Учат ли в российских вузах быть цифровым кочевником?

Connect-Universum-Junior
Автор: Чернова В.В.
Текст доклада представлен в авторской редакции.

Чернова В.В.
Россия, г. Томск, Национальный исследовательский Томский государственный университет, факультет психологии, кафедра социальных коммуникаций, 3 курс бакалавриата «Реклама и связи с общественностью»

Аннотация:
Рассматривается изменение стандартов высшего образования в ситуации изменение рынка труда и появления рынка свободной занятости.
Ключевые слова: свободная занятость, фриланс, цифровое кочевничество, стандарты высшего профессионального образования.





В апреле 2011 известный социолог З.Бауман выступил с лекцией, в которой проанализировал время, в которое мы живем. Он определил этот временной период как “текучую современность” — меняются люди, ситуации, общественные институты, но все эти изменения происходят не параллельно, и могут сжиматься или растягиваться во времени.

На мой взгляд, ярким примером текучей современности является взаимодействие рынка труда и системы высшего профессионального образования. Согласно статье 14 ФЗ “Об образовании”, содержание образования должно “обеспечивать:
адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира..” Это требование, если экстраполировать букву закона на систему высшего образования, закрепляет связь между системой высшего образования как поставщиком профессионалов и рынком труда, где на них существует спрос.

С развитием глобальных сетей наше общество очень изменилось. По мнению исследователей, сейчас мы вышли на ступень “общества-сети”, и в потоке информации становится все труднее найти необходимое для себя.

“Цифровой кочевник” — это человек, способный в любой момент изменить свое местоположение, работающий удаленно, не интересующийся “традиционной” оседлой жизнью и преследующий цель постоянно перемещаться. Таким образом, одной из основных отличительных черт цифрового кочевника является свободная занятость или фриланс. В данной статье под фрилансом понимается такая система трудовых отношений, при которых работник и работодатель автономны друг от друга, не связаны постоянными трудовыми отношениями, и работник рассматривается работодателем как временный (контрактный) сотрудник. В условиях таких отношений на рынке появляется новый тип исполнителей с индивидуализированной трудовой биографией, набором специализированных знаний и навыков, способный выполнить поставленную задачу, самостоятельно организуя рабочий процесс.

Сейчас в России и мире существуют тысячи электронных бирж труда, где соискатели и работодатели представлены как граждане единого электронного государства. На смену стандартизированному рабочему дню и рабочей недели в офисе приходит “свободная занятость”. Профессионал может сам составлять свою трудовую биографию, возможности трудоустройства становятся все более гибкими. Работодателям требуются люди, способные самостоятельно организовывать свой трудовой процесс. Стремительное развитие рынка свободной занятости ставит перед будущими профессионалами ряд вопросов, и один из них — возможно ли научиться быть фрилансером, или, если брать более широкое понятие, цифровым кочевником?

Несомненно, система высшего образования не может не реагировать на такой запрос от рынка труда и обучение в вузах должно готовить будущих специалистов-фрилансеров. Обучающимся вузов необходимо учиться нарабатывать социальный и сетевой капитал, который поможет им найти свое место в жизни. Сетевой капитал — это такой тип капитала кочевника, который он может заработать и использовать исключительно в сети: уважение и признание, известность среди работодалетей, популярность. Для того, чтобы понять, способно ли высшее образование нашего времени подготовить выпускников к работе в реалиях современного рынка труда, я рассмотрела стандарты образования нескольких направлений подготовки бакалавров.

Согласно статистике, рынок фриланса в России гораздо меньше, чем в западных странах. Так, по данным статистики, в США примерно 8% трудоспособного населения США и лишь 3% трудоспособного населения в России заняты во фрилансе. Но согласно статистике по отраслям, доля фрилансеров в IT-сфере в России составляет 35% от общего рынка труда, а в США — 44-45%. Сопоставимы показатели у двух стран и в области пишущих фрилансеров и дизайнеров.

В 2015 году министерство образования и науки Российской Федерации представило новые государственные стандарты подготовки бакалавров, в которые были внесены некоторые изменения, целью которых являлась более успешная подготовка выпускников для рынка труда.

Для рассмотрения я выбрала стандарты образования наиболее популярного на российском рынке фриланса направления подготовки — “Прикладная информатика” (230700) на уровне бакалавриата. В качестве критериев были выбраны готовность к работе с заказчиком без посредников, использованию в работе сети Интернет и взаимодействию с широким кругом профессионалов, занятых в том же проекте.

В ГОС заявлено, что выпускник, освоивший программу бакалавриата по направлению подготовки “Прикладная информатика” должен быть готов к:

1. Сбору детальной информации для определения предментой области проекта
2. Проведению работ по описанию информационного обеспечения бизнес-процессов заказчика
3. Участию в проведении переговоров с заказчиком
4. Осуществлению технической поддержки информационных систем на стадии использования

Также ГОС устанавливает, что выпускник должен быть готов к самостоятельной работе и самоорганизации и обладать компетенциями для совместной работы с представителями разных культурных слоев и конфессий, такими как способность к межличностной коммуникации на русском и иностранном языках.

Таким образом, в государственных стандартах формально закреплены основные компетенции, которыми должен обладать фрилансер. Новые стандарты образования стали первым шагом для подготовки обучающихся к свободной занятости.

Научный руководитель: Карнаухова Наталья Андреевна, старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций ТГУ.

Список литературы
1. И.П.Кужелева-Саган “Бизнес-коммуникациии в условиях цифрового кочевничества” // Коммуникация как дисциплина и область знания в современном мире — диалог подходов, 2015
2. И.П.Кужелева-Саган “Общество-сеть” // Воздушный замок, номер 32, 2014
3. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) от 12 марта 2015 года. // минобрнауки.рф
4. Фриланс по-русски: что мешает россиянам уйти на вольные хлеба // РБК, 24.08.2011
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.