Медиакультура как полифункциональная система

Автор: Кириллова Н.Б.

Текст доклада представлен в авторской редакции.

Видео-презентация доклада

Аннотация:

Изучая вопросы функционирования медиакультуры как особого типа культуры информационной эпохи, следует иметь в виду полифункциональность ее системы.
Представляя собой совокупность информационно-коммуникационных средств, созданных человечеством в процессе своего исторического развития, медиакультура включает в себя культуру производства и передачи информации, а также культуру ее восприятия; она может также выступать и показателем уровня развития личности, способной «читать», анализировать и оценивать медиатекст, усваивать новые знания посредством медиа, заниматься медиатворчеством и т.д. То есть медиакультура способствует формированию общественного сознания и социализации личности.
Среди основных функций медиакультуры можно выделить информационную, коммуникативную, нормативную (идеологическую), релаксационную, посредническую, интеграционную, экономическую и др. Уникальная роль медиакультуры в социальной системе дает возможность воспринимать ее как реальный фактор управления политической сферой и моралью, экономикой и рынком.
Медиакультура — это посредник между личностью и обществом, социумом и властью, это важный фактор диалога культур разных народов во имя мира и взаимопонимания.

Ключевые слова: медиа, медиакультура, медиаполитика, медиатекст, медиатворчество, информационная эпоха, информационно-коммуникационные средства, диалог культур.

Медиакультура, как совокупность информационно-коммуникационных средств, выработанных человечеством в процессе своего исторического развития[1], явление полифункциональное. Это значит, что у нее уникальная роль в социальной системе. Классификация функций культуры, данная в трудах многих исследователей — философов, социологов, культурологов, — колеблется между числом шесть и четырнадцать. Хотелось бы выделить только те важные функции, которые характеризуют именно медиакультуру, делая ее феноменом информационной эпохи, фактором новой информационной цивилизации.

На первый план, безусловно, выходит информативная функция, так как медиакультура представляет собою особый тип информационного процесса, которого не знает природа. Благодаря медиакультуре в обществе становится возможным накопление и умножение информации, а это, как говорил Ю. М. Лотман, «подразумевает сохранение предшествующего опыта»[2], то есть сохранение генетической памяти общества. Ибо, по мнению Лотмана, «культура есть память»[3].

Роль информационной функции медиакультуры в последние два десятилетия усилилась, благодаря новым медиа (прежде всего, компьютерным технологиям и интернету), включающим память и программы по переработке информации. Таким образом, современная медиакультура выступает гарантом информационного обеспечения общества.

Вместе с тем информационную составляющую медиакультуры трудно представить вне связи с семиотической. Исходя из этого, можно сформулировать и такое определение: медиакультура — это социальная информация, сохраняющаяся и накапливающаяся в обществе с помощью создаваемых людьми новых медиа, новых «знаковых» средств.

Коммуникативная функция тесно связана с информационной, не случайно многие исследователи их объединяют. Суть коммуникативной функции состоит в том, что медиакультура — это акт общения: между властью и социумом, человеком и обществом, разными странами, народами, социальными группами, индивидами и т. д. Именно коммуникативная функция медиакультуры дает ей возможность выступать мощным катализатором диалога и полилога культур, благодаря чему происходит обмен культурной информацией в историко-философском и историко-литературном контексте и тем самым интенсифицируется социальный прогресс[4].

Развитие форм и способов коммуникации — важнейший аспект культурной деятельности человечества. С ее развитием люди обрели необычайно широкие возможности передачи и обмена разнообразной информации — от первобытных сигнальных барабанов до современного спутникового телевидения и компьютера. Печатная (письменная) культура дала широкую возможность для общения людей во времени и пространстве, преодолевая века и расстояния.

Одним из синонимов медиакультуры сегодня, достаточно распространенным и в научном, и в повседневном общении, является такое понятие, как «СМК» — средства массовой коммуникации, куда относится достаточно разветвленная система печатных, визуальных и аудиовизуальных средств. Самым мощным фактором прогресса в развитии СМК, как мы отметили, являются компьютерные сети и Интернет, охватывающий весь мир и делающий доступным мгновенное вступление в контакт с любым источником информации.

