Трэвел-журналистика и феномен цифрового номадизма

Автор: Показаньева И.В.

Текст доклада представлен в авторской редакции.

Презентация к докладу

Аннотация:

Широкое распространение Интернета, глобализация, портативность и доступность техники подарили людям возможность работать путешествуя. Все больше и больше людей покидают “пыльные офисы” и уезжают в “солнечный рай” теплых стран. Среди самых популярных занятий цифровых номадов – веб-дизайн, программирование, копирайтинг, преподавание, трэвел-блоггинг и трэвел-фотография и т.д. В последнее время термины “трэвел-журналист” и “трэвел-блоггер” стали невероятно популярны в России. Они означают фриланс-писателей, фотографов и видеографов, занимающихся созданием историй о путешествиях. Эти термины пришли из журналистики, но теперь обозначают весьма специфичное явление – трансформацию впечатлений в информацию. Итог этой деятельности – появление лайфстайл-информации, которая является не новостной, а скорее досуговой, посвященной стилю жизни.

Появление Трэвел 2.0 изменило индустрию путешествий коренным образом. Количество пользовательского контента о путешествиях в Интернете огромно. Такой контент принято называть «Трэвел 2.0» (от английского “Travel” и “Web 2.0”). Пользовательский контент о путешествиях – разнообразные сообщения, отзывы, комментарии, отчеты – представляется наиболее надежным и достоверным источником информации, так как получатель зачастую лично знаком с отправителем. Трэвел 2.0. не только отражает личные интересы и увлечения пользователей, но и оказывает все большее влияние на формирование общественного мнения о рынке туристических услуг.

В условиях отсутствия модерации в Интернете происходит неконтролируемый рост “сарафанной” информации и насаждение туристического медиапространства мифами и легендами. Любительская трэвел-журналистика становится модным ремеслом современного человека. Жизнь и работа цифрового кочевника многогранна, но для большей части аудитории – это удел “хипстеров”. Сами авторы трэвел-контента едва бы подумали о таком определении, описывая свое ремесло. Номадизм в форме трэвел-блоггинга, трэвел-журналистики и трэвел и видеографии требует от создателя строгой дисциплины и немалых организационных способностей.




В последние 15 лет произошел бурный всплеск роста российского пользовательского контента в условиях развития системы новейших коммуникаций. Количество пользовательского контента о путешествиях в Интернете огромно. Такой контент принято называть “Трэвел 2.0” (от английского “Travel” и “Web 2.0”). Пользовательский контент о путешествиях – разнообразные сообщения, отзывы, комментарии, отчеты – представляется аудитории наиболее надежным и достоверным источником информации, ведь получатель лично знаком с отправителем. Трэвел 2.0 не только отражает личные интересы и увлечения пользователей, но и все большее влияет на формирование общественного мнения об индустрии туризма и гостеприимства. Неудивителен и бум трэвел-блогинга, т.е. деятельности по созданию и ведению блогов, посвященных путешествиям автора. Темы туризма и путешествий стали мейнстримом и просто не могли не проникнуть в блогерскую среду Рунета. В последнее время термин “трэвел-блоггер”, обозначающий фриланс-писателей, фотографов и видеографов, создающих материалы о путешествиях, стал невероятно популярен в России. Сегодня этот термин обозначает специфичное явление – трансформацию впечатлений в информацию. Итог этой деятельности – появление лайфстайл-информации, которая является не новостной по характеру, а скорее досуговой, посвященной стилю жизни.

С появлением возможности самопубликации в Интернете, многие пользователи сети обрели платформу для выражения собственного мнения. До эпохи широкого распространения Интернета, только профессионалы могли информировать людей на темы, связанные с путешествиями, зарубежными странами, культурами местных жителей, традициями этнических “Других”. Эта традиционная парадигма претерпела значительные изменения, так как профессиональные журналисты теперь делят место с непрофессионалами. Впервые за историю средств массовой информации, обычные люди могут играть еще более важную роль, чем профессиональные журналисты. Так, в современной трэвел-журналистике стерлась граница между создателями и потребителями сообщений, профессионалами и любителями. Трэвел-блогеры, райтеры, фотографы, видеографы и прочие создатели контента, связанного с путешествиями почти полностью оккупировали виртуальное информационное пространство, оставляя во владении журналистов-профессионалов лишь колонки онлайн журналов и Интернет-газет.

