Новомедийные визуальные коммуникации как компонент реализации проектной деятельности студентов

Автор: Полянская Е.В.

Текст доклада представлен в авторской редакции.

Аннотация:

Статья посвящена проектной методике, одной из универсальных педагогических технологий, и ее взаимосвязи с новомедийными визуальными коммуникациями. Высшее образование сегодня находится на этапе реформирования, меняются требования, предъявляемые к современному преподаванию. Необходим поиск нового формата образования, который бы мог эффективно интегрировать новомедийные технологии в традиционные формы обучения. Проектная деятельность соответствует современным требованиям. Она стимулирует личностную и интеллектуальную активность студентов и повышает уровень мотивации студентов к обучению. Включение в проектную деятельность новомедийных визуальных коммуникаций предоставляет новые возможности, способствует формированию новой образовательной среды и делает процесс образования более эффективным.

Визуальные коммуникации с давних времен лежат в основе системы образования. Они всегда считались одним из самых эффективных способов передачи информации учебной аудитории. С течением времени их диапазон продолжал расширяться и к настоящему моменту к широкому ряду традиционных визуальных коммуникаций добавились новомедийные визуальные коммуникации, которые могут сделать процесс образования еще более наглядным и интересным. Они включают в себя вебсайты, презентации, различные обучающие видеоролики, рекламные ролики, программное обеспечение. Новомедийные визуальные коммуникации затрагивают сегодня все сферы жизни современного человека, они лежат в основе интернет технологий — основного источника информации для современного молодого поколения, представителями которого являются студенты. Это нельзя не учитывать при организации процесса обучения в высших учебных заведениях.

Обилие информации в различных областях знания, легко доступной каждому с помощью интернет технологий – это одна из особенностей современного общества, которая усложняет задачу современного высшего образования. Традиционно задача преподавателя высшего образовательного учреждения состояла в том, чтобы передать студенту накопленные знания, а задачей студента было накопление знаний и воспроизведение их в случае необходимости. Современные информационные технологии сделали знание широко доступным общественности. Это меняет роль преподавателя в процессе обучения. Главная задача преподавателя состоит теперь не в передаче готового «набора» знаний студенту, а в том, чтобы научить студента ориентироваться в бесконечном потоке информации, предоставляемом современным обществом, подготовить его к современным социально-экономическим условиям жизни, помочь ему легко адаптироваться к этим условиям, найти себя в профессиональной сфере. Е.С. Полат подчеркивает, что в педагогическом процессе «деятельность познания является главной, а не преподавание; самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знаний становятся приоритетными, а не усвоение и воспроизведение готовых знаний; совместные размышления, дискуссии, исследования, а не запоминание и воспроизведение знаний имеют значение для развития личности; уважение к личности должно проявляться в общении с учеником в любых ситуациях, а не назидание и менторство; учет особенностей физического, духовного, нравственного развития целостной личности, а не отдельных ее качеств» [5].

Не случайно высшее образование сегодня находится на этапе реформирования, меняются требования, предъявляемые к современному преподаванию. Необходим поиск нового формата образования, который бы мог эффективно интегрировать новомедийные технологии в традиционные формы обучения. В настоящее время не существует жестких требований к организации процесса обучения, преподаватель свободен в выборе стратегии обучения, используемых приемов и учебных пособий, которые должны соответствовать особенностям студентов. Использование новомедийных визуальных коммуникаций предоставляет новые возможности, способствует формированию новой образовательной среды и делает процесс образования более эффективным.

Современные образовательные технологии, которые включают в себя технологию коммуникативного обучения, технологию обучения в сотрудничестве, технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения, технологию модульного обучения, интернет-технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологию использования компьютерных программ, проектную технологию, и другие, направлены на изменение формата современного образования. Они предполагают учет индивидуальных особенностей студентов, развитие их творческого потенциала, формирование навыков практической деятельности. Современные педагогические технологии придают процессу обучения междисциплинарный характер и основаны на личностно-ориентированном подходе к обучению.

