Развитие креативного кластера в республике Крым: глобальные и локальные аспекты

Авторы: Акопов Г. Л. и Тирацуян В. Х.
Текст доклада представлен в авторской редакции.

Аннотация:

Вхождение республики Крым в состав РФ сопряжено со сложными процессами интеграции в культурных, политических, социальных, экономических аспектах. Учитывая особенности Крыма, предполагается развитие ряда отраслей и подотраслей, объединенных в единых креативный кластер. В составе кластера предполагается развитие таких направлений как информационные технологии, визуальные искусства, гастрономия, киноиндустрия, литературный квартал, и ряд других. Одной из задач креативного кластера является снижение зависимости региона от туристической отрасли, что особенно важно для районов, условно называемых «южный берег Крыма». Для формализации и вопросов, связанных с финансированием и координацией деятельности креативного кластера необходимо разработать модель взаимодействия предполагаемых заинтересованных сторон. Так же необходимо внести предложения по включению перспективного кластера в проект Стратегии социально-экономического развития республики Крым до 2030 года.

Ключевые слова: креативная индустрия, кластер, гастрокластер.




Креативные экономические единицы становятся важнейшим фактором развития экономики и социо-культурной среды. В современной экономике и в обществе уже сформировалась креативная индустрия, которая занимает существенную долю рынка интеллектуальных услуг и формируется на креативности индивидуума и сообществ.
Актуальность разработки кластера креативной индустрии Республики Крым обусловлена необходимостью развития творческих индустрий, формированием инноваций в культуре и искусстве, что является одним из приоритетных направлений развития сферы культуры в Республике Крым и фактором экономического развития в регионе.
В связи с этим, необходимо отметить потенциально многофункциональный характер Креативного кластера, совмещающий коммерческо-туристические и культурно-социальные функции. Для создания и успешного развития кластера необходимо проведения единого согласованного подхода к созданию и развитию Креативного кластера со стороны профильных органов государственной власти, компаний, занятых в секторе креативных индустрий, образовательных учреждений и учреждений культуры, некоммерческих организаций, в том числе профессиональных союзов и ассоциаций, деловых кругов Республики Крым.

Задачами оказания услуги являются:
Формирование положительного синергетического эффекта исторического, культурного, индустриального и духовного наследия Республики Крым в целях сохранения и развития уникальной Крымской полисущности, в том числе:
а) создание и реализацию концепций полиградов, предполагающих включение объектов социально-культурной, курортно-туристической и рекреационной инфраструктуры, благоустройство территорий с сохранением исторической и этнической аутентичности;
б) вовлечение в оборот и сохранение объектов культурного наследия и организацию около них эффективной туристической деятельности;
в) создание и капитализацию территориальных брендов;
г) разработку и реализацию различных творческих и маркетинговых стратегий;
Реализация кластерной политики позволит:
1. Идентифицировать и локализовать на одной территории основных участников Креативного кластера.
2. Обеспечить кластерную кооперацию – обмен технологиями, компонентами и продуктами производства.
3. Получить синергетический эффект и повысить конкурентоспособность предприятий в отрасли.
4. Стимулировать увеличение количества малых и средних предприятий, микропредприятий.
5. Повысить качество подготовки кадров.
6. Создать условия для экономически эффективного сочетания навыков, капитала и технологий.

Перечень креативных индустрий, может включать в себя следующие направления:
· Музыка и продюсирование.
. Информационные технологии.
· Киноиндустрия.
· Мода.
· Музейное дело и сохранение объектов историко-культурного наследия.
· Дизайн.
· Архитектура.
· Визуальные искусства.
· Новые медиа (цифровой контент, досуговое и программное обеспечение, мультимедиа, компьютерные игры и пр.).
· Народные художественные промыслы и ремесла.
· Гастрономическая культура.

В рамках работы над созданием единой стратегии развития креативного кластера в республике Крым, под эгидой Министерства экономики республики Крым была проведена стратегическая сессия с участием чиновников муниципалитетов республики Крым, представителей системы образования, местных предпринимателей. Цель стратегической сессии – групповая выработка основных элементов креативной экономики Крыма, барьеров/ограничений для его достижения, и ряда оперативных мероприятий, способствующих в перспективе достижения цели формирования креативного кластера в Республике Крым к 2030 году.

Группе было предложено сформировать образ будущего «Крым 2030 с креативной экономикой».

