Сетевое взаимодействие как фактор личностного становления молодежи

Автор: Яркова Т.А.

Аннотация:
Автор статьи обращается к современной ситуации образования и обозначает позитивные и негативные тенденции, характеризующие позицию молодых людей по отношению к образованию. В качестве одной из ведущих тенденций, неоднозначно рассматриваемой в различных науках и в обществе, определяется погружение молодежи в виртуальное пространство. В связи с этим в статье поднимается проблема личностного становления молодежи в условиях усиливающегося влияния виртуального пространства. Автор рассматривает сетевое взаимодействие через призму его педагогических возможностей, что обусловлено диалоговым характером взаимодействия, указывая на возможность и необходимость управления им. Формирующий потенциал сетевого взаимодействия раскрывается в статье в контексте наполнения инициируемых и спонтанно возникающих каналов сетевого взаимодействия педагогическими содержанием, ориентирующим молодых людей на соблюдение гуманистических ценностей и норм.

Тема доклада: Сетевое взаимодействие как фактор личностного становления молодежи

ХXI век – век высоких технологий − выводит на совершенно новый уровень развития наше общество: обмен информацией, общение между людьми, способы построения отношений, поиск работы, да собственно и сама работа, отдых, межличностные отношения переходят из реального мира в мир виртуальный.

Современная ситуация образования характеризуется поиском новых форм эффективного взаимодействия его субъектов, способных к диалогу, умеющих адекватно воспринимать чужую точку зрения и аргументировано высказывать свою, компетентных в решении жизненных и профессиональных задач. Актуальность этого поиска обусловлена рядом негативных и позитивных тенденций, в которых ярко проявляется позиция молодых людей в современном пространстве образования.

К негативным тенденциям можно отнести: интеллектуальное равнодушие, проявляющееся в нежелании учиться или хотя бы соблюдать учебную дисциплину; ориентация в обучении на развлечение – восприятие обучения как легкий, увлекательный процесс, а не как ответственный и напряженный интеллектуальный труд; потребительское отношение к жизни, свобода от нравственных норм и др. К позитивным — высокую мобильность; хорошую ориентацию в новых технологиях; стремление к поиску; достижению цели и др. В ряду позитивных и негативных тенденций можно выделить противоречие, которое проявляется, с одной стороны, в ограниченности личного пространства коммуникаций, с другой, – в потребности широкого круга виртуального общения, заменяющего межличностное взаимодействие. Нередко можно услышать от молодых людей, что у них огромное количество друзей – двести, пятьсот и более, которые, на самом деле, друзьями не являются. В то же время именно такие «виртуальные друзья», зачастую, оказываются значимыми для принятия ответственных решений, не всегда соответствующих принятым в обществе нравственным нормам и ценностям и благотворно влияющим на личностное становление.

Как известно, одним из значимых факторов личностного становления является образование. Сегодня формы образования претерпевают существенное изменение, все более наполняясь современными информационными средствами и технологиями. Набирающее вес виртуальное образование в его различных формах вносит свой «вклад» в развитие тенденции межличностного отчуждения. Ни в коей мере не умаляя его роль и значимость в современном образовании (без него просто невозможно представить настоящее и будущее образования!), нельзя не отметить противоречивые позиции по отношению к нему.

На одном полюсе – полное принятие сетевой модели образования, в которой главной фигурой системы образования, по мнению С.А. Смирнова, становится «трансфессионал – ведущий поиск навигатор, идущий по лабиринту – траектории своего образования, выделывающий себя и постоянно себя проблематизирующий, не останавливающийся на ставшем состоянии и взрывающий себя», а новой институцией образования – «сетевой образовательный коммунитас», в котором человек «является сам предпринимателем своего образования, меняя свою профессиональную и культурную идентичность» [2].

Совершенно противоположное отношение и к такого рода моделям, и к такого рода тенденциям высказывает А.П. Огурцов, который воспринимает виртуальные институции образования как кардинальное разрушение существующей системы образования, когда «единственным авторитетом для пользователя компьютерной информации оказывается то доверие, которое он испытывает к источнику и к эксперту информации». И, как следствие, по мысли автора, будет складываться и углубляться разрыв между теми ценностями и нормами, которые молодой человек усваивает в ходе компьютерной коммуникации, и теми, которые призваны формировать институции образования [1].

В этой импровизированной дискуссии могли бы принять участие и другие авторы. Наша позиция заключается в понимании того, что виртуальное образование и виртуальное взаимодействие стали уже реальностью, а значит, необходимо думать уже о том, как научиться извлекать всё положительное, что дают нам современные средства коммуникации, и продумывать меры по снижению их негативного воздействия.

Как мы уже указывали выше, современные молодые люди много времени проводят в общении через социальные сети, включаясь в различные сетевые сообщества, не все из которых позитивно влияют на их личностное становление. Видимо, задача лежит в плоскости «контроля» пространства сетевых сообществ и «запуска» в это пространство сообществ, обладающих образовательным потенциалом, когда сетевое взаимодействие становится фактором, стимулирующим саморазвитие личности.

