Каналы и средства коммуникации цифровых кочевников с аудиторией для трансляции нового образа жизни

Connect-Universum-Junior
Автор: Кулик О.М.
Текст доклада представлен в авторской редакции.

Кулик О.М.
Россия, г. Томск, Национальный исследовательский Томский государственный университет, факультет психологии, кафедра социальных коммуникаций, 4 курс бакалавриата «Реклама и связи с общественностью»

Аннотация:
В статье рассматриваются разные каналы и средства коммуникации, которые используют цифровые кочевники для взаимодействия с целевой аудиторией. Автор, проанализировав более ста онлайн-ресурсов, квалифицирует каналы и их средства, благодаря которым цифровые кочевники информируют людей о новом образе жизни. Автор раскрывает смысл каждого канала и средства коммуникации и приводит к нему примеры. В ходе работы была выявлена целевая аудитория, с которой цифровые кочевники выстраивают коммуникацию.

Ключевые слова: взаимодействие с аудиторией, каналы и средства коммуникации, цифровое кочевничество, образ жизни XXI века.





Цифровые кочевники используют каналы и средства коммуникации, чтобы донести людям информацию о том, что возможно одновременно путешествовать и работать, не просиживая все время в офисах. Тем самым они освещают новый образ жизни.
Канал коммуникации – это путь (маршрут), по которому передается сообщение аудитории. Средство коммуникации – способ передачи сообщения. Такими средствами являются письменная и устная речь, многочисленные невербальные средства, а также электронная коммуникация.
В результате исследования, автор выделил такие каналы: радио, Интернет, СМИ, личное взаимодействие. Средства: радио-передачи, книги, фильмы, статьи, вебинары, онлайн-коучинги, сайты, e-mail рассылка (почта), онлайн-академии, онлайн-сообщества, оффлайн-семинары, лагеря, оффлайн-конференции. Все эти каналы и средства коммуникации используют цифровые кочевники для взаимодействия с разной аудиторией. В ходе анализа более ста онлайн-ресурсов была выявлена конкретная целевая аудитория к тому или иному каналу и его средству коммуникации.

Далее рассмотрим каждый отдельно канал и его средства коммуникации с аудиторией, с помощью которых цифровые кочевники транслируют идеи нового образа жизни.

Сеть Интернет как канал коммуникации
Цифровые кочевники могут использовать Интернет в качестве канала связи с внешним миром. Данный канал коммуникации ориентирован как на массовую, так и на специализированную аудиторию: кто только начинает путь к цифровому кочевничеству; у кого есть онлайн-бизнес или какие-либо бы трудности с ним (низкая популярность, небольшая аудитория и т.д.); самих цифровых кочевников, которые хотят узнать новую информацию, научиться чему-то.
Интернет дает большие возможности цифровым кочевникам для взаимодействия с аудиторией: создание сайтов и блогов; размещение статей на ресурсах; проведение онлайн-семинаров, онлайн-коучингов; создание онлайн-сообщества; продажа электронных книг.
Теперь рассмотрим средства коммуникации данного канала для взаимодействия с аудиторией.

Книги
Книги могут представлять собой руководства, инструкции и схемы, а также очерки, рассказы. Довольно часто можно встретить в аннотациях, в отдельном блоке (на сайтах) такие вопросы: Вы не устали от вашей работы? Хотите путешествовать? Хотите, чтоб каждый день был счастливым? Хотите работать независимо от месторасположения?.. В связи с этим, целевая аудитория это не только те, кто хочет создать собственную свободу в работе и жизни (начинающие цифровые кочевники), но и те, кто не знает или мало знает о новом образе жизни.
В основном содержание книг авторы посвящают следующему: разбирают кто такие цифровые кочевники, как живут, чем занимаются; дают советы, как работать в любом месте и путешествовать по миру; приводят практические рекомендации, инструкции, как стать цифровым кочевником… К примеру, книги: Dave Brett «Digital Nomad» (http://traveldave.co.uk/digital-nomad-book/ ), Sean Ogle «Location Rebel Arsenal» (http://www.locationrebel.com/), Sarah «Histoires de voyages» (http://esprits-nomades.com/livres/).