Личностно-ориентированный подход – это «методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостоятельности и самореализации личности, развитие неповторимой индивидуальности» [3]. Он связан с развитием индивидуальности обучаемого, проявлением его субъективных качеств. В рамках данного подхода обучение должно быть ориентировано на индивидуальность каждого студента, затрагивать личностно-значимые для него аспекты. Это значит, что преподаватель в процессе обучения должен учитывать тот факт, что современные студенты принадлежат к так называемому «поколению Y» — поколению потребителей цифровой информации, которое не представляет свою жизнь без интернет технологий и, следовательно, не может существовать в отрыве от новомедийных визуальных коммуникаций. Образование, лишенное информационных технологий, не является для них личностно-ценностным. Это означает, что наряду с традиционными средствами обучения, необходимо использовать современные педагогические технологии, которые позволяют интегрировать новомедийные визуальные коммуникации в процесс обучения.

Проектная методика – одна из самых универсальных современных педагогических технологий, которая может применяться практически на любом этапе обучения в высших учебных заведениях. Это такая форма работы, которая позволяет эффективно включать новомедийные визуальные коммуникации в процесс обучения.

Анализируя исследования в области педагогики, можно определить проектную методику как совместную, творческую, учебно-познавательную деятельность учеников или студентов и преподавателя, которая имеет согласованные методы, общую цель и способы деятельности и направлена на достижение общего результата деятельности. В основе проектной методики лежат следующие компоненты:

  • проблема, которая лежит в основе проектной работы;
  • результат (материальный или теоретический), которым должна завершиться работа над проектом;
  • групповая работа как наиболее эффективный способ работы над проектом;
  • практическая значимость проекта для его участников;
  • самостоятельный поиск решения проблемы;
  • сотрудничество студента и педагога в процессе работы над проектом.

Следует обратить внимание на то, что, применяя проектную методику, можно достичь успеха только в том случае, если этот вид работы будет иметь личностную значимость для студента, а значит, каждый этап работы над проектом будет включать в себя такой компонент, как новомедийные визуальные коммуникации.

Опираясь на исследования Л.А. Битюк, И.А. Зимней, Е.С. Полат, В.М. Хальзовой и других ученых, а также используя собственный опыт применения проектной методики, мы выделяем следующие этапы работы над проектом: предварительный, основной и завершающий. Каждый этап работы над проектом напрямую связан с новомедийными визуальными коммуникациями.

Предварительный этап работы над проектом – это этап целеполагания, на котором происходит обсуждение проекта, формулируются цели и задачи. Целью предварительного этапа работы над проектом является включение студента в процесс работы. Реализация любого проекта начинается с его обсуждения и поиска необходимой информации с помощью интернет технологий, которые широко реализуют визуально-коммуникативную функцию, т.к. большая часть информации, получаемой с помощью глобальной сети, является визуальной. Проект должен иметь для студента практическую значимость, и, следовательно, быть ему интересен. Мы знаем, что визуальная информация лучше воспринимается и запоминается. Помимо этого, работа с новомедийными технологиями вызывает интерес студентов, что также мотивирует их к работе над проектом. Задача преподавателя на данном этапе заключается в том, чтобы направить познавательную активность студентов в нужное русло, скорректировать их работу. Преподаватель задает студентам направление, в котором они должны работать, студенты самостоятельно формулируют тему проекта, а затем обсуждают ее с преподавателем. При необходимости, преподаватель помогает студентам разработать план, распределяет роли участников проекта, дает методические указания, а также ориентировочный список необходимой литературы.

Основной этап работы над проектом – это этап осуществления проекта. Он предполагает работу с литературой, сбор материала, его обсуждение и обработку. На этом этапе выдвигаются гипотезы, подбираются примеры, наглядный материал, происходит подготовка проекта к презентации. На основном этапе студенты широко используют в своей работе новомедийные технологии. Интернет предлагает сегодня широкий спектр возможностей, связанных с поиском информации и наглядных визуальных материалов: электронные библиотеки, сайты различных организаций, презентации, рекламные видеоролики, обучающие программы. Все это может использоваться студентами в процессе работы на основном этапе реализации проекта. Преподаватель играет роль помощника и консультанта, направляет студента, но не предлагает готовых решений.

Завершающий этап работы над проектом – это этап презентации и обсуждения готового продукта. На этом этапе студенты представляют результаты своей работы, которые в подавляющем большинстве случаев реализуются с помощью новомедийных визуальных коммуникаций. Это может быть презентация Power Point, подготовки видеоролика, разработка макета продукта, подготовка видеоотчета и т.д. Это должен быть реально осязаемый результат, который имеет для студента практическую значимость. Подготовка такого продукта вряд ли возможна сегодня без использования компьютерных и интернет технологий. На данном этапе роль преподавателя заключается в оценке готового продукта, а также работы каждого студента.

