«Сибирские оазисы»: идея сайта для привлечения цифровых кочевников

Connect-Universum-Junior
Автор: Барабаш В.Э.
Текст доклада представлен в авторской редакции.

Барабаш В.Э.
Россия, г. Томск, Национальный исследовательский Томский государственный университет, факультет психологии, кафедра социальных коммуникаций, 3 курс бакалавриата «Реклама и связи с общественностью»

«Лично я не путешествую, чтобы оказаться где-то, я путешествую ради движения и попутчиков. Движение – это самое прекрасное в жизни»
Роберт Льюис Стивенсон.



Цифровое кочевничество — это новый культурный феномен XXI века, который с огромной скоростью набирает популярность. Сегодня быть цифровым кочевником — это значит быть свободным, не привязанным к какому-либо месту. С развитием новых технологий, людям уже не обязательно выполнять свою работу в душном офисе, теперь они могут это делать в любой точке планеты, имея при этом выход в интернет. С каждым днём появляются всё новые и новые программы, где специалисты своего дела находят друг друга, работают, общаются и путешествуют. У таких людей очень активная жизненная позиция, они успевают всё: знакомиться, дружить, работать и колесить по всему свету.

Цифровые номады – это сформировавшийся новый социальный класс, который в своей работе имеет желание или необходимость постоянной перемены мест, используя при этом интернет-технологии. В 1990 году Цсугио Макимото и Дэвид Мэннерс совместно написали первую книгу, упомянув «цифровых кочевников» в названии. По определению данных учёных, «цифровые кочевники – это люди, которые в процессе своей профессиональной деятельности, учебы, творчества и досуга не привязаны к какому-либо определенному месту, благодаря использованию интернет-технологий и мобильной связи» 1.
Понятие «сетевое общество» ввел испанский социолог М. Кастельс в рамках его общей теории информатизации современного общества, которое также тесно связано с пониманием цифрового кочевника. «Сетевое общество — это специфическая форма социальной структуры, которая устанавливается эмпирическими исследованиями в качестве характеристики информационной эпохи» 2.

Цифровой кочевник всегда находится в движении, он постоянно путешествует, узнает что-то новое для себя: культуру, традиции, историю, разные языки. Прежде чем отправиться в другую страну или город, цифровой номад обращается за помощью к просторам интернета, где пытается найти нужную для него информацию, например, о способе проживания, о видах транспорта в данной местности, о месте для работы и отдыха. Особой популярностью у цифровых кочевников пользуется такие сайты как Airbnb, Relay Rides, LiquidSpace, Creative Mornings, NomadList.com. Они позволяют снять жильё в любой стране, найти попутчика для поездки в автомобиле, узнать о погоде, а также встретить новых друзей и людей со схожими интересами. Обычно своих единомышленников цифровой кочевник встречает в коворкинговых центрах, в интерент- кафе, в библиотеках, университетах(для цифровых исследователей и студентов). Они являются «оазисами» для номада, где находят уютное место, душевную компанию, коллег, офисную технику, удобное рабочее место с выходом в Сеть. О наличии интернета и о многой другой важной информации номад может посмотреть, например, на сайте NomadList.com.

Исходя из данных сайта NomadList.com можно сказать, что в сибирских регионах есть проблема с интернетизацией, а для цифрового кочевника это просто недопустимо, ведь он всегда должен быть подключён к сети. «Постоянное подключение, а не движение – вот критический момент», – писал Мануэль Кастельс 3.

Регионом для своего исследования я выбрала Сибирь, так как она обладает уникальным комплексом ресурсов: природными, культурно-историческими памятниками, этнографическим разнообразием — способным обеспечить динамичное развитие туристской отрасли и тем самым привлечь туристов и в том числе цифровых кочевников.

Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

Исследования, проводимые в последние годы, позволяют утверждать, что в России, в том числе в Сибири, складывается совершенно новая модель развития туризма: из сферы социально-культурного обслуживания населения туризм становится отраслью экономики.

Анализ материалов Комитета государственной статистики и данных, полученных в результате анкетирования туристских администраций сибирских регионов, показал, что общее число туристов в год составляет около 2000 тыс. человек, в том числе:
 число иностранных посетителей около 200 тыс. чел;
 количество российских посетителей из других регионов свыше 1600 тыс. человек4.
Основные проблемы отрасли туризма сибирского региона:
— долгий информационный вакуум, обусловленный исторически сложившимися факторами;
— устойчивые стереотипы, связанные с ссылкой, суровостью, непригодными для туризма климатическими условиями;
— отсутствие четкого позиционирования сибирского региона в российском и международном информационном пространстве;
— инфраструктурные проблемы.

Из этого следует, что все эти проблемы сокращают поток туристов и цифровых кочевников в том числе, поэтому необходимо их устранять, чтобы повысить посещаемость данного региона.
Для этого нужно:
 Брэндировать территорию, способствуя созданию привлекательного имиджа Сибири, чтобы в сознании приезжих она выглядела наилучшим образом и не ассоциировалась с местом ссылки и каторги;
 Создать брэнд- атлас сибирского региона и путеводитель по городам для иностранных и российских граждан;
 Рассказать интересные легенды, связанные с городами сибирской области;
 Увеличить число сообщений в федеральных СМИ о Сибири.