Фильмы
Фильмы наглядно демонстрируют, что уже многие люди покинули свои дома, города и страны, для того чтобы стать цифровыми кочевниками. В основном фильмы построены на интервью с цифровыми кочевниками, каждый из которых рассказывает свою историю.
Фильмы ориентированы на массовую аудиторию. А также для тех — кому стал интересен цифровой кочевой образ жизни. Например, «Билет в одну сторону», автор Youjin Do (http://digitalnomaddocumentary.com/).

Статьи
Одно из самых распространенных средств коммуникации с аудиторией. Каждый цифровой кочевник стремится донести читателю ту мысль, которую он раскрыл в той или иной статье, а главное, чтобы аудитория поняла и возможно переняла его знания. Разнообразие содержания статей довольно большое: кто такие цифровые кочевники, описание их бытия, и способы как им стать (http://www.webworktravel.com/become-digital-nomad/); плюсы и минусы жизни цифровых кочевников, их философия (http://zidar.ru/2014/03/30/how-to-become-digital-nomad/); реальные истории цифровых кочевников о том, как они пришли к новому образу жизни, с какими трудностями им прошлось столкнуться (http://www.theremotenomad.com/blog/2015/7/22/the-journey-to-becoming-a-digital-nomad-my-story); возможные профессии для цифровых кочевников (http://www.webworktravel.com/jobs-to-work-anywhere/) и еще много других.
Данное средство коммуникации ориентировано как на массовую, так и на специализированную аудиторию, в которую входят, те, кто стремится к новому образу жизни.

Вебинары
Онлайн-встречи, на которые собираются тысячи участников. Вебинары могут включать в себя голосования, опросы, вопросы или что-то другое, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим (обратная связь). Вебинары проходят не только для того, чтобы осведомить о новом образе жизни, но и поделиться советами, дать рекомендации для начинающих цифровых кочевников. Данное средство коммуникации ориентировано как на массовую аудиторию, так и на тех, кто только начинает путь к цифровому кочевничеству. Например, «Dobrodruhem na plný úvazek», Matouš Vinš (http://www.naucmese.cz/kurz/dobrodruhem-na-plny-uvazek), «Digital Nomad», Eli (http://becomenomad.com/webinar/).

Онлайн-коучинги
Онлайн-коучинг помогает участникам достичь четко жизненной или профессиональной цели. Он проводится либо для одного человека, либо для небольшой группы. В ходе коучинга участники выполняют разные задания, отвечают на вопросы. Цифровые кочевники с помощью такого средства коммуникации помогают начинающим цифровым кочевникам с наименьшими трудностями перейти в новый образ жизни. Помогают тем, у кого появились проблемы с онлайн-бизнесом: найти причины, устранить их. Также помогают в продвижении бизнеса. К примеру, «Travel Coaching & Trip Planning» Ryan Gargiulo (http://www.pausethemoment.com/services/trip-planning/), «Road Map to Location Independence», Amy Scott (http://www.nomadtopia.com/work-with-me/).

E-mail рассылка (почта)
Благодаря e-mail рассылке человек получает советы, рекомендации, электронные книги, новые материалы про цифровое кочевничество. Также через почту можно задать интересующиеся вопросы.
Целевая аудитория данного средства коммуникации являются те, кто только начинает путь к цифровому кочевничеству, но не знает с чего начать; те, у кого есть онлайн-бизнес. Примеры: сайт Jacob Laukaitis (http://www.jacoblaukaitis.com/), Natalie Sisson (http://www.thefreedomplan.rocks/), сайт Chris Guillebeau (http://chrisguillebeau.com/).

