Роль и значение интернета в жизни белорусской молодежи

Автор: Фаблинова О.Н.

Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению изменения досуговых практик в современном белорусском обществе, связанных с широким внедрением Интернет-технологий во все сферы жизнедеятельности индивида. Особое внимание уделено изучению социальных Интернет-сетей как безусловного феномена современности. В статье приводятся результаты исследований белорусской Интернет-аудитории, проведенных независимыми исследовательскими организациями. Также автором статьи анализируются данные по поведению молодежи в социальных сетях, полученные в результате собственного социологического исследования, проведенного среди студентов заочных отделений высших учебных заведений г. Минска – столицы Республики Беларусь

Тема доклада: Роль и значение интернета в жизни белорусской молодежи

Развитие и становление современного общества характеризуется внедрением и широким распространением новых информационно-коммуникационных технологий, что позволяет охарактеризовать современную эпоху как эпоху информационного общества, общества коммуникаций. Уникальным феноменом современности выступает всемирная глобальная компьютерная сеть Интернет, к основным функциям которой относятся познавательная, развлекательная и коммуникативная.

Согласно данным Международного союза телекоммуникаций при ООН, на конец 2010 года численность мировой Интернет-аудитории достигла 2 миллиардов человек, то есть почти каждый третий житель планеты имеет доступ к сети Интернет (в то время как в 2000 году численность мировой Интернет-аудитории составляла около 250 миллионов человек, что в 8 раз меньше). При этом в развитых странах 71% населения имеет доступ к сети Интернет, в развивающихся – только 21% [6].

По результатам исследования компании «Gemius Belarus», на январь 2011 года общее количество Интернет-пользователей в Республике Беларусь составило 3 537 000 человек, то есть около 37% населения республики (согласно методологии исследования, Интернет-пользователем называется человек, который в течение месяца хотя бы раз воспользовался Интернетом) [2].

Широкое использование современных технологий привело к тому, что ни одна из сфер человеческой жизнедеятельности не осталась изолированной от процессов компьютеризации и интернетизации. Не стала исключением и сфера досуга, роль и значимость которой неуклонно возрастает. Так, если раньше досуг рассматривался как время, свободное от трудовой деятельности и направленное на восстановление физических и эмоциональных сил, необходимых для этой деятельности (К. Маркс), то сегодня сфера досуга воспринимается как самостоятельная и самоценная сфера человеческой жизнедеятельности (концепция «цивилизации досуга» Ж. Дюмазедье и Ж. Фурастье, концепция «общества с развитым досугом» С. Паркера).

Значимость сферы досуга в молодежной среде Республики Беларусь довольно высока. Согласно результатам, полученным в рамках Европейского исследования ценностей, процент респондентов из числа молодежи, назвавший важной ценность досуга, в 1990 году составил 74%, а в 2000 году – уже 88%. Для сравнения: ценность досуга среди всего белорусского населения в 1990 году оценили 35%, а в 2000 – лишь 25% опрошенных, что позволяет судить о важной роли досуга в жизни белорусской молодежи, которая представляет собой наиболее восприимчивую, открытую ко всему новому, инициативную и мобильную часть общества. Неудивительно, что именно эта социально-демографическая группа является самой многочисленной и активно действующей социальной группой среди белорусских Интернет-пользователей: согласно данным исследования, проведенного в ноябре 2011 года международным исследовательским агентством «Gemius», основная масса белорусских Интернет-пользователей – люди в возрасте 15-34 лет (61,54%) [1; 5].

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, 66,2% респондентов из возрастной группы 16-29 лет пользуются услугами сети Интернет. Среди жителей Беларуси в возрасте 30-49 лет пользуются услугами Интернета 37,9% опрошенных, в возрасте 50 лет и старше – лишь 9,1% [3].
Под влиянием Интернета жизнь современной молодежи претерпела ряд трансформаций: изменилась структура проведения досуга, традиционные каналы получения информации, характер межличностного взаимодействия. В связи с чем комплексное и всестороннее изучение молодежи немыслимо без анализа ее поведения в Интернете: частоты выхода в сеть, продолжительности сеансов, интересов и т.д.

В данной статье представлены результаты пилотного авторского исследования, проведенного в декабре 2011 года методом анкетного опроса среди студентов заочных отделений высших учебных заведений столицы Республики Беларусь – г. Минска. Целью исследования являлось изучение Интернет-поведения исследуемой социально-демографической группы населения Республики Беларусь. Отбор студентов осуществлялся стихийно с последующим квотированием по полу в соответствии с половой структурой студенческой молодежи Республики Беларусь (59% – женщины и 41% – мужчины). Общий объем выборки, подвергшийся анализу, составил 156 респондентов.

Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в 2010/2011 учебном году в г. Минске функционировало 31 учреждение, обеспечивающие получение высшего образования, с общей численностью студентов 235 876 человек. Из них 122 180 человек обучались на дневных отделениях, 590 – на вечерних отделениях и 113 106 человек – на заочных отделениях [4, 180-181].