Повседневная жизнь человека 21 века переместилась в виртуальное пространство, поэтому для того чтобы лучше понять современное состояние трэвел-журналистики и Трэвел 2.0, нам необходимо обратиться к такому понятию как цифровое кочевничество, или цифровой номадизм.

Появление и широкое распространение портативных компьютеров, смартфонов и планшетов, а также различных программ для связи между людьми на расстоянии, общедоступность сети Интернет сделали идею мобильного рабочего места еще доступнее и привлекательнее. Эти современные технологии ликвидировали факторы, которые удерживали современного творческого работника на стационарном рабочем месте. Все больше людей покидают “пыльные офисы” и улетают в тропический “рай” теплых стран. Среди самых популярных занятий цифровых кочевников – веб-дизайн, программирование, SMM, копирайтинг, преподавание, репетиторство, трэвел-блоггинг и т.д. (полный список профессий для номадов можно увидеть на www.digitalnomadjobs.com). Таким образом, эпоха постмодерна позволила современникам функционировать независимо от рабочего места, без привязки к какой-либо стране. В первом десятилетии 21 века подобные люди, называющие себя цифровыми кочевниками, или цифровыми номадами, расселились по всему миру.

Цифровые кочевники (или цифровые номады) – это фрилансеры, которые благодаря возможностям современных технологий обеспечивают себя заработком независимо от места проживания и ведут кочевнический образ жизни. Обычно они работают из кафе и ресторанов, библиотек, аэропортов, парков и прочих случайных пристанищ. Такие места создают своеобразный легкий шум, делают рабочее место аутентичным, вдохновляют на создание материалов. Цифровые номады территориально не привязаны к определенному месту, поэтому могут позволить себе путешествовать по всему миру. Номады мобильны и всегда подключены к сети.
Цифровой номадизм – это новое социокультурное явление, последствие становления в мире сетевого информационного общества, которое смогло сформироваться благодаря внедрению в повседневную жизнь людей новейших компьютерных технологий. Мобильность людей в условиях глобализации способствовала вовлечению миллионов людей в сетевые формы социального взаимодействия: население большинства развитых стран почти полностью представлено в таких сетях как, например, Facebook, Instagram, Twitter, LinkedIn и проч. Цифровые номады намного более мобильны, чем простые пользователи сети – они теряют локальные и государственные связи, становясь космополитами 21 века.
Цифровой номадизм – это своеобразный побег современного человека от жизни в тесных рамках графиков, правил, стандартов и стереотипов.Космополитичный образ жизни, вызывает у номадов размытие их собственных национальных и приобретение глобальной идентичности, гибкой к любым условиям, социальным и культурным надстройкам общества. Благодаря этому цифровой номад становится легко адаптируемым к новым средам. При утрате привязанности к местности, которую принято считать домом, понятия Родины, Отечества, родного края исчезают, остается лишь мобильность, возведенная в закон. Возможно поэтому современные путешественники ищут аутентичность, которую сами утратили.

Кочевнический образ жизни позволяет номадам экономить на съеме жилья, аренде машины, оплате сервисных услуг, ведь для жителей большинства жителей передовых стран полгода жизни в некоторых южно-азиатских странах, таких как Тайланд, Непал или Индия, обходится намного дешевле, чем месяц жизни в Москве, Нью-Йорке или Лондоне. Более того, цифровые кочевники могут вести бизнес без затрат на аренду офиса и его обслуживание. Аскетичность быта становятся одной из ключевых идей цифровых номадов. Она дает им возможность путешествовать налегке и с минимальными финансовыми и физическими затратами. Все необходимое становится доступно благодаря сети и местным магазинам. Путешествуя, цифровые номады собирают впечатления, а не вещи.
Деньги – это одна, но отнюдь не главная причина переквалификации в цифрового кочевника. Главной причиной обращения к цифровому номадизму является свобода, ассоциируемая с кочевническим образом жизни – это свобода от отношений подчиненный-начальник, свобода от физических ограничений, связанных с работой в офисе с 8 до 5, свобода от необходимости находится в коллективе большую часть дня, а также свобода от строгого графика, дресс-кода, обременительности многими правилами и нормами поведения в деловом обществе. Свобода от государственных границ является физической репрезентацией этой свободы.