Сайты
Миссия таких сайтов заключается в распространении новой философии о жизни и работе. На них можно найти истории успеха цифровых кочевников; статьи, которые помогут выяснить, как одновременно работать и путешествовать; различные книги, ресурсы и приложения о новом образе жизни; форумы; гиды.
Данное средство больше ориентировано на массовую аудиторию. Но и на тех, кому стал интересен новый образ жизни (цифровое кочевничество). Например, такие сайты, как:http://www.virtuallynomadic.com/,https://www.upwork.com/blog/,http://www.nomadidigitali.it/.

Онлайн-сообщества
В каждом сообществе участники делятся с другими своими знаниями и опытом, задаются вопросы, общаются со специалистами (цифровые кочевники). Также в некоторых сообществах участники получают учебные материалы.
Онлайн-сообщества создают цифровые кочевники для тех, кто хочет стать цифровым кочевником, или кто уже является им; для тех, кому интересен данный феномен, или для тех, у кого уже есть готовый бизнес, построенный на принципе работы без офиса, и они ищут себе новых сотрудников, разделяющих подобный образ жизни. К примеру, «Der citizen circle», создатель Tim Chimoy (http://www.earthcity.de/citizens/), «Bucketlistly», основатель Pete R (http://www.bucketlistly.com/).

Онлайн-академии
Онлайн-академии созданы для людей, которые хотят «взять» больше контроля над своей жизнью и создать собственные фирмы, используя только Интернет. Преподаватели академии являются успешными цифровыми кочевниками, которые делятся своими историями и учат новичков тому, что поможет им достичь такого же высокого уровня. Их цель помочь участникам стать финансово-свободными, чтобы реализовать свои мечты, а также показать возможности одновременно работать и путешествовать по всему миру. Например, Digital Nomad Academy, основатель Cody McKibben (http://digitalnomadacademy.com/), «TuWasDuLiebst», основатели Katie и Ka Sundance (https://tuwasduliebst.com/business-schule/).

СМИ как канал коммуникации
Интернет-СМИ – канал с дуальной природой (СМИ и Интернет). С помощью онлайн-газет, онлайн-журналов и т.д. цифровые кочевники рассказывают аудитории о новом образе жизни, также о собственном опыте, приключениях, путешествиях, жизненных историях. Целевая аудитория данного канала – массовая.
Далее рассмотрим средства коммуникации данного канала для взаимодействия с аудиторией.

Статьи
Часто статьи бывают смешенные, то есть в одной такой статье затрагивается несколько тем, вопросов. Также можно встретить статьи (журналистские), где описывают сразу несколько жизненных историй цифровых кочевников. Данное средство коммуникации ориентировано на массовую аудиторию. Примеры статей: «Als Digitaler Nomade um die Welt: 5 Lektionen fürs Leben und dein Business», Marcus Meurer, апрель 2015г., онлайн-газета «The Huffington Post» (http://www.huffingtonpost.de/marcus-meurer/digitaler-nomade-businesslektionen_b_6511620.html), «Arbeiten? Tun wir doch gerade», онлайн-газета «GRAZIA Report» (http://www.marcusmeurer.de/wp-content/uploads/Gra4515_046-047RDigitaleNomadenFIN.pdf).

Радио как канал коммуникации
Эфиры проходят на радио, а записи выкладывают в Интернет. Получается, что здесь два канала: основной – радио, вторичный – Интернет. Второй канал обеспечивает дополнительными возможностями, которые не может предоставить первый (повторное прослушивание, свободный доступ к информации независимо от времени и других факторов). С помощью приложений (в том числе и мобильных) или сайтов есть возможность послушать онлайн пропущенные эпизоды эфиров, или же скачать их в форме mp3. Эфиры ведут цифровые кочевники. Целевая аудитория радио — начинающие цифровые кочевники, путешественники, но и ориентировано для массовой аудитории.
Далее рассмотрим средства коммуникации данного канала для взаимодействия с аудиторией.

Радиопередачи
Темы вещаний бывают самые разные (в рамках нового образа жизни), но формата два – это монолог ведущего (его размышления, рассказы, советы) и интервью с путешественниками/цифровыми кочевниками/кочевыми предпринимателями и другими. Например, радио «Nomadtopia», Amy Scott (http://www.nomadtopia.com/podcast/).