Расчет ошибки выборки велся в соответствии с формулой:


где n – объем выборочной совокупности,
N – объем генеральной совокупности,
ω – выборочная доля,
α – уровень значимости,
– доверительный коэффициент, соответствующий доверительной вероятности (1-α)
Если принять во внимание тот факт, что при оценивании доли предельная ошибка выборки достигает своего максимального значения при ω=0.5, то при объеме выборочной совокупности, равном 156 респондентов, и объеме генеральной совокупности – 113 106 человек, максимальная погрешность составляет приблизительно 8%:



Согласно результатам исследования, наиболее распространен в среде студентов-зачников г. Минска стационарный выход в Интернет – им пользуются 82,7% опрошенных. Выходом в Интернет через мобильный телефон (GPRS) пользуется 60,3% опрошенных и выходом на ноутбуке/ нетбуке/ компьютере с использованием USB-модема – 48,7%. Чуть более трети опрошенных (34,0%) пользуются беспроводным доступом к Интернету Wi-Fi: из них 93,3% используют точку Wi-Fi дома, 6,7% – в общественных местах.

Среди тех, кто пользуется самым распространенным, то есть стационарным, доступом в Интернет из дома, 74,4% опрошенных пользуются им ежедневно, 12,4% – 4-6 дней в неделю, 6,2% – реже двух дней в неделю и 7,0% не пользуются им дома вовсе.
При рассмотрении продолжительности использования Интернета в среднем в день в зависимости от того, будние это дни или выходные, было зафиксировано увеличение численности тех, кто пользуется Интернетом в выходные дни 4 часа и более, что свидетельствует о смещении досуговых предпочтений студенчества в сторону пассивности его проведения (табл. 1).



В рамках проводимого исследования изучались цели использования Интернета в зависимости от места выхода в него: из дома (154 респондента), с рабочего места (105 респондентов), в учебном заведении (77 респондентов) или в общественных местах (94 респондента). Основной целью выхода в Интернет было названо общение (исключением является только учебное заведение, где общение (62,3%) заняло второе место, уступив первенство поиску необходимой информации по учебе (71,4%)). Среди тех, кто использует Интернет дома, 93,5% используют его в целях общения, на работе используют Интернет с этой целью 79,0%, в общественных местах – 83,0%.
Всемирная паутина предоставляет множество возможностей для коммуникации как в режиме реального (on-line), так и отложенного (off-line) времени: электронная почта, системы мгновенного обмена сообщениями (ICQ, Skype), чаты, Интернет-форумы, блоги, Интернет-конференции, сайты знакомств, социальные сети. Частота использования студентами-заочниками этих возможностей также являлась одной из задач исследования. Ежедневно пользуются социальными сетями 79,9% опрошенных студентов-заочников, электронной почтой – 67,5% (рис. 1).



Рисунок 1 – Использование коммуникационных возможностей Интернета

Таким образом, широкую популярность в молодежной среде получили социальные сети – Интернет-ресурсы, направленные на создание и функционирование виртуальных сообществ индивидов, имеющих схожие интересы и/ или вид деятельности. Появление и широкое распространение социальных Интернет-сетей есть последствие перехода Интернет-сервисов от стадии Web 1.0 к стадии Web 2.0. Для стадии Web 1.0 характерно разделение Интернет-аудитории на профессионалов (авторов публикаций в сети Интернет информации) и пользователей (потребителей информации, то есть читателей). На стадии Web 2.0 демаркация между автором и читателем стирается: каждый Интернет-пользователь способен участвовать в процессе создания информации, доступной другим Интернет-пользователям.
Такая цель использования Интернета, как «поиск полезной информации» (вне зависимости от места выхода в Интернет) согласно авторскому исследованию входит в пятерку целей-лидеров: дома – 73,4% опрошенных, на работе – 50,5%, в учебном заведении – 23,4, в общественных местах – 56,4%. Это позволяет судить о наличии, помимо коммуникационного вектора использования Интернета, вектора поискового характера. Стремление постоянно быть в курсе событий, по мнению сотрудника Microsoft Research Л. Стоун, приводит к формированию «перманентного частичного внимания», под которым понимается «режим существования, в котором человек привыкает ни на чем подолгу не сосредотачиваться, делать сразу несколько дел, при этом постоянно «сканируя» окружающую среду на предмет «новых возможностей», которые ни в коем случае нельзя упустить» [8]. Результат такого «частичного внимания» – клиповость, мозаичность мышления.

Стоит отметить, что наиболее популярный в молодежной среде г. Минска Интернет-ресурс – социальная сеть, обеспечивает не только коммуникацию, но и возможность быть в курсе тех событий, которые происходят с Интернет-«друзьями». Так, основными целями использования социальных Интернет-сетей были названы общение с друзьями (96,8%), а также желание быть в курсе событий, происходящих с друзьями (просмотр новостной ленты, фотографий друзей и т.д.). Третьей по частоте упоминания целью использования социальных Интернет-сетей было названо развлечение (76,6%).

Абсолютным лидером среди социальных Интернет-сетей как по уровню осведомленности, так и посещаемости является социальная сеть «ВКонтакте»: 99,4% опрошенных ее знают, из них 90,3% пользуются ей хотя бы раз в неделю. Социальную сеть «Одноклассники» знают 98,1% студентов-заочников (44,1% из них пользуются ей еженедельно), 90,3% знают «Facebook» (38,6% пользуются ей еженедельно) и 89,0% знают «YouTube» (еженедельное использование составляет 60,9%).

