Публикационная деятельность в контексте социокультурной коммуникации

Автор: Панькова Н.М., Кабанова Н.Н.

Текст доклада представлен в авторской редакции.

Аннотация:

В статье обозначены проблемы получения и передачи нового знания, с которыми сталкивается человек как в процессе обучения, предполагающем передачу информации от человека к человеку (модель «учитель — ученик»), так и в процессе самообразования (самостоятельная работа с авторским текстом). Авторы отмечают, что процесс освоения культурного опыта требует определенных усилий, организованной деятельности. Особое внимание уделяется формированию личности двумя основными составляющими: социальными связями, в которых находится человек, и его индивидуальными характеристиками, которые могут быть дополнены в процессе образования. Выделены основные проблемы, связанные с возможностями самореализации личности в процессе творческой деятельности, реализуемой в процессе создания научных публикаций. Сделан вывод о том, что публикационная деятельность является не только одним из наиболее значимых способов реализации творческих возможностей личности, но и условием осуществления эффективной коммуникации в социокультурном пространстве, обеспечивающей возможность признания результатов научного поиска академическим сообществом.
Авторами предложены возможные способы продвижения публикаций посредством он-лайн ресурсов, таких как научные социальные сети и ресурсы медиакорпораций. В качестве примера приведены научная социальная сеть ResearchGate и ресурс медиакорпорации Thomson Reuters — он-лайн инструмент «Researcher ID», размещенный в реферативной базе данных Web of ScienceTMCore Collection.

Проблема визуализации научного знания является одной из самых актуальных в современном мире. Действительно, современный уровень развития науки, компьютерной техники и интернет позволяют нам по-новому рассматривать достижения современной науки, говорить о высоком уровне развития абстрактного знания. [2]

Уже на этапе представления чувственного познания мы начинаем оперировать образами предметов, приближаясь ко второй ступени познавательного процесса – абстрактному мышлению. Именно при помощи такого механизма как абстрагирование становится возможным формирование таких конструктов познавательного процесса, как суждение, понятие и умозаключения. Передавать друг другу мысли без использования этих конструктов невозможно. На стадии представления становится возможно связать смысл и значение понятия воедино. Таким образом, формируется социокультурное пространство, сотканное из научных понятий, символов и смыслов.

Термин «социальное» пространство, который позднее трансформировался в понятие «социокультурное» пространство, ученые начали использовать для описания социальной реальности, в которой существует человек начиная с XIX в. Социальное пространство, понимаемое как «поле социальной деятельности, включающее совокупность значимых социальных групп, индивидов, объектов в том или ином их взаимном расположении» [12] многообразно и разнопланово.

В работах П. Сорокина были предприняты первые попытки анализа характеристик феномена социокультурного пространства как некоторого множества, которое представлено комбинацией трех основных элементов. Значимостью обладают ценности и нормы, сформированные в обществе, значения и смыслы, которые заложены социумом в сознание индивида, а так же проводники, человеческие агенты, обеспечивающие связь между первым и вторым элементами. [11]

Следует отметить, что каждый человек является субъектом культуры. Человеческое сознание развивается в рамках социокультурного пространства, которое объединяет в себе и человеческую деятельность, миропонимание и феномен общения людей. Человеку необходимо не только усвоить этот опыт, но и преобразовать на его основе свои естественные возможности и способности так, чтобы состоялось появление уникальной и самоценной личности.

Однако все эти способности не возникают у человека «естественным образом», присвоение культурного опыта не может быть спонтанным. Оно требует определенных усилий, организованной деятельности. Знания, составляющие научную парадигму, человек не может просто «взять» — он должен их переоткрыть для себя, с этим знанием должна произойти личная встреча. [3]

Овладение этими ценностями и нормами, а так же смыслами, происходит в процессе обучения и образования. Хотелось бы отметить некоторую разницу между этими понятиями. С нашей точки зрения, в процессе образования через межличностное общение людей происходит становление мировоззренческой позиции и характера личности, формирование черт личности и человеческих поступков, а процесс обучения реализуется через разные виды предметной деятельности (теоретической и практической) и ориентирован на интеллектуальное и когнитивное развитие человека.

