Формирование информационно-образовательной среды для повышения мобильности профессионального развития специалиста в сфере культуры и искусства

Авторы: Дворовенко О.В., Борздун В.Н.

Текст доклада представлен в авторской редакции.

Аннотация:

Профессиональное становление специалиста проходит в несколько этапов. Задача высшего учебного заведения – обеспечить качественную подготовку специалистов высшей квалификации и обеспечить планомерную переподготовку или повышение квалификации. В эпоху стремительно развивающихся информационных технологий реализация учебного процесса осуществляется посредством организации информационно-образовательной среды. Кемеровский государственный институт культуры (КемГИК) известен как один из ведущих центров подготовки и повышения квалификации кадров в сфере культуры и искусства. Поток заявок на обучение со всей страны стал обоснованием для разработки и реализации стратегии по дистанционному обучению специалистов в сфере культуры и искусства.

На сегодняшний день в КемГИК реализованы две информационно-образовательные среды обучения: 1) предназначена для организации и сопровождения учебного процесса студентов; 2) предназначена для реализации курсов повышения квалификации в дистанционном формате. Обе системы функционируют на платформе MOODLE.Дистанционные образовательные программы, несмотря на короткий срок реализации, оказались успешными и имеют положительные отзывы.

В качестве коучеров выступают не только преподаватели КемГИК, но и специалисты из регионов страны. Это позволяет компилировать накопленный потенциал специалистов.Отсутствие привязанности к учебному месту и гибкий график обучения обеспечивают мобильность обучающихся.




В качестве ключевого условия успешного развития общества во всем мире рассматривается процесс информатизации, главенствующее направление развития общества в XXI веке. Благодаря стремительному развитию средств информационно-коммуникационных технологий формируется новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности миллиардов людей, активно развивается информационное общество. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) развивают старые и открывают принципиально новые перспективы для социальной сферы (культуры и образования). Роль ИКТ как важнейшего средства роста, имеющегося культурного, образовательного и научно-технологического потенциала страны подчеркивается в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, выдвигающей в качестве глобальной задачи современности необходимость уже в среднесрочной перспективе и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества.

Интернет обеспечивает доступ к ресурсам в сфере культуры и искусства, предоставляет возможность получения образования по этим направлениям. В последние десятилетия Интернет изменилкак обучающегося, так и педагога. Такие компании, как Google, Microsoft, Wikipedia, WordPress и др. создали программное обеспечение, позволяющее организовывать удаленное (дистанционное) обучение, изучение тем и поиска ответов на вопросы, которые ранее было затруднительно осваивать в аудитории. Обучающиеся теперь могут учиться с использованием цифровых образовательных ресурсов или читать блог известного исследователя (содержащего сведения или истории о собственных экспедициях и т.д.). Субъекты образовательного процесса могут делиться и сотрудничать в социальных сетях, за счет расширения доступа к коллективным знаниям и к новым горизонтам. Интернет позволил образованию расширить, в некоторых случаях, обобществить (в прошлом местные) ресурсы, и сделать из них обширные библиотеки знаний и т.д., с повседневным активным доступом к ним.

Со сдвигом нашей культуры на «социальные», компании создали инструменты, которые предлагают бесплатные платформы для обучения, блогов, вики и частных сайтов социальных сетей. Эти простые инструменты, позволяющие всем вносить свой вклад в постоянно расширяющиеся электронные библиотеки знаний. В настоящее время, в сложных ситуациях, часть образовательного процесса переходит из аудитории в Интернет, где реализуется обмен знаниями и сотрудничество. Образовательные ресурсы, блоги, вики и др. оказывают существенное влияние на педагога в которых он обучает, а обучающиеся учатся. Мы вступаем в эпоху нового образования, а именно — образования 2.0, где публикации в Интернете и совместная работа будут оказывать важное влияние на будущие технологии и методы обучения.

Навыки XXI века, универсальные учебные действия, компетенции и новое поколение измерителей образовательных результатов привели к обновлению целей учебной работы. Время учебной работы в традиционной системе квантовано учебными часами и ограничено ими, а в индивидуализированной системе учебной работы на базе ИКТ определяется личное время обучающегося, в котором выделены отдельные виды работы и, как следствие, время принципиально непрерывно и может охватывать весь день. Пространство учебной работы в традиционной системе ограничено стенами учебного помещения, но если мы говорим об индивидуализированной системе учебной работы на базе ИКТ, то оно дополняется ресурсами в сети Интернет.