Среди белорусских сетей имеет наибольший рейтинг социальная Интернет-сеть «Я Тут!»: 35,5% опрошенных заявили, что знают о ее существовании, из них 40,0% пользуются ей хотя бы раз в неделю. Данная социальная сеть появилась в 2008 году на портале TUT.BY, и по данным за февраль 2012 года, численность ее зарегистрированных пользователей превышала 1,2 миллиона человек [7].

Наиболее распространенные места использования социальных Интернет-сетей: дома (99,4% опрошенных), на работе в обеденное время (48,7%), в транспорте (33,1%), на работе в рабочее время (31,2%), в гостях (28,6%), на учебе во время перемены/ «форточки» (27,3%), в кафе (24,0%), на улице (23,4%), на учебе во время занятий (17,5%). Ситуации использования социальных сетей и выраженный досуговый характер их использования позволяет судить, во-первых, о высокой интернетизации досуга и, во-вторых, о проникновении досуга во все сферы жизнедеятельности, тесной его связи с другими социальными сферами – трудовой, образовательной, в связи с чем их достаточно проблематично разграничить.

Для выявления оценок различных характеристик наиболее популярных среди белорусской Интернет-аудитории социальных сетей («ВКонтакте», «Одноклассники» и «Facebook»), респондентам было предложено дать оценку каждой социальной сети по пятибалльной шкале, где 1 означала «Полностью не соответствует», 5 – «Полностью соответствует». С результатами оценивания можно ознакомиться при помощи таблицы 2.



Социальная сеть «ВКонтакте» опережает своих конкурентов по таким параметрам как молодежный характер, креативность, наличие среди зарегистрированных пользователей большинства друзей/ знакомых респондента, наличие большого количества сервисов и услуг. Преимуществами «Одноклассников», согласно оценкам респондентов, являются простота в использовании и высокая популярность; сильные стороны «Facebook» – надежность и новационность. В связи с тем, что абсолютным лидером, как было отмечено ранее, является социальная сеть «ВКонтакте», которая в оценках значительно превосходит своих конкурентов по параметрам молодежность и креативность, можно сделать предположение, что именно эти две характеристики оказывают влияние на выбор данной социальной сети студентами-заочниками столичных ВУЗов.
Одной из задач проводимого исследования также было выявление отношения респондентов к социальным сетям в целом, без конкретизации. Почти половина опрошенных (49,4%) высказались за то, что социальные сети как открывают перед пользователями массу возможностей, так и таят в себе ряд негативных моментов (рис. 2).



Подводя итог выше сказанному, можно говорить о том, что на современном этапе развития белорусского общества Интернет является неотъемлемой частью жизни молодежи. Высокая роль новейших технологий в жизни молодежи нашла свое отражение и в интернетизации ее досуга. Основными чертами Интернет-поведения студентов-заочников г. Минска можно назвать достаточно высокий уровень использования мобильного Интернета (3G-Интернета, GPRS-Интернета), увеличение количества времени, проводимого в выходные дни в сети; широкую популярность социальных Интернет-сетей, а также наличие трех основных векторов поведения в виртуальном пространстве: коммуникативного, поискового и развлекательного.

Список литературы
1.Белорусская интернет-аудитория превысила четыре миллиона человек // ЭКОНОМИКА.BY. Белорусский экономический портал [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: ekonomika.by/novosti-obrazovaniya/belorusskaya-internet-auditoriya-previsila-chetire-milliona-chelovek. – Дата доступа: 10.03.2012.
2.В Беларуси за год прибавилось 500 тысяч интернет-пользователей // it.tut.by [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: it.tut.by/217719. – Дата доступа: 02.06.2011.
3.Об изменении уровня жизни населения Республики Беларусь в 2010 году. Пресс-релиз. // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: belstat.gov.by/homep/ru/news/news130.php. – Дата доступа: 15.03.2012.
4.Регионы Республики Беларусь, 2011: статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь; редкол. В. И. Зиновский [и др.]. – Минск, 2011. – 810 с.
5.Титаренко, Л.Г. Структура ценностей постсоветской молодежи (на примере Беларуси) / Л.Г. Титаренко // Scipeople [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: scipeople.com/publication/66715/. – Дата доступа: 10.03.2012.
6.Численность интернет-аудитории в мире достигла двух миллиардов // Зеркало недели. Украина [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: news.zn.ua/articles/74090 – Дата доступа: 18.08.2011.
7.Я Тут! [Электронный ресурс] / Tut.by. – Минск, 2012. – Режим доступа: i.tut.by/. – Дата доступа: 12.02.2012.
8.Boyd, S. Linda Stone at Supernova: Continuous Partial Attention / S. Boyd // CORANTE [Electronic resource]. – 2005. – Mode of access: getreal.corante.com/archives/2005/07/01/linda_stone_at_supernova_continuous_partial_attention.php. – Date of access: 20.01.2012.
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.