Виртуальный образ современного университета. Коммуникативный аудит стратегий визуализации

Автор: Нургалеева Л.В., Фещенко А.В., Куликов И.А.

Текст доклада представлен в авторской редакции.

Презентация к докладу

Аннотация:

Рассматривается специфика исследований проектов визуализации на основе коммуникативного аудита. Показаны некоторые особенности подходов к оценкесложной структуры виртуального образауниверситетских корпораций с применением методов коммуникативного аудита. Отмечено, что данное направление является важным аспектом формирования компетентностных активов, репутационного капитала и брендовой политики современного университета. Раскрываются особенности проведения исследовательской и учебной работы на кафедре гуманитарных проблем информатики Томского государственного университета, связанные с развитием форм коммуникативного аудита и тех его аспектов, которые связаны с формированием виртуального образа современной университетской корпорации. Дано краткое описание основных исследовательских проектов и их результаты в данной сфере. Выделены такие исследовательские направления в разработке методов коммуникативного аудита, как анализ уровня коммуникативной эффективности, художественных аспектов организации вебинформации, возможностей применения современных инструментов интернет-аналитики. Все названные средства коммуникативного аудита явились основой для изучения особенностей формирования виртуального образа университетских корпораций. Отмечено, что высокая динамика развития инструментов и технологий визуализации создает предпосылки для формирования новой парадигмы представления информации в образовательной среде. Речь идет о формировании особого сенсориума университетской корпорации, формируемого на основе использования новых технологий для изучения особенностей психологического восприятия пространства и его влияния на психофизиологическое состояние людей.

Введение

Целью данной работы является анализ методов оценки стратегий визуализации, выбираемых университетской корпорацией для формирования конкурентных моделей коммуникации в сетевой среде. В качестве метода оценки выбирается коммуникативный аудит как наиболее адекватный специфике работы сетевых моделей, лежащих в основе формирования виртуального образа университета. Он является важной составляющей гуманитарной экспертизы современных форм обмена знаниями и информацией. В работе делается отсылка к опыту исследовательской и преподавательской работы, сложившейся на кафедре гуманитарных проблем информатики Томского государственного университета за последние десять лет. Он направлен на подготовкуспециалистов, владеющих техникой коммуникативного аудита и являющихся экспертами в области проблематики информационного общества. Одним из важных исследовательских направлений кафедры выступает оценка стратегий визуализации, выбираемых для создания виртуального образа современного университета. Ценность данного подхода связывается с повышением значимости разработки современных моделей визуализациикак важного ресурса эффективной коммуникации и развития исследовательских практик в области гуманитарной экспертизы [4].

Содержание коммуникативного аудита

Рассмотрим основные цели и задачи коммуникативного аудита и затем перейдем к обсуждению его особенностей в разработке стратегий визуализации университетской корпорации. Коммуникативный аудит является одним из современных средств контроля за деятельностью и форматами репрезентации корпораций. Он основан на управляющем принципе обратной связи. Базовым методом коммуникативного аудита является анализ содержания внешних и внутреннихпотоков информации. Он позволяет воссоздать характерные черты образа корпорации, сформировавшегося в «глазах» её персонала и/илиразличных групп общественности. Проведение коммуникативного аудита предполагает максимально полное выявление и анализ сообщений разных форматов, содержащихся в трех информационных потоках: внешнем, исходящем и внутреннем. Известно, что любая организация может быть описана совокупностью идентификационных признаков и атрибутов, позволяющих воспринимать и оценивать её как личность. Умение устанавливать отношения, оттачивать собственный коммуникативный стиль, готовность брать на себя ответственность, креативность, способность к наблюдению и восприятию, наличие собственной жизненной позиции, терпимость, открытость – все эти качества можно считать атрибутивными как для личности, так и для коллектива. Все они могут выступать параметрами анализа в ходе проведения коммуникативного аудита. Корпорация в рамках данного подхода «персонифицируется», а формируемый ею коммуникационный поток оценивается с позиций формирования её адекватного имиджа или с точки зрения выявления главных управляющих факторов деятельности. Сегодня в создании подобных описательных моделей большое место занимает виртуальный образ корпораций, складывающийся из множества составляющих. Их параметризация является одним из аспектов коммуникативного аудита.

