Социальные сети как новый механизм продвижения интересов субъектов политической деятельности в молодёжной среде.

Автор: Маковейчук А.В.

Аннотация:
Социальные сети выполняют одну из важнейших для социума функций – коммуникативную. Стремление к общению консолидирует широкую аудиторию на определённом ресурсе. В связи с большим объемом вовлеченных пользователей можно считать эту среду достаточно мощным инструментом для преследования интересов, воздействия на сознание молодежи, существенно изменившейся под воздействием современных информационно-коммуникативных технологий и медиасредств. Политика неизбежно приходит туда, где есть любая массовая аудитория. Присутствие субъектов политической деятельности в социальных сетях – это уникальная возможность совместить продвижение политика или партии и основную черту имиджа любого политического субъекта – вседоступность. Молодёжь как активная и передовая часть нашего общества в век информационных технологий оказывается наиболее вовлечённой в виртуальную среду, нежели более старшее поколение, оценивает окружающую действительность менее критично, чем старшие товарищи. Всё это, безусловно, создаёт потенциальную возможность для успешного формирования политических образов и эффективного продвижения субъектами политической деятельности своих интересов в восприимчивой молодёжной среде.

Тема доклада: Социальные сети как новый механизм продвижения интересов субъектов политической деятельности в молодёжной среде.

ХXI век – век высоких технологий − выводит на совершенно новый уровень развития наше общество: обмен информацией, общение между людьми, способы построения отношений, поиск работы, да собственно и сама работа, отдых, межличностные отношения переходят из реального мира в мир виртуальный.

Молодёжь как активная и передовая часть нашего общества в век информационных технологий оказывается наиболее вовлечённой в виртуальную среду, нежели более старшее поколение, оценивает окружающую действительность менее критично, чем старшие товарищи. Всё это, безусловно, создаёт потенциальную возможность для успешного формирования политических образов и эффективного продвижения субъектами политической деятельности своих интересов в восприимчивой молодёжной среде.

Интернет сегодня выполняет одну из важнейших для социума функций – коммуникативную. Стремление к общению консолидирует широкую аудиторию на определённом ресурсе. В связи с большим объемом вовлеченных пользователей можно считать эту среду достаточно мощным инструментом для преследования интересов.

«Всемирная паутина» является эффективным пространством PR, в том числе и политического, в виду его свойств:
  • интерактивность;
  • персональная ориентированность;
  • инфоцентричность;
  • мгновенность;
  • измеримость;
  • гибкость;
  • взаимосвязанность;
  • экономичность.
Интернет-пространство обладает такими выгодными свойствами, как интерактивность и мгновенность. Это содействует в осуществлении основной цели PR-сообщения: побудить людей к конкретному действию, с желаемым и программируемым результатом, причем временной интервал между посланием и ожидаемой реакцией на нее должен быть как можно меньше, т.е. действовать следует как можно быстрее, как можно энергичнее.

Значительное влияние на формирование политических взглядов личности, на становление её в качестве субъекта политической деятельности оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки того, какие сформируются у личности политические убеждения. В этом процессе участвуют многочисленные социальные институты, но наиболее значимые из них − государство, семья, образовательные учреждения, армия, партии, церковь, средства массовой информации, новые информационно-коммуникационные технологии.

Сегодня новые информационно-коммуникационные технологии многократно усилили возможности информационного воздействия на граждан, в том числе, и на молодежь. В результате информация превратилась в важнейший ресурс государства, наряду с его другими основными ресурсами (природными, экономическими, трудовыми, материальными и т.д.).

Постепенная активизация роли молодёжи в жизни общества приводит к конкурентной борьбе оппозиционных сил за влияние на молодое поколение граждан как потенциальных последователей программных действий определенной политической партии, движения. Одним из мощнейших средств такой борьбы выступают возможности сети Интернет. Угроза использования молодежного ресурса организациями крайнего радикального толка побуждает исследовать феномен влияния ресурсов сети Интернет на политическую активность молодежи.

Сеть Интернет постепенно становится одним из основных информационных источников, из которых молодёжь черпает сведения о политических лидерах России, общественно-политических партиях и блоках, их предвыборных программах, приёмах политической рекламы. В то же время, отмечается возрастание негативного влияния некоторых ресурсов сети Интернет на мировоззрение молодёжи. Основным стимулом, обеспечивающим эффективность виртуального манипулирования сознанием молодёжи, является её психологическая и социальная незрелость, податливость разного рода информационным воздействиям.