Личное взаимодействие как канал коммуникации
Цифровые кочевники собирают целевую аудиторию в разных оффлайновых местах. Там они передают аудитории свои опыт; презентуют достижения; рассказывают, почему решили стать цифровыми кочевниками, что им нравится и не нравится в таком образе жизни; проводят разные обучающие мероприятия…
К целевой аудитории данного канала коммуникации можно отнести: кто хочет стать цифровым кочевником; у кого есть онлайн-бизнес, но проблемы в его продвижении; у кого уже есть готовый бизнес, и они ищут себе новых сотрудников, разделяющих подобный образ жизни; самих цифровых кочевников.
Теперь рассмотрим средства коммуникации данного канала для взаимодействия с аудиторией.
Лагеря
Лагеря создают цифровые кочевники для тех, кто уже занимается онлайн-бизнесом, или кто хочет стать цифровым кочевником. Лагерь помогает людям ощутить всю реальность нового образа жизни. Также помогает им перейти к нему, с помощью цифровых кочевников, других участников и самой атмосферы. Участники с помощью семинаров, лекций, мероприятий получают новую информацию по той или иной теме, передают знания, демонстрируют свои достижения… К примеру: «Remote Year», Katelyn Smith (http://www.remoteyear.com/) или лагерь «Hacker Paradise», основатели Alexey Komissarouk, Casey Rosengren, Izzy Piyale-Sheard (http://www.hackerparadise.org/).
Оффлайн-семинары
Цифровые кочевники проводят семинары для тех, кто хочет больше узнать о новом образе жизни; кто хочет стать цифровым кочевником; для тех, у кого есть онлайн-бизнес, но сейчас человек столкнулся с рядом трудностей. Группа участников набирают в небольшом количестве и проводят занятия в очной форме. Делается это потому, как считают некоторые цифровые кочевники, что никогда нельзя найти замену обучению «face to face». На семинарах рассказывают про цифровое кочевничество, как работать и путешествовать по всему миру; проводят разные практические занятия, которые помогают, например, в продвижении онлайн-бизнеса. Например, семинар «Digital Nomad Life», оратор Pete Hillman (http://www.digitalnomadworkshop.com/).
Оффлайн-конференции
Канал коммуникации, как конференция используется для того, чтобы ораторы (докладчики) мероприятий передавали целевой аудитории свой опыт и знания в области цифрового кочевничества; презентовали свои проекты, программы, достижения; высказывали свое мнение по той или иной ситуации; отвечали на заданные вопросы аудитории; давали советы и рекомендации. Плюсы таких конференций: человек может определиться чего хочет в жизни, помочь ему разрушить его страхи перед началом пути к новому образу жизни, возможность ему лично познакомиться с профессионалами…Целевая аудитория – цифровые кочевники и начинающие ученики новому ремеслу. Пример: Конференция DNX Цифровые кочевники в Берлине состоялась 2014 года, Felicia Hargarten и Marcus Meurer (http://www.dnx-berlin.de/, www.dnxglobal.com/).

Таким образом, цифровые кочевники используют разные каналы и средства коммуникации с аудиторией, чтобы транслировать идеи нового образа жизни XXI века. Мало кто использует лишь один канал и средство, в основном – сразу несколько.
К целевой аудитории каналов и средств коммуникации можно отнести: кто только начинает путь к цифровому кочевничеству, но не знает с чего начать; у кого есть онлайн-бизнес, но какие-либо трудности с ним (низкая популярность, небольшая аудитория, доход и т.д.); кто владеет средним или высоким уровнем ПК; самих цифровых кочевников, которые хотят узнать для себя что-то новое, или научиться чему-то, исправить ошибки и др.; у кого уже есть готовый бизнес, построенный на принципе работы без офиса, и они ищут себе новых сотрудников, разделяющих подобный образ жизни.
Многие цифровые кочевники хотят показать людям жизнь под другим углом. Рассказать им про новый образ жизни, который «говорит», что необязательно всю жизнь работать в офисе, и каждый день ходить на работу. А можно совмещать работу и путешествие. Цифровые кочевники хотят передавать аудитории опыт и знания; давать советы и рекомендации по поводу нового образа жизни; вдохновлять людей на изменения…

Научный руководитель: Карнаухова Наталья Андреевна, старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций ФП НИ ТГУ.