Сопоставление результатов анализа данных анкет, внешних, исходящих и внутренних документов, их сравнение с эталонным образом организации, позволяет получить ответы на многие стратегические вопросы по управлению внутренней и внешней деятельностью корпорации. Совокупный анализ содержания информационных потоков корпоративной деятельности должен способствовать выявлению скрытых проблем и потенциала развития. Применяя методы его структурного анализа, можно составить представление о различных сторонах деятельности организации, её реальном имидже, назревающих конфликтах и возможных способах их разрешения. В ходе коммуникативного аудита могут изучаться проблемы эффективности и открытости управления, оцениваться соотношение параметров декларируемой и выполняемой миссии и т.д. [1]

Подобный анализ направлен не столько на разностороннюю оценку текущей коммуникативной ситуации, сколько на изучение потенциала успешности корпоративной деятельности. Оценка сложившегося имиджа, например, может служить лишь предварительным этапом в ходе коммуникативного аудита. Его результативность проявляется в полную меру лишь тогда, когда удается выявить те основные элементы корпоративной этики, предпосылки для разработки успешного бренда или внедрения новой модели эффективной коммуникации, которые способствовали бы формированию предпочтительной имидж-модели корпорации. Грамотное применение методик коммуникативного аудита позволяет повысить профессионализм в применении различных корпоративных форм управления, выявить ориентированность коллектива на систему действий или систему знаний, определить уровень личной и социальной компетентности.

Проведением коммуникативного аудита занимаются в последние годы организации и независимые эксперты. Существуют специальные рейтинговые системы, позволяющие оценить особенности публичного поведения корпорации. Однако потребность в специалистах, готовых к проведению коммуникативного аудита на профессиональной основе, увеличивается год от года. Это связано с тем, что растет количество виртуальных представительств образовательных учреждений, стремительно изменяются технологии презентации и эффективной организации групповой и исследовательской деятельности.

Коммуникативный аудит виртуального образа университетской корпорации

Методы коммуникативного аудита как комплексная форма мониторингарезультатов деятельности корпорации по формированию конкурентноспособного имиджа в полной мере могут быть применены и к анализу разных аспектов представления и обмена информации университетской корпорации.Коммуникативный аудит позволяет получить детализованное представление о складывающемся репутационном капитале университета, степени открытости его управления, успешности научно-образовательной политики и перспективах развития конкретных направлений его деятельности. Это справедливо и для изучения реализуемых ею стратегийвизуализации.Важно сделать акцент на значимости разработки грамотных стратегий визуализации в развитии университетской корпорации. Их реализация тесно связана с разработкой формулы успеха. Визуальное выступает сегодня во многих «амплуа» и его возрастает год от года в социализации университетской корпорации. Технологии визуализации являются важным инструментом ситуационного анализа, исследовательских практик, формирования бренда и эффективных коммуникационных моделей.

Коммуникативный аудит, как способ проверки, осмысления выбранных стратегий и тактик деятельности университетской корпорации, во многих аспектах основывается на оценке его виртуального сетевого образа, соответствующего современным критериям эффективной коммуникации. Он складывается из многих элементов, позволяя формировать своеобразную коммуникационную эго-сеть, аспектирующую разные формы деятельности университетской корпорации к глобальной сетевой среде. Одним из важных направлений политики визуализации является разработка университетских сайтов как центров открытой и эффективной коммуникации, способствующих укреплению имиджа не только на региональном уровне, но и на глобальном уровне. Грамотно спланированный сайт университетской корпорации представляет собой мощный управленческий узел, обеспечивающий сетевое единство менеджерских, научно-образовательных связей и отношений, средств личностной и социальной репрезентации, подкрепляемых динамичными инструментами интернет-аналитики. За этим направлением работы стоит серьезный поиск соответствующих социально-психологических механизмов регуляции поведенческих отношений и ресурсных моделей внутреннего развития университетской корпорации, в том числе и повышение уровня его конкурентноспособности.

