Представители поколений X, Y, Z как потенциальные цифровые кочевники (постановка проблемы в контексте теории поколений Н. Хоува и В.Штрауса)

Connect-Universum-Junior
Автор: Стеванович З.М.
Текст доклада представлен в авторской редакции.

Стеванович З.М
Россия, г. Томск, Национальный исследовательский Томский государственный университет, факультет психологии, кафедра социальных коммуникаций, 3 курс бакалавриата «Реклама и связи с общественностью»

В настоящее время феномен цифрового кочевничества становится предметом исследований учёных различных социогуманитарных дисциплин: философии, социологии, коммуникативистики, психологии. Согласно идеям Цугио Макимото и Дэвида Мэннерса, цифровые кочевники – это люди, которые в процессе своей профессиональной деятельности, учебы, творчества или досуга не привязаны к какому- либо определенному месту благодаря использованию интернет-технологий и мобильной связи [1]. По сути, цифровой кочевник – человек, жизнь которого определяют три параметра: он всегда «онлайн», он работает удаленно, он мобилен. В этой связи возникает вопрос: кто же этот человек, способный удерживать три перечисленных параметра?

В рамках данной статьи мы хотели ответить на этот вопрос о цифровом кочевнике с позиции теории поколений американских исследователей Н.Хоува и В.Штрауса, предлагающей рассматривать активное современное общество как представителей поколений Х, Y и Z.





Свои идеи демограф Нейл Хоув и драматург Вильям Шраус представили в книге «Generations» («Поколения»). В ней они описали изменения, происходившие в поведении американского общества со времен Колумба. В итоге Нейл Хоув и Вильям Шраус выявили 4 типа поколений, которые повторяются через каждые 80 лет, как времена года — через 12 месяцев, то есть на каждое поколение приходится 20 лет. [2]

Исследователи выявили особенности этих поколений. Перечислив их, попробуем порассуждать на тему: могут ли быть в этом поколении цифровые кочевники.
Поколение Х (с 1963 по 1983 гг.) имеет следующие особенности:
 возможность выбора
 глобальная информированность
 неформальность взглядов
 надежда на себя
 готовность к изменениям
___________________________________________________________________________
1. Цугио Макимото и Дэвид Мэннерс «Цифровой кочевник»
2. Нейл Хоув и Вильям Шраус Generations («Поколения»)

Чем же занимаются представители поколения Х в Интернете и насколько они «онлайн», мобильны и профессионально представлены в глобальной Сети?

Анализ источников показывает, что представители поколения Х активно используют Интернет как место поиска информации, площадку для совершения покупок, средство общения. Они участвуют в различных общественных инициативах, поддерживают благотворительность. Но они не привыкли говорить об этом, писать огромные посты на страницах и прикреплять к ним фотографии. Они рассказывают об этом лишь самым близким, друзьям. Для них не типична модель массового распространения информации. В социальных сетях они предпочитают обмениваться личными сообщениями.

Поколение Х учится адаптироваться к среде: кто-то лучше, кто-то хуже, но все они в какой-то степени сохраняют свой «акцент», то есть одной ногой всегда остаются в прошлом. Существует масса примеров такого «акцента»: распечатка электронных писем, распечатка электронных документов для их редактирования, приглашение людей в офис, чтобы посмотреть новый сайт, вместо того, чтобы просто прислать ссылку. [3]

Представители этого поколения легко могут стать цифровыми кочевниками. Во-первых, они достаточно быстро овладели возможностями Интернета и используют его возможности в полной мере. Представители поколения Х уже имеют достаточное представление о своей работе и смогут выполнять ее удаленно. Ну и наконец, сейчас этим людям от 33-х до 53-х лет, их дети выросли, их ничего не держит, самое время начать жить для себя и путешествовать. Так, например, сложное детство поколения: постоянный дефицит товаров, невозможность достать разные вещи, сподвигло представителя поколения Х, Пьера Омидьяра, создать всемирно-известный интернет-аукцион Ebay, который спустя годы стал очень популярным. [4]
Особенности поколения Y:
 беспрецедентный уровень технической грамотности
 увеличение объемов работы, выполняемой на дому
 сетевое поколение
 стремление к новым знаниям

Игреков зачастую называют «сетевым поколением». Неудивительно, что их легче всего привлечь через Интернет, в особенности, через социальные сети.
___________________________________________________________________________
3. Марк Пренски «Аборигены и иммигранты цифрового мира»
4. Александр Бабицкий «Пьер Омидьяр: богатство на чудном хобби»

Они используют Интернет для поиска информации, развлечения, общения, покупок. Компьютерные игры, Интернет, электронная почта, социальные сети стали неотъемлемой частью их жизни.

В отличие от представителей поколения Х люди поколения Y охотно рассказывают о своей жизни в Интернете: что они делают, в чем участвуют и что видят сейчас. У них работает модель поведения «увидел – расскажи в сетях, сообщи об этом в «Вконтакте», выложили фотографию в «Инстаграм» – в общем делай что угодно, только делись информацией массово». В условиях развития современных технологий им удается распространять информацию быстро и в больших группах.

Если у поколения Y возникает проблема или вопрос, они непременно пойдут искать ответы в Интернете, и только, если там не найдется информации, то они спросят совета у родственников и друзей. Где купить платье на выпускной? Как вылечить ангину? Что приготовить на праздничный стол? – быстрый и точный ответ даст Интернет – уверены представители поколения Y.

