Формирование имиджа города Томска, как инновационного центра в новых медиа

Blog by admin
Саблина М.В., факультет психологии, Кафедра социальных коммуникаций, Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Статья посвящена анализу проблемы позиционирования города Томска как одного из важнейших инновационных центров России с высоким научно-образовательным и креативным потенциалом. В статье ведется информационный аудит региональных печатных источников, отображенных в новых медиа, о наличии в них трансляции акцентов образа инновационного развития города Томска. Анализ современных медиа базируется на мониторинге интернет-пространства в плане присутствия образа Томска как инкубатора инноваций и технологий на официальных порталах и в социальных сетях. Результатом проведенных исследований является проверка соответствия формирования информационных образов, представленных в административных программах, и их отображения в киберпространстве.

Ключевые слова: имидж региона, позиционирование региона, межрегиональная конкуренция, региональные медиа, интернет-имидж, информационный аудит, инновационное развитие.

Тема формирования имиджа территорий особенно актуальна для регионов страны в свете продолжающегося экономического кризиса, в подобного рода условиях обостряется конкуренция между отдельными регионами за ресурсы, инвестиции и целевые программы развития. Несмотря на растущее чувство патриотизма и большие амбиции, репутация регионов внутри страны в некоторых аспектах порой ухудшается. Регионы Российской Федерации остро нуждаются в укреплении своих социально-экономических позиций, усилении конкурентных преимуществ и повышении инвестиционной привлекательности.

Имидж территории – это набор образных и эмоционально окрашенных представлений людей, которые возникают по поводу набора особенностей заданной территории. Репутация территории выступает как объективно сложившаяся и подтвержденная практикой совокупность убеждений и рациональных мнений о территории, сформировавшихся у человека на основе полученной достоверной информации, личного опыта взаимодействия или опосредованных контактов с регионом.

Имидж территории инновационного развития строится как обобщающая характеристика состояния и возможностей ее научно-технического и социально-экономического фондов развития. Формирование имиджа региона обеспечивает привлечение внимания к территории, создает возможности для продвижения интересов, улучшение инвестиционного климата, привлечение дополнительных ресурсов к развитию региональной экономики.

Анализ формирования имиджа территории в настоящей статье производится с позиций анализа социально-экономической системы, а также с точки зрения изучения инновационных процессов, обеспечивающих эффективную адаптацию системы к изменяющимся внешним факторам. Базовым посылом является то, что стимулами формирования и развития имиджа субъекта служат экономические интересы стейкхолдеров.

Метод исследования основывается на выявлении основных декларирующих образах имиджа сформированными административными программами и департаментом по инновационной деятельности администрации Томской области. Изучение метафор, заложенных в дорожных картах проектов и программ развития территории. Сформированные информационные сообщения подвергаются проверке дескриптора в сети Интернет, отклики цифровых сообщений являются реальной картиной имиджа субъекта воспринимаемой из вне.

На территории города Томска и области действуют регулирующие документы государственной поддержки, а также программы инновационного развития:

1. Государственная программа «Развитие предпринимательства в Томской области» на 2015 – 2020 гг.
2. Государственная программа «Развитие инновационной деятельности и науки в Томской области».
3. Программа 1 «Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области» государственной программы «Развитие предпринимательства в Томской области».
4. Инновационный территориальный центр «ИНО Томск’2020».
5. Муниципальная программа муниципального образования «Город Томск» «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2015 – 2020 гг.
6. Региональный информационный портал.

По версии ассоциации инновационных регионов России (АИРР) на 2017 год в рейтинге инновационных регионов России Томская область занимает 4 место и входит в группу «сильные инноваторы».

Уникальной территорией для России Томскую область делает развитие инноваций в области науки и образования, это напрямую инициируется университетами, научными институтами, исследовательскими кластерами, инновационными компаниями, также подкреплением всех сфер поддержкой региональной власти. В Томской области создана обширная инновационная инфраструктура, предоставляющая условия для непрерывных

процессов создания конкурентоспособной наукоемкой продукции, повышения инновационной активности предприятий и развития наукоемкого предпринимательства.