На пути к созданию таких сложных управляющих узлов был пройден непростой путь. Если на начальном этапе разработчики сайтов и эксперты сетевых ресурсов руководствовались по большей части критериями информационной открытости, ориентируясь в большей степени на презентационные цели и рост публичной активности корпораций, то на следующем этапе на первый план стали выдвигаться вопросы разработки коммуникационного потенциала университетских веб-представительств[8, 13]. Этот этап соответствовал повышению уровня современных средств групповой работы, основанных на применении эволюционирующих сетевых компьютерных технологий. В этот период появился смысл говорить о коммуникативном аудите сетевых ресурсов как о значимой форме контроля, управления и перспективного развития виртуальных представительств университетской корпорации.

Сегодняшний день выдвигает новые задачи. Они связаны с выбором грамотных стратегий визуализации на основе применения современных средств обработки и анализа данных. Активное изменение форматов представления визуальной информации и их эффективное использование в разных сферах жизнедеятельности университета является важным аспектом разработки идей развития университетских сообществ как амбициозных корпораций [5]. Анализ трендов визуализации становится одним изэтапом к формированию особого университетского сенсориума с гибкими коммуникационными связями, мобильного в управлении и открытого к человеку, его сложному психологическому миру и социальным приоритетам.

Практикаприменения форм коммуникативного аудита

В течение двенадцати последних лет на кафедре гуманитарных проблем информатики Томского государственного университета ведется исследовательская работа по изучению теории и практики коммуникативного аудита и в том числе и аудита университетских корпораций. Здесь ведутся учебные курсы, направленные на комплексное освещение вопросов, связанных с организацией и проведением коммуникативного аудита сетевых ресурсов и, в частности, сайтов университетских корпораций. Речь идет о формировании представлений о требованиях юзабилити, психологических аспектах восприятия информации, особенностях художественной коммуникации в сетевой средеи этической направленности в организации веб-контента. Формирование подобных знаний у студентов рассматривается как важное направление разработки современных компетентностных моделей подготовки специалистов.

Приведем несколько примеров реализации проектов студентами кафедры гуманитарных проблем информатики на основе коммуникативного аудита. Анализ контента университетских сайтов г. Томска проводится, начинаяс 2004 г. Исследования с применением методик коммуникативного аудита осложнялись тем, что стандарты оценки сайтов не разработаны. Кроме того, сетевая среда — это свободная модельная среда с постоянного изменяющимися технологическими возможностями. Наиболее ярко её изменения фиксируются в сфере визуального представления информации и обмена ею. Отдельную проблему в проведении коммуникативного аудита сайтов составляет выявление критериев оценки эффективности коммуникативной системы университетского сайта, который должен учитывать специфику и направленность исследовательской и образовательной деятельности в аспектах их взаимодействия. Понятие эффективной коммуникации такой среды имеет свои принципиальные особенности. В частности, в оценке виртуальных представительств университетских корпораций важную роль играет разнообразие форматов и инструментов визуализации общения как самостоятельная область изучения.

Целью первого проведенного пилотажного исследования было изучение особенностей коммуникационных моделей ведущих университетских сайтов г. Томска [12]. В качестве объекта исследования были выбраны сайты ведущих университетских корпораций г. Томска: ТГУ (http://www.tsu.ru), ТПУ (http://www.tpu.ru), ТУСУР (http://www.tusur.ru), ТГАСУ (http://www.tsuab.ru), СГМУ (http://www.ssmu.ru). Программа исследования включала несколько этапов. Теоретический этап был направлен на анализ эволюции коммуникационных аспектов деятельности университетов, начиная с XI века по настоящее время. Кроме того, были изучены проблемы, связанные с особенностями развития университетской корпорации в условиях формирования мирового открытого коммуникационного пространства.
Практический этап состоял из сбора и анализа первичной информации, позволяющей исследовать контент университетских сайтов. Подготовительным этапом проведения экспертной оценки явилось создание документационной базы для описания выбранных объектов исследования. В неё входили следующие виды документов: паспорта сайтов; аттестаты сайтов, подготовленные для проведения коммуникативной и презентативной экспертизы. Была выделена группа критериев для оценки эффективной коммуникации университетской корпорации и проведен поиск методик экспертной оценки сайтов и их адаптация к задачам предпринятого исследования. В основу анализа легли методики, предложенные специалистами Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, а также широко известный метод информационных эвристик, разработанный Я.Нильсом, Л.Розенфельдом[1, 6, 9, 14]. В его проведении мы опирались на широко известные принципы юзабилити. На основе проведенного анализа разных подходов к классификации и оценке контента сайтов была разработана собственная методика оценки содержательного наполнения университетских сайтов. Результаты этой работы были опубликованы и показали плодотворность выбранного направления исследований [7].

