Изменение визуальных масштабов в призме философии

Автор: Ярославцева Е.И.

Текст доклада представлен в авторской редакции.

Аннотация:

Понимание человеком окружающего мира и информационного поля во многом связано с тем, как выстраивается его визуальное пространство. То, что он видит, позволяет получать информацию и направляет в построении собственных коммуникаций.Компьютерные Современный Hi-Tech создает множество направлений обновления визуальной среды и трансформации интерактивного топоса человека, порождает новые проблемные зоны, которые необходимо активно изучать для эффективного решения задач социальной коммуникации.


Философское прочтение современной цифровой реальности

Идея Нового человека уже несколько столетий будоражит умы не только гуманитарно мыслящих философов, педагогов, психологов, медиков, но и вовлекает в их ряды практиков, современных Hi-Tech технологов. Человек получает от них новые возможности, которые даже не всегда успевает осознать, воспользоваться компьютерными ресурсами. Они не просто могут сделать «цифрового человека», но помогают человеку преобразовывать самого себя, посредством предлагаемых ему девайсов. [1]

Человек расширяет свои возможности, ориентируясь на свои вкусы, приобретая те или иные приложения. Он создает собственное интерактивное пространство и превращается в нового человека, неизвестного даже самому себе. Возникает неисчислимое количество возможностей самопреобразования, поскольку у него образуется своеобразная искусственная периферия, которая может постоянно обновляться и создавать внут-ренние взаимодействия. Может так сложиться, что он и сам себя перестанет узнавать, когда, например, одежда сможет менять свой цвет по определенной программе; способы реагиро-вания на внешний мир будут во многом связаны с системой информирования о ее состоянии и создании искусственных защит, не занимая внимание человека. Возникнут технологии активации естественных аудио-визуальных, обонятельных и осязательных функций, которые смогут настраиваться самим человеком и он станет практически хозяином своих психофизиологических возможностей, которые сегодня определяются исключительно природой.

Но сможет ли человек владеть своими новыми ресурсами, владеть самим собой, помогать себе с помощью расширяющегося поля коммуникаций с внешним миром и одновременно погружения в природные основы своей жизни. Получив новые возможности, надо учиться ими правильно распорядиться.

По существу, изменение человека уже в руках самого человека. Так чем он может се-бе помочь? Чему он хочет себя научить?

Сегодня все чаще приходится обращать внимание на то, что свойства человека, особенности его мировосприятия становятся критерием эффективности различных средств коммуникации. Это соответствует понятию человекомерности, которое развивается в современных концепциях постнеклассического научного подхода и воплощается в технологиях созидания современного культурного пространства. Интенсивное развитие цифровых техноло-гий коммуникации способствует проявлению глубинного философского содержания про-блем, которые в начале двадцатого века относились к системе субъективного идеализма, со-липсизма, когда восприятие человека как, безусловно, объективный фактор абсолютизировалось и становилось единственной системой оценки мира, позволяя утверждать, что самого мира нет, а есть только данные восприятия человека. [2] Поскольку каждый может по-своему воспринимать мир, значит, у него нет определенности, устойчивости, он не может быть истинным и ему нельзя доверять.

Эти сдвиги начала ХХ века, возникновение классической науки показали начало зна-комства человека с коммуникативностью как базовым основанием жизни; с динамичностью связи человека с внешним миром, относительностью, постоянной изменчивостью его знаний, личных представлений об окружающем мире.
Данные особенности выявляются даже при опоре на обычные, сформированные при-родой, в филогенезе человека способы восприятия внешнего мира. Особенно это заметно у творческих индивидов, когда все системы восприятия – ощущения, глаз, ухо и другие спосо-бы связи с внешним миром могут создавать свои индивидуальные образы. Что уж говорить в тех случаях, когда строят картину внешнего мира люди с ограничениями в восприятии: со слепотой, глухотой, невозможностью свободного движении и проч. Определенная инвалидизация человека, ограничения в здоровье не являются запретом для формирования своего мировосприятия – оно возникает у всех, но имеет свои особенности. Есть даже глубокие инвалиды с ДЦП, имеющие сохранный интеллект, которые могут по богатству знаний, своей энциклопедичности, креативности обогнать человека, имеющего нормально развитые функции.

