Самореализация поколения Z: описание практик

Connect-Universum-Junior
Автор: Ушакова И.С.
Текст доклада представлен в авторской редакции.

Ушакова И.С.
Россия, г. Томск, Национальный исследовательский Томский государственный университет, факультет психологии, кафедра социальных коммуникаций, 2 курс бакалавриата «Реклама и связи с общественностью»

Аннотация:
В современном мире потоки информации безграничны, но как их упорядочить и превратить в реальные знания, которые будут способствовать самореализации? В данной статье автор попробует разобраться с таким способом получения знаний и самореализации поколения Z, как мастер-класс. В статье описан мастер-класс «Стоящая идея», который проводился на территории г. Томска 17 марта 2016 года и способствовал получению поколением Z знаний о сфере маркетинга и продвижении в социальных сетях.

Ключевые слова: поколение Z, цифровые технологии, цифровая грамотность, социальные сети, самосовершенствование, самореализация.




Люди с врожденной цифровой грамотностью
Поколение Z — это современная молодежь, рожденная в 1990х и в 2000х годах, в эпоху глобализации и постмодернизма. Впервые о поколении Z упомянули два американских исследователя Уильям Штраус и Нил Хоув в «Теории поколений» [3]. Они определяют представителей поколения Z, как людей, которые выросли в веке цифровых технологий, во времена, когда интернет плотно вошел в жизни людей, а у каждого человека был мобильный телефон и компьютер. В младших классах они познакомились с социальными сетями, которые сейчас играют важную роль в их жизни, позволяя им само выражаться через свои аккаунты. Социальные сети и интернет в целом помогают им быть в курсе тенденций, оптимизировать учебный процесс, развивать свое творческое начало, предпринимательские способности, активную жизненной позицию [5].

Принято считать, что синонимом поколения Z выступает англоязычный термин «Цифровой человек » [4]. Эти люди обладают цифровой грамотностью и способностью ориентироваться в современном мире, формируемом с помощью цифровых технологий, благодаря которым они развивают свои социальные, когнитивные и профессиональные навыки. Поколение Z способны использовать все преимущества цифровых технологий, не сковывая себя никакими границами [6]. Представители этого поколения «связаны» друг с другом, благодаря интернету в целом, мобильным телефонам, SMS и многому другому [12]. Это помогает им взаимодействовать, обмениваться опытом и новыми идеями, объединяться и создавать новые проекты. Поколению Z приходится постоянно сталкиваться с большим потоком информации. Согласно исследованиям проведенным «Майкрософт», у поколения Z выработался «восьмисекундный фильтр», который помогает им быстро анализировать и отсеивать ненужную информации [13]. Они не сосредотачивают свое внимание на чем-либо дольше 8 секунд. Поколение Z живет в мире, где потоки информации безграничны, а время ограничено, и его нужно тратить максимально эффективно. Потоки полученной информации нужно осмыслять и “усваивать”, потому что это приводит к самосовершенствованию. Идеальный представитель поколения Z — это мобильный человек, который постоянно самосовершенствуется, ведь чтобы быть востребованным, нужно владеть актуальной информацией, постоянно улучшать свои навыки и знания. Как любое поколение, представители поколения Z стремятся к самореализации [10].

Самосовершенствование — верный путь к самореализации
Согласно иерархии потребностей Абрахама Харольда Маслоу, самореализация — это высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Человек, стремящийся к самореализации, в большей степени живет в реальном мире, чем в мире абстрактных идей и стереотипов. В процессе самореализации человек стремится решать проблемы, расширять свои возможности, а также открывать для себя новые знания и получать навыки [9].

Рассмотрим один из способов самосовершенствования поколения Z, который способствует самореализации. Таким способом являются мастер-классы, которые проходят на территории многих городов России, в том числе и на территории города Томска. Мастер-класс — это интерактивное занятие, во время которого происходит обмен опытом между спикером и слушателями. Термин происходит от английских слов «master» (специалист высокой квалификации) и «class» (занятие). Основные задачи мастер-класса:
● Самореализация
● Усовершенствование существующих навыков
● Стимулирование роста творческого потенциала
● Передача опыта
● Популяризация новых технологий обучения
Мастер-классы являются эффективными инструментами в процессе самореализации, они помогают получить новое знание, взаимодействуя с человеком, который является профессионалом в теме проводимого им мастер-класса.

Из всего множества мастер-классов, проходящих на территории города Томска, автор выбрал мастер-класс «Стоящая идея» [8], который проходил 17 марта 2016 года Целями данного мастер-класса являлись обучение навыкам в сфере маркетинга и продвижения в социальных сетях на примере магазина шоколада в оригинальной упаковке «Сладко Дарю» [11] и дальнейшее сотрудничество с проявившими себя участниками. На мастер-классе «Стоящая идея» присутствовал 31 человек, люди от 17 до 25 лет, которые узнали о нем благодаря продвижению мероприятия в социальной сети Вконтакте. На мероприятии выступали 3 спикера: Светлана Александрович [1] — эксперт в области маркетинга, имеет пятнадцатилетний опыт в области управления маркетинговыми коммуникациями организаций Томска и Томской области; Полина Максакова [7] — предприниматель, экономист и журналист, лучший молодой предприниматель Томска в 2013 году, директор компании «Сладко Дарю»; Юлия Боруш [2] — сертифицированный специалист в сфере продвижения в социальных сетях.

