Коммуникативное пространство Интернет и молодежь: от "клипового" сознания до добровольческих комьюнити

Авторы: Бычкова М.Н., Окушова Г.А.

Аннотация:
В информационно-коммуникативном обществе качественно меняется характер социальных связей: они нелинейны, разновекторны, зависят от степени информированности социального субъекта, его коммуникативной компетентности, владения электронными технологиями. В большей степени это относится к коммуникативным практикам молодежи как социальной группы, наиболее вовлеченной во всемирную паутину.
В условиях стремительного развития интернет-технологий происходит становление гражданской культуры российской молодёжи. Безусловно, среда медийной свободы и личного творчества оказывает серьёзное влияние на формирование активной, целеустремленной личности, способной к самоопределению и реализации своих интересов.
Коммуникативное пространство Интернета привлекает молодёжь возможностью демонстрации полноты и всей палитры повседневности, представленной «желанием», «стилем», интересом, ценностями и действием взрослеющего человека. Свобода индивидуальности – конститутивный принцип гражданского общества – предстает здесь в полной мере. Во-первых, следует отметить, что молодые люди, используя Интернет как средство коммуникации, активно создают «виртуальные сообщества», объединяясь с теми, у кого есть схожие интересы. Во-вторых, важным фактором активного участия молодых граждан в решении общественных проблем является то, что современное общество живет в ситуации неопределённой картины мира, когда постоянный поток событий каждый день провоцирует постановку новых целей и задач. В этих условиях универсальной практикой становится проектная деятельность. Общественная деятельность в сети Интернет, опираясь на реализацию проектов с использованием различных электронных коммуникативных площадок, отражает всю палитру молодежных интересов и предстает как результат её самоорганизации.

Тема доклада: Коммуникативное пространство Интернет и молодежь: от «клипового» сознания до добровольческих комьюнити

Интернет, созданный как средство свободной коммуникации, всего за несколько десятилетий стал ключевой технологией, отражающей разнообразие форм организации общественной жизни. Причем, речь идет не только о деятельности виртуальных сообществ в киберпространстве, но и влиянии Интернета на гражданскую активность в социальной реальности. Доступ социального субъекта к информации, распространяемой электронными источниками, повышенная динамичность интеракций, возможность комментирования и быстрого нахождения единомышленников способствуют активизации его публичной деятельности. В информационно-коммуникативном обществе качественно меняется характер социальных связей: они нелинейны, разновекторны, зависят от степени информированности социального субъекта, его коммуникативной компетентности, владения электронными технологиями. В большей степени это относится к коммуникативным практикам молодежи как социальной группы, наиболее вовлеченной во всемирную паутину.

Сервисы Интернета для молодых людей фактически являются одними из самых эффективных способов самовыражения, «расширения органов чувств» (M.McLuhan) в процессе электронной коммуникации. Обеспечивая молодежь инструментами поиска информации и выстраивания общения на индивидуальном, групповом и массовом уровнях, Интернет стал одновременно условием и средой реализации самых разнообразных общественных инициатив. Заметим, что с таким количеством информации, формами и средствами его доставки, способными вызвать активное взаимодействие людей, не сталкивалось ни одно предшествующее поколение. Не случайно современную молодежь называют «цифровыми аборигенами» (M. Prensky).

О масштабах и темпах «вторжения» Интернета в социальную практику свидетельствуют цифры. Так, по данным Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации число пользователей Интернета в России в 2011 году выросло на 5,4% и составило 70 миллионов человек. Сегодня активно пользуются возможностями всемирной паутины 55 миллионов россиян; это самый высокий показатель в Европе. В 2013 году количество пользователей Интернета в России (по прогнозам большинства специалистов сферы электронных коммуникаций) достигнет 90 миллионов [4].

В условиях такого стремительного развития интернет-технологий происходит становление гражданской культуры российской молодёжи. Безусловно, среда медийной свободы и личного творчества оказывает серьёзное влияние на формирование активной, целеустремленной личности, способной к самоопределению и реализации своих интересов. Однако, говорить о гражданской зрелости молодежи нельзя с силу её возрастных особенностей и не устоявшейся мировоззренческой картины мира. Но именно включенность молодых граждан в общественную деятельность, инициирование значимых социальных и политических проектов способствует получению гражданского опыта и формированию гражданской зрелости: ответственности за свой выбор и за свое действие.