Его основные элементы:
1. Доступная среда
2. Структурированный и организованный событийный туризм
3. Экологический общественный транспорт
4. Креативные центры, сообщества
5. Креативная образовательная среда-связь с работодателями
6. Мини производство для малого бизнеса (упор на кулинарию)
7. Развитие стрит-арта в спальных районах
8. Учет климатических особенностей Крыма в благоустройстве, ландшафтном дизайне
9. Индивидуальный подход в организации внутридомовых территорий
10. Зоны оздоровления. Развитие санаториев-профилакториев.
11. Разработка визуальных каркасов, единых архитектурных стилей.
12. Площадки свободного творчества.

Следующим шагом группа формулировала список угроз/рисков/барьеров, без решения которых невозможно создание креативного кластера в республике Крым. В результате получилось 13 угроз/барьеров/ограничений:
1. Недостаток культурно-просветительского образовательного уровня населения
2. Низкая мотивация потенциальных участников кластера
3. Непредсказуемость кадровых перемен в руководящем составе государственного и муниципального управления
4. Бюрократизация при принятии решений
5. Коррупция в системе ГМУ
6. Отсутствие иностранных специалистов
7. Отсутствие знаний у сотрудников системы ГМУ в области креативной экономики
8. Не креативное население
9. Отсутствие венчурного капитала
10. Отсутствие стартапов-площадок
11. Не гибкая система образования
12. Отсутствие технологий для современного бизнеса
13. Отсутствие развитой дорожно-инженерной инфраструктуры

Угроза №1, 2 и 8 связаны с тем, что на данный момент ментально население более склонно работать в туристической сфере: услуги, торговля и рента объектов туристической инфраструктуры.

Угрозы № 3,4,5,7 связаны с недостатками в системе ГМУ. Примечательно, что ряд этих недостатков были отмечены именно чиновниками.

Угрозы 9, 10, 15 связаны с отсутствием развитой инфраструктуры, необходимой для создания условий по формированию креативного кластера.

Угрозы 6 и 12 были связаны напрямую с антироссийскими санкциями, создающими барьеры для проникновения в республику Крым современных технологий и специалистов, являющихся проводниками данных технологий.

Угроза №11 обусловлена тем, что система среднего и высшего образования не в полной мере отвечает требованиям креативной экономики.

Угроза №13 сопряжена с малым количеством дорог с хорошим качеством, особенно в муниципалитетах.

Для снижения выявленных угроз группа экспертов формулировала список основных мероприятий до 2020 года. Было сформулировано 11 мероприятий, реализация которых позволит снизить негативное воздействие данных угроз:
1. Инвентаризация объектов на предмет доступности среды
2. Систематизация и информирование тур. Продуктов и событий
3. Диагностика и инвентаризация маршрутной сети и транспорта. Пилотный запуск экологического транспорта на туристический продукт
4. Создание 3-х креативных центров при образовательных учреждениях
5. Разработка грантов и их финансирование. Обучающие программы.
6. Тендер на разработку визуального каркаса
7. Инвентаризация зеленых насаждений. Создание системы теневых навесов в пешеходных зонах курортных городов. Разработка проектов озеленения.
8. Проведение практических конференций, семинаров, круглых столов по выработке модели развития креативного кластера
9. Выявление дополнительных ресурсов для повышения зарплат работников креативной сферы.
10. Разработка системы доступной навигации в каждом населенном пункте

Не исключая предложенных методов, считаем необходимым отметить, что в развивающемся информационном обществе целесообразно решать ряд обозначенных проблем и путем внедрения информационных коммуникаций.
Так «Недостаток культурно-просветительского образовательного уровня населения» может быть нивелирован повсеместным внедрением доступа к информационным базам данных, он-лайн библиотекам, он-лайн образованию и естественно доступу к виртуальным турам по музейным и культурным площадкам [1]. Данную работу целесообразно проводить в образовательных учреждениях региона. «Непредсказуемость кадровых перемен в руководящем составе государственного и муниципального управления» решается путем профессиональной самореализации личности в интернет-пространстве [2] и «Бюрократизация при принятии решений» легко упраздняется при внедрение технологий «электронного правительства» [3]. «Коррупция в системе ГМУ» глобальная проблема в нашей стране, но внедрения прозрачных процедур электронного документооборота решает данную проблему [4]. Отсутствие иностранных специалистов, решается за счет привлечения специалистов путем дистанционного участия. Как было сказано в публикации профессора Акопова Г.Л. «Интернет-модернизация политической системы — базис для формирования информационного общества» сеть «Интернет» стирает границы и позволяет дистанционно участвовать в работе и проводить научное консультирование[5]. Отсутствие знаний у сотрудников системы ГМУ в области креативной экономики с лихвой замещается обменом опыта он-лайн, он-лайн консультированием и прохождением он-лайн курсов повышения квалификации [6]. Обозначенные выше технологии помогут решить проблему «Не гибкой система образования», опыт ряда учебных заведений позволяет уверенно утверждать, что внедрение инновационных интернет-технологий позволяет существенно модернизировать образовательный процесс [7]. За счет трансграничного обмена идеями возможно дистанционно участвовать в работе креативных площадок по всему миру, что решает проблему «отсутствия креативных площадок (коворкинги, технопарки и т.д.)» и «Отсутствие стартапов-площадок» [8].