В начале мастер-класса Полина Максакова рассказала участникам, как был создан магазин «Сладко Дарю», какие идеи оригинальной упаковки шоколада были востребованы, с какими трудностями столкнулся магазин и какие успехи имеет. Она поделилась своим опытом с участниками мастер-класса и дала практические советы по внедрению и воплощению в бизнесе креативных идей. Светлана Александрович рассказала о том, что влияет на спрос, какие идеи интересны людям, а с какими лучше не выходить на рынок Томска, поделилась своим опытом работы в сфере маркетинга.

Далее для участников была организована игра «Создай свою стоящую идею», где всех разбили на 4 команды и каждой дали коробку с различными предметами (в ней были туфли, фрукты, цветки, маркеры, ленты). Задачей каждой команды было создание из этих предметов одной идеи, которую они бы смогли с успехом продать. Каждая команда должна была за 15 минут придумать и презентовать яркий интересный товар или услугу.

Задание оказалось сложным для некоторых команд, и идеи приходили долго. Главной целью этой игры являлось развитие креативных навыков и умения мыслить нестандартно, когда время ограничено, а ресурсы не совсем сопоставимы друг с другом. Многие команды сумели придумать «стоящие идеи» и достойно их представили. Заключающим этапом мастер-класса было выступление Юлии Боруш, которая рассказала о принципах эффективного продвижения в социальных сетях, создании контента для аккаунтов, что особенно актуально для представителей поколения Z. Итоги мастер-класса были успешными, так как участники были заинтересованы и активно принимали участие во всех действиях, также была дана обратная связь (отзывы в социальной сети Вконтакте), где люди писали о том, что получили актуальные и полезные знания, также организаторы получили предложения для дальнейшего сотрудничества.

Мастер-классы действительно работают
В большом потоке информации человеку тяжело выбрать что-то действительно стоящее и использовать это для самосовершенствования. Несмотря на то, что в эпоху цифровых технологий человек свободно может брать информацию из такого богатого источника, как интернет, сейчас он не может заменить такой способ обучения и самосовершенствования, как мастер- класс, где участники на прямую взаимодействуют с профессионалом и получают знания от человека, который на практике знаком с интересующей их областью деятельности. Подобные мастер-классы помогают упорядочить информацию и овладеть новыми знаниями. Автор считает, что мастер-класс «Стоящая идея» помог участникам в самосовершенствование, на пути к их самореализации.

Для того, чтобы поколение Z могло успешно самореализовываться, оно должно хорошо ориентироваться в цифровом мире и в мире реальном, то есть брать информацию из интернета и из практических мероприятий, таких как мастер-классы. И с выгодой для себя соотносить и усваивать полученную информацию.

Научный руководитель: Бычкова Марина Николаевна, старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций факультета психологии исследовательского Томского государственного университета.

Список литературы
1. Александрович С. [Электронный ресурс]. URL: vk.com/id47747939 (Дата обращения: 7 марта 2016г.)
2. Боруш Ю. [Электронный ресурс]. URL: vk.com/borushyulia (Дата обращения 7 марта 2016г.)
3. Википедия [Электронный ресурс]: Теория поколений URL: ru.wikipedia.org/wiki/Теория_поколений (Дата обращения: 1 марта 2016г.)
4. Википедия [Электронный ресурс]: Digital Native URL: ru.wikipedia.org/wiki/Digital_Native (Дата обращения: 1 марта 2016г.)
5. Дебда Н.В. «Особенности влияния масс-медиа на формирование социокультурных ценностей современной молодежи.» Сборник статей международной научно-практической интернет конференции CONNECT-UNIVERSUM 2012 «Влияние новых медиа на сознание и поведение молодежи». // Томск, 2012.
6. Иванов В.Ф. «Интернет и виртуальная реальность.» Сборник статей международной научно-практической интернет конференции CONNECT-UNIVERSUM 2012 «Влияние новых медиа на сознание и поведение молодежи». // Томск, 2012.
7. Максакова П. Г. [Электронный ресурс]. URL: vk.com/p.krivitskaya (Дата обращения: 7 марта 2016г.)
8. Мастер-класс «Стоящая идея» [Электронный ресурс]. URL: vk.com/mksladkodar (Дата обращения: 7 марта 2016г.)
9. Маслоу А. «Мотивация и личность» [Электронный ресурс]. URL: modernlib.ru/books/maslou_abraham/motivaciya_i_lichnost/read (Дата обращения: 10 марта 2016г.)
10. «Особенности самореализации российской молодежи.» [Электронный ресурс]. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samorealizatsii-rossiyskoy-molodezhi-sotsiokulturnyy-analiz (Дата обращения: 31 март 2016 г.).
11. «Сладко Дарю» [Электронный ресурс]. URL: vk.com/podarkivtomske (Дата обращения: 29 марта 2016 г.).
12. «Что такое поколение Z?» [Электронный ресурс]. URL:http://www.fastcoexist.com/3045317/what-is-generation-z-and-what-does-it-want (Дата обращения: 15 марта 2016 г.).
13. Штурвалов А.В. Большие планы поколения Z [Электронный ресурс]. URL: thebigplans.ru/generationz (Дата обращения: 15 марта 2016 г.).

Примечание
(1) Цифровой человек- коренной житель цифрового общества, термин впервые ввел американский писатель Марк Пренский.
(2) Абрахам Харольд Маслоу- американский психолог, основатель гуманистической психологии. Иерархия человеческих ценностей выражена в пирамиде, которая описана в книге «Мотивация и личность». И наверху пирамиды находится именно самореализация, названная указанным ученым самоактуализацией
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.