Сложная дифференциация современного общества, его разнообразие, демонстрирующее частные интересы, жизненные проекты, мнения и т.д., переплетение функциональных связей различных его элементов, свидетельствует о том, что это уже не единая система с унифицированными компонентами и линейными связями. Это децентрализованная целостность, которая позволяет говорить о возможной структуре гражданского общества в виде «ризомы» (от фр. rhizome – корневище, термин введен Ж. Делезом и Ф. Гваттари). Как структурная модель, «ризома» адекватно отражает социокультурную природу гражданского общества. Она позволяет увидеть способность человека на частную инициативу («формирование культурных инноваций»), на критический подход в осмыслении происходящих событий, на выбор форм выражения собственной гражданской позиции. Особенно это характерно для молодёжного сообщества – наиболее активного социального субъекта общественной жизни.

Коммуникативное пространство Интернета привлекает молодёжь возможностью демонстрации полноты и всей палитры повседневности, представленной «желанием», «стилем», интересом, ценностями и действием взрослеющего человека. Свобода индивидуальности – конститутивный принцип гражданского общества – предстает здесь в полной мере. Ее реализация проявляется в различных коммуникативных практиках во всевозможных формах и видах гражданской деятельности, предстающих как результат самоорганизации. Так, деятельность сетевых виртуальных сообществ, добровольных ассоциаций, представленных в Интернет общественных организаций способствует активизации гражданских инициатив, вовлечению людей в новые социальные действия, раскрывая их потенциал и стимулируя социальное творчество.

Самоуправляемая на основе личного выбора сетевая коммуникация является развивающейся формой социального взаимодействия. Согласно М. Кастельсу, «открытость архитектуры Интернета являлась основой его главного достоинства – способности к саморазвитию, поскольку пользователи становились разработчиками технологии и творцами всей Сети в целом» [2].

Технологические характеристики Интернета и киберпространства, по мнению исследователей, при описании электронной коммуникации тоже позволяют апеллировать к модели «ризомы». Сеть Интернет, так же как и ризома, является открытой структурой, имеющей децентрированное и неиерархическое устройство из-за отсутствия центрального пункта, контролирующего информационные потоки. Интернет представляет собой принципиально незаконченную, динамично развивающуюся систему с разветвленной структурой [1]. Именно это является основанием для определения Интернета как благоприятной среды для реализации молодёжных общественных инициатив в сфере политики, культуры, образования и организации досуга. Использование молодежью возможностей Интернета для достижения самых различных целей имеет свои особенности.

Во-первых, следует отметить, что молодые люди, используя Интернет как средство коммуникации, активно создают «виртуальные сообщества», объединяясь с теми, у кого есть схожие интересы. Данный термин введен Г.Рейнгольдом, исследователем социальных отношений в сети и одним из основателей сообщества WELL, в 1993 году в книге «Virtual Community» [5]. В этой книге Г.Рейнгольд обсуждает различные примеры коммуникаций между членами социальных групп на базе таких технологий, как списки рассылки, новостные списки, многопользовательские сообщества, IRC. Примерами виртуальных сообществ являются вики-проекты, тематические порталы, социальные сети, многопользовательские сетевые игры и т. п. Как и обычное сообщество, Интернет-сообщество создается с определенной целью.

Во-вторых, важным фактором активного участия молодых граждан в решении общественных проблем является то, что современное общество живет в ситуации неопределённой картины мира, когда постоянный поток событий каждый день провоцирует постановку новых целей и задач. В этих условиях универсальной практикой становится проектная деятельность. Она позволяет находить уникальное решение актуальных проблем в условиях конкретных временных и ресурсных границ. Совершенствование компьютерных технологий и телекоммуникации как эффективного способа передачи информации электронными средствами способствует развитию проектной деятельности в интернет-среде. Она сегодня активно осваивается как пространство для реализации самых различных телекоммуникационных проектов: образовательных, политических, предпринимательских, социальных и т.д.

