознании виртуальных друзей.
В социальной психологии одной из самых авторитетных теорий является теория самопрезентации И. Гофмана. В своей работе «Представление себя другим в повседневной жизни», которая посвящена социальному взаимодействию и управлению впечатлением, И. Гофман пишет о том, что, когда человек предстает перед другими людьми, окружающие непременно постараются собрать о нем как можно больше информации. Впоследствии они будут строить свое общение с индивидом на основе собранной и полученной в контактах с ним информацией. Такой информацией могут быть социально-экономический статус, установка по отношению к ним, Я-концепция, и т.д. По мнению И. Гофмана, окружающие имеют большое количество источников, откуда им поступает информация о других людях. Используя прошлый опыт, мы можем делать выводы по поведению, внешности человека или совокупности психологических черт, а порой применять сложившиеся стереотипы без дополнительных проверок на их релевантность относительно конкретной персоны, таким образом, имея возможность предвидеть нынешнее и будущее поведению человека. Поэтому информация о персоне в контексте дефиниции самопрезентации играет столь важную роль – она дает возможность определить характер ситуации и возможность понять, что человек ожидает от окружающих и что они могут ожидать от него. Личность, которая презентует себя, заинтересована в контроле над поведением окружающих, особенно это касается, их поведения по отношению к нему. Именно поэтому появление персоны на публике сопровождается мобилизацией активности для передачи впечатления окружающим. Так, например, индивид, предстающий перед зрителями, будет стараться просчитать свое поведение, дабы вызвать необходимую ему реакцию. И хотя иногда он будет делать это неосознанно, он будет стремиться выражать себя теми способами, которые присущи для его социального статуса или референтной группы [2].

Кроме концепции И. Гофмана в социальной психологии существуют другие взгляды на определения понятия самопрезентации. Так, например, А. Щутц и Р. Аткин определяют самопрезентацию как реализацию мотивации достижения или избегания неудач. По их мнению, существует два вида самопрезентации – приобретающая и защитная, где приобретающая определяется как мотивация достижения, а защитная мотивирует индивида избегать неудачи. В рамках темы данной статьи приобретающая мотивация наиболее интересна для рассмотрения. Ведь именно для нее характерен выбор адекватных ролей и социальной среды. Индивид, представляя себя через приобретающую самопрезентацию, склонен целенаправленно создавать определенное мнение о себе в определенных кругах.

Схожее понимание самопрезентации характерно и для американских социологов Дж. Тедеши, М. Риеса, Т. Питтмана. По их мнению, самопрезентация – это одна из форм социального поведения, целью которой является создание определенного впечатления у окружающих для получения конкретного результата.

Т. Питтман и И. Джонс полагают, что самопрезентация – это стремление индивида расширить или поддержать влияние в межличностных отношениях. Рассматривая самопрезентацию в таком ключе, они выделяют пять основных стратегий, где главная цель каждой заключается в получении определенного вида власти: власть обаяния, власть эксперта, власть страха, власть наставника, власть сострадания.

В работе Р. Баумейстера и А. Стейнхилбера самопрезентация представлена как процесс самораскрытия, неосознаваемый индивидом, происходящий через демонстрацию характера, мыслей, ценностей, убеждений. По мнению авторов, человек старается не только произвести впечатление на окружающих, важнее, что он посредством самопрезентации демонстрирует то, что он из себя представляет. Таким образом, реализуется одна из главных потребностей человека – признание другими людьми [7].

Такое объяснение самопрезентации тесно переплетается с работой А. Маслоу «Мотивация и личность», в которой автор определил, что все потребности человека являются врожденными и что для потребностей свойственна иерархическая система, где среди прочих есть и потребность в признании, которая свойственна любому человеку, за исключением тех, кто страдает патологиями. Потребность в признании в свою очередь делится на два класса: 1) желания и стремления, связанные с понятием «достижение»; 2) потребность в репутации или престиже, где построение репутации является частью самопрезентации [6].