Сегодня актуализируется потребность в использовании новых современных методов изучения разных форм взаимодействия человека с реальностью, включающих в себя визуальную составляющую. Одним из методов такого рода выступает видеоокулографии (или eyetracking – трекинг глаз). Он применяется в сочетании с классическими способами изучения мнения респондентов (опросы, интервью, тесты), применяемый в широком диапазоне задач. Для проведения подобных исследований используются стационарные и мобильные системы трекинга глаз. Они позволяют выявлять эффективные и неэффективные элементы презентаций информации (например, в навигации и визуальном дизайне) и вносить соответствующие изменения, повышая уровень дружественность сайта. Преимущество этого метода заключается в возможности гибкого контроля за эффективностью изменений, внесенных в визуальную и структурную составляющие вебстраниц. Исследователи, работающие в этом направлении, изучают как эффективность отдельных элементов, так и работу целых сайтов и социальных сетей [14-17]. Помимо этого необходимо отметить работы, идущие в направлении оценки восприятия различных форм контента (например, изучения восприятия разных типов графиков). Результаты таких исследований полезны в подготовке и наполнении контентом презентаций, сайтов, отчетных документов и полиграфической продукции.

Оценка эстетических особенностей сайтов в контексте коммуникативного аудита

Сегодня в оценке коммуникативной эффективности университетской корпорации одно из наиболее важных мест начинают занимать эстетические параметры моделей сайтов, учебно-методических и информационных материалов.Глобальная сетевая среда предполагает разработку нового опыта художественного выражения и идентификации. Выбор критериев для определения уровня художественных коммуникаций и понимание психологических закономерностей разработки художественного контекста в представлении информации является базовым условием реализации перспективных этических стратегий развития университетских корпораций. Ключевым принципом формирования этико-эстетических сетевых моделей высокого уровня является поиск эквивалентности между образами мысли, психологическим восприятием информации и изобразительной практикой.Проблемы эстетического воплощения идей становятся актуальными и для формирования виртуального современного университета.

Проблема исследования художественного контекста электронной коммуникационной среды является одним из важных предметов гуманитарной экспертизы визуального, имеющих важное теоретическое и практическое значение. Традиция экспертной оценки в этой области только формируется.Изучение методов коммуникативного аудита показало, что существует проблема оценки художественных аспектов сетевого контента. Кроме того, сложность экспертной оценки в этой сфере является и то, что многое при выборе правильных моделей и приемов коммуникативного аудита в этой сфере основывается на интуиции и предполагает наличие концептуального опыта реализации художественных стратегий в сетевой среде и хорошее знание её технологий. При этом коммуникативный уровень художественных высказываний в современном мире имеет неизменно высокий статус. Не является исключением и электронная среда коммуникационного обмена. Эксперты и разработчики сетевых продуктов единодушно признают, что функциональные и эстетические качества вебдизайна тесно связаны между собой. Среди исследователей языка сетевых коммуникаций можно назвать имена таких специалистов как Д.Вин, Я.Нильсен, Т.Сакс, С.Круг и др. [2, 3,6, 9, 11, 14, 19]. Ими разработаны методы эвристической и экспертной оценки сетевых презентаций, но они не включают в себя аспекты, связанные с изучением художественных особенностей сайтов. В этих условиях студенты нашей кафедры были вынуждены самостоятельно разрабатывать методы оценки художественных аспектов организации информации в сетевом формате, обращая внимание на сочетание стилевых, композиционных и колористических особенностей языка гипермедиатекста, целостность художественного оформления сайтов. В итоге была предложена группа критериев для проведения художественной экспертизы сетевых презентаций.

