БЛОГ КАК ПЛАТФОРМА САМОПРЕЗЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ (АНАЛИЗ РУССКОЯЗЫЧНОЙ БЛОГОСФЕРЫ)

Авторы: Гужова И.В., Кухоренко Л.Ю., студентка I курса бакалавриата по направлению
«Реклама и связи с общественностью» ФП НИУ ТГУ

Аннотация
В статье блогосфера представлена как коммуникационная платформа, где молодые люди могут не только удовлетворять потребность в самовыражении и общественном признании, но и целенаправленно конструировать свой виртуальный образ для достижения творческого или профессионального успеха. Анализ русскоязычной блогосферы направлен на определение популярности тех или иных блог-платформ среди молодежи, выявление их релевантности целям самопрезентации блоггеров, а также характеристику наиболее распространенных видов, форм и приемов самопрезентации, используемых в молодежном блоггинге.



Тема доклада: БЛОГ КАК ПЛАТФОРМА САМОПРЕЗЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
(АНАЛИЗ РУССКОЯЗЫЧНОЙ БЛОГОСФЕРЫ)


Для современной молодежи Интернет стал излюбленной «средой обитания», поскольку Интернет-коммуникация открывает дополнительные возможности для удовлетворения наиболее актуальных для молодых людей социальных потребностей: в общении, общественном одобрении и самовыражении. Именно они предопределяют значимость самопрезентации как технологии формирования впечатления о себе.

Феномен самопрезентации был впервые теоретизирован в рамках социальной психологии. И. Гофман, последователь символического интеракционизма, рассматривал самопрезентацию как процесс «исполнения», когда человек, словно актер, примеряет разные роли в зависимости от целей и ситуации, т.е. как «театрализованную» форму социального поведения, драматическое разыгрывание желаемого образа [6].

Подробный анализ современных социально-психологических концепций самопрезентации мы встречаем в статье Н.А. Федоровой [10]. Среди теорий, описанных Н.А. Федоровой, наибольший интерес в контексте проблематики нашей работы представляют мотивационные теории, авторы которых выявляют базовые мотивы самопрезентации: мотив власти (Е. Джонс и Т. Питтман), мотив самоконструирования и поддержания позитивной самооценки (Б. Шленкер), мотив самовыражения (Р. Харре), самораскрытия (Р. Баумайстер), мотив достижения и избегания неудачи (Р. Аркин, А. Шутц). Таким образом, самопрезентация предстает полимотивированной активностью, которая может иметь целенаправленный осознанный характер, но может быть и спонтанной, неконтролируемой, как в случае самораскрытия, самовыражения человека.

В данной работе самопрезентация интересует нас в аспекте «управления впечатлением», «заботы о собственном имидже» (Д. Майерс), формирования «образа для других» (Е. Перелыгина), «приобретающей» самопрезентации (Р.Аркин, А. Шутц), для которой характерен выбор адекватных ролей и задач (соответствующих социальному положению, образованию и пр.), выбор социальной среды, соответствующей уровню идентификации субъекта (общение с равными себе по статусу индивидами). Такая самопрезентация характерна для той части молодежи, которая конструирует свою виртуальную личность, исходя из мотивации достижения успеха, которая стремится к максимальной творческой и профессиональной самореализации.

Осознание блог-коммуникации как эффективного средства трансляции имиджформирующей информации, умелое использование вербальных и невербальных приемов самопрезентации в Интернет, в частности, в блогосфере, способствует повышению конкурентоспособности молодых людей в профессиональной или творческой среде. Почему блоггинг представляется наиболее релевантным способом «приобретающей» самопрезентации в Интернет?

Среди интерактивных Интернет-платформ (форумов, чатов, сетей) каждый молодой человек выбирает площадку для общения, исходя из не всегда осознаваемых мотивов (целей) самопрезентации. Электронное пространство дает возможность конструирования необходимой виртуальной личности или личностей, что порождает проблему связи виртуальной самопрезентации с реальной идентичностью [7].

Активное экспериментирование с собственной идентичностью в Интернет мы наблюдаем в чат-коммуникации. В диссертации З.С. Завьяловой выявлены особенности самопрезентации в чат-коммуникации, среди которых, тяготение к карнавализации, конструирование альтернативы реальной личности. Один из выводов З.С. Завьяловой относительно проблемы идентичности личности в Интернет-общении особенно важен в рамках данного исследования: виртуальная личность должна являться не симулянтом или антагонистом реальной личности, а, напротив, ее органичным продолжением, дополнением на пути к целостности личности, при этом в различных жанрах общения один и тот же субъект может формировать различные виртуальные личности, адекватные его коммуникативной цели [8].

