ФОЛЛОВИНГ как феномен: анализ изменения семантики и появления неологизмов виртуального межличностного общения в социальных сетях

Blog by admin
Автор: Спичева Д.И.,
кандидат философских наук, доцент кафедры социальных коммуникаций,
Томский государственный университет.

Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (научный проект № 16-13-70004).

Своеобразным синонимом френдинга считается фолловинг. Определения этого понятия в онлайн-словарях разнятся. В одних источниках считается, что это процесс поиска и добавления подписчиков на микроблоги в Twitter («SEO — Энциклопедия», «Нетология», «Толковый словарь русского языка ХХI века» и др.). В других источниках фолловинг представляется как подписка на интересующую пользователей ленту новостей из любых ресурсов («Словарь молодежного сленга», «SMM-словарь», «Глоссарий интернет-маркетинга»). В этом смысле о подписчиках говорят «фолловеры». Есть определения, указывающие на то, что о фолловинге идет речь в случае взаимной подписки. Так обычно характеризуют фолловинг на страницах онлайн-словарей рекламных сервисов («WebEffector», «Apex», «Invest Media» и др.).

Результаты оффлайн анкетирования молодых людей не противоречат словарным статьям в Интернет о фолловинге, но расширяют значение этого слова. Третья часть респондентов (30,77%) считают фолловинг практически синонимом френдингу с тем только отличием, что это не просто добавление в друзья, а подписка на страницу интересующего человека с целью наблюдения (часто даже подглядывания) за его жизнью, как фанаты следят за деятельностью своего кумира. Фолловинг связан с активным поиском информации об интересующем пользователя субъекте. Чуть большее число опрошенных (34,62%) ключевым составляющим семантики слова «фолловинг» считают мотив следования за интересующим человеком, желание подражать ему. По представлению многих пользователей фолловинг ассоциируется со взаимностью отношений, часто фолловеры ожидают взаимной подписки на свою страницу в ответ на свое аналогичное действие, или, как минимум, ожидают ответной реакции в виде лайков постов фолловера. Почти треть участников анкетирования (26,92%) видят в фолловинге отрицательную коннотацию, связанную с наблюдением, слежкой, преследованием – действиями, стирающими барьеры общения.

Фолловингом ежемесячно интересуются чуть более 4 тыс. пользователей. Чаще всего ищут информацию, связанную с фолловингом в Инстаграм, что связано с активностью данной социальной сети по рекламе специальных сервисов раскрутки того или иного аккаунта в Инстаграм.
За последний год по фолловингу зарегистрировано 2500 уникальных документов на 50 источниках. Большая часть этих сообщений (90 %) имеют нейтральную эмоциональную окраску, 3,5 % позитивных высказываний и всего 0,5 % негатива. В среднем фиксируется 6,8 сообщений в день по этой теме. Более 9000 пользователей ежегодно читают сообщения по этой теме.

Результаты анализа активности источников, публикующих информацию о фолловинге, соответствуют усилиям Инстаграм по рекламе своих сервисов, помогающих тому или иному аккаунту набирать фолловеров. В этой социальной сети зарегистрирован максимальный объем всех годовых публикаций по данной теме – 67,9 %, 15 % сообщений об этом зарегистрировано в «ВКонтакте», 7,6 % — в «Twitter». Остальные источники имеют незначительный объем таких публикаций. 69,1 % этих публикаций имеют характер постов, 14,1% — записи в социальных сетях, 7,7 % — микроблоги, 7,1 % — новости. Остальное составляют комментарии (2 %) и сообщения на форуме (0,1 %).

Демографическая характеристика пользователей, интересующихся фолловингом, отличается от такой же характеристики аудитории, запрашивающей информацию о других формах межличностной коммуникации. Если в предыдущих случаях гендерный состав аудитории разделялся примерно поровну на мужчин и женщин, то интересующиеся темой фолловинга в основном женщины 78,8 %, мужская аудитория составляет лишь 21,5 %. Самая активная аудитория фолловинга – пользователи 16 – 25 лет, чуть менее активны в этой тематике — 25 – 35-тилетние. Люди 36 – 45-ти лет находятся на третьем месте этого возрастного рейтинга интереса. Те, кому младше 16-ти, проявляют свою активность в этом вопросе. А все возрастные категории старше 46-ти лет почти не интересуются данной проблематикой.

Облако тегов фолловинга составляют следующие ключевые слова: бизнес, бизнес дома, взаимные лайки, подписчик, продажа, работа и др. Все эти перечисленные ключевые слова соответствуют смысловому полю значений определений этого понятия. Однако, есть и дополнительные смыслы. Так, в облако тегов входит и ряд географических названий, связанных со словом фолловинг: Воронеж, Грозный, Дагестан, Ингушетия, Москва, Ленинград, Питер, Чечня. Эти города и страны упоминаются в связи с фолловингом по причине топовых просмотров ресурсов, авторы которых при их размещении указали в качестве хэш-тегов слова «фолловинг» и названия города или страны.
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.