Таким образом можно уверенно утверждать, что развитие интернет-технологий и тотальное внедрение интернет-коммуникаций будет способствовать решению большинства обозначенных проблем.

В теории и практике кластерных экономик существуют различные подходы к классификации кластеров. Один из них, классифицирующий кластер по объекту инициации, предполагает разделение кластеров на два вида: кластеры, возникшие стихийно, «снизу», когда государство и местная власть не осуществляла действий по созданию кластера, и возникшие организованно, «сверху». В данном случае предполагается активное участие государства, включая создание условий для формирования кластера и координацию его деятельности.
Учитывая, что креативный кластер в республике Крым будет создаваться с участием государства, «сверху» интересен зарубежный опыт создания кластерных объектов с участием государства.

Так в Италии, г. Болонья, в 2017 году открылся агрогастрономический парк-кластер, объединяющий около 200 компаний-резидентов, включая производителей питания, ресторанов, кафе, точек торговли продукцией гастрокластера.
Непосредственно в парке создано 700 рабочих мест плюс в регионе в связи с появлением FICO добавится 3000 новых рабочих мест[9]. Инфраструктура включает в себя шесть мультимедийных павильонов, посвященных теме огню, земле, морю, животным, вину и будущему. В парке реализована цепочка производства от растениеводства и животноводства до готовой продукции, которые можно тут же. 2/2 того, что будет производиться в гастропарке, потребляется тут же.

Гастрокластер реализуется с помощью государственно-частного партнерства. Со стороны бизнеса – креатив, насыщение участниками кластера, инвестиции в размере 100 млн. евро. Со стороны государства – земельный участок площадью 10 га и пустующие помещения арго-промышленной выставки.

По нашему мнению, при создании креативного кластера в республике Крым необходимо опираться на механизм государственно-частного партнерства и активно использовать современные информационные технологии. Так же целесообразно создание государственно управляющей компании, способной эффективно координировать действия участников кластера и способствовать информатизации региона.

Литература

1. Акопов Г.Л. Модернизация образовательного учреждения, с применением инновационных интернет-технологий (на примере Ростовского филиала мгту га). международная научно-практическая конференция «инновационные процессы в россии и мире». Ростов-на-Дону, 17-20 сентября 2015 г
2. Акопов Г.Л., Шипитько О.Ю. Профессиональная самореализация личности в интернет-пространстве/Г.Л. Акопов, О.Ю. Шипитько//Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. -Ростов н/Д: РГУПС, 2016. -С. 91-95.
3. Подр.см.: Акопов, Г.Л. Трансформация политических элит России в условиях информатизации социума //Вестник РМАТ. -2016. -№ 3. -С. 10-16
4. Подр.см.: Акопов Г.Л. Правовая информатика. учебное пособие / Г. Л. Акопов; Изд.-торговая корпорация «Дашков и К°». Москва, 2010.
5. Акопова Г.Л. Интернет-модернизация политической системы — базис для формирования информационного общества. NB: Проблемы общества и политики. 2012. № 2. С. 55-63.
6. Акопов Г.Л. Модернизация политического дискурса и его коннотации в интернет-сообществе. Ростов-на-Дону. 2011.
7. Акопов Г.Л. Модернизация образовательного процесса с применением интернет-коммуникаций в Ростовском филиале мгтуга. В сборнике: Инновационные аспекты развития гражданской авиации (Авиатранс-2016) 2016. С. 20-24.
8. Акопов Г.Л. Сеть «Интернет» — коммуникативное пространство для политического дискурса. Право и политика. 2011. № 5. С. 842-848.
9. Александр Губский. В Болонье открылся крупнейший в мире агро-гастрономический парк// Ведомости. Интернет-журн. 15.11.2017. URL: www.vedomosti.ru/business/articles/2017/11/15/741879-bolone-park (дата обращения 17.10.2018).
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.