Ощущение полной свободы может быть иллюзией. Свобода исчезает, когда цифровой номад сталкивается с невозможностью выйти в онлайн. Кочевники полностью зависят от наличия в месте их нахождения сети. Такая лимитация возможна в местах с нестабильным Интернетом, поэтому перед выбором очередной страны пребывания, кочевники исследуют новую среду. Некоторые сайты, например, nomadlist.com предлагают начинающим номадам базовую бытовую и культурную информацию о стоимости жилья, безопасности, Интернет-покрытии, традициях и нравах местных жителей, климате, туристических и нетуристических достопримечательностях и проч. В условиях отсутствия Интернета цифровые номады теряют средства к заработку и становятся просто безработными путешественниками. Таким образом, наличие выхода в Интернет является главным условием существования цифрового номада.
Мобильность – это неотъемлемая характеристика цифрового номадизма. Если раньше работник должен был встречаться с работодателем лицом к лицу, то теперь, в частности благодаря программам Skype и Facetime, этой необходимости нет. Даже наоборот, теперь в условиях глобального обмена товарами и услугами, для цифровых кочевников открылись новые возможности для заработка. Таким образом, они создают и поддерживают бизнес связи независимо от географического местоположения, общаются и работают с людьми по всему миру.

Движение цифрового номада можно рассмотреть в двух аспектах – физическом и виртуальном. Трэвел-блогер или трэвел-журналист пишет, снимает свои истории в реальном, физическом времени и пространстве, затем кодирует эту информацию для виртуального поглощения рядовыми читателями и зрителями, для которых изначальное путешествие представлено в уже измененном виде. Какое это было путешествие? Было ли оно? Что было случайно или намеренно стерто или сокрыто от зрителя? Ответить на эти вопросы невозможно, ведь конечный трэвел-материал есть уже самостоятельное путешествие. Зритель видит фотографии, видео, заметки путешественника на своем экране, и, не выходя из комнаты, сам таким образом совершает путешествие вне пространства и вне времени. Такое путешествие возможно благодаря подключению современного читателя и зрителя информации к сети. Он самостоятелен, не аморфен. Еще испанский социолог Мануэль Кастельс отмечал, что постоянное подключение, а не движение, является критическим моментом[4]. Таким образом, мобильность кочевников может быть, как физической, так и виртуальной.

Несмотря на то, что мировая академическая теория разделяет понятия “трэвел-блоггинг” (“трэвел-райтинг”) и “трэвел-журналистика”, в российских текстах термины до сих пор употребляются как синонимы, даже в среде российских исследователей и преподавателей трэвел-школ. Так, различные комбинации слоганов с использованием понятия “трэвел-журналистика” часто мелькают в рекламных баннерах трэвел-курсов и школ и в научных статьях трэвел-исследователей. Не облегчает путаницу и многообразие всевозможных переводов английского термина “travel journalism”– существует как минимум четыре варианта его написания на русском языке: “трэвел-жрналистика”, “тревел-журналистика”, “travel-журналистика” и “трэвэл-журналистика”. Бум самопубликации в Интернете также вносит трудности в концептуализацию теории трэвел-журналистики: грани между профессиональным и непрофиссиональным, внутренним и внешним размываются.

В современной теории возникает путаница в употреблении понятий “трэвел-блогер” и “трэвел-журналист”. Оба термина обозначают авторов, рассказывающих о путешествиях. Трэвел-блогер – это пользователь сети Интернет, который ведет трэвел-блог о собственных путешествиях, посещаемых странах, культуре и обычаях местных жителей. Однако: «Трэвел-блогеры в первую очередь являются писателями. Также они маркетологи, торговые представители, публицисты, представители по связям с общественностью, бухгалтеры, разработчики сайтов и исполнительные директоры» [3, с. 4]. В отличие от трэвел-журналистов они информируют аудиторию о персональных особенностях путешествия, собственном опыте и восприятии места путешествия. Материалы трэвел-блогеров намного “персональнее” журналистских – это дневники авторов.

Трэвел-журналист является в первую очередь журналистом, а не писателем, который информирует своего читателя, зрителя или слушателя о фактах, событиях и мнениях, касающихся его путешествия [1]. Трэвел-журналист обладает журналистским методом познания – это обдуманный поиск наилучшей доступной версии истины, а целью публикации независимо от типа истории является обретение независимой, корректной, своевременной, существенной и общественно-полезной информации [6, с. 5]. Передача такой информации отличает трэвел-журналиста от трэвел-блогера и трэвел-журналистику от трэвел-блогерства.