В социальных сетях общения (ВКонтакте, Одноклассники и пр.) молодые люди конструируют свою виртуальную личность через принадлежность к той или иной сетевой общности, находясь как бы в процессе верификации «Я-концепции». В электронных сетях общения в силу особенностей функционала платформы в наибольшей степени может быть удовлетворена мотивация к социальному одобрению (через систему «лайков» или «оценок», количество друзей), в меньшей степени — мотив власти и мотив достижения.

Блог представляется авторам наиболее подходящей платформой для самопрезентации с целью профессионального или творческого успеха молодежи. Это предположение строится на основе анализа литературы, посвященной изучению особенностей блогосферы как коммуникативной площадки.

Так с позиций маркетинга (А. Попов «Блоги. Новая сфера влияния». Москва, 2008, В. Е. Ющук «Блог. Создать и раскрутить». Москва, 2008), блог является эффективным каналом продвижения персоны, товара, организации, поскольку он предоставляет максимальные возможности репрезентации субъекта продвижения в Интернет при минимальных финансовых и временных затратах, блогосфера благоприятствует расширению бизнес-связей. Это положение позволяет рассматривать блог как эффективный инструмент самопрезентации.

Для понимания специфики самопрезентации в блог-коммуникации важными оказались работы исследователей в области психолингвистики (Горошко Е.И. Гендер и блоггика Интернета (психолингвистический анализ)) [5] и нарративной психологии (Гавриченко О.В., Смолякова Т.В. Особенности саморепрезентации в Интернет-дневниках подростков и молодежи) [4].

Перейдем к рассмотрению особенностей блога как коммуникационной платформы. Блоги – это «персональные вебсайты, которые предоставляют возможность легко опубликовать разнообразный контент в Web: заметки, аннотированные ссылки, документы (в форматах Word, PDF и PowerPoint), графику и мультимедиа"[1]; «это сайт, на котором автор публикует личный дневник со своими размышлениями и комментариями и нередко вставляет в него гиперсвязи на другие сайты» [2].

Оба эти определения демонстрируют сущностную природу блога, которая заключается в принадлежности блога определенному лицу, то есть наличие автора. В блогах всегда видна личность автора, размещающего контент в своем, авторском стиле согласно выбранной теме, в которой он осознает себя экспертом. При этом личность автора блога, чаще всего, идентична реальной, так как целью самопрезентации в блоге, в конечном счете, является достижение профессионального или творческого успеха, on-line и off-line. Немаловажным является то, что в блогосфере на восприятие персоны не оказывает большого влияния виртуальная группа, как, например, в таких социальных сетях как «Вконтакте» или «Одноклассники», где мы оцениваем виртуальный образ человека исходя из параметров «Друзья», «Сообщества» и т.п. В блоггинге большее значение имеет число читателей (подписчиков) – показатель степени социального одобрения, что усиливает восприятие человека как авторитетной персоны и эксперта, а, следовательно, «работает» на мотивацию власти.

Большинство блог-платформ поддерживают функцию комментирования, что обеспечивает обратную связь между автором и читателем, позволяя в режиме реального времени обсуждать различные вопросы. Комментарии (их количество и эмоциональный фон) являются показателем эффективности авторского блога: чем больше людей посещает блог, тем больше комментариев добавлено к посту, следовательно, он интересен и актуален.

Возможность получить отклик на выложенные в Сеть материалы, превращает блог в среду сетевого общения. Это качество блога напрямую связано с размещением блоггерами в своих постах (сообщениях в блоге) ссылок на других блоггеров. Таким образом, формируется огромная информационная база, содержащая в себе теги касательно всех размещенных в базе статей. Создаваемые в процессе подобной интеграции между блоггерами базы формируют такой феномен как блогосфера.

Проведем обзорный анализ русскоязычной блогосферы с целью выявления потенциала блог-платформ для самопрезентации молодежи.

Русскоязычная блогосфера предлагает пользователям большое количество блог-платформ. По результатам ППБ (поиска по блогам) Яндекса «Рейтинг блогов рунета» наиболее популярными блог-платформами являются LiveInternet (3 071 233 блогов), Я.ру (2 666 807блогов), LiveJournal (2 657 729 блогов), Сообщества (1 191 412 блогов), Diary (328 450 блогов).[11]

Данные исследования лаборатории социального маркетинга «Сарафанное радио» (2010) свидетельствуют о следующей ситуации в русскоязычной блогосфере. Лидером, по данным опроса, является LiveInternet, затем по степени популярности располагаются LiveJournal, Блоггер (blogger.com), Я.ру. [9].

Статистическоее исследование в ходе поиска по блогам Яндекса (март 2009) представляют портрет среднестатистического российского блоггера. В основном пользовательская среда российской блогосферы представлена молодыми людьми, парнями и девушками, в возрасте 21 – 26 лет, проживающими в крупных городах страны. Однако данные исследования свидетельствует о неравномерноем гендерном распределении молодых людей по блог-платформам. LiveInternet и Dairy.ru являются площадками, наиболее часто используемыми девушками, а на LiveJournal и Ya.ru представлена обратная ситуация [3].

