За что боролись. О гражданских акциях в социальных медиа в 2010-2012 годах

Автор: Панюшева М.М.

Аннотация
1) Функции социальных медиа для гражданского общества: определение потенциала социальных медиа для гражданского общества и описание функций и задач гражданского общества, которые наиболее удачно могут быть исполнены с помощью глобальной сети.
2) Реальные функции социальных медиа для ГО: краткий анализ самых крупных гражданских акций в интернете 2010- 2012 годов и их последствий. Краткое обозрение акций, определение, какие из функций ГО на сегодняшний день реально выполняются в интернете, эффективность акций: определение, какие цели они ставили перед собой и выводы, удалось ли их достигнуть.
3) Общественное мнение в блогах: что интересует пользователей, когда нет «больших потрясений». Анализ-сопоставление наиболее популярных тем блогосферы по версии Яндекса и новостей официальных СМИ. Выявление некоторых тенденций формирования информационных потоков в блогах и новостях.

Тема доклада: За что боролись. О гражданских акциях в социальных медиа в 2010-2012 годах


«Интернет сегодня — это подросток. Он кажется почти взрослым, но это не так. Ему хочется верить, что он все знает, но ему нужно многому учиться. У него огромный потенциал, он далеко не лентяй. Самое интересное, что он только-только начинает оказывать влияние на мир», — считает генеральный директор Google Russia Владимир Долгов.

Однако за последнее время интернет продемонстрировал свою силу и действительно стал явлением №1 — он занял еще большую долю в нашей жизни и стал напрямую влиять на политику, общество, экономику, бизнес. Даже журнал Time признал человеком года 2010 Марка Цукерберга — создателя крупнейшей в мире социальной сети Facebook. А боролся он за это звание с другой интернет-знаменитостью — Джулианом Ассанжем.

2010, 2011 и 2012 годы в России называют «годами интернета» и «годами гражданской активности». В докладе мы рассмотрим подробно, как гражданская активность проявлялась в социальных медиа в 2010 – 2012 годах. Социальные медиа (СМ) — это социальные сети, блоги и микроблоги, средства массовой коммуникации в интернете. Мы выясним, насколько здесь выполняются ключевые функции развитого гражданского общества и проиллюстрируем их акциями и общественными явлениями в СМ, прошедшими за последние 3 года.
Итак, первая функция гражданского общества:

1)На основе законности гражданское общество обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур[1]. Социальные медиа для выполнения этой функции предоставляют платформу для контакта с властью, возможность обращаться к ней и быть услышанным. Массовые акции и инициативы были следующие:
  • «Синие ведерки» против мигалок
  • Навальный против «Транснефти»
  • Акции в защиту свободы собраний на Триумфальной площади
  • Подача запросов в госорганы: ямы на дорогах (РосЯма) и коррупционноемкие тендеры


При выполнении этой функции есть множество дополнительных условий. Так, например, для рядового пользователя просто заявить о проблеме, с которой он столкнулся, в своем блоге, недостаточно, чтобы быть услышанным. Для этого нужно, чтобы его процитировали «лидеры мнений», и тогда у проблемы действительно появляется реальный шанс быть решенной. Однако эксперты утверждают, что нецелесообразно превращать социальные медиа в канал, по которому можно отправлять властным структурам претензии и требования, т.к. для этого существуют муниципальные каналы связи, работающие напрямую. По словам пользователей, основным неудобством этих каналов является непрозрачность статуса запроса. Невозможно отследить, на какой стадии рассмотрения находится претензия, получена ли она вообще адресатом и разрабатывается ли. Вопросам повышения эффективности работы подобных каналов, по утверждению участников конференции РИФ 2012, государство занимается вплотную. А сейчас многие вопросы решаются с помощью социальных медиа при поддержке «лидеров».