Новые цифровые системы коммуникации показывают, что современный научно-технологический прорыв XXI века привел к новому этап раскрытия стандартных систем восприятия человека, более глубокому проникновению в физиологические и психо-биологические системы организации целостного по своей природе человека. Создаваемая цифровая периферия человека – мобильные телефоны, плееры, фотоаппараты и пр. – интен-сивно расширяет его интерактивное пространство. Рождается способность комфортно чувствовать себя в виртуальной сети, фактически новом, дополнительном формате социума; строить общение с аватарами, компьютерными киберсистемами, робототехническими устройствами, не только управляя ими, но и рассчитывая на развитие у них искусственного интеллекта для решения практических задач. У новых поколений устойчив интерес к изобретениям в области стереоскопического, а в современной терминологии – 3D пространства, создаваемого компьютерными программами: оно уже не только наблюдается извне, но и окружает, как естественная природа, человека, фактически умножая естественно существующее пространство интерактивной виртуальной копией.

Результаты современной технологической революции невозможно описать языком субъективного идеализма начала ХХ века, поскольку теоретические концепты того времени не имели соответствующего понятийного аппарата и исчерпали себя в том противостоянии концепций материализма и идеализма. [3] Реальность, помноженная на творческий потенциал человека, оказалась богаче. Мир, природа, окружающая человека, не противостоят, но развивают его креативность, заложенные природой индивидуальные потенции. И в результате человек познает мир таким, каким он его сотворил, бесконечно познает фактически культурное пространство, в котором он проявил искусство своего сотрудничества с естественной природой.

Система непосредственных обратных связей индивида с миром существует, даже если она усложнена технологическими включениями. Человек, имевший с детства или получивший ограничения активности либо какой-нибудь функции восприятия мира, вполне может компенсировать этот недостаток и выйти за стандартные границы интерактивных коммуникаций. Возможности обогащаются тем, что человек узнает не только внешнее пространство, но и свои внутренние системы: он не просто пользуется ухом, но и понимает, что может регулировать баланс костно-воздушного восприятия звука; не только видит мир «как он есть», но и способен всматриваться в его многообразие в соответствии со своей целью; бросаться в море коммуникаций, включаться в виртуальное общение, как с широким кругом людей, так и аппаратными системами, а так же – социальными субъектами. Освоенные новые возможности коммуникативного пространства открывают новые перспективы развития.

Расширение визуальных возможностей человека на основе цифровых технологий меняет возможности включения людей в общение. Вовлекаются в индивидуальное и управляющее воздействие люди с разным исходным функциональным статусом. Человек, обладающий визуальными способностями, но лишенный подвижности, может активно работать через сеть, развивая свой профессионализм в виртуальном пространстве. Возможности глаза как функционального органа получают через компьютерный экран новые, интенсивно обновляемые поля для просматривания и визуального анализа. Можно говорить о расширении визуального коридора возможностей как у людей со стандартным набором функций, так и у людей с инвалидностью. В данном случае речь идет об инклюзии, т.е. включении индивидов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в сетевое пространство коммуникации, которое может быть использовано как в системе образования, так и в реализации определенных профессиональных управляющих функций.

Но использование визуальных возможностей в режиме интенсификации – лишь одна из форм восприятия, характеризующая его, скорее, с количественной стороны. Есть и определенные качественные особенности, которые надо учитывать при адаптации системы визуального восприятия к новым системам образования.

Нельзя не заметить влияние цифровых технологий на расширение системы масштаби-рования пространства. Привычные объекты соразмерного человеку мира дополняется вирту-альными объектами, имеющими столь же высокий онтологический статус, как и тактильно достоверные, ощущаемые объекты. Стандартные для зрения человека точки опоры глаза пе-рестают быть единственными, мозг начинает усваивать информацию из новых визуальных сопряжений, получаемых с плоского экрана, а так же из трехмерных виртуальных про-странств. Организм человека привыкает к этому достаточно быстро, а молодое поколение считает данный тип визуализации уже достаточно стандартным способом получения ин-формации. И, как ни странно, даже в том случае, если многие сами этим активно не пользуются, такая способность присваивается человеком культурно, в качестве поколенческого стандарта, что повышает эффективность ее индивидуального принятия.

Происходящие изменения в принципе показывают перспективные направления в развитии систем коммуникаций, те зоны, в которых будут происходить изменения. Однако эти изменения сегодня еще невозможно прогнозировать, поскольку трудно понять, как будет на них реагировать мозг каждого отдельного индивидуума. К плоскостному визуальному ряду добавляется виртуальный искусственный 3D мир, стремящийся проинтерпретировать стереоскопическую трехмерную реальность. Происходит обогащение визуального опыта, человек начинает смотреть на мир буквально иными глазами.

