Перспективы электронных образовательных коммуникаций: обзор экспертных оценок

Blog by admin
Автор: Бычкова М.Н.,
старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций,
Томский государственный университет.

Статья основывается на материалах исследования «От симпатии к лайкингу, от любви к вирту, от дружбы к френдингу, от вражды к троллингу, от приверженности к фолловингу: региональный аспект трансформации фреймов межличностной коммуникации в виртуальном пространстве социальных сетей (на материале анализа коммуникаций нового сетевого поколения студенческой молодежи г. Томска) выполняемом при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 16-13-70004, 2016.

Живое общение contra искусственный интеллект?
Сегодняшних студентов (старшихигреков [1]), отличает [2] мобильность, фрагментарность мышления и стремление к многозадочности; трактовка саморазвития как высшей ценности и доверие ко всему выскокотехнологичному; полная сосредоточенность на себе и толерантность к ближнему; уверенность, что с техникой «поладить» значительно проще и перспективнее, чем выстроить эффективное взаимодействие с людьми. В данной главе мы попытаемся оценить развитие виртуальных межличностных отношений в образовательных коммуникациях поколенияYс позициитроих педагогов, которые не только входят в TOP-100 лучших преподавателей национального исследовательского Томского государственного университета, имеют десятки электронных образовательных ресурсов на платформе MOODLE [3], являются соразработчиками массовых открытых онлайн курсов [4]. Все они – представители перспективного научного направления – цифровой гуманитаристики, изучающей искусственный интеллект, гендерную идентичность роботов, дигитализацию музейного пространства, киберспорт, Интернет-зависимости, компьютерную лингвистику, геймдизайн и т.п., — самые актуальные проблемы современной действительности, возникающие на пересечении реальности и виртуальности. Основой для предложенного ниже текста послужили глубинные интервью с этими людьми.


Прежде всего, стоит отметить, что все респонденты однозначно утверждают, что ближайшей реальной перспективой развития современного академического образования станет не просто доминирование электронной образовательной среды, а, возможно, вытеснение преподавателя искусственным интеллектом: «….ближайшее будущее состоится, когда у нас сменится поколение и преподавателей, и, отчасти, студентов; когда всё обучение будет цифровым в разной степени. Я не думаю, что здесь есть место высказываниям в духе: «Мы потеряем нашу классическую школу». Убежден, что она не должна никуда потеряться, просто нужно внимание уделять содержанию, а как именно вы его передаете, какими инструментами… У цифровых образовательных технологий будет, конечно, какая-то своя специфика, завязанная на современном языке. Но я не думаю, что эта специфика нанесет какой-то существенный урон тому, чему учат в университете. Я думаю, что правильнее было бы говорить об этом переходе в контексте того, как в обществе происходит принятие цифровых технологий» (В.С.). «Кстати аккредитация, которая у нас проходила, показала этот момент, когда эксперт просит на факультете показать ему, что студенты делают в MOODLE, электронной информационно-образователей среде, а у преподавателей не у всех есть такой задел. Они говорят, что делают это вВКонтакте, а эксперт отвечает, что ВКонтакте- это не инструмент электронного обучения. А у нас официальным приказом ректора в электронную образовательную среду социальные сети, в том числе, включены, их тоже можно использовать. В отличие от других университетов, где рамки достаточно жесткие и узкие, в ТГУ есть прекрасная возможность совмещать разные технологии, разные инструменты. И еще одно. Мы взяли курс на интеграцию персональной учебной среды и той искусственной системы, которая создается университетом (MOODLE, MOOC, классные и мощные образовательные возможности ВКонтакте и Google» (А.Ф.). «Электронные образовательные коммуникации будут однозначно доминировать, поскольку политика всех стран — это внедрение массовых онлайн курсов. И здесь я бы сказала, что это всё еще дальше пойдет. Будет в университетах искусственный интеллект вместо преподавателей, такие системы уже опробованы на многих массовых онлайн курсах, когда студенты общаются с искусственным интеллектом, который этот процесс поддерживает. Физический преподаватель не может с тысячной аудиторией общаться и уделять внимание каждому. Однозначно вариант такой будет. И это не просто электронная коммуникация, а человека в ней не будет вообще – только искусственный интеллект. Я в этом уверенна. Я думаю, что общение личное преподавателя и студента, даже онлайн, это будет оставаться большой ценностью, которая не факт, что будет доступна многим. В моём видении, обучение в аудитории преподаватель-студент будет очень элитарным или очень дорогим. Не все смогут себе это позволить, — это будет реально большой ценностью. Искусственный интеллект очень большой процент будет забирать у общения со студентами. И, как обычно, здесь появятся свои плюсы и минусы» (Н.З.).

