ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ И СПЕЦИФИКА САМОПРЕЗЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВАХ

Blog by admin
Автор: Окушова Г.А.,
доцент кафедры социальных коммуникаций Томского государственного университета

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 16-13-70004, 2016 («От симпатии к лайкингу, от любви к вирту, от дружбы к френдингу, от вражды к троллингу, от приверженности к фолловингу: региональный аспект трансформации фреймов межличностной коммуникации в виртуальном пространстве социальных сетей (на материале анализа коммуникаций нового сетевого поколения студенческой молодежи г. Томска)»).

В условиях развития информационных технологий в обществе глобальной Сети необратимо трансформируется характер социальных связей и взаимодействия. Сегодня мы наблюдаем «реальную виртуальность» (М. Кастельс) не только социальных практик, но и моделей межличностной и массовой коммуникации, реализация которых всецело зависит от уровня владения цифровыми технологиями самих субъектов коммуникации. Одним из самых ярких примеров этого является феномен социальных медиа, получивших свое развитие благодаря интернет-технологиям второго поколения Web2.0. Именно они предоставили пользователям глобальной Сети возможность интерактивного взаимодействия между собой с помощью электронных социальных сетей, блогов, вики-сервисов и т.п. По сути, социальные медиа выступают в качестве базового инструмента коммуникации, позволяющего реализовать самые различные интересы пользователя в границах киберпространства.

Личное стремление человека к коммуникации, наличие доступа в Интернет, общие цели, свобода для самовыражения, умение работать с информацией (создавать пользовательский контент в новых / социальных медиа) являются основой для создания сетевых сообществ / виртуальных социальных групп. Их устойчивое развитие обусловило интерес к ним со стороны современных социологов. Один из первых обстоятельных обзоров различных подходов к определению сущности виртуальных сообществ был представлен в работе М. Кастельса «Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе», вышедшей на русском языке в 2004 году. В IV главе «Виртуальные сообщества или сетевое общество?» он пишет: «Именно индивидуумы строят свои сети, онлайновые и оффлайновые, основываясь на своих интересах, ценностях, склонностях и проектах. Благодаря гибкости и коммуникационным возможностям Интернета онлайновое социальное взаимодействие играет все возрастающую роль в общественной организации в целом. Когда использование онлайновых сетей практически стабилизируется, они смогут строить сообщества – виртуальные сообщества, – отличные от физических сообществ, но не обязательно менее значимые или менее эффективные в том, что касается объединения и мобилизации. Кроме того, мы становимся свидетелями развития в нашем обществе коммуникационного гибрида, который сводит воедино место в физическом пространстве и киберпространстве (если использовать терминологию Уэллмана) и выступающего в роли материальной опоры сетевого индивидуализма»[1].

Действительно, сетевые сообщества — это самоорганизующаяся электронная сеть интерактивных коммуникаций, объединяющая пользователей вокруг каких-либо общих интересов или целей (иногда коммуникация становится самоцелью). Такие сообщества могут быть относительно формализованы, как в случае конференций или электронных досок объявлений, либо формироваться спонтанно социальными сетями, созданными в Интернете, для отправки и получения сообщений (в отложенном или в реальном времени).

Особенность поведения человека в киберпространстве позволяет нам рассматривать интернет-коммуникацию как принципиально новый способ самовыражения и самореализации личности. Открытое и динамичное коммуникативное пространство Интернета становится той средой, в которой каждый субъект стремится быть представленным. Человек, говоря языком Сети – пользователь, «приходя» в Интернет, ищет и выбирает нужные и интересные для себя «места обитания»: форумы, сети, блоги и др. Обживаясь в виртуальном мире, он встраивается в систему интеракций и определяет, в первую очередь, приемлемые для себя стратегии и содержание самопрезентации в Сети, исходя из специфики интернет-коммуникации. В ситуации физической непредставленности пользователей друг другу, одновременной коммуникации «многих со многими» при повышенной динамичности интеракций, самопрезентация становится необходимым условием эффективности интернет-коммуникации. При этом возможности самопрезентации обусловлены довольно ограниченным набором инструментов / каналов, которые задаёт тот или иной тип социальных медиа. Это позволяет предположить, что самопрезентация сетевого поколения в различных типах социальных медиа имеет свои особенности.