Трэвел-блогер не является трэвел-журналистом, однако трэвел-журналист может быть трэвел-блогером, ведя персональный трэвел-блог [1]. Трэвел-блогер ведет блог о путешествиях и регулярно его обновляет постами из новых стран; трэвел-журналист работает в онлайн или офлайн СМИ, создавая печатные, фото-, видео-, радиоматериалы или подкасты. В центре внимания трэвел-журналиста и трэвел-блогера находится сфера человеческих перемещений как поиск чего-то нового и аутентичного и как способ знакомства с культурой и этническими “Другими”. Для них путешествие является источником работы – вдохновляет на написание текстов, создание фото- и видеопродукции, иллюстраций, тренингов, курсов и т.д. Тем не менее, без внедрения в локальную жизнь, познание культуры и встреч с местными жителями путешествие есть просто смена декораций. Трэвел-журналист и трэвел-блогер обладают эрудицией, туристическим и жизненным опытом, умением грамотно излагать свои впечатления, владеют техническими средствами, позволяющими создавать и выкладывать материал в Интернет (подробнее см.: Pokazanyeva I.V. Theoretical framework of the travel-related ugc and Travel 2.0 in Russia // Humanities scientific researches. 2015. № 12; Показаньева И.В. Теоретическое осмысление основ трэвел-блогинга. Функциональные отличия трэвел-блогера и трэвел-журналиста // Universum: Филология и искусствоведение.–2015. – № 3-4 (17).).

Пользовательский контент (англ. “User-generated content” или “UGC”) отличается от всех прочих материалов в сети неструктурированным, немодерируемым характером. Это стихийный контент, который не зависит от хоста. Пользовательский контент загружается напрямую пользователями на сайты в условиях минимальной модерации (зачастую ограниченной только российским законодательством). Существуют различные формы пользовательского контента, предоставляющие информацию о товарах и услугах: блоги, подкасты, комментарии, отзывы, фото–, видео– и аудиофайлы, чаты и т.д.

Можно выделить 4 главных типа пользовательского контента:
1) Блоги, или веб-страницы, содержащие посты на различные темы, содержащие текст, иллюстрации, ссылки на сторонние ресурсы;
2) Вики, или веб-сайты, позволяющие пользователям легко добавлять, редактировать или удалять контент в соответствии со своим желанием;
3) Подкасты, или аудио-блоги (обычно в mp3 формате), доступные для скачивания и прослушивания пользователями;
4) Социальные сети (например, YouTube, Instagram, Facebook, VK и др.), позволяющие пользователям общаться и обмениваться мнениями на определенные темы в форме чата [5, с.3].

Говоря о цифровом кочевничестве в форме трэвел-блоггинга, связи между российской путевой литературой, берущей корни в травелогах А. Н. Радищева, А. С. Пушкина и Д. И. Фонвизина, и современными трэвел-блогами становятся очевидными [7]. Путешественники ведут документальную летопись своих путешествий, чтобы обучить читателей различным аспектам культуры, нравов и традиций “Других”, сравнивая “их” и “нашу” культуры. Авторами травелогов также движет стремление самопознания и самооткрытия себя в зеркале “Других”.

Проливая свет на разнообразные аспекты путешествий, трэвел-блогеры внесли радикальные изменения в индустрию туризма и гостеприимства. Теперь, пользователи ищут информацию онлайн. В таких условиях, наиболее полезными становятся сайты где путешественники описывают, оценивают и рефлексируют над своим опытом.

Пользовательский контент является одним из главных источников информации современного человека. Благодаря Трэвел 2.0, пользовательскому контенту о путешествиях и туризме, журналист и нежурналист обрели равные по значимости платформы для представления информации о путешествиях. Современные социальные сети могут превратить любого пользователя в журналиста, редактора, продюсера новостного медиа. При этом старые традиционные медиа стараются удержаться на плаву, создавая официальные страницы СМИ в социальных сетях, чтобы быть актуальными для цифрового поколения.

