Проблемы управления в новых медиа

Автор: Ефремов Е.А.

Текст доклада представлен в авторской редакции.

Аннотация:

В статье раскрыты характеристики «Новых медиа». Автор отмечает факт развития социогенеза медиатизации, происходящий в обществе и проблемы, связанные с эти процессом. Отмечена необходимость постановки и решения задачи в области социального управления в сфере визуальных средств коммуникации. Отражена рефлексия современных социологов, философов и культурологов по поводу современного состояния визуальных коммуникаций. Раскрыты риски и успехи в развитии «Новых медиа» сегодня.
Ключевые слова: новые медиа, визуальные коммуникации, визуальные средства коммуникации, визуальные средства информации, управление с помощью визуальных средств коммуникации.

Сферой моей научной деятельности в рамках кафедры общественных связей и медиаполитики является социальное управление с помощью визуальных средств коммуникации.

Такими средствами является архитектура, архитектурная среда, изобразительное и монументальное искусство, скульптура, телевидение, печатные издания, реклама, мода во всех ее проявлениях и так далее.

Новые медиа также относятся к сфере визуальных средств и являются наиболее сильным средством управления из всех перечисленных выше.

Новыми медиа принято считать цифровые медиа, социальные медиа, т.е. форма или изображения, которые можно описать, использовав математическую функцию, и обозначают процесс коммуникации в цифровых, сетевых, интерактивных технологиях. Н.М. — можно перевести из одного формата в другой; они могут существовать в бесконечном количестве версий и как фрактал, строятся по модульному принципу [1].

Происходящие в обществе процессы медиатизации сегодня являются социогенезом, который вызывает радикальные структурно-функциональные сдвиги и требуют новых форм и подходов к управлению изменениями [2].

Сегодня, зайдя в метро, можно видеть большое количество молодежи, которые держат в своих руках смартфоны, планшеты, реже ноутбуки и заняты изучением их содержания. Старшее поколение читает электронные книги.

Большая часть молодежи занимается смс перепиской и видеоиграми, остальные смотрят фильмы и читают.

Восприятие современных новых медиа основано на новой рефлексивной платформе, нежели та, которая была сформирована в предыдущие эпохи, поэтому их основными пользователями является молодежь [3].

Задача современного социального управления состоит в наполнении необходимым контентом визуальные средства коммуникации. Контент должен сочетается с ценностями, которые необходимы обществу: воспитанием идентичности гражданина, его созидательных, моральных, этических и эстетических качеств.

В социальных коммуникациях визуальное измерение становится приоритетным над всеми остальными средствами управления.

Ранее в приватном пространстве человека власть не имела реальной возможности постоянного контроля за вниманием отдельных субъектов. В связи с этим, обеспечивался контроль внимания людей в публичных пространствах, обустроенного материально-визуально средствами архитектуры, моды, произведениями искусства; аудиально — колокола, барабаны возглашения, трубы; одорально — посредством воскурения благовоний; темпорально – массовое телесное присутствие в собраниях, которое было либо принудительное (суд, военные сборы), либо добровольно (пиршество, карнавал, театр).

В процессе истории контроль над чувствами подданных осуществлялся в основном посредством физического жесткого или опосредованного принуждения.

Современная система управления, используя технические новации, может позволить себе латентные, соблазняющие методы управления вниманием и чувствами человека, приковывая к себе внимание людей в их повседневности. На это направлен весь потенциал экранных медиа.

Власть использует экранную культуру, как в приватной сфере человека, так и в публичном пространстве города и агломерации в виде щитов рекламны, цифровых мониторов, в кинотеатрах, интернет-кафе, персональных компьютерах, смартфонах, мультимедийных HDD и SSD накопителях, портативных DVD проигрывателях, планшетах, доступных 24 часа в сутки.

Современная визуальная среда предлагает профессионально сделанную, избыточную, образность, которая регулирует эмоциональные реакции, желания, выбор, вытесняя самостоятельное конструирование реальности.

В середине 20 века французский философ Ролан Барт обратид внимание на управляющие свойства визуальной образности, ее огромный потенциал мифосозидания, структурирование реальности средствами медиа, их риторику, прагматику и семантику.

Интересен взгляд на визуальные технологии итальянского архитектора П. Верильо, специалисту в области материально-визуальному программированию локальных пространств. В своем эссе «Машина зрения» он выражает высль о политическом статусе визуальных технологий.