Согласно концепции проекта инновационного развития города Томска и области «ИНО Томск’2020» приоритетными направлениями развития являются технические инновации в сфере медицины, информационных технологий, разработка программного обеспечения и предпринимательства.

Таким образом выявлены основные метафоры формирования имиджа Томска как инновационного центра страны, представленные в программах развития:

  • Предпринимательство
  • Начинающие бизнесмены
  • Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск»
  • Научно-технологическое развитие
  • Научно-техническая инициатива
  • Город IT
  • Биомедицина Сибири.

Из выше представленных метафор сформированы цифровые сообщения, по которым простой обыватель совершает поиск интересующей его информации, в рамках темы производимых исследований:
  • Стартап Томск
  • Технические инновации
  • Инновационной Томск
  • ОЭЗ Томск
  • IT Томск
  • Инновации медицины.

Ответ полученный на первые два цифровых сообщения из всемирной сети раскрывает суть запроса только косвенно, поисковик подбирает большое количество статей, освещающих прошедшие мероприятия города. Лишь к пятой странице поисковая система синхронизирует пользователя с сайтами, позиционируемыми административным ресурсом региона.

Формулировка «инновационный Томск» является официальным слоганом инновационной политики города, фраза закреплена в публичных выступлениях лидеров региона, печатных изданиях и новостных программах, а также легко инициируется жителями города и страны как синоним города Томска и области. Поэтому при ответе на данный запрос поисковая система с легкостью направляет пользователя на официальный портал «inotomsk.ru. Все об инновациях, науке и образовании» в первой строке, четвертой строкой является портал проекта «ИНО Томск’2020».

Запрашиваемое сообщение «ОЗЭ Томск» дает пользователю только общую информацию, описывающую особую экономическую зону города, однако, уже во втором сообщение поисковик направляет на инвестиционный портал Томской области.

Запросы об информационных технологиях и инновациях в медицине получают ответы, но к сожалению, имеют ограничения в том, что необходимый ответ пользователь должен искать самостоятельно. Поисковая система выдает большое количество информационных и освещающих статей, подходящих для ознакомления с интересующей темой. Для погружения в изучаемый вопрос необходимо приложить не мало сил для поиска информации.

Подводя итоги проведенного исследования можно сделать выводы о том, что администрация Томской области активно ведет деятельность по инновационному развитию региона, а также ведется работа над формированием имиджа города Томска, как инновационного центра страны. Однако, после произведенной проверки дескриптора в сети Интернет, формулировка информационных сообщений административных программам не совпадает с запросами обыденного пользователя.

В целом формирование имиджа города Томска, как инновационного центра России укрепляется в системе новых медиа. Создание образа инновационной территории производится через поддержку государственных программ, создание условий для ведения наукоемкого предпринимательства и конкурентоспособной наукоемкой продукции. Администрация Томской области поддерживает инновационную деятельность в том числе и для укрепления внутренней экономики, усиления значимости отечественного производителя, а также для улучшения уровня жизни.

Список использованных источников и литературы:
1. Портал департамента по инновационной деятельности администрации Томской области // Электронный ресурс – режим доступа: innovation.tomsk.gov.ru/ (дата обращения 22.11.2018).
2. Портал ИНОТОмск. Инновационный территориальный центр // Электронный ресурс – Режим доступа: ino-tomsk.ru/ru/inotomsk/inotomsk (дата обращения: 21.11.2018).
3. Портал inotomsk.ru. Все об инновациях, науке и образовании // Электронный ресурс – Режим доступа: inotomsk.ru/ (дата обращения: 21.11.2018).
4. Рейтинг инновационных регионов России: версия 2017. Ассоциация инновационных регионов России.
Научный руководитель: Спичева Дина Ивановна, кандидат философских наук, доцент кафедры социальных коммуникаций Национального исследовательского Томского государственного университета.
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.