Визуальный нарратив в контексте социальных сетей

Автор: Кривова Ю.В.


Тема доклада: Визуальный нарратив в контексте социальных сетей

История развития социальных сетей начинается практически с момента образования самого интернета в 1969 году. Первоначально это были объединения людей исключительно по профессиональным интересам, затем появились объединения по увлечениям и хобби, а социальная сеть в том виде в котором мы знаем ее сегодня появилась вместе с ресурсом Classmates.com, что переводится как Одноклассники, в 1995 году. Эта сеть до сих пор функционирует и развивается, насчитывая уже больше 50 миллионов пользователей. В настоящее время количество различных социальных сетей и их пользователей с каждым днем все возрастает. Люди знакомятся, узнают актуальные новости и интересующую их информацию, организуют бизнес или просто проводят время в общении с друзьями.
Однако со все возрастающей популярностью социальных сетей появилась проблема зависимости от них. Существует множество исследований в разных странах, областью которых являются социальные сети.


Например, исследование, проведенное в Чешском университете, проанализировало Facebook-связанных академической прокрастинации — люди, как правило, не осознают, как много времени они действительно потратили на Facebook, и это влияние может сказаться на их успеваемости. С другой стороны, было отмечено, что возможна корреляция между низкой самооценкой, а также чувством социальной неполноценности и зависимостью от социальных сетей. [5]

Мексиканские исследования показали, что люди, зависимые от Facebook (категории определяются по превышению четырех часов обмена сообщениями ежедневно на Facebook) имеют более высокий уровень депрессии и более низкие физический и общий уровни самооценки, чем менее частыми гостями Facebook они являются.

В современном обществе 72% взрослых жителей Англии проводят время в постели перед сном, прочитывая обновления на страницах друзей в Facebook. [4, 6, 7]

Масштабы данной проблемы настолько велики, что в Европе существуют специализированные центры помощи людям, страдающим зависимостью от сетевых сообществ. [8]

С другой стороны, одним из аспектов влияния социальных сетей на нашу повседневную жизнь является трансформация процесса социализации. Некоторые ученые выделяют в связи с этим такое понятие как киберсоциализация человека. Киберсоциализация человека – социализация личности в киберпространстве – это процесс изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности.[2]

Киберсоциализация изменяет структуру самоидентификации и самопрезентации. В настоящее время существует множество исследований посвященных проблеме самоидентификации с персонажами виртуальной реальности, к которым можно отнести так же и профили в социальных сетях.

Однако в нашей работе мы считаем необходимым уделить внимание использованию виртуального хранилища фотоизображений в профиле, в том числе аватаров, как уже готовых визуальных нарративов.

Нарратив [лат. narrare — языковый акт, т. е. вербальное изложение — в отличие от представления] — это повествование, история или рассказ, созданное людьми для описания и организации их опыта и способа их жизни, которое отражает определенные психологические структуры и эмоциональные состояния. [3]

Таким образом визуальный нарратив дает нам то же содержание, но посредством визуальной информации, в частности фотографий.

Пользователь социальной сети имеет полную свободу действий в создании собственного визуального нарратива, в котором аватар играет роль названия текущей главы повествования или истории в целом.

Аватар — заглавная картинка профиля, покажет кто его владелец и на сколько он готов к общению. Этому изображению уделяется повышенное внимание исследователей, ведь это основной элемент виртуальной самопрезентации. Например, в одном из исследований, проведенных в Университете Concordia, было показано, что в большинстве случаев аватары отражают личность своих создателей. Так же существует исследование, показавшее, что женщины чаще, чем мужчины, идентифицируют себя со своим аватаром. [8]

Выбрав заглавное изображение и приступая к созданию виртуальной фотоистории пользователь волен выбирать какие периоды жизни он хочет в нее включить, а какие нет.

Так же можно выделить несколько типов содержания фотографий:
  • фотографии на которых изображен или присутствует автор истории
  • фотографии с присутствием людей (семья, друзья, коллеги), питомцев, вещей значимых для автора истории
  • творческие фотографии (продукт творчества хозяина профиля)
  • фотографии значимых событий (созданные автором профиля или кем-либо из его окружения)
  • фотографии из сети, не являющиеся продуктом автора профиля и не имеющие к нему прямого отношения

Кроме того, в проектировании визуального нарратива играет роль сам процесс переноса фотографии в профиль, при котором пользователь выбирает название фотографии (комментарий к ней), сортирует фотографии по альбомам и определяет степень приватности изображения.

Любой из этих факторов, наряду с самим изображением может стать основой для последующего анализа

Таким образом мы постарались обратить внимание на возможность использования фотографий пользователей в социальных сетях, в качестве визуальных нарративов.

Список литературы:
1. Омельченко Е. Молодежный активизм в России и глобальные трансформации его смысла. //Журнал исследований социальной политики, Том 3. N 1., С. 59-87
2. Плешаков В.А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности //Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Вып. 21. /Под ред. В. А. Сластёнина, Е. А. Левановой. — М.: МПГУ — МОСПИ, 2005. – С. 48 – 49.
3. История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — 1376 с.
4. Karaiskos, D., Tzavellas, E., Balta, G., & Paparrigopoulos, T. – Social network addiction: a new clinical disorder? European Psychiatry (2010). P02-232
5. Holbova, P. Academic procrastination on Facebook. Masaryk University, Czech Republic.
6. Herrera, M., Pacheco, M., Palomar, J., Zavala, D. Facebook Addiction Related to Low Self-Esteem, Depression and Lack of Social Skills. Psicología Iberoamericana, Vol. 18 No.1 (2010).
7. Block, J. (2008). Issues for DSM-V: Internet Addiction American Journal of Psychiatry
8. YOUNG, K. (1998). Internet Addiction: The Emergence of a New Clinical DisorderCyberPsychology & Behavior, 1 (3), 237-244

  • 0
  • 0

(1) (0) ()

1 комментарий

avatar
Тема доклада Кривовой Ю.В звучит актуально и сразу же привлекает интерес человека «информационной эпохи», как бы отметил М.Кастельс. Действительно, теперь мы судим по человеку не так, как он выглядит в реальной жизни, а какая у него «аватарка» стоит вконтакте или другой социальной сети. Наша самооценка меняется, наши взгляды переворачиваются и фотографии современного мира это не мемуар, это визуальный нарратив, который образует вечное и формирует историю!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.