Особенно явно эта разница может обнаружиться между поколениями, когда, при создании новых технологических решений, молодежь наращивает сложность воспринимаемой картины мира: способна удерживать в сознании исходные природные явления и наслоения наращенных виртуальных феноменов. Может сказаться так же разница между экологической и географической средой существования, определяющей горизонты видения мира. Вся эта совокупность факторов создает условия, уровень успешности взаимопонимания и, соответственно, взаимодействия индивидов и социальных субъектов.

Стандартное нормативное восприятие может оказаться не достаточно успешным для решения проблем в новых областях визуального мира, как хотелось бы тем, кто стремится открыть новые возможности человека. Безусловно, надо исходить из того, что все визуаль-ные коммуникации, которые изобретены в культуре, привязаны к человеку, а точнее, к его «коридорам» визуального восприятия, естественным психо-физиологическим возможностям. Кроме того, надо иметь в виду, что в своем аутопоэтическом развитии человек самостоятельно формирует такое качество, как интеллект, стремясь не просто иметь, но осознавать свои потенции, совершенствовать собственные возможности. Включаясь в коммуникацию, в частности, в пространство визуального общения, индивид формирует свой интеллект. Это доступно любому, кто визуализирует пространство, видит внешний мир, способен учиться и работать над достижением цели.

Можно придумать множество возможностей расширения сферы визуалистики, но они основываются на требованиях успешной коммуникации, осуществлении восприятия внешнего объекта. Это требование, фактически является мерой, с которой человек должен считаться, устремляясь к новым вершинам.

Можно выделить основные факторы, на которые требуется обратить внимание.

1. Современные проекты чаще всего связаны с плоскостью, ее цветовыми характеристиками. Даже если спланировать стоглазого робота, который должен будет фиксировать множество направлений, важно, чтобы по завершении коммуникации конечная информация была обработана глазами человека и могла дать практический эффект, имела смысл для человека.
Отсюда: надо всегда иметь ввиду физиологические возможности глаза человека, моз-га, который обрабатывает визуальный сигнал. Они, надо заметить, принципиально отличаются от восприятия даже животного, и уж тем более от систем технического зрения, которые воспроизводятся в робототехнических системах. [4] Происходит углубление в микромир, выход в макромир – смена масштаба.

2.Освоение стереоскопии, трехмерной визуализации: предложение человеку новых мультимедийных объектов, виртуальных конструкций, дополняющих естественную объемность виртуальной объемностью.

3. В виртуальном пространстве меняются многие параметры. Идет игра с мас-штабами. Границы этого только в пределах восприятия самого человека. Тут не только макро-микро; весовые характеристики, всегда привязанные к материальному объекту.

4. Разделение социальных сред по признаку возможности индивидуального визуального восприятия: слабовидящим не всегда можно предложить объекты мультимедийного характера в тактильном или звуковом варианте, что можно сделать с материальными объектами. Они не передают адекватно их свойства уже сейчас, а в даль-нейшем станет еще меньше.

В целом можно сказать, что при стремительном развитии технологических систем, периферийных для человека, быстро меняющихся инструментов коммуникации, где на человека ложится определенная ответственность за успешность своих взаимодействий. возникает вопрос о своеобразном дизайне этих отношений.

Дизайнпсихология в цифровых коммуникациях

Человек как существо, приобретающее все новые, более широкие возможности, должен учиться заниматься собой сам. По существу, он будет реализовывать способность аутопоэзиса, которая есть у всякого биологического существа, Она в максимально высокой степени представлена у человека – он постоянно усложняет свою собственную среду, учится преодолевать возникающие трудности, интегрировать возникающие знания, представления о жизни.

Он должен научиться совершенствовать в себе все природные свойства, развивать функциональные возможности, опирающиеся на цифровые технологи. Перед человеком воз-никает вполне практическая задача владения психологическими методиками самопострое-ния, создания и обновления индивидуальных точек опоры. [5]

В практической психологии можно выделить как тенденцию стремление создать широкодоступное с высокими пользовательскими качествами знание о возможностях успешного преодоления возникающих жизненных проблем, которое можно понять как совершенствование собственной психологии. Поскольку предлагаемых для работы психологических методик становится все больше, классические технологии дополняются современными способами опроса и тестирования, можно говорить об определенных предпочтениях человека. И эта тенденция только усиливается, показывая становление потребности найти для себя наиболее оптимальные и комфортные способы самопомощи и поддержки. В определенном смысле можно говорить о формировании определенных правилах самоорганизации, о дизайн–психологии.