Большинство современных блог-платформ, в том числе вышеперечисленные, предоставляют пользователям широкий спектр опций. Поддерживая возможность размещения различного контента, как текстового так и мультимедийного, блог-платформы позволяют блоггеру самостоятельно выбирать «формат» самопрезентации, наиболее релевантный его целям.

Кроме того, поддерживается возможность указания расширенных сведений о пользователе, что так же немаловажно в процессе конструирования успешной виртуальной личности. При добавлении аккаунта на какую-либо блог-платформу каждому пользователю предлагается заполнить определенного рода форму, содержащую в себе набор базовых и факультативных вопросов об авторе блога. Базовые рубрики включают в себя имя пользователя (никнейм), название блога, URL-адрес блога, который выбирается пользователем самостоятельно на большинстве блог-платформ, картинка пользователя, или аватар, — небольшое графическое изображение, отображающееся на странице пользователя, общей ленте двневников и лентах его постоянных читателей. К факультативной информации относятся данные о дне рождения, месте жительства, поле, возрасте, увлечениях и интересах. Рубрики Интересы и Антиинтересы значительно облегчают поиск единомышленников и понимание между участниками данного вида коммуникации.

Простор для авторской фантазии блоггера открыт по части дизайнерских решений сайта. Огромное количество вариаций интерфейса блога играет важную роль в невербальной стороне самопрезентации. Вышеуказанные платформы позволяют пользователю самостоятельно на свой вкус выбирать шаблон страницы, согласно которому будут располагаться разделы на странице, фоновое изображение, цветовое оформление блога, шрифт. Так же стоит упомянуть о гаджетах. Гаджет — небольшое приложение, предоставляющее дополнительную информацию, которое добавляется в шаблон блога. Наборы гаджетов (на некоторых платформах встречается «виджет») различны. Это может быть, например, отражаемая на странице блога графа «Постоянные читатели» или знакомое всем пользователям сети «Окно поиска», «Календарь», «Статистика блога», фиксирующая количество просмотров страницы и даже такие специализированные приложения, как «Переводчик», «Видео» и многие другие.

Добавляемая на страницу расширенная информация о пользователе, а также дизайнерское оформление страницы относятся к докоммуникативному уровню самопрезентации, выделяемому некоторыми исследователями сети. К коммуникативному уровню непосредственно принадлежит сам размещаемый автором контент и комментарии к нему [5].

Контент – ключевой момент в обсуждении блогосферы, ради него создается блог и именно он определяет его популярность. Поддерживаемая большинством блог-платформ возможность размещения разнообразного контента, как текстового, так и мультимедийного, дает блоггеру широкий простор для выбора наиболее подходящего ему способа самопрезентации: универсальные, аудио-, видео-, фото-блоги. Немаловажным аспектом является качество публикуемой информации, во-первых, она должна быть оригинальной, что гарантирует интерес читателей и, что особо важно, обнаружение поисковыми системами. Для этого информация не должна содержать в себе плагиат, быть исключительно авторским текстом, а также быть максимально насыщена словами, имеющими прямое отношение к теме. Например, блог, посвященный патриотизму, должен содержать в себе как можно больше слов «патриот», «Родина», «любовь» и т. д. Во-вторых, значительный вес размещаемому контенту принесет наличие ссылок на источники, из которых получена информация. Особое внимание при ведении блога необходимо уделять регулярности обновления информации для поддержания постоянного интереса читателей. Богатый информацией блог привлекает внимание не только читателей, но и других блоггеров, что значительно повышает популярность блога при наличии ссылок на размещенную в нем информацию у других пользователей блогосферы.

Узкоспециализированные блоги: фото-, аудио-, видео-блоги очень популярны среди молодежной аудитории Интернет и являются прекрасным подспорьем для самопрезентации людей творческих: фотографов, музыкантов, художников, DJ, VJ и пр.

Уникальные возможности предоставляют аудио-блоги, являющиеся одними из лучших площадок для молодых людей, цель которых рассказать о своих музыкальных талантах или предпочтениях. Такого рода блог-платформы – подходящая коммуникационная площадка для DJ, MC, вокалистов и композиторов. Как правило, аудио-блоги снабжены оригинальной системой размещения контента. Например, сервис GSMFuns создал максимально простой способ создания аудио-заметки – от пользователя требуется компьютер с микрофоном и несложная программа звукозаписи или обычный телефон с встроенным диктофоном и доступом к wap-интернету. После записи аудио-заметки пользователю необходимо зайти на wap-сайт и сохранить заметку под своим именем, указав категорию заметки и её краткое описание. Аудиозапись будет автоматически форматирована в форматы AMR и MP3 с необходимым (и минимальным) качеством записи, достаточным для её прослушивания на телефоне.