Французский культуролог и социолог Жан Бодрийяр высказался об экранной образности, отметив, что мир, который запечатлела камера фотоаппарата, является другой реальностью, не естественным миром, а обманкой, игрой видимостей и видения.

Надо отметить тот факт, что анализ визуальной риторики, в отличие от анализа содержания текстов, явление более редкое и требует определенной квалификации. «Визуальность» является способом определенного производства значений, переданных в визуальных выражениях, и являются текстом, таким же очевидным, как и письменный текст, который можно использовать в том, или ином значении.

Визуальные средства сегодня являются наиболее эффективным способом коммуникации, контроля, управления и информации тем более, что в сегодняшнем состоянии социума, когда люди в своем поведении и принятии решений ориентируются не на сами вещи, а на образы вещей [5].

Образы вещей, или идей, созданные искусственно средствами политики, рекламы, кинематографом, новыми медиа определяют формирование и нормализацию политических, социальных, этнических, гендерных отношений сегодня.

Задача власти – создание образа, способного выполнять функцию управления эмоциями, оказывающего влияние на принятие решений индивида, в то время как задачей визуальных средств коммуникации является формирование определенного ракурса, взгляда на те, или иные вещи.

К рискам в области управления социумом средствами визуальной коммуникации можно отнести отсутствие должного внимания и контроля этого сектора со стороны властей:

— когда место власти занимает коммерция, то последствия могут оказаться не предсказуемыми;
— когда наполнение содержанием транслируемых смыслов, не коррелирует с принятыми общечеловеческими нормами и ценностями;
— когда отсутствует, или слабо представлен социальный аспект;
— когда отсутствует идея формирования и развития идентичности.

«Новые медиа» сегодня имеют огромные коммуникативные возможности, однако сталкиваются с большими проблемами, которые вызваны тем, что переданное послание может быть неправильно истолковано, будучи моментально перехвачено противником и подвергнуто обработке [4].

Также к рискам относится постепенная утеря письменности, изоляция индивида от других на физическом уровне и проведение времени перед монитором.

На общем фоне падения интеллектуального уровня: от образования – до телевидения, кино и повсеместного развития развлекательно-игрового спектра, основанного на низменных реакциях и рассчитанного на заниженный уровень дискурса, основной опасностью становиться проблема воспитания молодого поколения.

Фридрих Киттлер — немецкий теоретик электронных медиа, историк литературы, отмечает тот факт, что для бизнеса и власти обычные люди стали совершенно неважны, и их последней надеждой становится самопрезентация.

Новые медиа не могут решить всех проблем, о которых мечтает человечество, они позволяют преодолеть одиночество, но делают это с помощью не реальной, а мнимой социализации. В этом заключается их сильная и слабая сторона одновременно.

В сложившихся условиях задача власти состоит в том, чтобы оградить своих граждан от негативного воздействия чужеродных идеологий, развитии гражданственности, любви к Родине, обеспечения безопасности в области информационных, коммуникативных технологий.

Позитивным в развитии «Новых медиа» можно считать то, что некоторые из них, например Twitter и Facebook добились неожиданного и важного результата — создали стандарт для политических и социальных кампаний будущего [6].

Политические институты сегодня уже не в состоянии игнорировать активность, которая происходит в их пространстве.

Если смотреть объективно, то можно резюмировать, что социальные сети в целом разбудили социальную и политическую активность у населения земли.

Люди стали выражать свое мнение, объединяться в сообщества, пусть даже и в виртуальном пространстве.

Список литературы

1. Губанов Д.А., Чхартишвили А.Г. Концептуальный подход к анализу онлайновых социальных сетей. Учреждение Российской Академии Наук Институт Проблем Управления РАН, Управление большими системами: сборник трудов М., № 45. 2013.
2. Нургалеева Л. В. Медиа как включённое звено коммуникации и практик интерсенсорного моделирования // Гуманитарная информатика: сб. науч. cтатей. Томск: Изд-во ТГУ, 2010. 72–86 cc.
3. Марков Б. В. Проблема человека в эпоху масс-медиа // Перспективы человека в глобализирующемся мире. СПб., 2003.
4. Федоров А.В. Информационная безопасность в мировом политическом процессе. М., 2006. 8c.
5. Шарков Ф.И. Паблик Рилейшнз (связи с общественностью). Учебное пособие — 2 изд. Издательство: Деловая книга, Академический проект, 2007.
6. Штайншаден Я. Социальная сеть феномен Facebook. / Пер. с нем. СПб., 2011.

  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.