Осмысляя процессы формирования политической активности молодежи, её роли в современной России, следует отметить, что молодёжь — это не только потенциал перемен, но и возможный фактор политической нестабильности. Разрушенная советская система управления процессом воспитания подрастающего поколения включала подготовку и вовлечение молодежи в политическую жизнь страны. Сегодня требуется создание современной комплексной системы воспитания подрастающего поколения, которая не только обеспечила бы овладение будущим электоратом и молодыми избирателями необходимыми знаниями и навыками участия в политической жизни страны, но и сформировала бы уважительное отношение к российскому государству, активную политическую позицию.

Кроме того, выявление мотивационных особенностей политического поведения молодых людей, направляющих свою активность в область политики и пытающихся влиять на нее, принципиально важно именно сейчас, в преддверии их вступления в зрелую фазу жизни, в тот период, когда именно их решения будут определять политику в стране.

Самостоятельно используя ресурсы сети Интернет, молодые люди с еще несформировавшимся мировоззрением, не определившие в силу своего возраста значимые для себя позиции, оказываются один на один с неконтролируемым потоком информации. Информационно-коммуникативные компетенции личности, позволяющие ориентироваться в информационных потоках, являются важным фактором формирования политической активности граждан, в особенности молодежи.

Социальные сети как направление развития сети Интернет являются наиболее эффективным механизмом воспитательно-пропагандистской работы с молодёжью, так как данные ресурсы имеют большое количество активных пользователей. Эффективный PR в социальных сетях – это тесное взаимодействие с аудиторией, в результате которого, довольны остаются обе стороны по принципу «взаимного обмена»: любое сообщение воспринимается лучше, если взамен пользователь получает интересную для него информацию.

Сегодня существует немало точек зрения на перспективы развития социальных сетей, и эти перспективы зависят от целевой аудитории, на которую они ориентированы. Без сомнения наиболее активной частью в плане использования социальных сетей является молодежь (составляющая еще и значительную часть пользователей Интернета), которая рассматривается как активная социальная сила, всегда и везде несущая с собой инновации: информационные, коммуникативные и другие, а сайты социальных сетей становятся своего рода их проводниками в постоянно трансформирующемся обществе.

Лидеры современных социальных сетей – это гигантские развивающиеся системы, куда вовлечены огромные массы людей. Даже если та или иная политическая сила не стремится создать свою официальную страницу или группу в наиболее популярной социальной сети, то она просто обязана быть в курсе того, что в ней происходит (не секрет, что уже давно традиционные СМИ черпают новости из блогосферы и социальных сетей), измерять общественные настроения, следить за тем, что пишут и говорят о ней самой. При этом всегда есть выбор: формировать мнение в сети, просто следить за ним или же прятаться от него.

Мы можем констатировать всё большую вовлечённость и заинтересованность разного рода политических акторов, как федерального, так и регионального и муниципального уровней, в формировании и продвижении своего имиджа на молодёжно-ориентированных Интернет-порталах и ресурсах. Нам представляется важным для политической партии или отдельного политика выстраивать свою деятельность в соответствии с вызовами окружающей действительности, умело формировать и продвигать свой имидж посредством имеющихся сегодня возможностей актуальных технологий, и прежде всего информационных, отражением которых и является Интернет-среда и система её интерактивных сервисов.

Основополагающим принципом работы с молодёжью в Сети является честность. О своих целях нужно говорить открыто. Политическая PR-кампания даст отрицательный результат, если аудитория почувствует обман. Разумеется, существуют случаи, когда для проведения успешной кампании просто необходимы элементы партизанского и скрытого маркетинга, однако делать на них основной упор – большая ошибка.

При проведении политической PR-кампании в Сети необходимо учитывать политическую ситуацию, состояние массового сознания в данный период времени, преобладание тех или иных механизмов восприятия в конкретной целевой группе. Также необходимо учитывать состав аудитории канала распространения.

Молодая аудитория считается самой строптивой, не поддающейся технологиям PR. И при этом самой желанной для многих политических структур. Для этого имеется целый ряд причин: молодёжная аудитория составляет 50% трудоспособного населения России и 40% её общего населения. Кроме того, что это – большая часть потенциального электората, молодые люди станут впоследствии родителям для новой молодёжной аудитории. Таким образом, молодая аудитория с точки зрения политического PR считается самой желанной.

Молодёжную аудиторию не стоит воспринимать как нечто однородное. Её условно можно разделить на 5 групп: школьники (7-17 лет), студенты (18-22 лет), взрослая молодежь (22-29 лет) и молодые душой (от 29 лет и старше). Каждый из этих сегментов уникален, у каждого свои инсайты (внутренние мотивы) и эмоциональные потребности.