В рамках данной статьи в качестве рабочего определения будем опираться на понимание самопрезентации личности как «процесса постоянного предъявления Я-информации в межличностном взаимодействии, независимо от осознаваемости субьектом самопрезентации своих поведенческих действий» (О. А. Пикулёва[2]). Выбор определения, сформулированного О. А. Пикулёвой, обусловлен тем, что оно максимально соответствует специфике социальных отношений в интернет-среде. Например, Я-информацию можно рассматривать как контент – базовый социальный ресурс, без которого невозможно представить интернет-коммуникации. А указание на процессуальный характер самопрезентации отражает динамичность и оперативность интеракций, реализуемых в «пространстве потоков» (М. Кастельс ) глобальной Сети.

Определяя методологический аспект исследования, отметим, что феномен самопрезентации в современном научном дискурсе выступает объектом междисциплинарных исследований. Самим обширным спектром теоретических подходов к его изучению обладают социальная психология и социология (И. Гоффман, Дж. Тедеши, М. Риес, Б. Шленкер, М. Лири, Г. Мид, М. Снайдер, Г. В. Бороздина, Ю. М. Жуков, Е. В. Михайлова и др.). Анализ научных работ, посвященных самопрезентации в Интернете, показывает, что исследователи, чаще всего, на фундаментальном уровне методологии опираются на идеи теорий коммуникации и информационного, сетевого общества (Ю. Хабермас, Н. Луман, М. Маклюэн, М. Кастельс, Г. Рейнгольд и др.).

Различным аспектам самопрезентации в контексте интернет-коммуникации посвящены диссертации российских исследователей, защищенные в последнее десятилетие, А. С. Балкуновой[3], П. М. Дайнеко[4], З. С. Завьяловой[5], Е. А. Ковригиной[6], Е. Ю. Крылова[7], И. А. Остапенко[8], О. А. Пикулёвой[9] и др. В целом, можно говорить о том, что в российском научном дискурсе сложились определенная методология изучения данного феномена, интерпретации понятия «самопрезентация», в том числе и в киберпространстве, перечень основных характеристик, используемых в описании. И для неё характерна разновекторность в теоретической идентификации феномена самопрезентации.

Так, рассматривая проблемное поле исследований идентичности личности и её самопрезентации в интернет-коммуникациях, российский исследователь О. А. Гримов указывает на два подхода в описании межличностного взаимодействия в киберпространстве. Он пишет, что одни учёные исходят из постмодернисткого понимания виртуального пространства и обосновывают «трактовку самопрезентации личности в сети Интернет как вариативного множественного (во многом – игрового) процесса, направленного, в первую очередь, на создание альтернативного Я-образа; в рамках такого подхода каждый виртуальный Я-образ является своего рода «маской» и имеет мало общего с реальным «Я» пользователя»[10]. Другие же ученые акцентируют «внимание на стремлении личности к подлинности и самоутверждению и отвергают идею построения альтернативной личности»[11].

В данном анализе самопрезентации сетевого поколения в различных типах социальных медиа будет сохранён двойной исследовательский акцент рассмотрения самопрезентации как процесса менеджмента впечатлений о себе и как варианта демонстративного поведения.

В качестве эмпирического объекта нашего внимания выступают сетевые сообщества, представленные в популярных среди российской интернет-общественности социальных сетях – Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, блог-платформа «Живой журнал» (далее — ЖЖ), фотохостинг Instagam. Основанием для их выбора послужило то, что именно эти коммуникативные площадки предпочитает российская студенческая молодежь – представители сетевого поколения или поколения Y / поколения Миллениума. Об этом свидетельствуют данные компании Brand Analytics, опубликованные в докладе «Социальные сети в России, зима 2015-2016. Цифры, тренды, прогнозы». Согласно им, по количеству «пишущих» российских авторов лидирует «ВКонтакте» (18,8 млн. уникальных авторов), на втором месте Instagram (10,6 млн. авторов), на третьем – Facebook (1, 4 млн. авторов). При описании возрастной структуры установлено, что в социальных медиа сократилась доля авторов младше 18 лет, в ЖЖ и ВКонтакте преобладают авторы 18-24 и 25-24 лет, в других сетях – авторы 25-34 и 35-44 лет[12].

Исследователи единодушно утверждают, что для детей киберреволюции цифровые гаджеты и новые медиа (Интернет, мобильная связь и пр.) – нечто большее, чем технические игрушки. С помощью цифровых технологий они создают свои личные миры и способны не только учиться, работать, но и жить в online-режиме. Для них характерны гибкость мышления и способность ориентироваться и функционировать в электронном мире в ситуации многозадачности. Они могут одновременно следить за обновлением информации в разных социальных сетях, блогах и вступать в интенсивные интернет-коммуникации, имеющие «нелинейный» и «разновекторный» характер. Кроме сетевой грамотности и полифункциональности, поколению Y свойственно чрезвычайно сильное стремление к самовыражению. У исследователей уже сформированы предельно обобщенные образы пользователей социальных сетей.