2) На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.
Сообщества волонтеров:
Тугеза. Это сообщество проводит следующие акции:
  • покупка средств первой необходимости в школы–интернаты
  • организация концертов в доме престарелых, покупка необходимых вещей и подарков для его жителей
  • закупка хирургического оборудования в больницы
  • новогодние подарки детям из малообеспеченных семей или детям-сиротам
  • покупка оборудования для детских домов
  • благоустройство центров социальной помощи
  • помощь в восстановлении социально значимых объектов
  • «точечные» акции, как, например, покупка и доставка подарка сторожу заброшенной взлетной полосы в тайге, спасшему жизни пассажиров аварийного самолета
    и другие

Также существует сообщество волонтеров, которое ищет пропавших детей, которое работает так: добровольцы распространяют информацию о потерявшихся детях в Интернете, в СМИ, расклеивают листовки, обыскивают районы, где ребят видели в последний раз, опрашивают местных жителей. «Содружество не берет на себя функции МВД, МЧС и других специальных государственных служб, а сотрудничает с ними», – утверждают блогеры.

3)Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» — прочные структуры гражданского общества.

Иллюстрацией этой функции лучше всего служат примеры народной самоорганизации во время тушения пожаров летом 2010 года, инициатива родилась в колективном блоге Dirty.ru, а также организация перевозки пострадавших после теракта в аэропорту Домодедово в 2011 году. Эта организация прошла благодаря обсуждениям и распространениям соответствующей информации в Twitter.

4) Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.
  • Борьба против сноса памятников архитектуры
  • Отслеживание правонарушений сотрудников ГАИ
  • Авария на Ленинском
  • Распространение информации об организации живого щита на МКАДе
  • Блог Федора Горожанко, в котором он описывает случаи недобросовестной работы коммунальщиков в Санкт-Петербурге

Основной потенциал социальных медиа при выполнении этих акций заключается в предоставлении равной для всех участников возможности распространения информации о случаях правонарушений. В социальных медиа формируются сообщества, решающие определенного вида задачи. Эти сообщества становятся промежуточным звеном между простыми пользователями и властью, т.к. имея количество успешно решенных проблем, обладают постоянной аудиторией, цитируемостью в СМИ и за счет вышеперечисленного – своим социальным весом.

5) Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

В социальных медиа были организованы следующие акции:
  • Акции протеста против результатов выборов в декабре 2011 и марте 2012 гг «Белые ленточки» на Чистых прудах, Болотной площади, улице ак.Сахарова, Садовом кольце.
  • Социальная реклама активистов «Овощей.нет» (подмена рекламы поисковика Google, на рекламных плакатах примеры поисковых запросов, которые составили копирайтеры Google, были заменены призывами к гражданской ответственности. Подмену никто не заметил, фальшивые «гражданские» плакаты провисели в Москве течение всей рекламной кампании – 3 недели).
  • Акция националистов на Манежной площади против прекращения уголовного преследования убийцы фаната «Спартака» зимой 2010 года.
  • Митинги против антикризисных мер правительства в Калининграде
  • Акции беременных против поправок к законам о социальном обеспечении матерей

Эти акции объединяет то, что будучи организованы с помощью социальных медиа, они прошли в «офлайне». Сами социальные медиа здесь выполняют, скорее, организационную функцию, способствующую реализации непосредственно названной функции гражданского общества. То, что акции организуются достаточно регулярно, позволяет говорить о действительно существующем потенциале гражданской ответственности, который заложен в нашем обществе. Рекция государства на подобные акции колеблется от выполнения требований, нахождения компромиссов и до игнорирования.

6)Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.
Примером служат такие истории, как:
  • История Сандры Зарубиной, которую отобрали у приемных родителей
  • История дяди Вити, оставшегося без паспорта и вынужденного жить в хижине безо всяких удобств

7) Гражданское общество выполняет коммуникационную функцию.
В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Социальные медиа позволяют пользователям быстро и эффекитвно группироваться по интересам, искать и находить единомышленников и формировать прочные сообщества:
  • Тематические сообщества: авто, мото, дети, мода, неформальные объединения и всевозможные другие
  • Поиск одноклассников и однокурсников в социальных сетях
  • Профессиональные социальные сети

