Образовательные технологии в эпоху цифровых номадов: обзор существующих практик

Connect-Universum-Junior
Автор: Новак С.К.
Текст доклада представлен в авторской редакции.

Презентация к докладу

Новак С.К.
Россия, г. Томск, Национальный исследовательский Томский государственный университет, факультет психологии, кафедра социальных коммуникаций, 2 курс бакалавриата «Реклама и связи с общественностью»

Аннотация:
Нет сомнения, что наше общество переходит на новую ступень развития, осваивая новый формат отношений между людьми, а также между людьми и техникой. Многие социологи, политологи, психологи и футурологи сейчас изучают современные общественные явления, уделяя особое внимание значению новых технологий и форм коммуникации в жизни человека. Так, на данный момент, родились несколько интересных концепции, самые важные из которых: “Знаниевое общество” Джона Моравека, концепция “цифрового человека” Марка Пренски, “Третья волна” Элвина Тоффлера, теория “Веб 2.0” и другие. Несмотря на свою различность, все концепции сводятся к одной парадигме нового человеческого «устройства» — мировосприятия, самощущения. Подобные изменения задевают все сферы развития общества, в том числе и образование.
Автор ставит перед собой задачу проанализировать различные взгляды на «нового» человека и на основе этого понять, какими методами, техниками следует обучать новое поколение студентов, а так же рассмотреть одну из популярных технологий изучения материала – Problem Based Learning и доказать ее эффективность.

Ключевые слова: образовательные инновации, новые технологии, общество третьего поколения, знаниевое общество, интерактивное обучение, проблемно-ориентированное обучение, образовательное пространство, цифровое общество, цифровой номадизм, цифровое кочевничество.




Введение

Говоря о современном обществе, мы часто слышим словосочетания: «поколение Z», «цифровой человек», «общество 3.0», но что все это значит в контексте образования, и как может изменить процесс обучения в будущем?
Американский писатель, футурист, выпускник Гарварда и Йеля – Марк Пренски – написал множество статей, посвященных собственной концепции цифрового человека. В основе его теории лежат понятия «цифровой абориген» и «цифровой иммигрант», как два, столкнувшихся в настоящий момент, поколения студентов и преподавателей. Первые, рожденные в расцвет цифровой революции, говорят на «цифровом языке» свободно, как на родном. Их он называет носителями. Вторые же, более старшее поколение, говорят на нем «с акцентом» в силу того, что не учили его с рождения — их он условно называет иммигрантами. Подобно тому, как француз в поезде пытается рассказать анекдот соседу англичанину, преподаватели пытаются найти общий язык со студентами и наоборот. Отсюда возникают все сложности и недопонимания в процессе обучения, и М. Пренски предлагает ряд рекомендаций нынешним профессорам относительно того, как обучать новое поколение студентов. Также, он призывает их не быть скептичными по отношению к новым технологиям и модернизированным системам обучения. Он выделяет следующие особенности «цифровых аборигенов», которые стоит учитывать:
• Клипповость сознания, студенты хотят получать информацию быстро и кратко;
• Многозадачность, хотят выполнять несколько дел одноврменно;
• Предпочитают графическое изображение тексту;
• Произвольный доступ к информации, режим одновременного восприятия, гипер-текст;
• Работают эффективнее, получая мгновенное удовлетворение, поощрение;
• Геймификация — предпочитают игровой формат работы, обучения;
• Потребность быть вовлеченным в процесс обучения — интерактивность

Также, Пренски неоднократно упоминает термин «игрофикация» (или “геймификация”), говоря о том, что формат игры – самый лучший способ интерактивного обучения. Сам Пренски написал ни один симулятор, чтобы обучать своих студентов, а также сотрудников крупных компаний.

Его концепция представляется нам значительной и важной по трем причинам. Во-первых, она подробно и доходчиво описывает психологические особенности восприятия информации нового поколения, которые сам автор, будучи представителем, может уверенно подтвердить. Во-вторых, потому что она имеет не только теоретическую базу, но и ее практическое подкрепление и успешно доказывает свою применимость в жизни. Пренски сам разрабатывал компьютерные игры для студентов, которые показывали большие успехи в обучении. И в-третьих, понятия, введеные ученым, ярко и метафорично отражают принципы разных поколений, которые становятся доступными и понятными после прочтения, что важно для любой научной теории.

Автор этого доклада решил выяснить, насколько данная теория применима к российскому сообществу и провел опрос среди представителей молодого поколения (1997 – 1994 года рождения) на предмет того, скольких из них можно отнести к «цифровым аборигенам». Опрос содержал семь тематических вопросов, ответ на которые мог быть только «да» или «нет», а также общих: указать пол и возраст.


Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3
И наконец, самый яркий пример, отражающий всю культурную специфику нашего времени.

Рисунок 4
По результатам приведенного анкетирования можно свидетельствовать о проникновении цифрового языка в нашу культуру, о его влиянии на наше мировоззрение, привычки, формат взаимодействия с окружающей средой, о появлении «цифрового Homo Sapiens».

Еще одной интересной концепцией автору представляется теория «знаниевого общества» Джона Моравека (“Knowmad society”), согласно которой студенту сейчас комфортнее реализовывать свой потенциал через принципы синергии с преподавателем и самоорганизации. Студенты нового поколения могут сами формировать свою образовательную среду, генерировать новые идеи, применять знания в различных социальных контекстах, приспосабливаться к новым системам, отношениям, рисковать, боясь неудач. Как пишет сам Моравек: «Knowmads – это креативные, иннициативные люди с хорошим воображением, которые могут работать всегда, везде и со всеми». В данном ключе, автор теории призывает общество менять свои стереотипы и развиваться вместе с подрастающим поколением – «Школы первого поколения не могут учить детей третьего поколения».

Футоролог подчеркивает: «Мы должны учить детей как думать, а не что думать».

Problem-based learning
Данные концепции ярко иллюстрируют необходимость модернизации образовательной системы и внедрения новых технологий. Одной из таких технологий, интересных для рассмотрения, по мнению автора является проблемно-ориентированное обучение (ПОО) или Problem-Based Learning (PBL). Упомянутая методика строится на принципах доминирующей самостоятельной работы студентов, группового взаимодействия, полного вовлечения в процесс, а также формирование жизнеспособных, практически-ориентированных решений. Проблемно-ориентированное обучение начало свой путь развития в середине прошлого столетия в ведущих университетах Канады и Австралии, затем распространилось на Европу, вовлекая такие страны как: Нидерланды, Великобритания, Франция и др. Освоение и доработка технологии продлились вплоть до 90-х годов, когда ее впервые начали официально включать в программу обучения и интегрировать в университетскую образовательную систему. Самый большой успех был у мединских учебных заведений, где принципы ПОО полностью подходили к изучаемому материалу.

Далее, автор предлагает рассмотреть более конкретные особенности ПОО, сравнив его с другими похожими формами обучения и обосновать важность и актуальность этой системы для развития университетского образования.

Прежде всего, следует различить такие понятия как проблемно-ориентированное обучение, проектно-ориентированное обучение, практико-ориентированное обучение, решение кейсов, воркшопы (от англ. workshop), тренинги, а также самый классический для россисйких вузов вариант – семинар. Все это разновидности интерактивного обучения. Начнем с последнего. Семинар, по определению, — это форма учебно-практического занятия, при которой учащиеся приходят с уже подготовленным материалом (сообщение, доклад, реферат) и обсуждают его вместе с преподавателем и одногруппниками. Количество участвующих в диалоге не оговаривается, временные рамки чаще всего не задаются, а присутствуют в обсуждении, как правило, 3-5 человек, тогда как остальные – лишь слушатели, что безусловно не дает необходимого уровня вовлеченности всего коллектива, а также не предоставляет возможности вести динамичную дискуссию. Следующая форма – практико-ориентированное обучение. Это наиболее общее понятие, которое не имеет под собой конкретных регламентирующих характеристик, а представляет целый педагогический подход, направленный на формирование практического опыта у студентов. Сюда входят следующие внедрения: приглашение в качестве лекторов практикующих специалистов, прохождение студентами профессиональных мастерских, а также практик в коммерческих и государственных структурах. Понятие тренинга очень близко к понятию воркшопа, для обоих подходов является важным научиться делать что-то руками, приобрести определенный опыт на выходе. Однако, есть незначительные различия, которые лежат на уровне оттенков и необязательны. Тренинг подразумевает выполнение практических заданий, упражнений, игр под прямым руководством тренера/ведущего, тогда как в воркшопе план работы задают сами участники. Касаемо проектно-ориентированного обучения, оно представляет из себя целый комплекс образовательных практик: создание презентаций, групповых проектов, индивидуальных проектов и т. д. Еще одной развивающейся формой является решение кейсов (Case Based Learning), которая базируется на анализе реальных жизненных ситуаций. Данная технология скорее относится к принципу выбора материала для изучения, нежели к самому процессу.