Например, российский практик интернет-маркетинга Т. Мусихина указывает на то, что типичный пользователь «Вконтакте» – это школьник или студент, ориентированный на развлечение и обмен новыми мемами/фишками. А пользователь Facebook – это молодой человек в возрасте от 25 лет со средним уровнем достатка, работающий в компании или самозанятый, интересующийся деловым контентом. Если представить типичного пользователя LinkedIn, то это солидный мужчина от 35 лет с уровнем дохода средний и выше среднего, ищущий в социальных сетях возможность для профессионального развития или развития своей компании. Типичный портрет пользователя социальной сети «Одноклассники» – это, как правило, женщина в возрасте от 20-30-ти лет и старше, потому что Одноклассники – семейная сеть в наибольшей степени по сравнению с вышеперечисленными сетями[13]. Эти обобщенные портреты, безусловно, отражают функциональную направленность социальной сети: общение, развлечение, досуг, бизнес, рекрутинг и др.

Изучение теоретической литературы и анализ контента социальных сетей позволяют выделить следующие особенности самопрезентации молодежи:
– вариативность самопрезентации,
– гуманистическая направленность,
– опора на визуальные знаки при формировании и передаче контента / Я-информации,
– комплексность использования всех инструментов самопрезентации,
– ориентация на подлинность и аутентичность личности в сети,
– независимость и автономность в формировании и предъявлении контента / Я-информации.

Вариативность самопрезентации обусловлена тем, что каждая социальная сеть по – разному себя позиционирует и, соответственно, имеет разную аудиторию. Сети чаще всего используются для поиска и общения между друзьями, однокурсниками, коллегами, а также для поиска работы и сотрудников, партнёров, профессионального тематического общения. И исходя из этого, Я-информации в межличностном будет предоставляется другим пользователям в соответствии с контентной спецификой коммуникативной площадки.

Например, Facebook ориентирован на создание пользователем собственного профиля для дальнейшего взаимодействия с другими зарегистрированными пользователями сети. Причем, Facebook требует, чтобы возраст создателя аккаунта был не менее 13 лет, а создание аккаунта с ложными данными является нарушением правил. При создании профиля социальной сетью рекомендуется приводить достоверные данные об образовании и месте работы и не использовать разного рода никнеймы вместо реальной фамилии. Всё это способствует тому, что Я – информация / самопрезентация в Facebook отражает подлинную личность и имеет деловую направленность в отличие от Одноклассников или ВК, которые развиваются как «лучшие сервисы для общения и развлечений». Пользователи сети Facebook охотно становятся подписчиками корпоративных страниц и страниц брендов и готовы активно коммуницировать с компаниями. Многие из них презентуют себя как эксперты и лидеры мнений в различных областях экономики, политики и культуры. Опросы в Сети показывают, что более половины из пользователей Facebook готовы совершить покупку различных брендов и порекомендовать их своим друзьям.

Следующая особенность самопрезентации в социальных сетях – это её гуманистическая направленность. Она проявляет себя в стилистике общения поколения Y. В научной литературе под стилем общения понимают стабильную форму коммуникативного поведения человека, которая проявляется в любых условиях взаимодействия – в деловых и личностных отношениях, способах принятия решений и разрешения конфликтов, в приемах психологического воздействия на людей. Для поколения Y характерен гуманистический стиль общения, который благодаря Интернету приобретает такие особенности как:
— открытость и равноправность в интеракциях,
— диалогичность дополняется полилогичностью в рамках сетевого общения,
— горизонтальность взаимодействия,
— неформальность общения и готовность к обмену информацией.
Именно гуманистическая направленность самопрезентации способствует, на наш взгляд, развитию лайкинга, вирта, френдинга и фолловинга в интернет-коммуникациях.