Обучение предполагает совместную деятельность обучающегося и обучающего, характеризует процесс передачи жизненного опыта, знаний и навыков от учителя к ученику. Но, следует указать и на важность обратного процесса — передачи знаний от ученика учителю. Поставленные учеником, в процессе обучения, вопросы и проблемы, которые сложились в результате его жизненного опыта, культурной среды, воспитания и пред-рассудков, оказывают непосредственное влияние на жизненный опыт учителя, который сформировался в результате полученного им образования, воспитания, культурной традиции и уже сложившихся пред-рассудков, которые могут быть отличны от жизненного мира ученика в силу историчности человеческого существования. [10]

В философской литературе вопросы образования рассматриваются под углом становления в человеке человеческого и, тем самым, определяется важное место системы образования в обществе [5]. Понимать систему образования как процесс оказания услуг абсолютно неверно. Это процесс совместного творчества, становления, реализации собственного творческого потенциала.

Разносторонность мотиваций предполагает личную заинтересованность, ориентированность на результат, которая непосредственно связана с потребностью самосовершенствования человека, с реализацией его жизненных целей, ценностей и идеалов, непосредственно направлена на развитие его личности, его способностей, на моральный и интеллектуальный рост. При этих условиях новое знание воспринимается не как чуждое и насаждаемое извне, и, потому, неприемлемое, а как самостоятельно полученное и пережитое. Такой подход к проблеме образования позволяет продвинуться нам по пути формирования рефлексивного стиля мышления, осмысления своего места в обществе и, наконец, прийти к раскрытию творческого потенциала личности.

В работах ряда авторов отмечается, что личность формируется под воздействием нескольких составляющих, например, таких как социальные связи, в которых находится человек, и его индивидуальные характеристики, дополняемые в процессе образования. [8]. Следуя этой логике можно сказать, что образовывание человека, формирование личности, происходит двумя путями – либо в процессе освоения ценностей, смыслов и норм современного ему общества, либо с процессе самосовершенствования, развития природных талантов и склонностей.

Определить на каком этапе находится человек на пути к совершенству достаточно сложно. Одним из способов определения степени развития как профессиональных, так и творческих способностей, является сопричастность человека какому-либо делу – участие в междисциплинарном проекте, поскольку междисциплинарность как коммуникативная когнитивная практика смещает акцент с индивидуального способа получения нового знания на коллективный, в котором знание представляется как результат совместного творчества ученых, результат обмена интеллектуальными ресурсами. [1, 4]. Совместное творчество коллектива исследователей, объединенных поиском решения одной проблемы, предполагает постоянную коммуникацию, ориентированность на интеграцию как творческих, так и организаторских способностей, умения слушать и слышать другого.

Другим способом определения уровня развития своих интеллектуальных способностей и творческих возможностей является процесс создания научного текста, как результата научного творчества, который так же предполагает совместную работу по анализу, осмыслению и обсуждению результата, представленного в виде, например, научной статьи или доклада, особенно, если работа посвящена анализу сложной междисциплинарной проблемы. Часто эта работа бывает весьма проблематичной, поскольку современные авторы «подобны птицам, сидящим на удаленных ветках одного и того же дерева человеческой культуры – «далеки от земли и едва слышат и понимают друг друга. Большинство же вынуждено принимать на веру их открытия и пользоваться плодами их ума» [7].

Объекты познания могут быть представлены разнопланово. Это может быть и человеческое общество и его история, естественный язык, литература и искусство, результаты творческой деятельности и сам процесс творчества. Специфическим предметом в рамках гуманитарного познания являются тексты как семиотические представители мира гуманитарных явлений в системе гуманитарной культуры. [6] В текстах отражаются особенности познаваемых объектов, но отражение всегда опосредовано субъективной деятельностью создателей текстов. Исследователь, опираясь на принципы научной методологии, должен уметь находить в текстах ответы на интересующие его вопросы.

В последнее время широкое распространение получили научные социальные сети, в которых стало возможным общение ученых с целью обмена опытом, организация научных семинаров, участие в сетевых научных проектах. Возможность использования современных способов коммуникации способствует передаче научного знания и распространению результатов научных изысканий.

В процессе создания научной статьи, реализации научного проекта происходит визуализация идеи автора посредством текста. Узнаваемость ученого и его работ ведет к цитированию его другими исследователями в своих публикациях, что способствует повышению индекса цитирования автора и формированию бренда ученого. Основой бренда являются его достижения в научной деятельности и результаты исследований. Соответственно они должны быть доступны и узнаваемы.

Российским ученым долгое время была недоступна возможность сотрудничества с международными изданиями. Перечень журналов, в которых могли быть опубликованы результаты научных исследований, ограничивался российскими изданиями. Выступление в конференциях российского и международного уровня, а также публикация статей в российской научной периодике были единственной возможностью продвижения результатов своих исследований. С появлением всемирной паутины (World Wide Web) появились безграничные возможности для продвижения научных разработок на международном уровне. Создание виртуальных баз данных, которые доступны каждому пользователю в любое время и в любой точке земного шара, изменило ситуацию изолированности. Современный ученый имеет возможность использовать онлайн ресурсы, а именно научные социальные сети и виртуальные реферативные базы данных в качестве средства социокультурной коммуникации.