8) Одной из функций гражданского общества является также обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т. п.) и другая благотворительная деятельность.
  • С помощью благотворительного проекта Помоги.орг за всю историю его существования было собрано более 175 млн рублей (сумма пожертвований выросла от 1 млн рублей в 2005 году до почти 42 миллионов в 2011).
  • Другие многочисленные благотворительные фонды находят свою аудиторию в социальных сетях
  • Пожертвования музыкантам (этот подвид благотворительной деятельности в России отклика пока практически не находит, суммы переводов составляют от 300 до 1000 долларов. На Западе же некоторым музыкантам удавалось собрать более 10 000 долларов)
  • Политический краундфандинг: Алексей Навальный объявил о сборе 5 млн рублей на проект РосПил – в итоге пользователи перевели ему 8 млн. Немцову на издание своей книги удалось собрать 1,8 млн. В качестве особого примера можно привести кошелек Ольги Романовой, на который собирались деньги на проведение политических митингов в Москве в декабре и марте 2011 и 2012 годов. Пользователи переводили на ее счет по 1000 000 рублей ежедневно, всего удалось собрать 600 000 долларов и провести на эти средства 3 митинга.
  • «Шуточная» благотворительность: например, группа девушек, окрестившая себя «Медведев Girls», собрала на смартфон Дмитрию Медведеву 34 000 рублей.
  • Википедия. В 2011 году ее основатель за счет баннера в шапке сайта собрал на развитие проекта 20 миллионов долларов. В переводе средств приняли участие 1 миллион человек.

Интересна статистика от администраторов платежных систем: в сети Вконтакте пользователей больше, но платят они меньше и реже, чем пользователи сети Facebook.
Многие организаторы благотворительных акций говорят о нехватке инструментария для организации благотворительности. По их словам, есть много платежеспособной аудитории, готовой переводить средства на проекты самого разного рода, однако их сдерживают технические несовершенства системы электронного перевода денежных средств. Социальные сети подключают к тем, кто готов что-то делать, большое количество тех, кто готовы деньги сдать, вещи. Это не активные люди, но они своими ресурсами поддерживают небольшие коллективы в 3-4 человека. По мнению экспертов, люди стали более активными в самых разных сферах. Отчасти они связывают это с тем, что появились свободные деньги и время. «Раньше мы только работали-работали, выживали, а теперь получше стало, оглянулись вокруг. Другие говорят, что увидели, что помогать легко, «от меня не убывает совсем», а наоборот повышает самооценку. То есть действительно складывается среда.» — говорит социолог Денис Волков. Хотя среда, — продолжает он, — пока тонкая. Если выбывает один, то на его место не сразу встает другой. Но с другой стороны, и небольшое количество людей может сделать достаточно много. Особенно если это не политика, а скажем, обустройство своей среды, помощи другим.

В России политизация гражданских инициатив почти неизбежна. Одна из главных проблем — «воспроизводимость». Многие из перечисленных акций проходили в результате чрезвычайных ситуаций. Мобилизация, по мнению Дениса Волкова, — это еще достаточно советское явление. А важна именно нормальная, повседневная, продолжающаяся активность. Насколько она воспроизводима?

Мы рассмотрели, что интересует блогеров и пользователей социальных сетей в периоды, когда нет никаких чрезвычайных ситуаций, катастроф и происшествий, требующих срочной мобилизации граждан. Период наблюдения за блогосферой и официальными СМИ составил 1 месяц с 3 ноября по 3 декабря 2011 года, то есть время перед декабрьскими выборами в Государственную Думу, до того, как российское медиапространство было «взорвано» акциями протеста против результатов выборов. При анализе был использован метод сравнения.

Критерии отбора информации: мы ежедневно сравнивали самые популярные темы российской блогосферы (на основании Поиска по блогам Яндекса), обсуждаемые в блогах новости и ТОПовые новости в российских СМИ (также по версии Яндекса).

Обсуждаемые темы в блогах на 30% состоят из новостей, которые дают официальные СМИ в текущий день, и на 10-20% — из новостей предыдущих дней. То есть большую часть информационной «повестки дня» для блогеров формируют официальные СМИ.
Если главные новости в официальных СМИ сменяются со скоростью смены информационных поводов (держатся не более нескольких часов, если нет обновлений информации по теме), то в блогосфере новости остаются в топе (если они туда попадают), продолжая интересовать пользователей, в среднем в течение 2-4 дней.