Цифровизация. Цифровизация? Цифровизация!
Однако, установка на цифровизацию [5] образования не является тотальной и однозначной для всех участников образовательных коммуникаций. Институтом дистанционного образования НИ ТГУ в течение нескольких лет проводились опросы студентов курсов [6] на предмет их отношения к электронным образовательным коммуникациям, к использованию электронных образовательных ресурсов вообще, расположенных на образовательной платформе MOODLE, в частности. Итоговые выводы оказались неожиданными: «Но вообще-то оценки аудиторного общения (живого) по всем показателям были выше. Это был удивительный тест. Мы воспринимали, что студенты они такие цифровые, они ориентированы, прежде всего, на Интернет. Оказалось, что они приходят в университет и им нужно «живое» общение. Даже сейчас коллеги проводят опрос, студенты на 3 равные части примерно разделяются. Некоторые считают, что MOODLE им вообще не нужен. Другие выступают за то, чтобы в равной степени должен быть и MOODLE, и очное-«живое» обучение. И, наконец, еще одна треть студентов, участвующих в опросе, хотела бы, чтобы электронной коммуникации было больше» (А.Ф.).

Желание «живого» общения российские исследователи объясняют [7], в частности, тем фактом, что именно во время обучения в высшем учебном заведении, благодаря либеральной и творческой университетской среде, у студенческой аудитории формируются ценности, оказывающие влияние на их манеру поведения в различных жизненных ситуация; студенты во многом при усваивании ценностей используют механизмы подражания и ориентируются на ценности, установки релевантных групп. Зачастую релевантной группой становится профессорско-преподавательский состав университета, который может быть образцом для профессионального подражания, поскольку одна из основных целей студента – это получение специальных знаний, навыков и компетенций, а также самореализация себя, как эксперта в определенной области. Преподаватель же – это человек, реализовавший эту цель, и, следовательно, являющийся неким символом успеха. Поэтому вполне объяснимо стремление обучающихся в профессиональной коммуникации получить межличностное взаимодействие с вполне конкретной, четко идентифицированной, реальной персоной педагога.