Следует учитывать тот факт, что в условиях нарастающей угрозы терроризма, туристские потоки в ближайшем будущем будут ориентироваться на более безопасные направления — Сибирь в этом отношении является одним из самых спокойных регионов мира, поэтому в данной местности любой приезжий может чувствовать себя комфортно.
Факторы, определяющие привлекательность сибирских регионов для туриста:
1. Наличие уникальных природных ресурсов;
2. Безопасность;
3. Самобытная архитектура;
4. Богатые культурные традиции регионов Сибири, чьи народы сохранили уникальное национальное своеобразие, обычаев, религиозных обрядов дохристианской культуры.

Для цифрового кочевника будет интересен сибирский регион не только своим историческим и культурным наследием, но и наличием различных мероприятий. Сибирь –это место проведения международных конгрессов, симпозиумов, семинаров, выставок, ярмарок, фестивалей, а также проведения международных соревнований по различным видам спорта, способствующее развитию делового и событийного туризма. Здесь цифровой номад найдёт для себя всё: безопасность, красивые места, историю, развлечение, интернет. А самое главное — получит незабываемые впечатления от поездки. Но одной из проблем на пути «освоения» Сибири цифровыми кочевниками может стать недостаточное количество полезных ресурсов о территории с точки зрения потребностей этих необычных туристов. Поэтому автор доклада предлагает идею создания универсального сайта по типу уже существующих для цифрового кочевника, но о сибирском регионе, который будет значительно упрощать поиск необходимой информации для путешествия цифровых номадов по данной территории.
Данный сайт будет включать в себя:
1.Онлайн платформу для аренды жилья (поиск, онлайн-бронирование комнат, квартир и частных домов; возможность размещать о сдаче жилья в аренду, оставлять отзывы)
2. Сервис поиска попутчиков (поиск попутчиков (водителей и пассажиров) для поездки на автомобиле с указанием маршрута и стоимости).
3. «Сибирские оазисы» (цена, адрес, контактные данные+ фото).
5.Отзывы и пожелания
6. Краткую информацию о достопримечательностях выбранного города.
7. Информацию для интернет-странников (сведения о наличии бесплатного wi-fi, о погоде, прожиточном минимуме).
8.Площадкку для общения и соискание единомышленников.

Сайт сибирского региона будет очень удобен и полезен для цифрового кочевника, ведь именно с помощью него номад может начать своё первое знакомство с Сибирью. Ему больше не придётся искать разрозненные сведения по данной территории, находящиеся на разных интернет-источниках. Он значительно упростит поиск всей необходимой информации и сэкономит личное время. Вооружившись знаниями о местах подключения к сети, о «сибирских оазисах», о культуре, а также о городах данного региона, цифровому кочевнику непременно захочется отправиться в путешествие и насладиться прекрасной природой и общением с жителями Сибири.

Научный руководитель: Гужова Ирина Викторовна,
кандидат философских наук, доцент кафедры социальных коммуникаций факультета психологии НИ ТГУ.

Список литературы
1. Makimoto T., Manners D. Digital nomad. Wiley, 1997. [Электронный ресурс]–Режим доступа:
docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.shmj.or.jp%2Fmakimoto%2Fpdf%2Fmakimoto_05_01.pdf&name=makimoto_05_01.pdf&lang=en&c=5729a7ce8a95&page=5

2. Возможности развития туризма Сибирского региона и сопредельных территорий / Сборник докладов. – Томск: ТГУ, 2005. – 24 с.

3. Концепция развития отрасли туризма Сибири на 2005-2010 гг. / Комиссия по туризму Координационного Совета по внешним связям Межрегиональной Ассоциации «Сибирское Соглашение». – Новосибирск: НГУ, 2005. – 25 с. [Электронный ресурс ]– Режим доступа:
docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.sibacc.ru%2Fupload%2Fiblock%2F194%2F01.pdf&name=01.pdf&page=1&lang=ru&c=5729a77d13f0

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. [Электронный ресурс]– Режим доступа: works.doklad.ru/view/Lw7oW4R3C7Q/6.html

5. 11 полезных ресурсов для цифровых кочевников [Электронный ресурс]–Режим доступа:
rusbase.com/story/11-sajtov-ekonomiki-doveriya/

6. Сайт NomadList.com [Электронный ресурс]–Режим доступа:
nomadlist.com/novosibirsk-russia/scores

Примечание
(1) Makimoto T., Manners D. Digital nomad. Wiley, 1997. [Электронный ресурс]–
docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.shmj.or.jp%2Fmakimoto%2Fpdf%2Fmakimoto_05_01.pdf&name=makimoto_05_01.pdf&lang=en&c=5729a7ce8a95&page=5
(2) 2Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. [Электронный ресурс]– works.doklad.ru/view/Lw7oW4R3C7Q/6.html
(3) 3Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. [Электронный ресурс]– works.doklad.ru/view/Lw7oW4R3C7Q/6.html
(4) 4Возможности развития туризма Сибирского региона и сопредельных территорий / Сборник докладов. – Томск: ТГУ, 2005. – 24 с.
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.