Находясь в поиске путей решения обозначенной проблемы, обратимся к характеристике понятий, определяющих ее понятийное поле (взаимодействие, сетевое взаимодействие, сети, сетевые сообщества) и попытаемся определиться с нашим видением отдельных форм сетевого взаимодействия.

Вначале рассмотрим базовый термин «взаимодействие». В научной литературе данное понятие рассматривается с разных сторон: как системная междисциплинарная категория, которая обладает потенциалом, способным обеспечить успешность сотрудничества различных людей в современных условиях; как цель; как процесс; как механизм; как результат и др.

В философии взаимодействие является одним из основных понятий, отражающих процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие понимается как универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы. Этот процесс представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи.

Данная категория выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенную целостность. Взаимодействие определяет взаимную обусловленность существования компонентов действительности друг с другом, взаимную зависимость их отдельных характеристик.

Важными для понимания сущности взаимодействия являются философские позиции. Наличие взаимосвязи, определенных отношений между его субъектами подчеркивает сложность, системность характера взаимного влияния и изменения. В разных науках взаимодействие рассматривается со следующих позиций:
— процесс воздействия объектов друг на друга; взаимовлияния, определяющего силу связей между объ¬ектами, изменения их состояний и взаимопревращения (естественные науки);
— взаимосвязь двух и более субъектов, целью и основным содержанием которой является изменение имеющейся информации хотя бы у одного из них (информатика);
— система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на пове¬дение остальных (общественные науки);
— согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов в ходе решения участниками значимой для них проблемы или задачи (педагогические науки);
— согласование усилий по целям, задачам, месту и времени для успешного ведения операций всех видов (военные науки).

В соответствии с выделенными позициями, в основе взаимодействия лежит взаимное влияние двух и более сторон друг на друга, при этом стороны выступают активными субъектами, которые не только изменяются сами, но и меняют окружение.

В словаре С. И. Ожегова взаимодействие рассматривается как взаимная связь двух явлений. Оно определяет отношение причины и следствия: объект воздействия причины не пассивен – он реагирует и тем самым причинность переходит во взаимодействие. Каждая из взаимодейству¬ющих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обуславливает изменение различных объектов и их структур.

Педагогическая наука оперирует взаимодействием как одной из основных категорий, которая используется чаще всего при характеристике связи между участниками образовательного процесса, обеспечивающей взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса (Е. В. Бондаревская, Е.В. Коротаев. И.О. Якиманская, Н. Ф. Радионова и др.).

В настоящее время интерес к категории взаимодействия приобретает особую значимость. Анализ литературы показывает, что в педагогике взаимодействие наиболее часто рассматривается как личностный контакт педагогов и обучающихся, случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.

В данной статье взаимодействие в целом, сетевое взаимодействие, в частности, рассматривается значительно шире, выходит за рамки только педагогических позиций. В него могут включаться другие субъекты, которые могут находиться и за пределами организованного в данный момент образовательного процесса. Важно, что эти субъекты выстраивают свои отношения по поводу образовательных проблем и задач, направленных, в конечном счете, на личностное становление участников взаимодействия. В связи с этим, конечно же, нельзя говорить о любых виртуальных контактах молодых людей как о взаимодействии.

Для нас важной является идея о том, что во взаимодействии цель зарождается внутри педагогической системы на пересечении субъективных реальностей, в межсубъектном пространстве, в результате согласования смыслов всех субъектов межведомственного и межличностного взаимодействия.

Существенным является вопрос о способах взаимодействия. Вслед за Н. Ф. Радионовой, С. Л. Смирновым, Е. Н. Шияновым, мы считаем, что специфической формой взаимодействия выступают совместная деятельность и общение, в том числе и виртуальная. Движущей силой совместной деятельности является общая цель, которая должна сохраняться на протяжении всего взаимодействия.

Итак, основой сетевого взаимодействия можно считать следующие особенности:
— взаимное признание сторонами равноправности и значимости друг друга;
— принятие неизбежности взаимного влияния сторон друг на друга, взаимной обусловленности и, как следствие, взаимного изменения;
— наличие общих интересов, идей, единство взглядов, подходов к решению обсуждаемых проблем;
— использование сетевого механизма совместной деятельности и общения в основных формах взаимодействия.

Можно предположить, что построение взаимных связей между субъектами на основе выявленных особенностей взаимодействия позволит решить существующие в современном образовании проблемы по личностному становлению молодых людей.

Таким образом, одним из эффективных механизмов личностного становления молодежи в условиях глобальной информатизации является сетевой, т.е. создание информационной сети, позволяющей устанавливать связи как со всеми субъектами территориального взаимодействия, так и выходить за его пределы – взаимодействовать на уровне Федерации и стран ближнего и дальнего зарубежья (Интернет-система). Основная функция такой сети – быть открытой технологической «биржей», площадкой для предложения образовательных, развивающих услуг потребителям, т.е. быть организатором взаимодействия.