В противовес антиутопическим взглядам западных исследователей различных эффектов социальных медиа, определяющих их как «антиобщественную силу» (Copeland, 2011) [8], пространство без одиночества (ArmstrongMoore, 2010) [9] и территорию «риска отчуждения» (Pullella, 2011) [10], опрошенные преподаватели НИ ТГУ, прежде всего, подчеркивают потенциал социальных сетей, других электронных ресурсов в образовательных коммуникациях как идеальную сферу получения обратной связи (для всех участников коммуникационного взаимодействия): «…электронная среда как раз-таки позволяет высказаться студенту: с чем ты познакомился за семестр; она сегодня более комфортна, особенно для молодежи. У нас не было возможности, когда я учился, хоть как-то прямо\анонимно высказать свое мнение о курсе. Кроме обсуждения в группе нигде не отметишь, что курс, к примеру, был ужасный, и не надо его читать другим студентам. Сегодня же есть средства, которые помогут реально регулировать качество образования, исходя из того, что думают потребители этих услуг. Не хочу употреблять эти термины «потребитель», «поставщик», — они рыночные, и суть образования — не всегда предоставление какой-то услуги. Но, тем не менее, мнение тех, кто учится, здесь тоже очень важно (обратная связь!). Я говорю своим студентам, что вы можете ознакомиться с отчетами по работе с вашим курсом, чтобы понять — какие были пробелы, где проблемные места. Этот диалог порой может быть молчаливым, благодаря цифровым технологиям…Электронную образовательную среду я вижу, как такую демократичную систему, в которой формируются партнерские отношения между всеми представителями университета. Когда условия высшего образования подтолкнут к формированию этих отношений, тогда цифровые технологии, если их не изуродуют очередными новыми контролирующими законопроектами, станут отличной почвой для развития таких отношений и будущего процветания образовательной системы России» (В.С.). «…очень понравилось: моя коллега с факультета записала видео-отзыв на работы студентов. Она проверила ряд работ и в течение 10-11 минут делала скрин-каст, показывала типовые ошибки и выложила это в форум (на образовательной платформе MOODLE). В чем здесь, на мой взгляд, большой плюс? Во-первых, она сэкономила время на паре. Во-вторых, может, ей было легче высказать в экрансвои оценочные суждения. Также и студентам несложно посмотреть этот видеоролик. Сегодня ролики на YouTube стали очень авторитетным источником информации у молодежи. Полагаю, само представление отзывов о работах в формате «видео» заставит студента досмотреть его до конца» (В.С.).«Мне очень понравилось читать один отзыв недавний, что после освоения новых приемов в работе в MOODLE, преподаватель отметил, что студентам намного интереснее, и они даже требуют с нее всё новое и новое. Наши преподаватели пытаются придумать что-то особенное, поменять курс от семестра к семестру. Здесь появляется возможность использовать новые инструменты, которые добавляют какие-то новые возможности для улучшения электронных образовательных коммуникаций. Наверное, в этом сосредоточено ключевое изменение в запросе со стороны преподавательского состава. Сейчас они лучше и больше развиваются, наращивают свой арсенал и стараются больше понять возможности электронной образовательной среды» (В.С.).

Интересный разворот получает тема самопрезентации преподавателей, обучающихся в электронной образовательной среде. Что касается преподавателей, то все опрошенные эксперты отметили крайне неоднородное отношение к формированию собственного цифрового имиджа [11] со стороны университетских преподавателей: от отсутствия даже фотографии (не говоря уже о заполнении раздела «О себе») на персональных страницах официального университетского ресурса persona.tsu.ru/до постоянно обновляемых профайлов педагогов во всевозможных социальных сетях.


Рис. Скриншоты персональных страниц преподавателей НИ ТГУ (на ресурсах resona.tsu; Facebook)

Интервьюируемые полагают, что может происходить потеря репутационного капитала преподавателя из-за недооценки им потенциала электронных образовательных коммуникаций: «Если опять же вернуться в среду, которая должна быть цифровой и всем полезной, на мой взгляд, тут необходимо формирование новых потребностей, как у студентов, так и у преподавателей. Например, переход на электронные конспекты лекций. Сам я для некоторых курсов их сделал, и это довольно удобно. Если я вдруг уехал в командировку или заболел, даже если я и очное занятие провел, я могу оставить эту рутину с чтением в электронной среде, а встречу с обучающимися провести как-то более продуктивно, — мы можем разговаривать. К сожалению, сегодня мы все еще знакомы с картиной, когда преподаватель приносит рукописные листочки, давно подготовленные. Там может быть прекрасный лекционный материал, но тогда главенствует модель трансляции…» (В.С.). «По поводу презентации себя через электронный курс, это интересный вопрос, я в таком контексте даже не думал. Мне кажется, что здесь эта самопрезентация реализуется через качество материала, который вы предлагаете и то, насколько он интересен, удобен. Здесь нужно выделить несколько вещей: качество контента, обратная связь, то, как спроектировано задание. Задание — самая важная часть в курсе, оно должно формировать хоть маленький, но какой-то навык. Это все должно гармонировать» (В.С.). «У преподавателя нет пока мотивации и понимания — зачем ему конструировать этот цифровой образ. Возможно, потому что пока нет спроса со стороны студентов. Поэтому может быть правильнее объяснять студентам, а что интересного и полезного можно найти в профиле преподавателя. Чтобы «низы» захотели, тогда «верхи» бы об этом задумались» (А.Ф.).