Сайты социальных сетей помогают молодым людям в самореализации, «самопрезентации», одобрение группы сверстников становится более значимым, чем одобрение неким, часто отстраненным, «обществом». Прежде всего, в социальных сетях отсутствуют какие-либо условности, которых невозможно избежать в реальном общении, многим труднее общаться в реальной жизни и гораздо проще излагать свои мысли письменно. К тому же ещё одним негативным моментом является влияние социальных сетей на процесс социализации, становления и развития личности молодых людей. Можно отметить, что социальные сети отодвигают на второй план классические институты социализации – семью, школу, а порой реальных друзей и сверстников. Совмещение иллюзорного, фантастического мира, при условии функционирования его по законам реальности, делают виртуальный мир необычайно притягательным. У актора виртуального мира формируется «зависимость от виртуальности».

Имея необходимые данные по целям и идеалам молодого поколения, политические структуры могут составить свою PR-кампанию, рассчитанную на данную категорию. Однако она требует специфических каналов распространения. Политическую агитацию необходимо проводить в среде, где чаще всего проводит время молодая аудитория. Как показывает статистика, в настоящее время молодёжь составляет самую активную часть пользователей сети Интернет. По ряду экспертных данных более 60% пользователей сети – это люди моложе 35 лет. И наиболее активный сегмент находится в возрасте 18-24 лет.

Социальные сети как наиболее популярные и привлекательные для молодой аудитории Интернет-сервисы являются удобным и достаточно эффективным каналом трансляции своих идей как для политика, так и для политической структуры, желающих завоевать внимание и авторитет у молодой аудитории: молодёжь проводит в социальной сети большое количество времени, использует канал как средство связи, а также в качестве новостного агрегатора. Именно в социальных сетях молодые люди узнают о предстоящих событиях, интересных встречах, вступают в группы «по интересам», организуют целые движения, обмениваются музыкой и видеофайлами.

Большое влияние на молодёжную часть социума в сети Интернет, как и в других сферах, оказывают так называемые «трендсеттеры». Это люди, которые воспринимают новые идеи раньше других и которые служат своеобразным передаточным каналом между новаторами и остальным социумом. Такие люди являются лидерами мнений с большим кругом общения, они успешные, активные и авторитетные.

В социальной сети трендсеттером можно считать аккаунт, у которого несколько сотен друзей, высокий рейтинг, большое количество заметок, видеофайлов и фотоальбомов. Вся информация размещаемая подобным аккаунтом, должна придерживаться определённого направления, нового направления, проводником которого является трендсеттер. Мы считаем, что трендсеттером может стать и заинтересованный политик. Аккаунт политика в социальной сети представители молодой аудитории воспринимают более приближенным к себе. Подобные аккаунты существуют и у них самих, и у их друзей. Политический деятель так же, как и они, выкладывает фотографии, видеофайлы, пишет заметки, вступает в группы. С одной поправкой – все производимые им действия направлены на продвижение своей политической деятельности в молодёжной среде.

Подводя итог вышеизложенному, мы можем отметить, что на сегодняшний день социальные сети и блогосфера становятся достаточно мощными инструментами влияния и продвижения своих интересов политическими акторами в молодёжной среде. Такие свойства Сети, как интерактивность и мгновенность способствуют сокращению временного интервала между сообщением и ожидаемым результатом, а разнообразный функционал способствует поиску нужной аудитории и эффективному взаимодействию с ней. Поэтому любая политическая сила, решившая проводить кампанию по формированию и продвижению своего имиджа в блогосфере и социальных сетях, получает выгоду в том, что именно здесь она удачным образом может выйти к «своей» аудитории, обратившись к определённым нишевым структурам, из огромной массы пользователей социальных сетей выбрать те целевые группы, которые ей наиболее интересны, подобрав для каждой из них свои мотиваторы.

Библиографический список
1. Баткаева Е. / Роль социальных сетей в социализации молодежи // URL: www.pareto-center.ru/smi-59.html
2. Михеев А. Интернет и демократия: как новые информационные технологии влияют на политический процесс. М., 2007.
3. Мокрушина Е. В. / Воздействие политического PR на молодёжь в социальных сетях // URL: psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_6/moc_soc.htm
4. Политическая активность молодёжи растет / Деловая пресса, Политический журнал. 2005. – № 19.
5. Социальные Интернет-сети как политическое оружие и инструмент конкурентной борьбы / Капитал страны Федеральное Интернет-издание // URL: www.kapital-rus.ru/articles/article/183584/

  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.