ФРЕНДИНГ как феномен: анализ изменения семантики и появления неологизмов виртуального межличностного общения в социальных сетях

Blog by admin
Автор: Спичева Д.И.,
кандидат философских наук, доцент кафедры социальных коммуникаций,
Томский государственный университет.

Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (научный проект № 16-13-70004).

Онлайн словари определяют понятие «френд» двумя разными способами. Чаще всего как маркетинговую коммуникацию («коммерческий френдинг»), основанную на привлечении друзей с целью продвижения своего продукта, услуги, идеи. («Академика», SMM-словарь «Прогрессиум», «Глоссарий интернет-маркетинга», портал о цифровых технологиях «Лайкни» и др.). Гораздо реже встречаются определения другого плана, которые характеризуют «френдинг» как процесс добавления в друзья некоторого количества пользователей в социальной сети с учетом потребностей каждого из участников коммуникации («Нетология», «Русская энциклопедия «Традиция»» и др). При этом отмечается, что «вопреки семантике френды бывают друзьями чуть чаще, чем иногда» [1].

Статистика пользовательского интереса к слову «френдинг» невысока, в среднем чуть больше 140 показов в месяц. Чаще всего пользователей интересует:
— «френдинг сервис» с целью поиска сервиса продвижения своих продуктов или услуг среди целевой аудитории;
— «белый френдинг», под которым подразумевается, что прежде чем отправлять запрос на добавление в друзья, сначала пользователь вступает в переписку с возможным «френдом» посредством комментариев, знакомится с его страницей в соцсети и только потом принимает решение о добавлении его в друзья («белый френдинг» в маркетинге считается более эффективным инструментом продвижения, чем любой другой);
— «френдинг вконтакте» и «френдинг вк текст приглашения», можно предположить, что некоторые пользователи испытывают неудобство и не знают с чего начать, чтобы пригласить незнакомого человека в друзья, поэтому ищут подсказки, как это сделать по правилам нетикета (следовательно, синонимичная связь значений дружбы оффлайн и френдинга еще не совсем стерлась – определенное количество пользователей избирательно относятся к дружбе в социальных сетях).

Результаты оффлайн-анкетирования молодых людей с вопросом дать определение френдингу отличаются от значений, полученных посредством статистического анализа пользовательского интереса с помощью специальных интернет-сервисов. При оффлайн-анкетировании 92,3% респондентов под френдингом понимают процесс добавления в друзья в социальных сетях с целью расширения круга общения и получения возможности найти новых близкий друзей в Интернет-пространстве. При этом дружбу оффлайн большинство участников анкетирования считают абсолютн6ым синонимом френдингу.

По данным сервиса IQBuzz 2 495 уникальных документов из 140 интернет-источников интересуют около 1,3 млн пользователей. На тему френдинга в рунете публикуется в среднем 6,8 сообщений в день. Интересно, что поисковая активность по данной теме возрастает в летние месяцы. Предположительно это связано с поиском друзей для путешествий, известно, что поездка вдвоем или даже компанией обходится дешевле.
Большая часть источников, публикующих контент по френдингу, относится к записям в соцсетях (46,6 %) и постам (39,5 %). 7% пользователей готовы делиться комментариями или новостями (5,4 %) по этой теме. В микроблогах или сообщениях на форумах эта тема встречается крайне редко (1,2 % и 0,3 %, соответственно).
Более половины сообщений о френдинге сосредоточено в социальной сети «ВКонтакте» (50, 1 %), довольно большой процент постов зафиксировано в «Livejournal» — 34,6 3 %. Всего 3,1 % сообщений по этой теме находим в Instagram. Еще меньше — в Twitter (1,3 %), Facebook (0,2 %), Одноклассники (0,2 %) и др.

Тема френдинга не вызывает сильных эмоций у пользователей — 88,1 % публикаций имеют нейтральную окраску, 10,1 % позитивную и только 1,7 % публикаций так или иначе связаны с негативом.

И мужчины, и женщины интересуются френдингом примерно в равных пропорциях (54,6 % и 45,4 %).

Больше всего к этой теме обращаются 26 – 35-тилетние авторы. На втором месте – люди 36 – 45 лет, на третьем – 16 – 25-тилетние. Тем, кому младше 16-ти и старше 56, эта тема не очень интересна и они редко инициируют сообщения по данной тематике.

Ключевые слова тематики френдинга: большой, видеть, два, дом, друг, жизнь, знать, мочь, новый, хороший, хотеть, человек. Чуть реже встречаются такие слова, как деньги, любить, мир, понимать. Анализ семантики этих слов демонстрирует, что для пользователей дружба является одним из жизненных приоритетов. Они надеются найти в сети хорошего, большого, понимающего друга. Можно сказать, что семантика ключевых слов в поисковых системах отличается от наиболее распространенного значения этого слова в онлайн-словарях. Если в первом случае на первый план выходит маркетинговая составляющая этого понятия, финансовая выгода, которую получает пользователей от френдинга; то семантика ключевых слов демонстрирует, что индивидуальные пользователи ожидают от френдинга эмоциональной реакции, похожей на межличностную дружескую коммуникацию онлайн. Скорее всего это противоречие объясняется тем, что онлайн-словари больше ориентированы на объяснение неологизмов для профессиональной сферы, а индивидуальный пользовательский интерес сосредоточен прежде всего на межличностных отношениях.

Источники и примечания
[1] lurkmore.to/%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.