С подобными проблемами сталкиваются эксперты и в анализе и оценке виртуального образа университета. Коммуникативный аудит этой части требует присутствия специалистов с высоким уровнем художественного видения и знаний самых разных технологий современной репрезентации информации и понимающих стратегическую значимость аспектов визуализации разных сторон деятельности университетов в адекватной презентации.Это важный механизм идентификации, позиционирования и разработки стратегий развития университетских корпораций.

Эволюция художественных форм в представлении виртуальных моделей остается ведущим трендом современной визуализации. Выборочный анализ сайтов Канады, Америки, Австралии, Вьетнама, Кореи, Китая показал, что в данный момент идет активный поиск эстетических моделей виртуальной презентации университетских корпораций, включая массивы методической, учебной информации. В этой сфере наблюдается выраженная склонность к использованию мультимедийных форматов высокого художественного уровня. Поиск совершенных эстетических моделей в этой сфере тесно связан с эргономикой и ориентирован на особенности интерсенсорного восприятия информации человеком. За этим процессом стоит большая экспериментаторская и исследовательская работа специалистов многих направлений [15-18]. Разработка соответствующих моделей экспертной оценки на основепрактик коммуникативного аудита является одной из неотъемлемых частей этой деятельности.Она направлена на выявление новых трендов визуализации данныхи, в том числе, презентационных моделей университетских корпораций высокого уровня.

Визуальные аспекты сетевой аналитики

В рамках учебного курса «Интернет аналитика» студентами кафедры гуманитарных проблем информатики ТГУ проведены исследования двух различных аспектов виртуального образа университетской корпорации (2012-2013 гг.).

1. Анализ эффективности визуального представления информации на корпоративных сайтах подразделений ТГУ. В качестве критериев оценки использовались основные принципы веб-юзабилити, а также правила и тренды сетевых маркетинговых коммуникаций [3, 6, 14]. В результате синтеза различных критериев оценки сайта разработан контрольный список (checklist) из нескольких десятков правил визуального оформления контента на веб-странице. Проверка нескольких корпоративных сайтов ТГУ позволила обнаружить возможность улучшения визуального образа. С помощью программы составления прототипов страниц сайта (balsamiqmockups) разработано несколько схем, учитывающих обнаруженные недостатки в юзабилити сайтов. Некоторые схемы реализованы на практике и доказали свою эффективность.

2. Исследование внешнего и внутреннего потоков информации. В качестве объекта исследования выбраны сетевые сообщества студентов томских университетов (ТГУ, ТПУ, СибГМУ, ТГПУ) в социальных сетях и упоминания (обсуждение, отзывы, новости) о вузах Томска в социальных медиа. Коммуникативный аудит сетевых сообществ вузов осуществлялся с помощью сервиса JagaJam. В процессе исследования обнаружены закономерности и различия в особенностях восприятия образа университета у студентов разных вузов. Анализ коммуникативных реакций и поведения участников сообществ позволил сформулировать рекомендации для сотрудников PR-служб университетов по повышению лояльности и степени вовлеченности студентов во внутренние корпоративные коммуникации. Для анализа внешнего потока использовалась автоматизированная система мониторинга социальных медиа IQ Buzz. Полученные данные позволили увидеть реальный образ университета, выявить и измерить оценочное отношение к корпорации (позитивные, негативные и нейтральные упоминания), обнаружить слабые и сильные стороны информационной политики вуза и определить стратегию управления его репутацией.