Подготовка кадров в сфере культуры и искусств уникальна испецифична. Подходы в обучении специалистов связаны с углубленной гуманитарной подготовкой, ориентациейна развитие творческих талантов и способностей.

В Кемеровском государственном институте культуры (КемГИК) осуществляется реализация разноуровневых образовательных программ: довузовское (предпрофессиональная подготовка), вузовское (профессиональная подготовка по основным образовательным программам бакалавров, специалистов и магистров), дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации и переподготовка кадров высшей квалификации), послевузовское (аспирантура, докторантура, стажировка).

КемГИК позиционирует себя как вуз, осуществляющий качественную подготовку выпускников в сфере культуры и искусств. Для вуза является важным тот факт, что выпускники, окончившие основные образовательные программы, возвращаются для обучения по программам дополнительного профессионального образования.

Для обеспечения образовательного процесса актуальным цифровым образовательным контентом, представленным в сети Интернет, на базе КемГИК функционирует информационно-образовательная среда. В настоящее время понятие информационно-образовательная среда (ИОС) не является устоявшимся и определяется по-разному. Анализ информационных источников и опыт организации информационно-образовательных систем, позволяет сделать вывод о тому, что ИОС – это целостная система, включающая в себя организационно-методические, технические и программные средства, обеспечивающие образовательные коммуникации на основе использования информационно-коммуникационных технологий (а например (Трайнев В.А., 2009) дает такое определение: «ИОС – это целостная система, которая состоит из совокупности подсистем, функционирующих и ведущих учет участников образовательного процесса на основе современных информационно-технических и учебно-методических средств.»).

На основании вышеизложенного, в качестве задач развития ИОС необходимо выделить:
  • развитие материально-технической базы;
  • организация деятельности по созданию электронных (цифровых) образовательных материалов;
  • внедрение автоматизированной системы управление образовательным процессом (на основе специализируемой информационной автоматизированной системы) и для организации электронного обучения (или его элементов), например, на основе информационной системы Moodle;
  • развитие деятельности по здоровьесбережению и безопасности работы на персональном компьютере и в сети Интернет;
  • участие сотрудников образовательной организации (учреждения) в различных сетевых мероприятиях, семинарах (вебинарах) и т.п.;
  • обучение сотрудников в сфере информационно-коммуникационных технологий для реализации ранее представленных задач;
  • обеспечения доступности ИОС для участников образовательного процесса.

ИКТ позволяют создать в любом образовательном учреждении уникальную среду, обладающую значительным образовательным потенциалом, позволяющую повысить эффективность управления образовательным процессом, способствующую открытости образовательного пространства. Для образовательного учреждения в сфере культуры, необходимо отметить, что ИОС должна также расширяться в аспекте развития культуры, способствовать открытости культурного пространства.

Образовательное учреждение должно стать своего рода полигоном для отработки навыков существования молодого гражданина в высокоавтоматизированной информационной среде.

В ИОСКемГИК функционируют две информационно-образовательные системы: 1) предназначена для сопровождения учебного процесса по основным образовательным программам (edu.kemguki.ru); 2) организует дистанционную систему повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере культуры и искусств (sdo.kemguki.ru). ИОС выстроены на платформе LMSMoodle (Система управления обучением «Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда») и предполагают использование заложенных в нее функций. Каждая из предложенных систем, помимо выполнения основной функции, повышает доступность качественного образования в сфере культуры и обеспечивает мобильность обучающихся.

Любая ИОС предполагает неограниченный доступ студентов к актуальному образовательному контенту, с использованием интерактивных элементов, с возможностью организации обучения повышающей образовательной мобильности как педагогов, так и обучающихся.

Реализация студенческой мобильности при помощи электронной образовательной среды КемГИК.

Студенты очной формы обучения привлечены к работе над интерактивными заданиями. Интерактивные элементы электронной образовательной среды значительно расширили педагогический потенциал преподавателей. Задания для обучающихся (студентов, магистрантов и др.), связанные с прохождением тестов или формированием гипертекстового словаря по курсу задаются для самостоятельной работы. Таким образом, преподаватели и студенты получают возможность работать в диалоговом (интерактивном) режиме во время самостоятельной работы.