Помимо усиления слабых связей [12] межличностные отношения в рамках электронной образовательной среды могут существенным образом влиять на формирование студента как будущего специалиста, в частности, посредством оформления его электронного портфолио [13] в течение всех лет обучения в университете: «… в планах в новом учебном году для студентов запустить либо обязательный модуль в рамках курса информатики, либо как-то по-другому. Мы планируем показать студентам как может конструироваться своя собственная среда, как она вырастаем помимо университета, как результаты работы, учебы в университете включаются в эту среду и уносятся с собой во взрослую жизнь, потом когда тебя уже исключили из MOODLE, например, у тебя уже нет доступа к курсам, к сделанным ранее проектам и так далее. Это… попытка работать с тем учебным пространством, которое пока, как практика показывает, в неосознанном виде есть у студента» (А.Ф.).


Рис. Скриншот страницы кафедры социальных коммуникаций НИ ТГУ в социальной сети Facebook, представляющей совместный (студентов и преподавателей) научно-исследовательский проект

Немного о будущем
В качестве актуальных трендов, влияющих на формирование дизайна электронных образовательных коммуникаций в ближайшей перспективе, экспертами были выделены следующие:
«Кстати, на последней конференции выяснилось: коллеги из Европы интересные вещи изучают, по различию восприятия субтитров и самого видео-контента. Это всё очень важно, как раз в контексте создания новых форм коммуникации в электронных курсах»;
«…зарубежом сейчас активно обсуждают такую тему, как включение нарративов.[14] Сегодня очень много внимания уделяется роли нарративов в обучении. И нарратив может быть разным, вы можете его сделать абстрактным, любым другим…»;
«мы с коллегой … придумали что-то вроде персонажа в курсе, основанном на определенной сюжетной линии. Геймификацию [15] многие критикуют, и есть за что, особенно когда она связана с бизнесом, но в образовании можно всякие интересные штуки делать в игровом формате»;
«в курсе могут быть культурные отсылки, как это часто бывает, к медиа-продукции, например отсылки к фильмам, играм, книгам, которые сейчас все знают. У нас вот такого нет, а в США есть научные работы про Beyoncé. [16] Почему нельзя сделать это у нас? Даже физики это делают. Посмотрите видео популяризаторов естественных наук, они там о-го-го что придумывают, чтобы показать, причем «на пальцах», как работает какой-нибудь закон» (В.С.).


Рис. Скриншот страницы на видеохостингеYouTube, представляющей лекцию известного российского консультанта в области стратегического маркетинга Александра Цукера
«Теория поколений. Поколение Z, как с ними взаимодействовать?»

По справедливому замечанию российского специалиста в области онтологии и теории познания И.Кужелевой-Саган [17]: «Волна компьютеризации, накрывшая общество, привела к глубоким изменениям самой его онтологии. Её характеризует не только коммуникативная сущность, но и гибридность как результат смешения двух миров: реального и виртуального. Это означает, что подавляющее большинство социальных коммуникаций сегодня происходят в Интернете и протекают как между реальными (хотя часто и анонимными) пользователями, так и между людьми и искусственными интеллектами (компьютерными программами)». В этом смешении виртуального и реального особым содержанием наполняются межличностные отношения и в области профессиональной, в частности, образовательной коммуникации: все большая цифровизация образовательных продуктов соседствует с желанием «живого общения» с преподавателем; доминирование диалоговых отношений дополняет установку на преобладание «слабых» связей, когда для выражения отношения требуется лишь клик мышкой на иконку нравится; визуализация контента начинает преобладать над любыми другими формами подачи материала преподавателя, включая видеоотчеты с анализом выполнения домашнего задания.