Практическим примером комплексного использования проектной методики и новомедийных визуальных коммуникаций может служить всемирная благотворительная программа — «Intel® Обучение для будущего», которая разработана для профессионально развития работников образования. Она направлена на «эффективное комплексное использование информационных и образовательных технологий с целью развития у учащихся ключевых компетентностей, основанных на ценностях, знаниях и умениях, необходимых человеку в 21 веке» [8] и связана с внедрением проектной деятельности в качестве эффективного компонента современного образования.

По мнению Крейга Барретта, председателя совета директоров Intel, «проведение данной программы доказывает понимание нашей индустрией того факта, что технологические достижения ничего не значат, если учителя не знают, как их эффективно использовать» [8]. Программа включает в себя образовательные курсы, тренинги и творческие конкурсы, которые призваны помочь педагогу строить проектную работу на базе современных информационно-коммуникационных технологий, с использованием персональных носимых устройств, личных роботов и т.д. и выражать свои идеи визуальными средствами.

Программа «Intel® Обучение для будущего» помогает работникам образования внедрить современные информационные и педагогические технологии в процесс образования, расширить их использование в подготовке учебных материалов, в проектной работе и самостоятельных исследованиях обучающихся. Программа включает такие аспекты, как выбор среды обучения средствами информационно-коммуникационных технологий, использование интернет как средства общения и поиска информации, подготовка и планирование работы над проектом на базе презентации, создание электронных таблиц, изображений, диаграмм и графиков, оценивание презентации, публикации, вики или блога, созданных учащимися.

В программе «Intel® Обучение для будущего» отмечаются следующие преимущества проектного обучения:

  • поощрение активного исследования и мышления на высоком уровне;
  • возрастание уверенности учащихся в собственных силах и возможностях и улучшение отношения к себе;
  • более осмысленная ответственность обучающихся за собственное обучение по сравнению с традиционными методами учебной деятельности;
  • повышение качества обучения;
  • возможности развивать у учащихся обобщенные умения и способы деятельности, такие как мыслительные умения высокого уровня, видение и решение проблем, сотрудничество и общение;
  • более широкий спектр возможностей для обучения детей и студентов разного уровня развития, разных в культурном отношении [10].

Очевидно, что разработка каждого проекта, предложенного в программе, реализуется с помощью мультимедийных визуальных средств: презентаций, интернет технологий, вики-сайтов и т.д., что приносит положительные результаты.

Таким образом, можно сделать вывод, что смысл современной проектной деятельности заключается не в передаче студенту накопленного человечеством опыта и знаний, а в расширении и накоплении им собственного опыта, обеспечивающего его личностный, общекультурный и профессиональный рост. Применение современных педагогических технологий, а также интеграция новомедийных визуальных коммуникации в традиционный процесс обучения, развивает личностную и интеллектуальную активность студентов, стимулирует познавательные процессы и повышает уровень мотивации студентов к обучению.

Список литературы:

1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. // Университетская книга, Логос. Серия: Новая университетская библиотека. — 2009 г. 384 с.
2. Кострова, Ю.С. Организация проектного обучения в вузах России: практические рекомендации. // Дискуссия. – 2012. – №5 C. 23.
3. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности. Общие аспекты. [Электронный ресурс] – Режим доступа: pedtech.fizikam.ru/3/69.htm
4. Лапицкая, О.Р. К вопросу об использовании элементов проектной методики в обучении студентов неязыковых специальностей. // Молодой ученый. Ежеквартальный научный журнал. – 2008. — № 1, С. 258-262.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для вузов/[Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров]; под ред. Е. С. Полат.-4-е изд., стереотип.-М.: Академия, 2009. 268с.
6. Полат Е.С. Метод проектов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: docs.google.com/document/d/13xOCJ50yaEkIzYq2kuRf3nbzVDewud6fcIkMzFqyrq4/edit?pli=1
7. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2011. 192 с.
8. Программа Intel «Обучение для будущего». [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.iteach.ru/about/about.php
9. Хомякова Е.И. «Поколение Y» в контексте социального взаимодействия в современном обществе. // Известия Томского политехнического университета. – 2011. – № 6 С. 153-156.
10. Intel «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века: [основной курс: версия 10.: учебное пособие для вузов/[Л. И. Кобзева, С. М. Конюшенко, Е. П. Круподерова и др.].-10-е изд., перераб.-М.: Современные технологии в образовании и культуре, 2010. 135с.
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.