Дизайн–психология может решать практические проблемы двух типов:

а) предотвращать острые эмоционально–психологические состояния, которые возни-кают при встрече с новыми компьютерными – сетевыми формами коммуникации, цифровы-ми продуктами деятельности человека.

б) формировать опыт самоорганизации, достижения комфортного эмоционально-психологического состояния в динамических условиях трансформации окружающей среды.

Решение этих проблем требует осуществления специальной программы, которая по-зволяет индивиду оптимизировать свое эмоционально-психологическое состояние и осуще-ствлять оптимальные коммуникативные действия.

1 этап – валеологический. Он состоит в достижении устойчивого состояния здо-ровья, что связано с умением человека восстанавливать адаптивное и сбалансированное по-ведение в нестандартной ситуации, при неожиданных нагрузках.

2 этап – прогностический. Он состоит в приобретении умения строить собст-венную систему устойчивости, самостоятельно создавать тенденции развития личного по-тенциала, ориентируясь на возрастание уровня сложности человека как системы.

На каждом этапе может быть выделен уровень глубины. Он определяется тем, на-сколько высока его потребность в помощниках, насколько самостоятелен человек в реализа-ции задач того или иного этапа.

Здесь можно говорить об исходной, первой ступени, на которой человеку обя-зательно необходим помощник, выполняющий как роль просветителя, так и роль консуль-танта, а нередко – и роль внешнего эксперта; о средней, второй ступени, где человек способен осуществлять самостоятельные действия, соответствующие первому или второму этапам развития; а также о высокой, третьей ступени развития, когда человек сам способен оказывать помощь другому человеку.

Освоение не только первого, но и второго этапов является весьма важ-ной практической задачей, поскольку в современном обществе очень много проблем, непо-сильных для эмоционального переживания человека, блокирующих его активность и не по-зволяющих ему решать свои текущие задачи. Кроме того, уровень сложности этих задач стремительно возрастает.

Большой выбор тонких психологических методик, а также индивидуальное творчество в этой области обеспечивает человеку высокий уровень свободы в решении возни-кающих проблем. Развивая свои адаптивные качества, обретая устойчивость в перегрузоч-ных ситуациях, человек с неизбежностью становится более свободным в реализации своих собственных природных задатков, а также социальных возможностей.

Но, в свою очередь, при возрастании уровня свободы индивида, а также, с неизбежно-стью, и других социальных субъектов, возникает высокая подвижность межсубъектных ком-муникативных отношений, что приводит к возрастанию риска ошибок и, как прави-ло, формирует острую практическую необходимость освоения человеком боле сложных пси-хологических приемов – техники и методики укрепления собственных адаптивных способ-ностей.

Сфера психологии требует очень бережного действия, совершенно отличного от тради-ционных командно-административных способов давления как на окружающих, так и, неред-ко, даже на самого себя. Это достаточно устойчивый тип самоорганизации, особенно тогда, когда требуется оперативное решение важных вопросов. Многим кажется, что жестким от-ношением к себе и к окружающим можно добиться гораздо большего успеха. Однако успехи эти кратковременны и человек со временем вновь оказывается перед теми проблемами, от которых он уходил.

Больший эффект могут принести мягкие технологии. Однако недостаточное владение гибкими и безопасными психологическими техниками также может привести к ошибкам, которые способны возникать даже на стадии прогноза. Реализация же ошибочного действия – это отбрасывание назад. Собственно говоря, происходит возвращение к тем этапам развития проблемы, на которых должно было прорабатывать еще несовершенный прогноз.

Сфера самостоятельной работы с собственной психологией – работа с самим собой – это своеобразная разработка собственных методик и методологических проектов. В этом, по существу, реализуется отношение к себе как к сложной системе, постоянно находящейся в преобразованиях, стимулируемых цифровыми девайсами, расширениями компьютерных систем. Как правило, человек всегда осуществляет подобные действия, но они у него не именуются, нередко остаются даже для него самого как бы неизвестными. Это логико–эмоциональная работа, которая осуществляется непосредственно при включении человека в события и составляет неотъемлемую черту, особенность реакций человека на внешний мир. Таким образом, вся работа происходит в скрытом, неявленном не только для других, но и для него самого виде.