Хотя справедливости ради, следует отметить, что в интернет-коммуникации встречаются и деструктивные стили: флейм, флуд, троллинг. Под флеймом понимают эмоционально и негативно окрашенную словесную войну. Она возникает в рамках обсуждения, в процессе которого участники отходят от первоначальной темы, переходят на личности и не могут остановиться. Провокаторов, раздувших пламя, называют «флеймерами». Обычно флеймы возникают спонтанно, развиваются очень быстро и заканчиваются лишь при вмешательстве модератора или когда все участники окончательно устанут. Флуд — это неотъемлемый спутник практически любого интерактивного общения. Для него характерно пустословие, которое занимает большой объем и не несет полезной информации. Пользователя, распространяющего флуд, называют флудером. Он проявляет себя на форумах, в чатах, блогах и имиджбордах. Он нарушает правила этикета, так как мешает воспринять нужную информацию. Наиболее простым средством борьбы с флудом является его полное игнорирование, либо применение административных мер к пользователям, которые слишком много им занимаются. Одним из самых опасных для коммуникации из стилей сетевого поведения является троллинг. Он направлен на провокацию против других участников электронного общения. Троллинг можно рассматривать и как хулиганство пользователя Сети, и как коммуникативный инструмент, направленный на решение практических задач, например, неэтичную борьбу с конкурентами.

Особое внимание хочется обратить на такую особенность самопрезентации в социальных сетях, как опора на визуальные знаки при формировании и передаче Я-информации. Визуальность – понятие, которое оказалось в центре социогуманитарных исследований во второй половине 20 века. Сегодня оно является одним из самых продуктивных в описании современной социокультурной реальности. Исследователи утверждали, что развитие медиа (фото, кино, телевидения) ведет к тому, что визуальный образ становится доминирующим средством социальной коммуникации. В эпоху информационной «третьей волны» (Э. Тоффлер) коммуникативное пространство, в частности, киберпространство без опоры на визуальный образ представить уже невозможно. Наиболее ярко это тенденция проявилась с развитием «новых медиа» – компьютерных технологий, способствующих интерактивной коммуникации в Интернете (корпоративные порталы, блоги, приложения к мобильным устройствам, социальные сети и др.).

Опора на визуальные знаки при формировании и передаче Я-информации обусловлена тем, что визуальность в интернет-коммуникациях, в большей степени, чем вербальность, позволяет быстро и ёмко передавать информацию. Ярким примером визуализации Я-информации является селфи – создание автопортрета камерой мобильного телефона или планшета с расстояния вытянутой руки. Селфи активно используется молодежной аудиторией для самопрезентации в интернет-пространстве. Сегодня мы наблюдаем, как граждане глобальной Сети массово переходят от электронных текстов к фотографиям, к созданию визуального контента. Создание селфи оказалось настолько популярным явлением, что исследователи электронных коммуникаций совершенно серьезно указывают на то, что пользователей Сети, обладающих современными гаджетами, охватила эпидемия. Причем, пользователи постоянно находят новые идеи для селфи, снимая себя в экстремальных ситуациях: при прыжке с парашютом, на крыше поезда, на кратере вулкана.

Так, американский исследователь Николас Карр в своей книге «Мелководье: что Интернет делает с нашими мозгами» ( The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains) отмечает, что Интернет и мобильные телефоны кардинально изменили самоощущение и мышление фотографа. Человек со смартфоном стал одним из элементов мирового информационного рынка, а фото на память уступило место производству новостей про себя. Он приводит результаты опросов, которые показывают, что пользователи Instagram воспринимают ленту с фотографиями как новостную ленту и селфи в данном случае лишь предельно личный уровень новостной повестки.
Различные типы социальных медиа предлагают разные инструменты своим пользователям для создания и трансляции Я-информации. В качестве следующей особенности самопрезентации хотелось бы обратить внимание на комплексное использование всех инструментов, задаваемых социальными сетями. В их числе:
1. Аватар, визуальное выражение образа пользователя, является особым компонентом виртуального образа пользователя. Можно выделить две крупные группы аватаров: фотографии из личного архива пользователя, фотографии или картинки, не имеющие прямого отношения к пользователю. Выбор аватара из второй группы может указывать на разные месседжи: от игры (карнавализации, типичной для сетевых коммуникаций), возможной неудовлетворенности реальной социальной идентичностью до выражения общественного мнения.

2. Никнейм — индивидуальное имя пользователя в социальной сети. Российский исследователь В. А. Шульгинов считает, что «никнеймы являются основным средством саморепрезентации виртуальной личности в компьютерно-опосредованной коммуникации. Они позволяют создать речевую маску, степень прозрачности которой варьируется от реалистичного представления о себе до полной анонимности».
3. Индикатор текущего состояния (статус).

