НАЛАЖИВАТЬ КОНВЕРСИЮ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И СОЗДАВАТЬ ПРОСТРАНСТВО ИННОВАЦИЙ

Эдуард Владимирович Галажинский
ректор Национального исследовательского Томского государственного университета (ТГУ), доктор психологических наук, профессор, академик РАО

Замедление темпов экономического роста, почти повсеместно наблюдаемое сегодня в мире, является предметом повышенного внимания со стороны государства, бизнеса и университетского сообщества. Каждый из трех институциональных субъектов пытается увеличить свой вклад в развитие экономики, поставить её на инновационные рельсы и придать необходимую скорость. Зарубежная и отечественная практика говорит о том, что наиболее успешно дела в этой сфере идут там, где государство, бизнес и университеты не только «присутствуют», но и сотрудничают. Эти места можно назвать «пространствами консенсуса и инноваций», основанными на взаимном интересе и интересе к самим инновациям.

Таких мест не так уж много не только в России, но и за рубежом. Если же говорить о нашей стране, то Томск, несомненно, является одним из таких уникальных пространств. Пока консенсус полностью не реализован, но возможен. И не использовать этот потенциал просто недопустимо. Ведь пока Томск остается единственным российским региональным центром, в котором существуют сразу два ведущих национальных исследовательских университета; а сфера науки и образования имеет «градообразующий» статус. Кроме того, именно в Томской области впервые в России был принят закон об инновационной деятельности.

Именно поэтому в своей собственной стратегической программе ТГУ обозначил свою ответственность за развитие региональной экономики как «третью роль». Наш университет видит свой вклад в решение этой сложнейшей задачи и как разработку инновационных продуктов и технологий, и как осуществление экспертизы проектов, продуктов и технологий, создаваемых другими организациями и субъектами.

Как понимают инновации в Томском государственном университете? На наш взгляд, это конверсия научного знания в экономические, экологические и социальные блага для повышения качества жизни человека и общества. Также можно сказать, что инновации – это некий интерфейс между университетом, государством и бизнесом; между университетом и обществом, в целом. На ближайшие годы формирование такого интерфейса становится для нас одним из главных приоритетов. Мы обязаны выстроить конверсию нашего научного знания, ведь мы – реальный исследовательский университет.

Сегодня процесс превращения знания в продукт очень технологичен. Существует определенная совокупность и последовательность решений и действий, нарушать которые нельзя. Кроме того, в эту цепочку должны быть включены люди с совершенно определенными профессиональными компетенциями. С учетом этого алгоритма и надо выстраивать весь научно-образовательный процесс в вузе. При этом может показаться, что такой подход противоречит сути классического университета, каковым является ТГУ.

Принято считать, что основной функцией классического университета является производство нематериальных общественных благ — интеллектуального и духовного потенциала страны, удержание идентичности культуры. Сегодня же мы всё чаще слышим, что его необходимо рассматривать и как своеобразный экономический «движок». Но так ли нова такая точка зрения на классический университет?

Обратившись к мемуарам профессора Василия Флоринского, которому император в 70-х годах 19 века поручил вести весь проект по открытию первого университета в Сибири, можно понять, почему такое открытие состоялось именно в Томске. Флоринский четко объясняет свой выбор. По его мнению, Томск на тот момент был центром крупнейшей в России губернии, в которую входили Красноярск, Кемерово, Новосибирск и даже часть Казахстана. Он был важным транспортным узлом с развитыми торговлей и производством. Здесь проживало экономически активное население. Поэтому, с точки зрения дальнейшего развития всего огромного сибирского региона, он был более перспективным. Именно этот аргумент и стал решающим для специальной комиссии, проголосовавшей за Томск как первый университетский город в Сибири.

Таким образом, Василий Маркович считал, что Томский императорский университет должен решать не только социокультурные, но прежде всего экономические задачи. Он убеждал императора в том, что университет в Томске станет двигателем прогресса, который с помощью исследовательских инструментов изменит к лучшему жизнь и экономику Сибири.

Позже (в советское и перестроечное время) мы как-то соскользнули с этой первоначальной, вполне прагматической задачи, преимущественно, на функцию общественного блага. Она безусловно тоже важна, но с исторической точки зрения всё-таки более приоритетной была другая логика – логика развития общества и экономики региона и страны, в целом. Вот и получается, что идея конвертации научных знаний в технологии и производство не так уж и нова. По крайней мере, для нашего университета. Иными словами, она есть в самой «генетике» ТГУ.

Отсюда наши планы на ближайшие годы – создать вокруг университета своеобразный «пояс» из компаний, ориентированных на повышение качества жизни человека и общества и производство продукции с помощью самых передовых технологий. Компаний, для которых высококвалифицированный специалист – это не только человек с определенными профессиональными компетенциями, но и с системным и критическим мышлением; а также с высокой культурой и определенными моральными принципами, не позволяющими торговать интересами Родины и включаться в какие-либо коррупционные схемы.

Есть немало компаний, которым реально нужны такие люди. Например, ОАО «Газпром космические системы». Они не могут найти подобных специалистов в нужном для себя количестве. А у нас они могут появиться, поскольку их подготовка является одной из основных функций классического университета. И сейчас нам нужно так перенастроить наши образовательные технологии, чтобы ТГУ готовил как можно больше таких выпускников. Поэтому бизнес-партнеры вместе с университетом организуют специализированные магистратуры, совместные кафедры, курсы повышения квалификации.

Я уже сейчас вижу, минимум, десяток крупных инновационных компаний, с которыми мог бы и должен сотрудничать наш университет. Я встречался с их руководителями, и они подтверждали, что реально нуждаются в новых специалистах, технологиях и разработках. Но работа с такими партнерами требует перенастройки системы управления в университете. Необходимо уйти от практики «получится – не получится». Должно не просто получиться (другого варианта не существует в принципе), а в определенные сроки и с определенным качеством и гарантиями. Это уже не свободный полет без руля и ветрил, а полет по четко заданному маршруту.

Для того, чтобы всё это получилось, мы сейчас пытаемся анализировать, какие типы инновационных продуктов и технологий более всего востребованы на отечественном и международном рынках. Становится ясно, что здесь нужно идти сразу по нескольким направлениям: доработка результатов фундаментальных научных исследований (их «кристаллизация»); работа под заказ конкретных компаний; подготовка и распространение новых образовательных программ и технологий, а также проектов развития социальной сферы.

Последнее направление не несет непосредственные материальные выгоды для университета, но позволяет реализовать его социальную ответственность и повышает его положительную репутацию, помогающую находить новых, сильных в экономическом отношении, партнеров. Партнеров, которым нужны новые научные разработки и исследования, а также люди особого типа, которыми всегда славился наш университет. И только с такими партнерами мы можем решать свои очень сложные, амбициозные, но реальные задачи – войти в ТОП-100 к 2020 году.
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.