Роль коммуникативных площадок в жизни цифровых кочевников. Влияние цифрового номадизма на формирование трэвэл-трендов в сети Интернет

Connect-Universum-Junior
Автор: Чернявская О.Ю.
Текст доклада представлен в авторской редакции.

Чернявская О.Ю.
Россия, г. Томск, Национальный исследовательский Томский государственный университет, факультет психологии, кафедра социальных коммуникаций, 3 курс бакалавриата «Реклама и связи с общественностью»

Современное сетевое информационно-коммуникативное общество обусловило рождение такого социокультурного явления как цифровое кочевничество (digital nomadism). Факторами его появления, по мнению И.П. Кужелевой-Саган, явились новые цифровые и мобильные технологии, распространение беспроводных коммуникаций и развитие сети Интернет. В связи с этим в Интернете появляется все больше различных коммуникативных площадок, которые могут быть использованы цифровыми кочевниками как в их профессиональной деятельности, учебе, так и в творчестве и досуге.





Коммуникативная площадка с научной точки зрения – это виртуальное пространство электронной коммуникации, предназначенное для постоянного обсуждения различными группами носителей интересов проблемных ситуаций, идей и всевозможных стратегий.

Макимото и Мэннерс называют основными характеристиками цифровых кочевников их перманентную мобильность и постоянную «подключенность» к сети Интернет. Следовательно, можно говорить о сверхмобильности целой культуры цифрового кочевничества как такового.

Благодаря развитию спутниковой связи, которая сейчас охватывает довольно обширные пространства и территории, цифровых кочевников можно встретить во всех местах покрытия сети. Вооружившись сотовым телефоном или ноутбуком, независимо от своего местонахождения – будь то дом, офис, поезд или самолет, кочевник готов к эффективной деятельности. Благодаря Сети и коммуникативным площадкам в частности у него не возникнет труда организовать корпоративное совещание online, обсудить со своими коллегами тот или иной вопрос, требующий скорейшего решения, проинформировать своего клиента о ходе выполняемой им работы. Было бы это возможным без существования глобальной сети и вовлечения всех субъектов как внутренней, так и внешней коммуникации в Сеть? В условиях цифрового номадизма стираются границы, появляется возможность вести свою бизнес-деятельность, находясь в любой точке земного шара. Но ко всему прочему размытыми становятся границы, разделяющие профессиональную деятельность цифровых кочевников и их личное пространство. Во многих интернет-блогах «номандов» можно встретить описание не только их работы, но и различных моментов повседневной жизни. Многие из них не разделяют работу и отдых. Находясь вне шумного офиса, они получают возможность сочетать работу и путешествия, создавая из этого основной контент для своих социальных страничек. Постоянная «смена декораций», к тому же приносящая определенный доход, не может не обеспечивать высокую эффективность рабочей деятельности.

Один из множества плюсов работы digital-номандов – возможность работать в самые продуктивные для них часы и в местах, способствующих раскрытию их творческих способностей. Благодаря сегодняшним технологиям работу можно не просто сочетать с удовольствием, можно сделать ее – удовольствием.

Согласно статистике, с каждым годом возрастает количество людей, выбирающих Интернет для работы, что приводит к росту новых рабочих мест и увеличению числа цифровых кочевников. Люди получают возможность путешествовать по миру и выполнять при этом важную работу. В связи с этим возникают все новые интернет-сервисы, выступающие в качестве помощников при путешествиях, которые уже сейчас используют обычные люди, планирующие свой отпуск или каникулы. Формирование таких трендов цифровыми кочевниками выглядит логичным: при составлении своих четких планов работы и, соответственно, путешествия, они обращаются к большому количеству ресурсов, ищут и разведывают информацию в Интернете, где лучше остановиться, на чем сэкономить и прочее. Проверяя и тестируя на себе такие сервисы поиска жилья, как Airbnb или Agoda, «номанды» выводят их в TOP, упрощая обычным путешественникам поиски жилья. В число других платформ экономики, открывающих невероятные возможности как сэкономить, так и познакомиться с открытыми и общительными людьми со всего мира, входят BlablaCar, Relay Rides, Couchsurfing. Пользуясь общественным транспортом, сервисами экономики доверия и личными ресурсами вроде наличия времени, любая поездка становится доступной, позволяя сэкономить большое количество денег. Все это теперь доступно и нам благодаря опыту цифровых кочевников, которые проверили все известные нам сервисы на своем жизненном опыте.

Таким образом, можно говорить о ключевой роли коммуникативных площадок в жизни цифрового кочевника. Использование таких площадок становится неотъемлемой частью жизни «номандов». Интернет-пространство будет сопровождать их везде, будь то организация поездки (для этого пригодятся определенные Интернет-сервисы), осуществление рабочей деятельности (удаленная работа непременно будет проходить в режиме online), так же благодаря эпохе информационных технологий можно связываться с родственниками и друзьями и делиться моментами своей жизни со всем миром вне зависимости от вашего текущего местоположения. Тем самым явление цифрового номадизма тесно связано с формированием трэвэл-трендов в сети Интернет, делая возможным дальнейшее использование сервисов для планирования путешествий в повседневной жизни людей.

Научный руководитель: Окушова Гульнафист Алтаевна, кандидат философских наук, доцент НИ ТГУ.

Список литературы
1. Кужелева-Саган И.П. Бизнес-коммуникации в условиях цифрового кочевничества / И.П. Кужелева-Саган // Коммуникация как дисциплина и область знания в современном мире: диалог подходов: сб. статей, 9-11 июля 2015. – С.177-188.
2. Макимото Ц., Мэннерс Д. Цифровой кочевник, Уайли, Нью-Йорк, 1997.
— (1)Кужелева-Саган И.П. Бизнес-коммуникации в условиях цифрового кочевничества / И.П. Кужелева-Саган // Коммуникация как дисциплина и область знания в современном мире: диалог подходов: сб. статей, 9-11 июля 2015. – С.177-188.

(2)Макимото Ц., Мэннерс Д. Цифровой кочевник, Уайли, Нью-Йорк, 1997.
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.