В качестве примера реализации общественных инициатив можно обратиться к таким активно внедряемым Интернет-проектам, как Интернет-представительства общественных организаций, популяризующих практику добровольчества среди молодёжи. Так, на запрос «добровольческое движение» поисковая система google выдает 58 тыс. результатов. В их числе и адреса Интернет-представительств – сайтов добровольческих объединений: официальный сайт добровольческого движения «Даниловцы» (http://danilovcy.ru), независимый информационно-просветительский сайт «Добровольческое Движение на Урале» (http://ddu.ucoz.ru), официальный сайт региональной молодежной общественной организации Республики Татарстан «Волонтер» (http://www.volonter16.ru) и др. Основная задача таких сайтов – это информирование общественности о своей деятельности и формирование интереса пользователей Интернета к добровольчеству.

Особо эффективными в популяризации идей добровольчества могут быть новые /социальные медиа. Отличительной их особенностью является то, что контент в них создается обычными пользователями, а не группой профессионалов. Благодаря технологиям Web2.0 пользователи Интернета получили возможность интерактивного взаимодействия между собой с помощью электронных социальных сетей, блогов, чатов, вики-сервисов и т.п. Их устойчивое положение в сети Интернет и постоянный рост свидетельствуют о важности социальных сетей в развитии добровольчества. Например, на запрос «волонтер» в социальной сети «Вконтакте» определяется более 3500 сообществ. Таким образом, ресурсы этой социальной сети позволяют найти единомышленников, обмениваться опытом, реализовывать добровольческие проекты сетевого характера.

Кроме того, добровольчество популяризуется на других коммуникативных площадках, например, Интернет-проект JABA.RU – молодежная социальная сеть второго поколения, созданная для общения людей. Создатели проекта указывают на то, что особое внимание, в рамках проекта, уделяется добровольчеству. JABA.RU дает возможность в рамках волонтерских проектов и программ принять участие в интереснейших мероприятиях, таких, как Универсиада и Олимпийские игры, культурных и социальных акциях в самых разных точках России.

Как отмечают сами создатели Интернет-проекта JABA.RU, их основные задачи заключаются в популяризации добровольчества, формировании сообществ социально-активной молодежи, технологической поддержке распространения и централизованного учета личных книжек волонтера, стимуляции позитивного личностного развития молодежи. Главный элемент сети, на котором основаны механизмы вовлечения – JABA SOCIAL. Направление можно классифицировать как всероссийскую федеральную информационную систему регистрации молодых добровольцев, а также учета и технологической поддержки выдачи Личных книжек волонтера [3].

Интерес к добровольчеству и понимание важности использования Интернет-ресурсов для популяризации и продвижения волонтерских инициатив способствуют появлению предложений о помощи при создании Интернет-проектов. Так, Центр Интернет добровольчества (http://center-id.ru/) ориентирован на создание технических условий для размещения интернет-проектов в сети Интернет, а также на организацию сообщества профессиональных добровольцев, которые способны оказывать подобные услуги на безвозмездных условиях, а также обучать представителей НКО и иннициативных групп техническим азам создания, обслуживания интернет-проектов и продвижения в сети Интернет.

В качестве примера, иллюстрирующего тематическую направленность молодежных инициатив, можно рассмотреть реализацию в интернет-среде мероприятий по продвижению здорового образа жизни студентами Томского государственного университета. Так, результаты исследований отечественных ученых, посвященных здоровью молодежи, в том числе и студенческой, свидетельствуют о том, что большая часть нового поколения не имеет четкого представления о здоровье, зачастую связывая здоровье исключительно с физическими показателями и параметрами. Современная молодежь не готова быть субъектом здоровьесберегающего поведения, использующим здоровье как ценный ресурс в достижении жизненного успеха. Учитывая, что молодежь является активным субъектом электронных коммуникаций, студентами было принято решение максимально использовать мультимедийность сетевых ресурсов для трансляции идей здорового образа жизни.

