Новые медиа как средство культурного диалога и международного сотрудничества.

Автор: Овчинникова М.М.

Аннотация
Новые медиа прочно вошли в нашу жизнь: в 2012 году количество пользователей Facebook должно достигнуть 1 млрд человек, и рост активности человека в виртуальном пространстве только растет. Новые медиа не только средство общения, развлечения, информирования, они помогают найти единомышленников, а иногда новые медиа даже спасают жизни.

Социальные акции и проекты, международные конкурсы – вот одна из интереснейших форм работы, которые могут быть инициированы с помощью новых медиа.
Одним из удачных опытов привлечения внимания к фотоискусству и развитию международного сотрудничества фотолюбителей мы считаем проведение фотокроссов, который отлично вписывается в активно развивающийся, популярный среди молодежи формат Edutainment. В статье рассказывается об опыте проведения в Русско-Британском Институте Управления двух международных фотокроссов. Девиз фотокросса — «Язык фотографии — самый международный и поэтому владеть им обязан каждый!»

Тема доклада: Новые медиа как средство культурного диалога и международного сотрудничества

Новые медиа прочно вошли в нашу жизнь: в 2012 году количество пользователей Facebook должно достигнуть 1 млрд человек (6), и рост активности современного человека в виртуальном пространстве только растет. Новые медиа не только средство общения, развлечения, информирования, они помогают найти единомышленников, а иногда новые медиа даже спасают жизни.

Влияние новых медиа многие стремятся свести ко многим негативным факторам, называя их средством политической агитации, американской разведки (1), антирелигиозной и сексуальной пропаганды и т.д. Однозначной оценки развитию этого прогрессивно развивающегося феномена в мире нет. Неоднозначен он и в зависимости от возраста аудитории: молодые люди в возрасте до 15 лет не осознают влияние, взрослые склонны обвинять молодежь в том, что она проводит слишком много времени «за компьютером», не вникая в содержание этого времяпрепровождения.

Что же касается созидательной стороны развития новых медиа, то мы можем отметить появившуюся сравнительно недавно возможность участия в международных конкурсах, объединения волонтеров, поиск единомышленников в творческом плане, коммуникации между теми, кто находится на другом краю планеты (проекты Talent House, Международный конкурс «Space Future house», привлекший к участию более 500 дизайнеров со всего мира).

Как отмечают исследователи, «развитие социальных сетей будет интегрировать сети реальные и виртуальные. Т.е. неформальные движения, действующие в реальном мире, возьмут для себя инструментарий виртуальных социальных сетей» (2).
Дэвид Карр, журналист New York Times, и Михаил Иджов, редактор журнала GO, добавляют, что «для американца фейсбук — это скорее место для общения с семьей или друзьями. Российские пользователи используют фейсбук, как американцы — твиттер. Фейсбук — это медийный социум, а твиттер — социальное медиа. Фейсбук — это место, где вы узнаете, что ваша подружка на вас за что-то очень злится. А твиттер — это то, где вы узнаете, за что на вас злится весь мир» (1). Как отмечают профессионалы, основное достоинство социальных сетей — поддержка коллективного взаимодействия. Социальные сети позволяют увеличить продуктивность командной работы с помощью предоставления информации асинхронно, т.е. в любое время, с использованием наиболее популярных клиентов, и в любом месте. (1)

Социальные акции и проекты, международные конкурсы – вот одна из интереснейших форм работы, которые могут быть инициированы с помощью новых медиа.

Одним из удачных опытов привлечения внимания к фотоискусству и развитию международного сотрудничества фотолюбителей мы считаем проведение фотокроссов, который отлично вписывается в активно развивающийся, популярный среди молодежи формат Edutainment.

История фотокросса началась в 2004 году. «Отцом» движения считают москвича Алексея Ткачева. Сейчас идею фотокросса поддерживают более 30 городов России и СНГ. Известно, что фотокроссы проводились в Европе (Франция, Шамони), но считается, что это русское явление. Можно смело утверждать, что международный студенческий фотокросс, который организует Русско-Британский Институт Управления (Челябинск) – явление уникальное, организаторы были первыми, кто решил объединить творческие усилия студентов всего мира.

Движение получило распространение в Челябинске. Команда «Фотокросс74» ежегодно проводит Кубок по фоторепортажу, в котором участвуют почти 100 команд. Активно участвуют в фотокроссах студенты ЧГПУ, ЧелГУ, ЮУрГУ. Четыре года подряд редакция газеты «Апельсин» проводит фотокроссы для студентов. Для участников организуются мастер-классы профессиональных фотографов города (М. Пискунова, К. Мифтаховой, А. Кенига). На регистрации фотокросса организаторы показывают презентации, на которых рассказывают об истории фотографии, современных тенденциях и знаменитых фотографах.