Список литературы
1. Кужелева-Саган И.П., доклад «Бизнес-коммуникации в условиях цифрового кочевничества».
2. Николаева Ж.В. «Коммуникационный процесс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: prinfo.ru/modules/Articles/article.php?storyid=68&storypage=3
3. Соколов А.В. «Общая теория социальной коммуникации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.evartist.narod.ru/text16/076.htm#_top
4. Ларионов С. «Как стать цифровым кочевником?» zidar.ru/2014/03/30/how-to-become-digital-nomad/
5. Brett D. «Digital Nomad» [Электронный ресурс] – Режим доступа: traveldave.co.uk/digital-nomad-book/
6. Dohler C. «Arbeiten? Tun wir doch gerade», онлайн-газета «GRAZIA Report» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.marcusmeurer.de/wp-content/uploads/Gra4515_046-047RDigitaleNomadenFIN.pdf
7. Meurer M. «Als Digitaler Nomade um die Welt: 5 Lektionen fürs Leben und dein Business», онлайн-газета «The Huffington Post» [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.huffingtonpost.de/marcus-meurer/digitaler-nomade-businesslektionen_b_6511620.html
8. Ogle S. «Location Rebel Arsenal» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.locationrebel.com/
9. Sarah «Histoires de voyages» [Электронный ресурс] – Режим доступа: esprits-nomades.com/livres/
10. Smith K. «The Journey To Becoming A Digital Nomad: My Story»,
[Электронный ресурс] – Режим доступа: www.theremotenomad.com/blog/2015/7/22/the-journey-to-becoming-a-digital-nomad-my-story
11. Voelkner J. «18 jobs & skills that enable you to work from anywhere and travel the world»,[Электронный ресурс] – Режим доступа: www.webworktravel.com/jobs-to-work-anywhere/
12. Voelkner J. «How to become a digital nomad»[Электронный ресурс] – Режим доступа: www.webworktravel.com/become-digital-nomad/
13. «Bucketlistly» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.bucketlistly.com/
14. DNX Цифровые кочевники [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.dnx-berlin.de/
15. DNX Цифровые кочевники [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.dnxglobal.com/
16. «Digital Nomad» [Электронный ресурс] – Режим доступа: becomenomad.com/webinar/
17. «Digital Nomad Academy» [Электронный ресурс] – Режим доступа: digitalnomadacademy.com/
18. «Digital Nomad Life», Pete Hillman [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.digitalnomadworkshop.com/
19. «Der citizen circle», Tim Chimoy [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.earthcity.de/citizens/
20. «Dobrodruhem na plný úvazek», Matouš Vinš [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.naucmese.cz/kurz/dobrodruhem-na-plny-uvazek
21. «Hacker Paradise» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.hackerparadise.org/
22. «Nomadtopia» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.nomadtopia.com/podcast/
23. «Оne way ticket» [Электронный ресурс] – Режим доступа: digitalnomaddocumentary.com/
24. «Remote Year» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.remoteyear.com/
25. «Road Map to Location Independence» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.nomadtopia.com/work-with-me/).
26. «TuWasDuLiebst» [Электронный ресурс] – Режим доступа: tuwasduliebst.com/business-schule/
27. «Travel Coaching & Trip Planning» [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.pausethemoment.com/services/trip-planning/
28. Сайт Jacob Laukaitis [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.jacoblaukaitis.com/
29. Сайт Natalie Sisson [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.thefreedomplan.rocks/
30. Сайт Chris Guillebeau [Электронный ресурс] – Режим доступа: chrisguillebeau.com/
31. www.virtuallynomadic.com/
32. www.upwork.com/blog/
33. www.nomadidigitali.it/
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.