Неосведомленные покупатели, или продвинутые маркетологи?

Connect-Universum-Junior
Автор: Ёлгина Е.О.
Текст доклада представлен в авторской редакции.

Ёлгина Е.О.
Учащаяся 9 класса МАОУ СОШ №40 и МАОУ «Планирование карьеры»

Некоторые предметы из повседневного быта являются ненужными для нас, но всё равно пользуются спросом, потому что многие попадают в ловушку маркетинговых уловок. И чаще всего попадают под влияние маркетологов поколение Z.
Современные дети от 8 до 13 лет имеют собственное мнение о брендах. Для них бренды — это признак статуса. В подавляющем большинстве они разбираются в марках автомобилей и телефонов, еды. Они — будущие сознательные потребители.
Цель: Выявление особенностей маркетингового продвижения товаров и услуг online и offline для разных поколений.
Объект: Маркетинговые приемы продвижения товара.
Предмет: Маркетинговые приемы продвижения товара online и offline.
Метод исследования: Опрос и анализ.





Зная особенности маркетингового продвижения и рекламы, можно предположить причины воздействия на психологию поколений.
Маркетинг-организация производства и сбыта продукции, основанная на изучении потребности рынка в товарах и услугах.

Маркетинговые приемы offline:
Психология рекламы направляет все свои силы и изобретательность на то, чтобы заставить нас купить то, что еще пять минут назад мы даже не собирались. Или купить продукт именно этого производителя, в действительности, мало чем отличающийся от других. Реклама не просто стимулирует продажи, но формирует мировоззрение. Чтобы обойти ловушки рекламы, необходимо разглядеть приемы воздействия, применяемые в маркетинге. А зная их, можно самостоятельно находить в рекламе характерные способы убеждения, чтобы действовать на основе не эмоций, а рациональных соображений.
1. Товары, которые расположены на уровне глаз.
2. Покупайте свежие товары.
3. Пол в мелкую плитку.
4. Музыкальное сопровождение.
5.Второй товар бесплатно.
6. Товары по акции, или так называемый, довесок.
7. Крупные тележки.
8. Товары возле кассы.
9. Расположение прилавков.
10. Объявление про «ограниченное количество/временное предложение» [1].
11. Сложная планировка.
12. Фрукты и овощи обычно находятся на входе в магазин.
13. Перестановка в супермаркете [3].
В магазинах все делается не случайным образом. Даже совсем неприметные вещи, могут быть задумкой искусных маркетологов.

Маркетинговые приемы online:
Приемы, которые безраздельно захватывают внимание пользователей и пробуждают безотчетный, непреодолимый интерес к рекламируемому товару/услуге.
1. Использование образов животных.
2. Использование чисел в заголовках целевых страниц.
3. Использование детских образов.
4. Использование «подстрекающих» заголовков
5. Использование гипербол.
6. Использование сексуальной привлекательности.
7. «Перехват новости» (Newsjacking) или спекуляция.
8. Акция «Бесплатная доставка при покупке на определенную сумму».
9. Регистрация должна быть простой.
10. Правило трёх кликов [2].

Как маркетинговые приемы адаптируются под поколения?
Выстраивая маркетинговую стратегию, любая компания определяет свою целевую аудиторию и ее ключевые характеристики. В том числе — возраст. Другое дело, что как таковая рекламная активность, как правило, строится так, чтобы «зацепить» как можно более широкий слой потенциальных клиентов. В конце концов, задача рекламы — информировать общественность. И желательно с максимальным охватом. И не страшно, если те, кто не рассматривается в качестве возможного клиента, останутся равнодушными к этим посланиям. Главное — «зацепить» тех, кто «в фокусе» [4].
Для того, чтобы управлять потребителями, необходимо понимать, какие стереотипы (и в первую очередь «старые») сформировались у представителей одной возрастной группы. Вообще в маркетинге целесообразно обсуждать ту часть социализации, которая касается становления модели потребителя, а не «человека как такового». Такая модель может формироваться в возрасте от 18 до 25 лет. Поэтому потребители, которым в течение того или иного десятилетия исполняется от 18 до 25 лет, причисляются к представителям «поколения». Задача маркетологов в этом смысле абсолютно утилитарна. Нужно понять прежде всего пассивные, «старые» стереотипы, которые могут повлиять на поведение человека.
Поколение — это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Мы этих ценностей не замечаем, они действуют незаметно, но во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как решаем конфликты и строим команды, как развиваемся, что и как покупаем, что нас мотивирует, как ставим цели и управляем людьми [6].
Помимо ценностей поколений есть разные уровни ценностей: общемировые (любить детей, не укради), индивидуальные, профессиональные и т.п. Поведение человека определяется большим набором факторов, ценности поколений — один из них
Новые стереотипы занимают в офлайне восемь лет. Это тот период, в течение которого человек может легко восстановить и использовать сформированные прежде ассоциативные связи, компонуемые в зависимости от ситуации (потребление, продукт, социальная роль и т.п.). Стереотипы и ассоциации, которые не задействуются более восьми лет, становятся «старыми». Чтобы активировать этот архивный материал, требуется большее время.
В онлайне такие стереотипы становятся старыми уже через три года. Связано это с гибкостью интернет-рынка и появлением новых технологий социализации в виртуальном пространстве.
Одна из главных тенденций, которую провоцирует в маркетинговой индустрии поколение Y, — это установка на дематериализацию ценностей. «Кризис всем показал, что деньги — это не очень стабильный актив, — объясняет Николай Хлопов. — Работа, которая занимает много времени, начала «подводить» во вторую очередь. То есть сначала не стало денег, потом — способов их заработать. Поэтому люди начали переходить на другие статусные символы, причем очень рационально. Такими символами, например, становятся опыт и впечатления. Образование — тоже вид опыта, а не материальная категория».
Сегодня в жизнь вступают новые поколения. Причем поколения, сильно отличающиеся от предыдущих принципами принятия решений. В процессе выбора (в том числе товара или услуги) ими будут руководить другие ценности. Наступает эпоха, когда нужно быть не таким, как другие. Кстати, и классическое строительство брендов потеряет если не смысл, то — былую силу. Новые поколения будут подвержены брендам в более слабой степени.
Если присмотреться, легко сделать вывод: маркетинговая активность все чаще апеллирует к впечатлениям. И это явный шаг навстречу поколению Y [7].