Выводы

Коммуникативный аудит, являясь одним из действенных инструментов аналитики, позволяет оценить эффективность работы внутренних и внешних каналов коммуникаций, выявить неохваченные целевые аудитории или недостаточную полноту охвата каналов коммуникации, особенности коммуникационной политики и т.д. Его методы могут быть успешно применены и для изучения особенностей виртуального образа университетских корпораций. Навыки коммуникативного аудита могут стать важным аспектом подготовки современных специалистов. Методы коммуникативного аудита являются востребованным инструментомтакой активно развивающейся сферы как гуманитарная экспертиза и информационный менеджмент. Отмечено, что высокая динамика развития инструментов и технологий визуализации создает предпосылки для формирования новой парадигмы представления информации в образовательной и исследовательской среде. Это указывает и на грядущую смену стандартов визуализации коммуникационных потоков в университетских корпорациях. Речь идет о формировании особогосенсориуманаучно-образовательной сферы. Его формирование связано с грамотным использованием новых технологий, связанных с разными аспектамивизуализации данных. Они позволят во все большей степени учитывать особенности психологического восприятия пространства и эффектов влияния на психофизиологическое состояние людей.

Литература

1. Брежнева В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание. – СПб.: Профессия, 2004. – 303 с.
2. Вин Д. Искусство web-дизайна. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.
3. Круг С. Веб-Дизайн: книга Стива Круга или «не заставляйте меня думать!» – М.: Символ-плюс. 2008.
4. Лукина Н.П. Эпистемологический статус экспертного знания в когнитивном пространстве информационного общества // Гуманитарная информатика: Сб.статей. – Томск: ТГУ, 2010. Вып.5. – С.6-16.
5. Неклесса А. Амбициозные корпорации, Мир Распада и Глобальный Град. Попытка футурологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.centrasia.ru/newsA.php?st=1049354820
6. Нильсен Я. Веб-дизайн. – СПб.: Символ-Плюс, 2002. – 512 с.
7. Нургалеева Л.В., Тюлюпова Л.Д. Некоторые особенности и проблемы применения современных методик коммуникативного аудита // Гуманитарная информатика: Сб.статей. – Томск: ТГУ, 2005. Вып.2. – С.89-96.
8. Попов О. Электронный университетский сайт // AlmaMater. – 2002. – №3.
9. Розенфельд Л. Эвристики информационной архитектуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.useit.com/papers/heuristic/heuristic_list.html.
10. Сакс Т., Мак-Клейн Г. Дизайн и архитектура современногоweb-сайта. – М.: Вильямс, 2002. – 304 с.
11. Технологии информационного общества – Интернет и современное общество. – СПб.: Изд-во СПб.гос. ун-та, 2003. – С. 161.
12. Тюлюпова Л.Д. Результаты экспертной оценки университетских корпоративных сайтов г. Томска //Initia. Выпуск 7: Сборник материалов VII региональной межвузовской
конференции молодых ученых «Актуальные проблемы социальных
наук», 20–21 апреля 2005 г. Томск: Томский государственный университет, 2006.– С. 166-172.
13. Фещенко А.В. Веб-сайт университета в современном информационно-коммуникационном пространстве// Гуманитарная информатика: Сб.статей. – Томск: ТГУ, 2010. Вып.5.
14. Эвристическая и экспертная оценка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: webmascon.com/topics/development/22a.expertheuristic.asp.
15. Barreto, A.M. Do users look at banner ads on Facebook? Journal of Research in Interactive Marketing Volume 7, Issue 2, May 2013, Pages 119-139
16. Hernandez, A., Resnick, M.L. Placement of call to action buttons for higher website conversion and acquisition: An eye tracking study (Conference Paper) Proceedings of the Human Factors and Ergonomics Society 2013, Pages 1042-1046
17. Human Factors and Ergonomics Society Annual Meeting — 2013, HFES 2013; San Diego, CA; United States; 30 September 2013 through 4 October 2013; Code 101162
18. Goldberg, J., Helfman, J. Eye tracking for visualization evaluation: Reading values on linear versus radial graphs Information Visualization Volume 10, Issue 3, July 2011, Pages 182-195
19. Tüzün, H. ,Akinci, A., Kurtoǧlu, M., Atal, D., Pala, F.K. A study on the usability of a university registrar's office website through the methods of authentic tasks and eye-tracking Turkish Online Journal of Educational Technology Volume 12, Issue 2, April 2013, Pages 26-38
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.