Говоря о мотивации, стоит обратиться к теории А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, по которой мотивационная сфера – это ядро личности, где «мотив – это опредмеченная потребность». Таким образом, самопрезентация не что иное, как потребность; удовлетворение желания самопрезентации выступает в качестве мотива, а социальные сети становятся целью, через которую произойдет реализация мотива пользователя [4; 8].

Переходя к анализу возможных мотивов самопрезентации в виртуальном пространстве Интернет, стоит отметить, что этот вопрос является одним из самых актуальных в социально-психологической мысли последних десятилетий.

По мнению В.В. Козлова, стремление личности получить признание других людей – одна из его базовых потребностей. А в результате развития и доступности Интернета как среды массовой коммуникации стремление личности к самопрезентации и самовыражению только усиливается. Подкрепление же пользовательских устремлений происходит за счет понимания их мотивов разработчиками социальных сетей [5].

Конструктивной в свете наших исследовательских задач представляется концепция американских исследователей С. Хоффмана и А. Нэдкарни. Они предполагают, что регистрация в социальных сетях и их активное использование определено двумя потребностями — потребностью в принадлежности и потребностью в самопрезентации. Но в отличие от потребности в принадлежности, которая зависит от социально-демографических факторов (возраст, пол человека, национальность), потребность в самопрезентации зависит исключительно от характеристик личности (самооценка, нарциссизм и пр.) [12].

В рамках нашего практического исследования анализ мотивов использования отметки о геолокации основывался на методике С. Хоффмана и А. Нэдкарни, в котором выявилось три основных мотива, операционализированных через суждения.

Исследование было проведено в марте-апреле 2016 года. Основная цель проведения исследования – анализ мотивов пользователей социальной сети Instagram употребления функции геолокации – использование геометки для привязки своего фото- и видео контента к определенной географической местности или пространству. Основными методами исследования стали – опрос владельцев акканутов в социальной сети Instagram (опрошены 42 девушки и 31 юноша в возрасте от 21 года до 28 лет), а также анализ фотографий с отметками о геолокации (проанализировано 93 аккаунта).

В ходе исследования было выявлено следующее: все отметки о геолокации можно разделить на несколько групп – 1) страна, 2) город, 3) заведение общественного питания (кафе, ресторан, бар, кофе-бары, кофейни), 4) спортивное заведение (йога-центр, фитнес-центр, спа-центр), 5) отель/хостел 6) рабочие и культурные зоны (work-place, co-working центр, open place, лектории), 7) вокзалы и аэропорты 8) прочее (по месту проживания, кинотеатры, театры, библиотеки, музеи, улицы и т.д.).

В среднем на каждые 100 опубликованных фотографий в одном профиле в Instagram приходится 6 фотографий с отметкой в заведениях общественного питания; 4 фотографии с отметкой в рабочих и культурных зонах; 4 фотографии, опубликованные из спортивных заведений и других стран/городов, отелях/хостелах, аэропортах и вокзалах. Наименьшее количество отметок о геолокации делается в прочих заведениях из восьмого пункта – по 3 фотографии.

В рамках опроса респондентам онлайн предлагалось продолжить высказывание: «Отметка о геолокации в социальной сети Instagram …». Основным мотивом пользователей, согласно результатам опроса, является познавательный мотив – 75% молодых людей и девушек утверждают, что отметка о геолокации позволяет им оперативно узнавать о местоположении друзей и знакомых. Помимо этого, отметка о геолокации позволяет узнать об интересах, предпочтениях, увлечениях других людей и рассказать о своих собственных, а так же помогает найти друзей и единомышленников – такие варианты использования отметки о геолокации поддерживают 25% и 7% соответственно.

Мотив аффилиации отражает потребность в принадлежности к определенной группе. Как наиболее важный данный мотив отмечают для себя 72% людей поддержавших вариант ответа «причисляет человека к референтной группе», 51% ответивших, что отметка о геолокации позволяет определить социальный статус человека и 29% респондентов, которые согласились с утверждением о том, что отметка о геолокации позволяет определить платежеспособность человека.