Как проходит обсуждение: согласно нашему исследованию и мнению экспертов в области СМИ и социальных медиа, блогеры редко дают качественную оценку информации. Интернет-активность блогеров заключается в перепосте уже существующих данных из СМИ, комментариев к ней немногочисленных лидеров мнений, при этом самостоятельное комментирование новостей (информации) практически отсутствует. Впрочем, это соответствует «Правилу одного процента» — правилу, описывающему неравномерность участия интернет-аудитории в создании контента. Утверждается, что в целом подавляющее число пользователей только просматривает материалы интернета, однако не принимает активного участия в обсуждении. А так же закону Парето, согласно которому 20% участников группы выполняют 80% всей работы.

Какого типа новости интересуют пользователей?

При ответе на этот вопрос, в свете аспекта нашего исследования (то есть гражданской активности в социальных медиа), мы искали прежде всего соответствующую информацию – темы, отвечающие критериям гражданского общества. Оказалось, что в спокойные периоды среди обсуждаемых проблем гражданская тематика практически не поднимается. В исследуемый период менее 1% тем, которые находились в ТОПе обсуждения в российской блогосфере, имели гражданскую направленность. Основная масса информации, которую распространяют и обсуждают блогеры, — это происшествия, новости из жизни звезд, мира шоу-бизнеса и крупных международных и внутренних политических событий. То есть фактически соответствует тематическому наполнению большинства официальных СМИ.

Заключение
Прежде всего, наше интернет-сообщество достаточно консервативно в своих предпочтениях, его интересы формируются традиционными СМИ.
Однако гражданские акции показывают, что гражданский потенциал в нашем обществе есть. Он пробуждается в экстремальных условиях. Этот потенциал интернетизирован, то есть часто не выходит за пределы «лайков» в социальных сетях. Эксперты отмечают огромную нехватку активистов и инициаторов любого рода конкретных действий и пассивность и «ведомость» большого количества пользователей.
Наиболее развитым сегментом гражданских инициатив оказывается благотворительный сектор. Об этом можно судить, в частности, по статистике денежных средств, переведенных пользователями на благотворительные нужды. Благотворительные акции находят свою аудиторию, поддержку пользователей, побуждают их к активным действиям.

Ссылки
1.http://www.civisbook.ru/
2.http://www.levada.ru/11-04-2012/pravozashchitnaya-deyatelnost-protivorechit-interesam-srosshikhsya-biznesa-i-vlasti
3.Темы блогосферы – это каталог самых популярных обсуждаемых тем в российском сегменте блогосферы и социальных сетей. Каталог составлен на основе данных сервиса «поиск по блогам» Яндекса. Поиск по блогам отражает настроения активной части пользователей сети, поэтому с помощью службы можно исследовать общественное мнение в интернете. События, которые могут стать темой дня, определяются автоматически, с помощью данных, полученных от различных сервисов Яндекса, и различных алгоритмов. Например, проверяются фильмы, которые сейчас идут «во всех кинотеатрах страны», или новости, о которых много говорят в СМИ.
4.Новости в блогах – это каталог новостей из интернет-СМИ, которые вызвали у блоггеров наибольший интерес. Каталог составлен на основании данных сервиса Яндекс.Новости в блогах. Алгоритм отбора новостей следующий: сообщения в блогах группируются автоматически за счет определения роботом наличия ссылки на новость или прямых цитат из них, позволяющих установить, из какой именно новости взята цитата.
5.Яндекс.Новости – служба автоматической обработки и систематизации новостей. Служба обновляется в режиме реального времени 7 дней в неделю и 24 часа в сутки и отображает информационную картину дня. Данные для обработки поступают от партнеров службы, в том числе — ведущих российских и зарубежных СМИ. Яндекс.Новости является мультимедийным проектом: на сайте представлены не только тексты, но и фото-, аудио- и видеоматериалы.
Все данные, поступающие от партнеров Яндекса, автоматически группируются в сюжеты. Отсутствие человеческого вмешательства позволяет формировать сюжеты, помещая рядом сообщения с совершенно разными точками зрения. Таким образом, пользователь получает возможность сравнить, как одно и то же событие отражено в различных СМИ.
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.