Однако парадоксом современной ситуации является то, что огромная масса контактов осуществляется через медиа и параллельно с этим очевиден дефицит общения как социокультурная и психологическая проблема.

Нормативная (идеологическая) функция. Медиакультура влияет на процесс социализации личности, усвоение ею социального опыта, знаний, норм, идеалов, соответствующих данному обществу, данной социальной группе. Сюда же относятся обычаи и традиции, этикет и нравы, законы и конституционные акты — словом, все то, что в совокупности образует более сложные комплексы, такие как право, мораль, идеология.

Все это те ценностные ориентации, без которых невозможен процесс социализации личности, который обеспечивает сохранение общества, его структуры и сложившихся (складывающихся) в нем форм жизни. Безусловно, общество трансформируется, изменяется, модернизируется и система массовых коммуникаций, роль которых усиливается именно в переломные, кризисные периоды.

Хочется сразу отметить, что идеализация роли медиакультуры столь же антинаучна, как и ее недооценка. Иначе ничем не объяснить, к примеру, причин той социально-культурной ситуации, которая сложилась в постсоветской России. Речь идет о разгуле криминала, наркобизнеса и проституции, бессмысленной жестокости, аморальности, маргинализации личности, за которые несут ответственность и средства массовой коммуникации.

Причины здесь не только экономические, но и идеологические. Это обусловлено и определенным падением в социуме престижа духовной культуры (на первый план выходит культура материальная), и обесцениванием нравственных традиций и идеалов, и коммерциализацией СМК, что приводит к пропаганде антикультуры, негативного социокультурного опыта.

Вот почему нормативная функция медиакультуры – одна из самых важных.

Релаксационная (от латинского relaxation — ослабление) функция связана с потребностью личности в физическом и психическом расслаблении, разрядке. Медиакультура (в особенности электронные медиа) в полной мере предоставляет это современному человеку.

И дело не только в том, что потребление определенных видов медиакультуры (чтение беллетристики, прослушивание аудиозаписей, просмотр кино, ТВ, компьютерные игры, общение через Интернет и т. д.) у нас происходит в момент досуга, когда мы «настроены» на отдых, расслабление. Дело в том, что и сама культура, по мнению голландского культуролога Й. Хайзенги, содержит в себе игровой элемент. По концепции Хайзенги, проанализированной в книге «Homo Ludens» («Человек играющий»), игра — это не только форма происхождения культуры, но и обязательный элемент всякой культурной деятельности, движущая сила развития культуры[5]. «Все есть игра»[6], — утверждал Хайзенга, находя подтверждение своих мыслей в древнегреческой философии. «Игрою детей называл он людские мнения», — гласит одно из изречений Гераклита. «Человек сотворен, дабы служить игрушкою Бога, — утверждает Платон. — Посему он должен проводить свою жизнь, следуя своей природе и играя в самые прекрасные игры»[7].

Интересна и точка зрения М. М. Бахтина о «смеховой культуре» как антитезе господствующей, официальной культуре, когда подвергаются осмеянию божества, политические кумиры и стереотипы[8]. Трактовка Бахтиным «смеховой культуры», идея которой была продолжена в книге Д. С. Лихачева, А. М. Панченко, Н. В. Понырко «Смех в Древней Руси»[9], близка к искусству релаксации, о чем мы говорили выше.

Современная индустрия развлечений, являющаяся составной частью медиапространства, предлагает широкий спектр специальных средств релаксации — от фильмов определенных жанров (детектив, триллер, эротическая мелодрама, фантастика и т. д.) до интерактивных игр по телевидению или путешествий в виртуальных компьютерных мирах. Перечисленные средства релаксации по-разному способны воздействовать на психику потребителя, о чем свидетельствуют данные социологических исследований. Сказанное еще раз подтверждает, что медиакультура — сфера особая и абстрагироваться от нее нельзя.

Креативная функция – еще одна фундаментальна функция медиакультуры является освоение и преобразование мира, окружающей жизни, среды обитания. С помощью получаемой из медиа информации индивид расширяет свои познания о мире, осмысливая его с разных точек зрения: философской, нравственной, экономической, эстетической, правовой и т. д.; при этом проявляется его любознательность, желание познать себя в окружающем мире, проникнуть в тайны природы и человеческого бытия. Медиакультура, включающая в себя культуру производства, передачи и восприятия информации, способна расширить границы «непосредственного опыта» индивида, тем самым влияя на мировоззренческие установки, на процесс формирования личности.