Темы фотокроссов позволяют творчески изобразить культурные коды, символы времени, с юмором оценить актуальные проблемы и предложить их решение (примеры тем: «Код молодежи», «Портрет поколения», «Антикризисная программа maximum», «Памятник студенту», «Герой нашего времени», «Челябинск неизвестный»). 

В ноябре 2010 г.  Русско-Британский Институт Управления провел Первый международный фотокросс «Across the Universe», в котором приняла участие 31 команда: 22 команды из России и 9 команд из Великобритании. Девиз фотокросса — «Язык фотографии — самый международный и поэтому владеть им обязан каждый!» Участие в конкурсах является одним из способов познакомиться с культурой, студенческой жизнью разных стран. Студенты РБИУ участвовали в фотокроссе в третий раз, а студенты Университета Дерби ни разу в жизни не участвовали в подобном соревновании. Около 100 студентов в двух странах в течение 2 дней выполняли фотозадания на 10 тем, среди которых «Красота по-русски», «Семейное дело», «Автопортрет в профессии», «Портрет поколения» и «Студенты большого города».

В составе международного жюри фотографии оценивали профессионалы из Великобритании и России: председатель жюри М. Холл, практикующий художник, фотограф и старший преподаватель фотографии, внешний экзаменатор по программе подготовки Лицензиатов и Ассоциатов Британского Института Профессиональной Фотографии; Х. Дэвис, декан Факультета искусств, дизайна и технологий Университета Дерби; С. Грин, зав. кафедрой искусства Университета Дерби; С. Раштон, преподаватель фотографии Колледжа Западного Кента. В составе российского жюри: М. Пискунов — руководитель Школы цифровой фотографии РБИУ, профессиональный фотограф, основатель «Народной фотостудии» в Челябинске, организатор фотокроссов, «ФотоФЕСТа-2010, 2011»; Л. Ковалева – член Союза Журналистов России, фотограф, преподаватель Школы фотографии Ксении Преображенской.

Международный фотокросс – возможность узнать глубже культуры двух стран, понять, чем живут и как мыслят жители другой страны. Ярко проявляется диалог культур в том, как по-разному раскрывают одинаковые темы студенты.  Культурные коды раскрываются в том, что снимают участники на темы «Красота по-русски» и «Красота по-английски». Русские: образы березы, платки, русское поле, поэзия, девушка с роскошной косой. В основном студенты изображали русскую красоту в образе девушки, лишь два раза в образе сильного молодого человека.

Участница международного фотокросса из Университета Дерби Евгения Кузнецова написала о том, как прошло соревнование для их команды: «Наша команда называется «Маленькие сумасшедшие хомячки». В команде 3 человека – я, Оливер Камбрэ и Кристина Бентли. Это был важный опыт напряженной работы в условиях ограничения по времени. Я думаю, что наши работы довольно уникальны по сравнению со снимками других команд. Мы поделили темы между участниками команды – каждый из нас сделал по 3 фотографии. Кристина, получив задание в первый день фотокросса, отправилась в Польшу, где и сделала снимки на доставшиеся ей темы (что делает этот фотокросс еще более международным) – «Муки творчества», «Портрет поколения» и «Путешествие в прошлое». Я наполовину русская по происхождению, была в России, когда была маленькой, и у меня была одна из знаменитых кукол – матрешка. Я знала, что все британские участники будут делать фотографии на тему «Красота по-английски», поэтому решила, что наша команда будет фотографировать красоту по-русски, и попыталась воссоздать образ этой русской куклы. Я подумала, что членам российской команды жюри также было бы интересно увидеть различные трактовки и понимание красоты по-русски».

   
Можно отметить, что участие в международном фотокроссе стало большим шагом для многих студентов. После фотокросса был организован телемост с Университетом Дерби, во время которого студенты пообщались с членами жюри, узнали о том, как фотографируют в России и Великобритании.  В итоге 1 место заняли студенты Университета Дерби, а 2-ое и 3-е место – студенты РБИУ. Лучшие фотографии — победители международного фотокросса в 10 номинациях — были представлены в газете «Апельсин» в виде календаря в новогоднем выпуске.  Все фотографии были выложены на портале РБИУ.