Студенты заочной формы обучения не привязаны к месту обучения. КемГИК осуществляет подготовку по уникальным образовательным программам. Так, например, обучение по направлению подготовки «Теология», профиль «Культура православия» проходят студенты не только из регионов России, но и стран СНГ. Для оптимизации процесса обучения многие задания преподавателей были адаптированы на дистанционное изучение. К тому же, возможности использования инструментов контроля (модули «тест» и«задание», предоставляемые платформой LMSMoodle) позволяет осуществлять проверку приобретенных знаний и умений. Организация обратной связи осуществляется при помощи модуля «Форум».

Магистранты обучаются без отрыва от производства. Обучение магистрантов в КемГИК осуществляется по 8 направлениям подготовки. Это не только направления в сфере культуры, но и искусства. Работа со студентами-магистрантами возможна в двух вариантах: очное и заочное. При очной работе, учебным графиком предусмотрены ежемесячные недельные занятия. На таких занятиях студенты получают задания от преподавателей, результаты которых сдают в электронной образовательной среде. И второй вариант – заочный. Студенты в таком случае получают от преподавателей задания на установочной сессии и график предоставления заданий в электронной образовательной среде. Таким образом, без отрыва от производствамагистранты заочной формы обучения имеют возможность получить учебный материалы в полном объеме.

С этого года КемГИК планирует расширить границы обучения и подключить преподавателей других вузов к работе по обучению магистрантов, а также обмену студентами. Реализация подобных проектов предполагается на базе электронной образовательной среды: преподаватели и студенты других вузов получат доступ к учебным материалам КемГИК. Преподаватели будут иметь возможность выставлять свои задания и организовывать обратную связь с обучающимися, а студенты, в свою очередь, смогут изучить опыт других регионов и расширить границы своих знаний.

Реализация послевузовских программ на основе системы дистанционного обучения.

До недавнего времени обучение специалистов по программам повышения квалификации и переподготовки кадров осуществлялось в традиционном формате. Такой формат не всегда был удобен для обучаемых, поскольку связан с отрывом от производства и дополнительными расходами Жители других регионов не имели возможности пройти обучение по заявленным программам, поскольку возникали трудности с очным присутствием.

Изучение проблемной ситуации позволило сформировать систему дистанционного обучения, предназначенную для специалистов в сфере культуры и искусства (sdo.kemguki.ru), выстроенную на платформе LMSMoodle.

Переход на дистанционную систему повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере культуры и искусства осуществлялся в несколько этапов.

Подбор и обучение преподавателей. Не все преподаватели, работающие в системе повышения квалификации готовы работать в системе дистанционного обучения, поскольку оно предполагает другой формат общения и предоставления материалов. Для работы над содержательным наполнением программ для системы дистанционного обучения были приглашены преподаватели, готовые перевести материалы в дистанционный формат, специалисты-практики в сфере культуры и искусств, способные выстроить дистанционный учебный курс. Все преподаватели прошли обучение по организации обучения по образовательным программам с использованием дистанционных образовательных технологий. Дистанционный формат обучения, не предполагающий жесткой привязки к месту работы, позволил пригласить к разработке программ специалистов из других регионов страны, которые с радостью откликнулись на данное предложение.

Содержательное наполнение программ. На этом этапе осуществлялась детальная переработка имеющегося у коучеров материала. Все учебные блоки были поделены на модули. Каждый модуль предполагал 8 часов самостоятельного изучения. К подготовленным учебным материалам были добавлены элементы системы, обеспечивающие интерактивность обучения. Был оговорен формат проверки полученных знаний – выполнение заданий или тест по каждому модулю. Переработка материала по модулю у коучеров занимает около двух недель. При этом, в системе работают инициативные группы преподавателей, которые оценивают трудности по освоению модуля, возникающие у обучаемого или предлагают свои варианты размещения материала. Такой затратный механизм работы с содержательным наполнением программ приводит к повышению их качества и интереса у обучаемых.

Дистанционные образовательные программы, несмотря на короткий срок реализации, оказались успешными и имеют положительные отзывы.

Таким образом, формирование информационно-образовательной среды в КемГИК способствует не только обеспечению неограниченного доступа к актуальному цифровому образовательному контенту в Интернет, но и позволяет создать условия для повышения мобильность профессионального развития специалиста в сфере культуры и искусства при его становлении и дальнейшей деятельности.
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.