Научные платформы, такие как Web of Science и Scopus, объединяют различные базы данных по публикациям, позволяют сформировать каталог статей автора, библиографический список источников процитированных автором, определить его индекс цитирования, а также определить актуальность выбранного научного направления.

Современным авторам доступны различные способы продвижения публикаций, среди которых особое место занимают научные социальные сети. Научная социальная сеть представляет собой платформу, на которой может быть размещена информация об исследователе, его научных интересах, заслугах и достижениях, а также выложены в сеть ранее опубликованные статьи. Примером может служить научная социальная сеть Research Gate. [16, 17] Данная сеть является наиболее распространенной и востребованной во всём мире, поскольку бесплатна для подписчиков. Research Gate выступает средством международного сотрудничества ученых по всем научным направлениям, позволяет обмениваться любой научной информацией от полнотекстовых статей до обсуждения спорных вопросов в микроблогах.

Медиакорпорация Thomson Reuters[18], являясь владельцем платформы Web of Science [19], предлагает исследователям всего мира использовать в научных целях такой полезный инструмент как Researcher ID [20]. Система Researcher ID позволяет создать «личный кабинет ученого». Каждому автору присваивается уникальный идентификационный номер, позволяющий исследователям управлять своими публикациями, отслеживать их цитируемость и изменение индекса цитирования автора, а также находить потенциальных партнеров для осуществления научных проектов и проведения совместных исследований. Большинство ведущих ученых мира обладают таким уникальным идентификационным номером.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что для осуществления эффективной коммуникации в социокультурном пространстве и признания результатов научной деятельности академическим сообществом, публикационная деятельность является одним из наиболее значимых способов и условием реализации творческих возможностей личности.

Список литературы:

1. Астафьева О.Н. Личность ученого в системе научных коммуникаций // Личность. Культура. Общество. 2010. — Т.12. — № 4. — С. 111-122.
2. Белова З.С. Визуализация научно-теоретического знания. М.: Прометей. – 2005.
3. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей – культурных ценностей – в индивидуальном сознании. [Электронный ресурс] URL: voppsy.ru/issues/1997/975/975044.htm
4. Васильева В.В. Междисциплинарность как когнитивная практика (на примере становления коммуникативной теории) // Коммуникация и образование: Сборник статей / Под ред. С.И. Дудника. — СПб. — 2004. — С. 69
5. Гиниятова Е.В., Панькова Н.М. Современные тенденции формирования творческой личности в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6 Электронный ресурс: URL: www.science-education.ru/106-8062
6. Должич Е.А. Средства визуализации в испанском научном тексте // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. — 2013. — № 1 (5). — С. 74-76.
7. Дружинин В. Н. Метафорические модели интеллекта // Творчество в искусстве – искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. — М. — 2000. — 184 с.
8. Макиенко М.А. Истоки дегуманизации научного знания. Известия Томского политехнического университета. 2011. Т.318. №6. С.72-77. Электронный ресурс: cyberleninka.ru/article/n/istoki-degumanizatsii-nauchnogo-znaniya
9. Непомнящий А.В. Социокультурная компетентность как гарант безопасности межкультурных коммуникаций // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013. № 10. С. 249-255.
10. Панькова Н.М. Стратегия развития образовательного процесса с применением герменевтического метода// Труды XII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук». – Томск: Изд-во ТПУ. – 2013. С.404 – 406. portal.tpu.ru/science/konf/humanities/proceedings
11. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / пер. с англ. М.: Политиздат. — 1992. — 543 с.
12. Социологический энциклопедический словарь: на русском, английском, немецком, французском и чешском языках /ред.-координатор Г. В. Осипов. М.: ИНФРА–М–НОРМА. — 1998. — 488 с. — С. 273.
13. Тулиганова И. В. Социокультурное пространство современного города: дисс. … канд. филос. наук. Саратов. — 2009. — 166 с.
14. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007. 348 с.
15. Wilber K. The eye of spirit. An integral vision for a world gone slightly mad – Boston & London: Shambhala. — 1997.
16. URL: www.researchgate.net
17. URL: www.thomsonreuters.com/
18. URL: www.thomsonreuters.com/thomson-reuters-web-of-science/
19. URL: www.https://www.researcherid.com/

  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.