Безусловно, по мере приобретения опыта человек продвигается все дальше и становится компетентным во многих вопросах, касающихся самого себя. Он обогащает свой опыт рефлексией, которая, подобно системе кровеносных сосудов, позволяет человеку создавать собственное представление о себе. Рефлексия, осознание самого себя, являясь естественной реальностью, делает индивидуальный образ человека системой сложных внутренних связей, позволяя ему осваивать способы самокритики и самопроверки. Именно за счет наращивания такого опыта человек продвигается вперед как в своем психологическом, так и в эмоциональном развитии. Все нюансы этих движений фиксируются в его телесной организации как в целостной системе.

В этом случае, можно сказать, что человек наращивает свою собственную психологическую реальность. Он может это делать с разной степенью успешности: или неожиданно оказываясь перед фактом собственных переживаний, или готовясь к тому, чтобы благополучно перенести эти переживания.

На первой ступени своего развития осваивает психологическую практику с помощником. Или, говоря другими словами, познает свои психологические возможности через посредника. Нередко это бывают родители – в самом младенческом опыте, а затем – и друзья. Они позволяют составить представление о возможной сфере психологического комфорта в коммуникативном пространстве как в отношениях с самим собой, так и в отношениях с другими.

Дальнейшей работой является переход к самостоятельному решению задач самоподдержки, самокоррекции.

Здесь стоит заметить, что в первом и втором этапе есть значительное различие в области партнерства. На первоначальном этапе человек нуждается в партнере, помощнике, а точнее, – во внешней точке опоры. Затем, на следующем этапе, человек способен опираться уже на самого себя, то есть становится самовоспроизводящейся точкой опо-ры или системой таких точек. В определенном смысле, он способен выступать сразу в двух лицах, быть партнером для самого себя. После прохождения этих этапов он способен уже сам выступать в роли помощника, посредника, быть лицом, к которому обращаются за помощью, на которого опираются.

Последний, третий этап является основой для начала прохождения первого этапа с каким-то другим индивидом. В то же время он – этот третий этап – становится необходимым для развития роли самого помощника. Обе персоны в данном случае являются необходимыми друг для друга.

Таким образом, человек учится строить собственное пространство коммуникаций, которое должно отличаться интегрированностью всех эмоционально–психологических и телесно–физиологических качеств. В принципе, человек способен в современной сетевой ком-муникативной среде, насыщенной цифровыми программными продуктами, успешно формировать тенденцию не только совершенствования своего индивидуального психологического пространства, но и создавать соответствующий опыт дизайн–психологии. Человек может успешно формировать свой интерактивный топос коммуникаций, все более осознанно опираясь на свои психологические возможности, используя созданную искусственную цифровую периферию, о которой говорилось выше.

Список источников:

1. См.: Кувшинов С.В., Усков Г.Н., Ярославцева Е.И. Новая реальность отображения арте-фактов в культурно-образовательном пространстве XXI века // Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе и других областях: III Международная конферен-ция, Москва, 21-22 апреля 2011 г.: Материалы и доклады. М.: МКБК, 2012.; Кувшинов С.В., Ярославцева Е.И. Человек в пространстве дополнительной реальности // XII международный форум образовательных технологий. «Дополняя реальность» Сб. материалов. – МО, Щелково: Издатель Мархотин П.Ю.: Онтопринт, 2011.
2. Солипсизм (от лат. Solus – единственный и ipse – сам) – философская позиция, согласно которой несомненно данным является лишь собственный субъективный опыт, данные инди-видуального сознания, а все, что считается существующим независимо от него (включая те-ло, мир внешних сознанию физических вещей, других людей), в действительности – лишь часть этого опыта. (В.А.Лекторский) // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / председа-тель научно-редакционного совета В.С.Степин. – Москва, 2010. Том.3 Н-С (http://iph.ras.ru/elib/2790.html 17.07.2014)
3. Материализм – (от лат. materialis – вещественный) – монистическое философское направ-ление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя. (Г.Д.Левин) // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / председатель научно-редакционного совета В.С.Степин. – Москва, 2010. Том.2 Е-М (http://iph.ras.ru/elib/1821.html 17.07.2014), а так же статья «Материализм» на сайте ФИЛО-СОФИЯ по эл адресу (http://metaphilosophy.ru/materializm.html 17.07.2014).
4. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). – М.: Акаде-мический Проект; Трикста, 2013. – 542 с. С. 130.
5. Этот подход как бы продолжает тематику Круглого стола по постнеклассической науке. См.: Аршинов В.И., Эпштейн М.Н., Тульчинский Г.Л. Круглый стол «Личность как автопроект». Подведение итогов // Философские науки, 2009. №12. Т.20 №2. С. 96-111.
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.