4. Размещение фото- и видеоматериалов, имеющих или не имеющих отношение к пользователю. Частота обновления и особенности содержания материалов могут говорить о мотивах и чертах личности.

5. Принадлежность пользователя к сообществам.

6. Информация на социальной странице, которая отражает социально-демографические, статусные характеристики пользователя (пол, возраст, семейное положение, уровень образования, место работы, контакты и т. д.).

Анализ контента позволяет сказать, что максимально эти инструменты используются для коммуникаций в социальных сетях ВКонтакте и Facebook, в меньшей степени – на блог-платформе «Живой журнал», потому что там базовым ресурсом является текст / вербальный знак, позволяющий вести интернет-дневник. Увлечение цифровыми технологиями привело к тому, что человек перешел от ведения классических «бумажных» личных дневников к записям в электронном виде на страницах глобальной Сети. В отличие от закрытых от чужих глаз тетрадей, у блогов, как правило, есть читатели, которые имеют возможность оставлять комментарии, а авторы публиковать, кроме своих текстов, гиперссылки на другие сетевые ресурсы или интересные страницы. Специфика блог-платформы как коммуникативной площадки ограничивает количество инструментов самопрезентации.

Таким образом, самопрезентация в социальной сети – это процесс, органично присущий представителям сетевого поколения, для которых интернет – это «дом», где они себя чувствуют свободно и гармонично. Интернет-коммуникации для них имеют такое же значение, как коммуникации в офлайн, поэтому они, в зависимости от социальной коммуникативной ситуации используют самопрезентацию как инструмент для достижения своих жизненных целей и интересов. Являясь поколением информационно грамотным, они понимают различия коммуникативных площадок социальных медиа и поэтому при самопрезентации в киберпространстве используют весь инструментарий в соответствии со спецификой сети и её аудитории.

[1] М. Кастельс «Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе» [Электронный ресурс]. URL profilib.com/chtenie/142790/manuel-kastels-galaktika-internet.php (дата обращения 25.10.16)
[2] Пикулёва О. А. Социальная психология самопрезентации личности: автореф. дис. … д-ра псих. наук / О.А. Пикулёва. – Санкт-Петербург, 2014. – С.28.
[3] Балкунова А. С. Роль сетевого имени (никнейма) во взаимодействии субъектов виртуальной коммуникации: автореф. дис. … канд. фил. наук / А.С.Балкунова. – М., 2012. – 26 с.
[4] Дайнеко П. М. Дискурсивные стратегии самопрезентации в институциональном интернет-общении: автореф. дис. … канд. филол. наук / П.М.Дайнеко. – М., 2011. – 28 с.
[5] Завьялова З. С. Самопрезентация личности в чат-коммуникации: автореф. дис. … канд. филос. наук / З.С.Завьялова. – Томск, 2011. – 20 с.
[6] Ковригина Е. А. Коммуникативная стратегия самопрезентации в дискурсе интернет-интервью: автореф. дис. … канд. филол. наук / Е.А.Ковригина. – Кемерово, 2010. – 25 с.
[7] Крылов Е. Ю. Формирование тактик целенаправленной самопрезентации у студентов в виртуальной среде: автореф. дис. … канд. психол. наук / Е. Ю. Крылов. – Санкт-Петербург, 2012. – 23 с.
[8] Остапенко И. А. Гендерная идентичность и самопрезентация в интернет-коммуникации (социально-философский анализ): автореф. дис. … канд. филос. наук / И. А. Остапенко. – Ростов-на-Дону, 2004. – 24 с.
[9] Пикулёва О. А. Социальная психология самопрезентации личности: автореф. дис. … д-ра псих. Наук / О. А. Пикулёва. – Санкт-Петербург, 2014. – 46 с.
[10] Гримов О. А. Самопрезентация личности в социальных сетях // Социология – 2013 — № 2. – С.60
[11] Гримов О.А. Самопрезентация личности в социальных сетях // Социология – 2013 — № 2. С. 61.
[12] Brand Analytics: аналитика информационного поля бренда [Электронный ресурс]: Социальные сети в России, зима 2015-2016. Цифры, тренды, прогнозы: URL: http://br-analytics.ru/blog/socialnye-seti-v-rossii-zima-2015-2016-cifry-trendy-prognozy (дата обращения: 20.09.2016).
[13] Мусихина Т. Практические инструменты интернет маркетинга. Новейшие способы раскрутки в онлайне инфобизнеса, Интернет магазина и автомастерской. – М., 2014.
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.