ТРОЛЛИНГ как феномен: анализ изменения семантики и появления неологизмов виртуального межличностного общения в социальных сетях

Blog by admin
Авторы: Спичева Д.И.,
кандидат философских наук, доцент кафедры социальных коммуникаций,
Томский государственный университет.

Носова С.С.,
старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций,
Томский государственный университет.

Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (научный проект № 16-13-70004).

Словарные статьи о троллинге практически идентичны. Троллинг определяется как намеренная провокация, агрессивное поведение, чаще в социальных сетях и на форумах в сети Интернет, с целью создания конфликтных ситуаций, травли и унижения какого-л. лица, группы лиц в результате ответных флеймов [1], холиваров [2], лулзов [3], оффтопиков [4] (Словарь молодежного, компьютерного и другого сленга и жаргона «Slanger», «Толковый словарь современного интернет-сленга», Словарь молодежного сленга «Teenslang», «Луркморье», «Нетология» и др). В большинстве источников отмечается, что это чаще всего анонимные сообщения с фейковых аккаунтов. Главный результат троллинга – вовлечь как можно больше пользователей в бесполезную конфронтацию и вызвать хаос в коммуникации.

Троллинг может быть результатом запланированной акции, имеющей скрытые имиджевые или экономические цели организации или конкретного пользователя или даже инструментом информационной войны. Но троллинг нередко встречается и в обычной межличностной интернет-коммуникации. Во втором случае целью троллинга является привлечение внимания пользователя к своей персоне с целью произвести впечатление, стать популярным. Психологи объясняют причины такого поведения наличием комплекса неполноценности, желанием тролля (инициатора троллинга) скрыть свое разочарование в жизни или просто отвлечься от рутины.

50 % респондентов, отвечавших на вопросы об определении понятия «троллинг» оффлайн, согласны с тем, что это бесполезная, бесцельная односторонняя коммуникация с целью поиздеваться над другим пользователем, спровоцировать эмоциональный нерешаемый конфликт. Она происходит в формате подчеркнуто неуважительных, грубых, саркастических высказываний в адрес оппонента, которые можно даже назвать «вербальным насилием». Это длительный процесс травли, социальной провокации. Чуть более четвертой части респондентов (26,92%) считают, что к троллингу не надо относиться серьезно, это всего лишь язвительное высказывание в адрес другого пользователя, насмешка, подтрунивание, «подкол», главная цель которого – «дотсать» собеседника, вывести из состояния равновесия. 11,54% молодых людей считают этот формат межличностной коммуникации самым подходящим для выражения своей ненависти и презрения к другому пользователю. О том, что это осознанное действие, имеющее целью вызвать ссору пишут 7,69% опрошенных. 3,85% участников анкетирования не вкладывают в это понятие сильной эмоциональной реакции, связывая его всего лишь с критикой. Такой же процент опрошенных видят целью троллинга настроить общественность против конкретного пользователя или его поста в социальной сети.

Троллингом ежемесячно интересуются больше, чем 140,5 тыс. пользователей. Это понятие в настоящее время существует и в реальном и виртуальном пространстве с разными значениями. На первом месте среди поисковых запросов – интерес, связанный с просмотром троллинга компьютерного героя (или пользователя, управляющего героем?) игры Майнкрафт различными видеоблогерами. На втором месте оказываются поисковые запросы, связанные с пониманием троллинга как реального процесса ловли рыбы с моторной лодки и связанного с ним поиском воблеров [5] для рыбалки.

При анализе около 100 уникальных источников о троллинге, расположенных на 2,5 тыс. интернет-ресурсах выяснилось, что ежедневно по этой теме публикуется около 6,8 сообщений в день. Эти публикации читают более 30 000 пользователей в течение года.

Более половины сообщений по данной теме (65,3 %) являются записями в соцсети, 21.1 % — комментариями, постами – 7,3 %. Остальное – это новости, микроблоги, сообщения на форумах, видео.

Подавляющее число публикаций имеют нейтральную эмоциональную окраску (91,8%), полярно негативных и позитивных отзывов примерно поровну (3,4% и 4,7% соответственно), 0,1 постов имеют яркую эмоциональную окраску смешанного характера (негативного и позитивного одновременно).
Самая распространенная площадка для троллинга – социальная сеть «ВКонтакте» (76%), остальные 24% составляют площадки Livejournal, Ютуб, Твиттер, Инстаграмм, Одноклассники и др.
Демографические характеристики поисковых запросов показывают, что мужчины интересуются этой темой в 2 раза чаще, чем женщины (66,3% и 33,7% соответственно). Чаще всего о троллинге пишут 26 – 35-тилетние, чуть меньше эта тема интересует пользователей от 16 до 25 лет и от 34 до 46 лет. Меньше всех этой темой интересуются люди среднего (45 – 55 лет), детская аудитория младше16-ти лет и люди старшего возраста 56 – 65 лет. Те, кому больше 65 лет проявляют слабую активность в этом вопросе.

Рейтинг ключевых слов, связанных с темой троллинга выглядит следующим образом. На первом месте слова: большой. Вложение, война, жизнь, игра, история, качество, любовь, мир, новый последний, ссылка, хороший, человек, черный. На втором – день, дом, Россия, смотреть. Чуть реже встречаются слова: женский, звездный, мужчина, первый, сериал и др. Семантический анализ ключевых слов свидетельствует о том, что троллинг интересует пользователей в первую очередь как инструмент бизнес-коммуникаций, предприниматели ищут в Интернет ответы на вопросы, стоит ли вкладывать деньги в этот инструмент и простраивают возможные последствия его применения в бизнесе. Справедливости ради стоит заметить, что это один из инструментов информационной войны, методы которой часто применяются в интернет-коммуникациях для бизнеса. Другая группа коннотаций, связанных с троллингом, приналежит любителям игры Майнкрафт. Эта игра известна большим количеством видеороликов, снятых блогерами во время прохождения той или иной стадии с комментированием происходящего на экране. Третья группа значений имеет политический подтекст — взаимоотношения России и США, освещаемые в средствах массовой информации, пользователи воспринимают как взаимный троллинг. Троллинг в сфере межличностных отношений по популярности среди пользователей находится на четвертом месте. И, судя по ключевым словам, он связан с отношениями между полами. Интересно отметить, что в данном случае имеют место быть не столько персональные коммуникации и троллинг конкретных людей, сколько взаимный троллинг по гендерному принципу, когда троллингу подвергается собирательный образ женщины или мужчины, высмеиваются стереотипы женской и мужской картины мира. В таком формате — через ироничную интерпретацию сюжета и высмеивание героев популярных сериалов — поддерживается интерес к сериалам разного рода, что подтверждается тематикой ключевых слов.

Примечания
[1] Флейм (от англ. «flame» — пламя) — часто возникающая во время общения в интернете ситуация, при которой участники разговора начинают обмениваться вместо содержательных сообщений посланиями, несущими негативный эмоциональный заряд (эпиграммами).
[2] Холивар (от англ. 2holy war» — священная война) — бесконечные прения непримиримых оппонентов.
[3] Лулзы (от англ. «I did it for the lulz») — качественный юмор.
[4] Оффтопик (от англ. «off topic» — вне темы, сокр. «OT») — сетевое сообщение, выходящее за рамки заранее установленной темы общения или комментарий в дискуссии, не имеющий отношения к обсуждаемому вопросу.
[5] Воблер – объемная приманка для ловли хищной рыбы.
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.