Им нравится выкладывать в «Инстаграм» снимки надкушенных ими бутербродов, новых часов, потому что они уверены: все с ними связанное неизбежно вызывает восхищение у миллионов. [5]

Еще одно примечательное качество поколения, возникшее с развитием новых технологий, — контактность. В мире больше нет четких границ, все слилось в один поток информации. «Раньше группы, к которым ты принадлежал были четко разделены. Теперь же, твой лучший друг, твое начальство и родители – все сидят в одной социальной сети. Поэтому, когда ты обновляешь статус на Facebook, ты общаешься с ними всеми одновременно.» — Шрирам (29 лет). В друзьях у Игреков в социальных сетях может быть около тысячи человек, но сами молодые люди признаются, что едва ли узнают половину из них на улице. [6]

Поколение Y имеет доступ к самой разнообразной и богатой информации по любым темам, начиная с секса, заканчивая наркотическими веществами, задолго до того, как они смогут получит свой первый и соответствующий опыт. Но у такой открытости и доступности есть и обратная сторона. Они жалеют, что для них нет больше тайн и секретов.
Представители поколения Y тоже могут быть цифровыми кочевниками: уровень их
___________________________________________________________________________
5.Тата Олейник «Вся правда о похеренном поколении девяностых»
6. Adme «В Saatchi исследовали поколение 1980+».

технической грамотности очень высокий, все чаще игреки хотят работать на дому, они любят социальные сети и Интернет. Им нравится не только получать там информацию, но и делиться своей.

Зимнее поколение – Z используют интернет для получения важной и актуальной информации, развлечения, общения. Принципиальная особенность нового поколения в том, что высокие технологии – у него в крови. В гаджетах и технологиях они разбираются лучше, чем в эмоциях людей. Они привыкли получать информацию быстро. Считается, что на их мировоззрение повлиял мировой экономический кризис, развитие мобильных технологий.

Если верить недавним исследованиям, то можно отметить, что продолжительность внимания и «Z-тов» сократилась до 8-ми секунд. Представители этого поколения выросли в мире, в котором возможности просто безграничны, а вот времени на все не хватает. Именно поэтому они научилась очень быстро оценивать и просеивать огромные объемы информации. В мобильных приложениях и Интернете они полагаются на секции и вкладки, где собран наиболее свежий и популярный контент. [7]

Чтобы завоевать их внимание, следует показать такую информацию, которая принесет немедленную пользу и будет очень увлекательной. У них не хватает терпения для уроков, логики пошаговых действий, пересказа слов учителя.

Поколение Z на личном уровне стремится быть немедленно принятым и одобренным посредством социальных медиа. Именно здесь проходят важные беседы, находятся их сверстники. Те, кто принадлежит к поколению Z, стремятся к одобрению общества, однако не хотят быть дифференцированными в смысле профессии.

«Z-ты» безусловно могут стать цифровыми кочевниками. Это самое мобильное поколение из перечисленных. Они легко вычленяют необходимую им информацию из ленты новостей. Люди поколения Z не расстаются с телефонами, появляются новые социальные сети, такие как Periscope, чтобы не тратить время на публикацию поста или заснятие видео – трансляцию теперь можно вести в режиме реального времени. Им не составит труда найти работу в Интернете, ведь это их родная среда, они в Интернете как рыба в воде.

Таким образом, все три поколения активно проявляют себя в Интернете. Кому-то пришлось обучиться владеть новыми гаджетами, а у кого-то это умение появилось буквально с рождения. Но уже никто не может представить свою жизнь без Интернета.
___________________________________________________________________________
7. Идеономика «Поколение Z: кто эти люди и чего они хотят».

На данный момент большее количество цифровых кочевников – это представители поколения У, но кто знает, как проявит себя в скором времени поколение Z. По прогнозам известного футуролога, технического директора компании Google – Рэя Курцвейля, грань между человеком и компьютером будет стираться всё больше. Буквально через 5 лет персональный компьютер станет чем-то вроде персонифицированного помощника, общаться с которым можно будет при помощи речи и жестов [8]. И это прогноз о будущем позволяет говорить, что три параметра цифрового кочевника — он всегда «онлайн», он работает удаленно, он мобилен – будут у каждого человека в будущем.
___________________________________________________________________________
8. Рэй Курцвейл «Люди- вымирающий вид. Прошлое и будущее глазами футуролога Рэя Курцвейла»

Научный руководитель: Окушова Гульнафист Алтаевна, кандидат философских наук, доцент. Национальный исследовательский Томский государственный университет

Список литературы
1. Бабицкий Александр. Статья «Пьер Омидьяр: богатство на чудном хобби»
2. Идеономика. Статья «Поколение Z: кто эти люди и чего они хотят».
3.Курцвейл Рэй. Статья «Люди- вымирающий вид. Прошлое и будущее глазами футуролога Рэя Курцвейла»
4. Макимото Цугио и Мэннерс Дэвид. Книга «Цифровой кочевник»
5. Олейник Тата. Статья «Вся правда о похеренном поколении девяностых»
6. Пренски Марк. Статья «Аборигены и иммигранты цифрового мира»
7. Хоув Нейл и Шраус Вильям. Книга Generations («Поколения»)
8. Adme. Статья «В Saatchi исследовали поколение 1980+».
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.