В большей степени, чем другие формы общественного сознания, искусство медиа способно, как писал Л. С. Выготский, «вовлекать в круг социальной жизни интимные и самые личные стороны нашего существа»[10]. В основе этого эффекта лежит механизм «сопереживания».

Медиакультура позволяет индивиду адаптироваться в современной жизни, окружающей среде, получить ответы на многие вопросы, подготавливая его ко всевозможным противоречиям и катаклизмам. Этот процесс сродни не только обучению и воспитанию, но и медитации, так как способствует формированию самосознания личности, ее способности жить и созидать.

Интеграционная функция. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Это истина. Сохранение культурного наследия, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. Культурная общность поддерживается и мировыми религиями.

Рубеж XX-XXI веков ознаменовался небывалым скачком в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий, существенным образом повлиявшим на функционирование медиакультуры в мире. Спутниковое телевидение, сетевые технологии, основанные на цифровом способе передачи информации, привели к формированию новой среды для распространения потоков информации. Интернет, объединяющий национальные, региональные и местные компьютерные сети, стал источником свободного обмена информацией, чего не было ранее. Интернет стал одновременно и мощным фактором интеграции различных культур. Различия культур при этом сохраняются, но дело не в уничтожении этих различий (чего опасаются противники глобализации), а в объединении разных традиций. Интеграционная функция медиакультуры, таким образом, направлена не на уничтожение культурной самобытности, а на объединение культур во имя мира и взаимопонимания между народами всей планеты.

Посредническая функция. Велика роль медиакультуры как социального посредника, устанавливающего связи между структурами общества. Она дает возможность разным социальным группам общаться друг с другом, устанавливать контакты. Особое значение в этой связи приобретает медиакультура как инструмент управления обществом. Эта возможность СМК давно привлекала к себе внимание многих известных мыслителей. Еще молодой Маркс, редактируя Рейнскую газету, обратил внимание на значение печати как «третьего элемента», который входит в структуру государства и находится между правителями и управляемыми. Оба они одинаково нуждаются для разрешения возникающих проблем в «свободной» печати — с «головой гражданина государства и с гражданским сердцем»[11].

В связи с этим возникла концепция журналистики, что СМИ — это «четвертая власть», которая, как и три предыдущих — законодательная, исполнительная и судебная, — также обладает властными функциями. О власти информации на сферу политики, экономики, культуры во всех уголках земного шара размышлял американский социолог Э. Тоффлер в «Метаморфозах власти»[12].

Медиакультура реально выполняет функцию политическую, управленческую. Ее не зря, как и журналистику, называют «четвертой властью», учитывая мощную, многостороннюю и масштабную власть медиа над чувствами и сознанием людей.

Однако можно согласиться с теми исследователями, кто утверждает, что средства массовой информации — не власть, но сила, причем, очень значительная, выражающая общественное мнение и влияющая на реальную власть, подчас даже ограничивающая ее возможности. А отсюда вывод: медиакультура — это посредник между человеком и обществом, между социумом и властью, разными сранами и народами.

Посредническая функция массмедиа усиливается в период становления гражданского общества, основанного на принципах демократии и плюрализма, политической свободы и гласности.

Ссылки

[1] Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика. – М.: Академический проект, 2008. – С. 18.

[2] Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. – СПб, 1994. – С. 8.

[3] Там же.

[4] См.: труды Бахтина М. М., Библера В. Г., Когана Л. Н., Кристевой Ю., Лотмана Ю. М. и др.

[5] Хайзенга Йохан. Homo Ludens. Человек играющий. – М.: Айрис-Пресс, 2003.

[6] Там же. С. 211.

[7] Там же. С. 210 – 211.

[8] Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1990.

[9] Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. – М., 1976.

[10] Выготский Л. С. Психология искусства. – М. 1968. – С. 317.

[11] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. – С. 206.

[12] Тоффлер Э. Метаморфозы власти. – М., 2003.

  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.