Видео-блог – мультимедийный блог, основным контентом которого являются видео-файлы, являются наиболее подходящими для молодых людей, желающих продемнстрировать свое ораторское или актерское мастерство. Видео-блоги являются одной из форм веб-телевидения. Этот вид богов широко известен российской молодежи благодаря YouTube, на просторах которого стали популярными многие молодежные VJ. Видео-блоги, как правило, снабжены постоянно совершенствующейся системой мониторинга популярности: это уже известные ленты подписчиков и счетчики количества просмотров. В качестве примеров площадок для создания видео-блогов можно назвать сайты http://vidjuhi.ru и http://you-family.com.

Весьма распространенными среди узкоспециализированных блогов являются фото-блоги. Здесь начинающие фотографы могут разместить свои работы, почерпнуть большое количество полезной информации о фотоаппаратуре, ознакомиться с советами профессионалов и новостями фото-мира, а также найти заработок. Здесь внимания заслуживают такие площадки, как «Заметки зеленого фотолюбителя» на http://fotonote.ru, «Лучший русский фото-блог» на http://rosbest.ru, «Фото-блог» на http://foto-blog.ru.

Использование блог-платформ в целях самопрезентации и его эффективность во многом определяется выбранной тематикой и видом контента. Современная тенденция такова, что количество читающей молодежи не так велико, поэтому использование текстовых блогов релевантно цели демонстрации экспертного статуса в какой-либо сфере. Форматы фото, видео и аудио способствуют большей популяризации блоггера в Интернет-пространстве, так как являются более интересными для молодых людей. Однако стоит упомянуть еще одну набирающую силу тенденцию. Сегодня в целях осознанной самопрезентации в профессиональной среде становится популярным создание автономных блогов, независимых от какой-либо блог-платформы.

Подводя итоги анализа русскоязычной блогосферы с целью выявления возможностей блогов для самопрезентации молодежи, можно сделать следующие выводы: российская блогосфера в целом является площадкой релевантной целям «приобретающей» самопрезентации, поскольку и активные блоггеры, и читатели блогов – молодые люди; концепция сетевого общения посредством блогов, которая определила функционал блога и сети в целом, также определяет релевантность блоггинга мотивации «приобретающей» самопрезентации; многообразие «форматов» для наполнения контента блогов на платформах, популярных среди русскоязычной молодежной Интернет-аудитории, а также широкий спектр опций для создания уникального интерфейса блога, предоставляет возможность эффективного использования вербальных и невербальных средств виртуальной самопрезентации.

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов:

1. Блог [Электронный ресурс] //Официальный сайт UserLand software. URL: www.userland.com/whatAreWeblogs (дата обращения: 10.03.2012)
2. Блог [Электронный ресурс] //Словарь Merriam-Webster. URL: www.merriam-webster.com/dictionary/blog (дата обращения: 10.03.2012)
3. Блогосфера Рунета [Электронный ресурс] //Информационный бюллетень. 2009. URL: download.yandex.ru/company/yandex_on_blogosphere_spring_2009.pdf (дата обращения 12.03.2012)
4. Гавриченко О.В., Смолякова Т.В. Особенности саморепрезентации в Интернет-дневниках подростков и молодежи [Электронный ресурс] // Киберпсихолгия. URL: cyberpsy.ru/2011/03/gavrichenko-o-v-smolyakova-t-v-osobennosti-samoreprezentacii-v-internet-dnevnikax-podrostkov-i-molodezhi (дата обращения 20.03.2012)
5. Горошко Е.И. Гендер и блоггика Интернета (психолингвистический анализ) [Электронный ресурс] //Текстология.ru – электронный журнал. URL: www.textology.ru/article.aspx?aId=75 (дата обращения: 20.03.2012)
6. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. Москва, 2000.
7. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью [Электронный ресурс] //Флогистон. Психология из первых рук. 1998-2010. URL: flogiston.ru/articles/netpsy/strategy (дата обращения: 18.03.2012)
8. Завьялова З.С. Самопрезентация личности в чат-коммуникации /Диссертация на соискание уч. ст. к. филос. н. Томск, 2011.
9. Лаборатория социального маркетинга «Сарафанное радио» [Электронный ресурс] URL: www.sarafannoeradio.org/analitika/183-kakie-socialnie-seti-lubjat-v-rossii-top-20.html (дата обращения 13.03.2012)
10. Федорова Н.А. Проблема самопрезентации в современной социальной психологии: использование понятийного аппарата теории деятельности [Электронный ресурс] //Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН, Сочи, 2011. URL: www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_3_a/fedorova_n.html (дата обращения: 03.03.2012)
11. Яндекс. блоги [Электронный ресурс] URL: blogs.yandex.ru (дата обращения 13.03.2012)


  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.