Результаты исследования
Был проведен опрос в социальной сети «В контакте». Опрошено 37 человек, из них 17 женщин и 20 мужчин в возрасте от 16-30 лет.
При выборе места покупки товаров, почти все опрошенные отдают предпочтение offline магазинам. И лишь один человек (2,8%) совершает покупки в online магазинах.
При покупке товаров, опрошенные обращают внимание на наличие скидки — 18 человек (48,6%), на дизайн и цвет упаковки — 18 человек (48,6%), на подарок от производителя полагается лишь один человек, вариант «2 по цене 1-го» остался без внимания. Для совершения покупки в интернете важным критерием является цена доставки для 10 человек (29,4%); скорость и мобильность доставки отметили 8 человек (23,5%); численность пользователей данного сайта и товара важна для 6 человек (17,6%), и 10 человек (24,4%) не совершают покупки через интернет.
Список продуктов — это важнейшая составляющая экономии денежных средств. 24 человека (69,4%) составляют список перед походом в магазин, 35,1% из опрошенных предпочитают этого не делать.
Я считаю, что люди часто совершают необдуманные покупки. Это, безусловно, объясняется тем, что подобным покупкам способствуют маркетологи, при этом, каждый из опрошенных сам осознанно отмечает, какие маркетинговые ходы работают для него в первую очередь. Частично мое предположение подтвердилось: 1 человек (2,7%) отметил, что никогда не совершает необдуманные покупки; 20 человек (54,1%) — редко; 13 человек — часто; 3 человека (8,1%) постоянно тратят деньги на необдуманные и незапланированные покупки.
Большинство опрошенных не готовы платить за дистанционное обучение — 31 человек (83,8%)
И всего 6 человек (16,2%) готовы обучаться через сеть Интернет.
Заработок в интернете, может стать как основным, так и добавочным источником дохода.
16 человек (43,2%) не против такого заработка, а 21 (56,8%) не планируют зарабатывать в сети.
Таким образом, чтобы маркетинговые технологии не оказывали подобного сильного воздействия на мотивацию и психологию покупателя, надо самому разбираться в имеющихся маркетинговых приемах, осознавать, контролировать, отслеживать и подвергать критической оценке выбранные вне составленного списка товары.

Научный руководитель: Мирицкая Екатерина Александровна, психолог МАОУ «Планирование карьеры»

Список литературы
1. hotology.ru/interesno/10-ulovok-supermarketov-o-kotoryih-vyi-ver/ (дата обращения: 2.02.2016)
2. ibusiness.ru/blog/money/468 (дата обращения: 5.02.2016)
3. advert-journal.ru/marketingovye-ulovki-magazinov/ (дата обращения: 12.02.2016)
4. lenta.ru/articles/2015/04/10/ulovki/ (дата обращения: 12.02.2016)
5. www.marketing.spb.ru/lib-around/socio/generation.htm (дата обращения: 18.02.2016)
6. rugenerations.su (дата обращения: 19.02.2016)
7. www.topobzor.com/kak-teoriya-pokolenij-vliyaet-na-biznes/.html (дата обращения: 1.03.2016)
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.