Источники и примечания
[1] Штраус У., Хоу Н. «Поколения: История Будущего Америки» [Электронный ресурс] URL:http://zillion.net/ru/blog/316/pokolieniia-x-y-z-kak-v-nikh-razobrat-sia(дата обращения: 18.01.18)
[2] Бычкова М. Н. Миллениумы: реальное «я» против виртуального? / М. Н. Бычкова // Социальные сети как площадка организации межличностных коммуникаций и перформанса идентичности цифрового поколения: сборник материалов исследования. Томск, 2016. С. 54-63. URL: vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000575952
[3] moodle.tsu.ru/(дата обращения: 18.01.18)
[4] mooc.tsu.ru/ru/(дата обращения: 18.01.18)
[5] Благодаря образованию люди не мирятся с действительностью, а перестраивают ее: www.hse.ru/news/edu/207069787.html (дата обращения: 18.01.18)
[6] Лучшие практики электронного обучения: материалы I методической конференции. -Томск: Изд-во Том.ун-та, 2015. — 58 с. elibrary.ru/item.asp?id=2408410; Лучшие практики электронного обучения: материалы II методической конференции. — Томск: Изд-во Том.ун-та, 2016. — 108 с. elibrary.ru/item.asp?id=26578018(дата обращения: 18.01.18)
[7] Кошман Н.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к будущей профессиональной деятельности в условиях студенческих творческих объединений // Сибирский педагогический журнал. 2013. №5 С.98-102.
[8] Copeland, L. (2011, January 26). The anti-social network.Slate, By helping other people look happy, Facebook is making us sad. Retrieved September 21, 2011, from www.slate.com/id/2282620/
[9] Armstrong Moore, E. (2010, June 21). Facebook, Twitter no place for the lonely. CNet News. Retrieved
September 21, 2011, from news.cnet.com/8301-27083_3-20008335-247.html
[10] Pullella, P. (2011, January 24). Pope warns of alienation risk in social networks. Reuters. Retrieved from http:// www.reuters.com/article/2011/01/24/us-pope-facebook-idUSTRE70N22P20110124
[11] «Цифровой имидж, под которым понимается многомерный, технологический, амбивалентныйкоммуникативно-управленческий феномен знаково-символической природы, возникающий в процессе восприятия субъектом или массой людей закодированного послания, актуализирующего в их сознании и подсознании соответствующие мотивы поведения и приводящего в действие механизмы идентификации, самоидентификации и самопрезентации» (Спичева Д. И. Формирование имиджа в процессе виртуальной межличностной коммуникации как проблема обретения идентичности человеком цифровой эпохи / Д. И. Спичева // Социальные сети как площадка организации межличностных коммуникаций и перформанса идентичности цифрового поколения: сборник материалов исследования. Томск, 2016. С. 101. URL: vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000575956 )
[12] Granovetter M. S. 1973. The Strength of Weak Ties.The American Journal of Sociology.78 (6): pp. 1360–1380.
[13] С примером реализации подобного проекта можно познакомиться в специальном разделе сайта НИУ «Высшая школа экономики»: www.hse.ru/ma/erp/news/198119763.html(дата обращения: 18.01.18)
[14] В российской педагогической практике использование нарратива в образовании исследовали Кутковская К.С. (https://cyberleninka.ru/article/n/narrativ-v-issledovanii-identichnosti), Фростовская Т.А. (https://cyberleninka.ru/article/n/narrativnaya-forma-predstavleniya-himicheskih-znaniy ), Шелехова Д.В. (https://books.google.ru/books?i) и др.
[15] БигайК. Что такое геймификация в образовании: dni.ru/bloggers/2017/1/19/359064.html.(дата обращения: 18.01.18)
[16] www.beyonce.com/album/ (дата обращения: 18.01.18)
[17] connect-universum.tsu.ru/page/people/ru/keyspeakers16/sagan/ (дата обращения: 18.01.18)
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.