В офлайн эпоху существовал лишь массовый туризм, или Трэвел 0.0. С переходом к информационному обществу появился Туризм 1.0, или Трэвел 1.0, с его возможностями объединения платформ и размещения информации онлайн для всеобщего доступа [2, с. 139]. В начале 21 века, когда большинство туристической информации стало доступно онлайн, произошло становление Трэвел 2.0, новых каналов связи между отправителем и получателем. Структура Трэвел 2.0 такова, что позволяет загружать в сеть любые типы файлов. Контент Трэвел 2.0 полностью интерактивен и расширяется посредством сети.

Веб 2.0 и Трэвел 2.0 произвели революцию в интернет-среде. Современные социальные сети могут рассматриваться в качестве альтернативных или дополнительных источников СМИ. Контент социальных сетей и блогов доносит до аудитории определенные сообщения – об уровне дохода, культуре, социальном статусе путешествующего. Такой контент, отражая персональные интересы пользователя, оказывает огромное влияние на людей, просматривающих эту информацию, во многом предопределяя то, как они будет видеть услуги, предоставляемые во время путешествия. Так, отчет о туристической деятельности пользователя в социальной сети, например в Instagram, превращается в новый рынок для поставщиков туристических услуг, владельцев отелей, ресторанов и т.д.

Трэвел-блогинг становится модным ремеслом современного человека. Появление свежего направления фриланса в условиях отсутствия академических курсов по трэвел-журналистике в университетах привело к росту спроса на обучение цифровому номадизму. Нельзя не обратить внимание на появлением так называемых «трэвел-школ», которые обучают основам написания путевых очерков, фото- и видеосъемке во время путешествий, принципам продвижения своих блогов и т.д. Трэвел-школы упрощают теорию профессиональной журналистики, истории о путешествиях редуцируется до уровня поглощения автором всего “другого”. Количество таких школ и курсов с каждым годом увеличивается, однако теория трэвел-журналистики в России находится только на стадии зарождения, поэтому распространяемая ими информация зачастую ведет к извращению теории, терминологической путанице и подмене понятий. Отсюда следует мифологизация медиапространства трэвел-журналистики.

Туристический консьюмеризм поощряется и в профессиональной телевизионной трэвел-журналистике (например, в программе “Орел и Решка. Шоппинг”). Освещая путешествия привилегированного туриста 21 века, авторы нередко избегают тем культурного присвоения, западного доминирования, а также политических, социальных и экономических проблем посещаемых стран. “Очарованный странник” пишет о личных откровениях, повторном открытии себя и мира. Общий тон выкладываемых отчетов можно охарактеризовать как легкий, очаровательный, вдохновляющий. Такая редукция лишает материалы самой сути настоящего путешествия.

Внимание современных исследователей по всему миру приковано к социальным сетям и Трэвел 2.0 ввиду их всевозрастающего влияния на потребительскую аудиторию. Современные Трэвел 2.0 зачастую превосходят по влиянию традиционные трэвел-медиа ввиду своей интерактивности, доступности и распространенности. Таким образом, социальные сети способствуют формированию имиджа зарубежных стран.

Список литературы

1. Показаньева И.В. Теоретическое осмысление основ трэвел-блогинга. Функциональные отличия трэвел-блогера и трэвел-журналиста // Universum: Филология и искусствоведение. –2015. – № 3-4 (17). URL: 7universum.com/ru/philology/archive/item/2083.].

2. Amaral F., Tiago T., Tiago F. User-generated content: tourists’ profiles on Tripadvisor //International Journal of Strategic Innovative Marketing. – 2014. – Т. 1. – №. 3. – С. 137-145.

3. BoecherM., GradwellO., Jenkins K. et al. The Best Practices in Travel Blogging / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: qps.ru/xzIf5 (дата обращения: 01.05.2016).

4. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture: Volume I—The Rise of the Network Society (Malden, MA, Blackwell Publishers Inc.). – 1996.

5. Burgess S., Sellitto C., Buultjens J. Consumer-generated web-based tourism marketing. – Sustainable Tourism CRC, 2008.

6. Greenman J. F. Introduction to Travel Journalism //On the Road with Serious Intent. – 2012.

7. Pokazanyeva I. V. Theoretical framework of the travel-related UGC and Travel 2.0 in Russia // Ггуманитарные научные исследования [Electronic journal]. – №. 12. URL: human.snauka.ru/en/2015/12/13234(дата обращения: 01.05.2016).
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.