Такая информационная сеть предполагает:
— создание базы данных, представляемых в Интернет субъектами взаимодействия;
— создание оперативных (сменного состава) сетевых творческих групп по решению актуальных проблем; разработке проектов;
— привлечение широкого круга общественности к обсуждению актуальных проблем;
— оказание услуг по организации образовательной, научной, общекультурной деятельности широкому кругу потребителей: консультирование, разработка проектов, помощь в поиске источников финансирования и т.п.;
— организация и проведение онлайновых виртуальных мероприятий (вебинаров, дискуссий, конференций и др.).

В этом случае сетевое взаимодействие реализуется в рамках образовательной сети, понимаемой как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования, а также личностного становления.

Минимальным системообразующим элементом сетевого взаимодействия выступает сетевое событие: проект, семинар, встреча, обмен информацией и т.п. Структура сетевой организации взаимодействия строится преимущественно на основе опосредованных связей, что ведет к расширению круга взаимодействия, и, сле¬довательно, к более продуктивным и качественным результатам работы.

Для организации сетевого взаимодействия необходимы определенные условия: совместная деятельность участ¬ников сети; общее информационное пространство; ресурсы; механизмы создания сети и ее реализации.

Одним из механизмов, с нашей точки зрения, может быть Центр сетевого взаимодействия, цель деятельности которого видится как организация и обеспечение сетевого взаимодействия, инициирование и поддержка сетевых сообществ и проектов молодежи.

В этом плане в настоящее время ведется разработка основных направлений Центра сетевого взаимодействия, созданного на базе ТГСПА им.Д.И.Менделеева. Первоначально деятельность этого Центра, по мнению его разработчиков, ограничивалась решением задач по реализации гуманитарных образовательных технологий. В большей степени акцент делался на обмен опытом в построении современного образовательного процесса, а также в организации дистанционного образования для разных возрастных и статусных групп обучающихся. В процессе разработки пришло понимание того, что Центр может стать той площадкой, на которой можно выстраивать взаимодействие по широкому кругу вопросов, волнующих разные возрастные группы людей. Особенно эта площадка привлекательна для молодежи, которая готова к общению в виртуальном пространстве. Вариантов такого общения, нам представляется, может быть достаточно много.

Так, для активных, инновационно мыслящих молодых людей, обладающих критическим мышлением, желающих включиться в решение экономических, политических, социальных, в том числе образовательных, проблем, можно предложить модель работы виртуальной проектной группы. Деятельность такой группы, конечно же, должна иметь научное, методическое, психологическое сопровождение, обеспеченное профессиональными психологами, педагогами, профессиональными проектировщиками и др. Такая организация позволит направить интеллектуальную энергию молодежи в позитивном направлении и приобрести знания и опыт разработки и реализации инновационных проектов.

Выбор информационно-коммуникационных технологий для организации сетевого взаимодействия обусловлен имеющимся опытом создания и эксплуатации сайтов, порталов, телекоммуникационных сетей и т.п. К их преимуществам также можно отнести: высокую скорость поиска и передачи информации; расширение информационного поля; визуализацию процесса участия; облегчение доступа к структурированной информации.

При сетевом взаимодействии происходит не только распространение информации, а также диалог между субъектами образовательной сети и процесс от¬ражения в них опыта друг друга. В ходе сетевого взаимодействия его участники не только узнают, например, о проблемах личностного роста, жизненных, профессиональных проблемах, способах их решения, но и используют ресурсы сети в качестве индикатора собственных решений, личностных перспектив. В данном случае в сетевом взаимодействии может быть задействована другая модель – модель дискуссионных площадок или «скорой психологической помощи» по типу телефона доверия в зависимости от имеющихся у молодых людей проблем. И в этом случае, что и в указанной выше модели, профессиональные психологи и педагоги как равноправные участники сетевого взаимодействия будут иметь возможность опосредованно влиять на молодых людей. Может возникнуть вопрос: захотят ли молодые люди высказывать свою боль, делиться своими проблемами в «организованном» (т.е. специально созданном) взаимодействии? Конечно, такой риск есть, для предупреждения которого возможно создание специально подготовленных провокаций, приводящих к эмоциональному выплеску, проговариванию проблемы, что можно рассматривать как шаг к ее решению. Не все молодые люди готовы поделиться собственными проблемами с окружающими, а если и делятся, то не всегда бывают услышанными. Это создает ситуацию напряжения, которая иногда приводит к самоубийству. Анонимность же виртуального пространства позволяет раскрепоститься, обнажить проблему, проговорить ее, обсудить с другими. И здесь значимую роль могут сыграть профессиональные психологи, психологически поддерживая и направляя поиск личностных смыслов.

Такие сети называют социально-функциональными или контактными (И.М.Реморенко), смысл которых – во встрече разных и непохожих друг на друга участников сетевого взаимодействия. Цель этих сетей не только «поставить в известность» о чем-либо, но и выработать новую связь, достичь изменения ее субъектов. В этом и заключается, на наш взгляд, педагогический потенциал сетевого взаимодействия.

Литература:
1. Огурцов, А.П. Постмодернизм в контексте новых вызовов науки и образования //Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск «Философия. Филология». – 2006. – № 1 (4). – С. 3-27.
2. Смирнов, С.А. Практикуемые модели социально–гуманитарного образования // Преподавание социально–гуманитарных дисциплин в вузах России. ¬– М., 2003. – С. 156–157.

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.