Формирование культуры здоровья в студенческой среде невозможно без использования в продвижении идеи здорового образа жизни такого мощного коммуникативного инструментария как социальные сети Интернет. Одной из молодёжных инициатив, реализуемых через специальную страничку в социальной сети «ВКонтакте» (http://vk.com/kashanasha) стал проект-конкурс «Каша – достояние наше!». Условия конкурса предполагали размещение на созданной страничке авторского контента (домашнего рецепта каши и фотографий её приготовления). Победителя определяли участники группы: главный приз (пароварка) предназначался автору той каши, которая получит больше всего одобрений посетителей страницы – лайков. В течение пяти дней конкурса страничка «ВКонтакте» активно работала: порой гостей на странице в течение дня было более 100. Например, за победительницу проголосовало 98 человек! На подведении итогов офлайн собралось более 50 участников и болельщиков. Этот краткосрочный проект подтвердил, что возможности участников социальных сетей Интернета сегодня весьма впечатляюще. Так, победительница конкурса собрала необходимое количество голосов за считанные часы (скинув ссылку на страничку голосования своим друзьям). Очевидно, что Интернет, как «коммуникационный медиум» (М.Кастельс) позволяет заинтересованному лицу сделать достоянием гласности любую информацию среди тысяч людей за несколько часов или даже минут.

 
Кроме социальной сети, студенты решили испытать такой инструмент электронной коммуникации, как блоггинг. В рамках Интернет-проекта они разработали блог с виртуальным лекторием для продвижения просветительско-образовательной программы «Семь шагов к здоровью» среди студентов – активных пользователей сети (http://shkola-zdorovya.blogspot.com/p/blog-page.html). Его продвижение в блогосфере предполагалось путем выхода на блоги по сходной тематике, в социальных сетях через выход на сообщества, также предполагалось использование твиттера. За месяц количество просмотров странички превысило более 2000, что позволяет говорить о том, что блог стал коммуникативной площадкой для студентов, педагогов и других специалистов, заинтересованных в реализации идей здорового образа жизни среди молодёжи.

Реализация молодежных инициатив в Интернет-среде – это один из главных факторов их успешности, потому что именно там нет того принуждения и надзора, которое так тяготит молодых людей. Более того, для молодёжи характерно «клиповое сознание», позволяющее им легко ориентироваться в насыщенном информацией коммуникативном пространстве. Молодые люди воспринимают транслируемые образы чрезвычайно быстро, что позволяет им мгновенно обрабатывать информацию. Не случайно Д. Рашкоф отмечает, что «формирование современного юноши или девушки все чаще зависит от возрастающего влияния Интернета. Пользователи он-лайна бродят по глобальному виртуальному пространству, собирая информацию и делясь ею, и совершенно не зависят от институциональной власти» [6].

Таким образом, всемирная паутина как динамичное коммуникативное пространство, позволяет реализовывать самые разные инициативы, способствуя конструированию гражданской культуры молодого человека. Возможность Интернета формировать новые общности с единой информационной базой и общим ценностно-нормативным фундаментом для взаимодействия привлекает социально-активную молодежь. Общественная деятельность в сети Интернет, опираясь на реализацию проектов с использованием различных электронных коммуникативных площадок, отражает всю палитру молодежных интересов и предстает как результат её самоорганизации.

Литература:
1. Емелин В.А. Глобальная сеть и киберкультура. Ризома и Интернет / В.А. Емелин // Постмодернизм: информационное общество, информационные технологии [Электронный ресурс]. – URL: emeline.narod.ru/rhizome.htm
2. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс; пер. с англ. А. Матвеева; под ред. В. Харитова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – С. 43
3. О проекте. [Электронный ресурс] // JABA.RU. Практика разумного эгоизма. URL: www.jaba.ru (дата обращения: 29.01.2012).
4. Число пользователей интернета в России достигло 70 млн. [Электронный ресурс]. – URL:http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2011/12/111226_rn_russia_internet_users.shtml
5. Rheingold H. The Virtual Community. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.rheingold.com/vc/book/intro.html
6. Rushkoff, D Children of Chaos: Surviving the end of the world as we know it. London: Flamingo, 1997. – 264 p.


  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.