Рис.1. Мотивы отметки геолокации с точки зрения пользователей социальной сети Instagram в возрасте от 21 до 28 лет
(«Отметка о геолокации в социальной сети Instagram …» — продолжите высказывание)

Во время исследования мы также выяснили — попадание в какие референтные группы является наиболее важными для пользователей? Наиболее популярными является идеальная референтная и сравнительная референтная группы. Желание обладать высоким материальным доходом, определенным социальным приобретенным статусом, а также считаться эталоном в оценке себя и окружающих является приоритетным.

Возможность формировать собственную репутацию и собственный образ можно отнести к мотиву свободы. Для 25% респондентов данный фактор является одним из важнейших при использовании функции геолокации.

Таким образом, в результате опроса выяснилось, что познавательный мотив, мотив аффилиации и мотив свободы являются наиболее характерными мотивами использования геометки в социальной сети Instagram молодыми людьми в возрасте от 21 до 28 лет.

Социальные сети в настоящее время являются одной из самых доступных площадок для самовыражения и самопрезентации. Пользуясь инструментами, которые предлагаются в виртуальных социальных сетях, мы можем формировать, изменять, улучшать и ухудшать собственную репутацию в зависимости от уровня навыков использования этих инструментов. Одним из таких инструментов является отметка о геолокации – она дает возможность не только оперативно сообщить своим друзьям и подписчикам о местонахождении, но и одновременно помогает создавать тот желаемый образ «Я», который пользователь хочет транслировать, поддержать или утвердить в сознание своих виртуальных собеседников.

Литература
1. Гайнуллина А. Глобальная аудитория Instagram превысила 200 миллионов пользователей. Электронный ресурс. — Сайт РИА Новости. 26.03.2014. URL: ria.ru/technology/20140326/1001109354.html (дата обращения: 04.03.2016).
2. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. — Издательство «КАНОН-пресс-Ц», 2000. – 304 с.
3. Елистратов В. В день Благодарения в Instagram загрузили рекордное количество контента. Электронный ресурс. — Сайт TJ 30.11.2013. URL: tjournal.ru/p/instagram-thanksgiving (дата обращения 04.03.2016).
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
5. Козлов В. В. Проблема объекта в мире массовой коммуникации: автономная личность или социальная взаимозависимость // Человек как субъект и объект медиапсихологии. – М.: МГУ имени М.В. Ломоносова / Ин-т человека; Изд-во Моск. ун-та, 2011. – С. 785-803
6. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. – 478с.
7. Михайлова Е. В. Стратегии и техники самопрезентации. Электронный ресурс. — Сайт Элитариум 2.0. 2012. URL: www.elitarium.ru/strategii_tekhniki_samoprezentacii_analiz/ (дата обращения 21.03.2016).
8. Пикулёва О.А. Теоретические подходы к пониманию самопрезентации личности через призму осознанности-неосознанности процесса. Электронный ресурс. — Сайт Высшей школы экономики 04.06.2014. URL: www.hse.ru/data/2014/06/04/1323617318/Pikuleva_10-04p158-172.pdf (дата обращения: 22.03.2016)
9. Instagram начнет показывать рекламу для жителей США. Электронный ресурс. — Сайт Радио Business FM. 4.10.2013. URL: www.bfm.ru/news/231538 (дата обращения: 03.03.2016).
10. Boyd D.M., Ellison N.B. Social network sites: definition, history, and scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. 2008. Vol. 13. P. 210-230
11. Murray K.E., Waller R. Social networking goes abroad // International Educator. 2007. 16(3). P. 56-59
12. Hoffman S. G., Nadkarni A. Why do people use Facebook? // Personality and Individual Differences 2012. Vol. 52. P. 243-249
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.