Что же такое проблемно-ориентированное обучение? Как становится понятно из названия, это обучение, сосредоточенное вокруг определенной проблемы и ей посвященное. В качестве проблемы выступает некая ситация, которую нужно осмыслить, проанализировать и в конце предоставить решение. Следует упомянуть основные задачи PBL в обучении:
• Научиться выстраивать поток мыслей в связанную логику;
• Коллективно принимать решения, приходить к консенсусу;
• Формировать жизнеспособные решения проблем;
• Самостоятельно создавать свое научно-учебное пространство;
• Ориентироваться в междисциплинарных ситуациях;
• Работать с различными источниками, интегрировать разную информацию;
• Уметь излагать мысли емко и доступно для всей группы;
• Применять свои предварительные знания для решения проблемы.
Таким образом, ПОО помогает не только решать конкретные кейсы, но и формировать целый набор компетенций.
Роль учителя или, как его называют иностранные источники, “тьютора” здесь минимальна. Он фигурирует в первую очередь в качестве координатора, который направляет учебную группу, не давая ей сбиться с курса, мониторит процесс, устраняет возможные конфликты, а также порционно предоставляет дополнительную информацию, которая нужна для решения проблемы. Помимо этого, перед началом занятий тьютор получает свой пакет кейса, в котором содержится больше начальных данных нежели в пакете, который получают студенты. Такая отстраненная, наблюдательная позиция преподавателя позволяет группе быть более самостоятельной и активной, в отличие от лекции, при которой учащийся лишь пассивно впитывает линейно подаваемую информацию. Многие психологи и нейролингвисты утверждают, что лучше всего мы усваиваем ту информацию, которую пересказываем другому и пытаемся реализовать на практике, “отработать”. Собственная вовлеченность формирует личное отношение, высокую эмоциональную привязанность к предмету дискуссии, а значит больший энтузиазм, что ведет к повышению продуктивности.
Возвращаясь к концепции «цифровых аборигенов» Марка Пренски, стоит отметить соответствие его взглядов на нового человека с принципами работы проблемно-ориентированнного обучения. Так например, ПОО предполагает высокую степень интеракции путем вовлечения студентов в общегрупповую дискуссию, поиск информации, мозговой штурм и т. д. Этот же принцип — интеракции — является главной составляющей предпочитаемого формата обучения для «цифрового человека». Помимо этого, в основы проблемно-ориентированного обучения входит визуализация, когда ученик последовательно фиксирует на доске все, что озвучивается в аудитории. Такая практика предельно важна для представителей нового поколения, так как они лучше всего воспринимают и запоминают информацию именно в изобразительной, графической форме. Возможность сбора данных с разных источников, отсылка к ним в нужный момент, переход к разным стадиями работы, используя старый материал – все это является следствием таких особенностей «цифровых людей», как предпочтение произвольного доступа к информации и многозадачность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что технология Problem-Based Learning является высокоэффективным комплексом различных техник, каждая из которых отвечает за определенную потребность “цифрового человека”. Все в совокупности они помогают новому поколению быстрее приспосабливаться к процессу обучения, обработке материала, раскрывают максимум заложенного потенциала, который в современных условиях уже бы не смогла раскрыть классическая лекция.

Научный руководитель: М.Н. Бычкова, старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций.

Список литературы
1. McLuhan M., Lawsofmedia: the new science.:Toronto; Buffalo: University of Toronto. – Press, 1988. — 464 p.
2. Moravec, J. W. (Ed.). (2013). Knowmad Society. Minneapolis:Education Futures LLC.
3. Pegrum M. (2009) From blogs to bombs: The Future of Digital Technologies in Education.:University of Western Australia P ub., 2009. – 159 p.
4. Prensky, M. (2001). Digital Natives, Digital Immigrants: MCB University Press.
5. Prensky, M. (2009). From Digital Natives to Digital Wisdom, Innovate: Journal of Online Education.
6. Prensky, M. (2009) Homo Sapiens Digital: From Digital Natives to Digital Wisdom.
7. Prensky, M. (2010) Teaching Digital Natives:Corwin Press
8. Ronald van den Hoff. Society 3.0: Netherlands
9. Alvin Toffler. Future Shock (1970).: перевод с англ. – M.: AST, 2002. — 560 c.
10. Alvin Toffler. The Third Wave (1980).: перевод с англ – M.: ACT, 2010 – 784 c.
11. «О цифровом поколении, цифровых иммигрантах и цифровых людях…» [Электронный ресурс] // Teachtech: Информационные технологии в образовании URL: teachtech.ru/teoriya-onlajn-obucheniya/cifrovoe-pokolenie-cifrovye-immigranty-i-cifrovye-lyudi-i-chto-s-nimi-delat.html
12. «Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде» [Электронный ресурс] // Электронное научное издание “Науковедение” URL: naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf
13. “Общество 3.0” [Электронный ресурс] // Официальный сайт издания URL: www.society30.com
14. “Case-Study Learning” [Электронный ресурс] // URL: web.stanford.edu/dept/CTL/cgi-bin/docs/newsletter/case_studies.pdf
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.