Алексей Ткачев, создатель фотокросса, отмечает Топ-5 качеств успешного фотокроссера: уверенность в собственных силах, умение придумать что-то оригинальное, базовое представление о фотографии, умение пользоваться собственной камерой, умение организовать себя и работу своей команды (5).

Фотокросс как проект, направленный на привлечение молодежи к искусству фотографии, имеет большой потенциал. Обеспечивается огромный интерес публики всех возрастов, прежде всего молодежи, – а внимание к медиатворчеству уже само по себе дорогого стоит.  После фотокросса формируется творческая группа студентов, увлеченных фотографией. В дальнейшем они проводят фотовыставки, участвуют в проектах – активно занимаются самообразованием. Участники получают возможность дальнейшего профессионального развития, например, работать с фотобанками (арт-директор банка «PressFoto» Алексей Сизов несколько раз был членом  жюри фотокроссов).  Доступность фототехники сегодня считаем огромным плюсом в развитии гражданской журналистики и творческих способностей студентов (3).

С 14 по 16 февраля 2012 г. РБИУ провел II Международный фотокросс «Feel United», в котором участвовали 28 команд из 6 стран: Россия, Австрия, Италия, Индия, Египет, Индонезия. Студенты 3 учебных заведений: РБИУ, Image College of Arts, Animation and Technology (Индия) и Universita per Stranieri di Perugia (Италия) – представили свой взгляд на молодежную жизнь в 10 номинациях: «Студенческая примета», «iPhoto», «Необычное признание в любви», «Это – моя Олимпиада!», «All you need is…», «2012: успеть главное!», «Я люблю мою страну!» (смотрите фотографии кросса portal.rbiu.ru/about/gallery/6799/).

Международный фотокросс – возможность узнать глубже культуры двух стран, понять, чем живут и как мыслят жители другой страны. Ярко проявляется диалог культур в том, как по-разному раскрывают одинаковые темы студенты. Госпожа Шаасватии Чоудари, куратор программы бакалавриата ICAT (Индия): «Фотокросс послужил замечательным опытом и удачной платформой для любительской фотографии. Такого рода конкурсы способствуют развитию способности участников к критическому мышлению и стимулируют предложение креативных решений. Поскольку конкурс был рассчитан на студентов международного сообщества, он также дал некоторое представление о культурных различиях и вопросах, которые накладывают свой отпечаток, что в свою очередь обогащает запас знаний участников и улучшает понимание культуры и общества стран, представители которых приняли участие в фотокроссе».

Стоит отметить, что в нашем случае социальные медиа являлись во многом лишь инструментом общения, межкультурной коммуникации с удобным интерфейсом (как электронная почта или Skype). Но также возникают новые ценности: во-первых, возникает группа единомышленников, которые могут в дальнейшем общаться друг с другом. Во-вторых, через личное общение происходит диалог культур, в начале неосознанно, незаметно. Но затем начинается общение межкультурное: люди начинают интересоваться культурой, языком, историей, туристическими возможностями и открывают таким образом для себя новый мир.

В группе в Facebook, через которую шло общение, зарегистрировано более 60 участников. Участники фотокросса и члены жюри продолжают общаться друг с другом с помощью новых медиа, что обогащает наши культуры, расширяет наш кругозор, позволяет улучшить знания иностранных языков. Максим Кашулинский, генеральный директор Slon.ru, отмечает среди особенностей русского фейсбука первое — Россия варится в собственном соку, количество связей с пользователями из других стран низкое (1). Организаторы международного фотокросса позволили расширить границы «русского фейсбука». Так, например, с удивлением участники фотокросса из Челябинска и Индии узнали, что у них одинаковое время, а студенты из Италии в номинации «Студенческая примета» сделали снимок кафе, в котором запрещено появляться студентам, не имеющим диплома.

Larry Tamang, Image College of Arts, Animation and Technology (India, Bangalore): «I am studying Visual Effects (VFX). I have taken up VFX as my Post Graduate Course. My Team Photo Geeks & I. It was our first time, competing in an event like this. Never took photographs before that were based on topics. I feel the Photocross is a very nice event that should be conducted every year so that it would interest students at larger scale. My Team members, Anil Gulati, Prashant Hongal, and me myself Larry Tamang learned a lot participating on the II International Photocross «Feel United».
По итогам II Международного фотокросса «Feel United» победителями стали российские студенты, а команда из Индии PhotoGeeks заняла 4 место и победила в номинации «Это – моя Олимпиада», команда из Италии «UniStraPG» победила в номинации «iPhoto». Видеовпечатления участников фотокросса вы можете посмотреть здесь.

  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.