ВИРТ как феномен: анализ изменения семантики и появления неологизмов виртуального межличностного общения в социальных сетях

Blog by admin
Автор: Спичева Д.И.,
кандидат философских наук, доцент кафедры социальных коммуникаций,
Томский государственный университет.

Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (научный проект № 16-13-70004).

В официальных словарях определение «вирта» в том понимании, в котором это слово используется в социальных сетях, не встречается. В народной онлайн-энциклопедии «Википедия» про «Вирт» можно узнать только то, что так называется первая книга Джеффа Нуна 1993 года, которая входит в трилогию с другими произведениями автора («Пыльца» и «Нимформация»). В авторском понимании Вирт – это мир альтернативной реальности, в которой становятся осязаемыми образы человеческих фантазий, обретают реальность сны и мифы.

Понятно, что «вирт» — это интернет-неологизм, определение которого можно встретить только в неформальных онлайн-словарях. В рунете под «виртом» понимается виртуальный секс, сексуальное общение посредством компьютера и интернета, («Lurkmore», Словарь синонимов «ASIS» В.Н. Тришина, Словарь компьютерного сленга, Словарь молодежного сленга «Teenslang», «Slovoborg», «Slovonovo» и др.). Синонимом вирта может быть слово «ролка» (от «ролевая игра»). В научных статьях вирт часто рассматривается как одна из форм зависимости.

Интересные результаты получаются при сопоставлении значений слова «вирт», представленных в онлайн-словарях и определений этого понятия, данных молодыми людьми 22-х – 25-ти лет. Пользователи именно этой возрастной категории наиболее активно интересуются темой вирта по данным сервиса IQBuzz. В исследовании участвовали 94 человека. В отличие от распространённого в социальных медиа определения вирта, 46,15% респондентов под виртом понимают обычное виртуальное общение, участники которого активно используют визуальные возможности интерне-коммуникации, связанного с использованием смайликов, обменом картинками, видеосвязи. Молодые люди, давшие такое определение вирту, считают такой вид общения абсолютным синонимом реальному межличностному взаимодействию и общению между людьми. Правда, при этом отмечают, что это не всегда искреннее и близкое общение (впрочем, как это бывает и в реальной жизни). Наполовину меньшее количество респондентов (23,8%) считают, что вирт – это выражение симпатии в сети между партнерами противоположного пола, романтические отношения и флирт. И лишь 11,54% относят вирт к отношениям сексуального характера, являющиеся средством исполнения сексуальных фантазий. Наконец, для 7,69% опрошенных вирт не изменил свое первоначальное значение со времен книги Д. Нуна, под виртом ими понимается просто виртуальное пространство.

В последнее время поисковыми системами ежемесячно фиксируется около 11 000 поисковых запросов со словом «вирт» (согласно статистическим данным ресурса Яндекса WordStat). Статистика по словам показывает, что наибольшей популярностью пользуются запросы: «вирт чат» (45 768) и «вирт секс» (28 511). Анализ поисковых запросов позволяет отметить, что большинство пользователей ассоциируют вирт с сексуальными отношениями, по большей части их интересуют бесплатные ресурсы для занятий виртом без регистрации. Большую долю запросов составляет поиск для вирта партнеров нетрадиционной сексуальной ориентации (около 2000) и ресурсы порнографического содержания (около 1500 запросов).

Классификацию вирта можно провести по разным основаниям. В зависимости от гаджета, используемого для этой цели выделяют: голосовой вирт по телефону, SMS-вирт (совместное написание с партнером одного эротического рассказа, в котором они принимают участие как главные герои); MMS-вирт (партнёры обмениваются не только текстовыми сообщениями, но и откровенными фотографиями); вирт посредством специальных интернет-чатов и мессенджеров, в большинстве случаев с использованием веб-камеры, позволяющей видеть и слышать партнера в реальном времени.

Вирт чат – это сайты виртуальных знакомств, на которых можно вести переписку с партнером по общению или даже общаться посредством веб-камеры. Существуют даже обучающие видеоролики, которые подробно описывают «технологию» «видеовирта». Такой формат межличностных отношений относится современными пользователями к развлечениям и именно так позиционируют и рекламируют себя многочисленные сайты, предлагающие организовать вирт.

Подобный вид услуги есть и в скайпе, но, в отличие от скайпа, на специальных сайтах общение происходит анонимно, без регистрации. Именно поэтому пользователи отдают предпочтение специальным сайтам перед скайпом. Можно выделить несколько типов «уникальных торговых предложений» данных сайтов:
1) «безопасные» сексуальные отношения на расстоянии без обязательств,
2) виртуальная любовь, имеющая перспективы перерасти в реальные близкие отношения,
3) возможность найти друга из другой страны для языковой практики.
Рейтинг популярности этих предложений имеет именно такую последовательность.

Наибольшей популярностью пользуются сервисы, так называемые «вирт-рулеткой». Ресурс соединяет партнеров автоматически. Общение начинается одним нажатием кнопки для старта чата и вторым нажатием кнопки необходимо разрешить доступ к веб-камере. В случае, если собеседник не понравился пользователю, он просто нажимает другую кнопку и соединение устанавливается со следующим партнером.

Для анализа контента в социальных сетях с использованием слова «вирт» применялись разнообразные инструменты сервиса IQBuzz. Зона охвата этого сервиса насчитывает более 10 социальных сетей, среди которых Facebook, Twitter, ВКонтакте, Мой Мир, Instagram, 4sq, LiveJournal, LiveInternet, Google+, YouTube, RuTube и др. С помощью этого сервиса удалось определить активность и тональность сообщений, связанных с виртом.

Результаты анализа 2501 документов из 38 различных источников в социальных сетях показывают, что в среднем в месяц публикуется 83,3 сообщений по этой теме. Более 3,5 миллионов человек ежегодно обращают внимание на этот контент.

Преобладающими типами контента по данной теме являются: 69,9 % контента по данной теме составляют комментарии, 24,9 % — записи в соцсетях (ВК, ОК, FB), 1,2 % имеют статус новости, 0,5 % — микроблоги (статусы в твиттере), 0,1 % — сообщения на форумах, менее 0,1% — видеоконтент, 34 % составляют сообщения других типов. Эта тема активно обсуждается во многих блогах.

Абсолютное большинство этих сообщений представлено в социальной сети «ВКонтакте» (90,8%). Заметно менее активно эта тема обсуждается на других популярных (и не очень) ресурсах социальных медиа: Livejournal (3,1 %), Twitter (0,4 %), Instagram (0,1 %) и др.

Демографические характеристики пользователей, интересующихся данной темой, показывают, что мужчины и женщины примерно с равным интересом реагируют на сообщения о вирте (57,7 % — это мужчины, 43,3 % — женщины). Из них большинство авторов возраста 16 – 25 лет, на втором месте те, кому 26 – 35 лет, активно этим вопросом интересуются несовершеннолетние (младше 16-ти лет), они на третьем месте. Пользователи от 36 до 55 лет еще сохраняют некоторый интерес к этой теме. А люди более старшего возраста практически не участвуют в обсуждении этой темы.

Облако тегов (ключевых слов), связанных с виртом, выглядит следующим образом: девушка, жесткий, искать, писать, фото, хороший, хотеть, встреча, друг, реальный, общение, первый, парень, переписка, секс, удовольствие, приват. Семантический анализ данных ключевых слов позволяет с большой долей вероятности сделать предположение о том, что виртом интересуются пользователи в связи с поиском партнера (чаще всего, девушки) для приватных анонимных онлайн-встреч с целью получения физического удовольствия.
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.