Межличностная онлайн-коммуникация цифровых кочевников

Connect-Universum-Junior
Автор: Кожевникова А.Г.
Текст доклада представлен в авторской редакции.

Кожевникова А.Г.
Россия, г. Томск, Национальный исследовательский Томский государственный университет, факультет психологии, кафедра социальных коммуникаций, 4 курс бакалавриата «Реклама и связи с общественностью»

Одной из движущих сил развития информационно-коммуникативного общества является коммуникация в сети Интернет, в том числе межличностная коммуникация. Ее содержание формируют электронная почта, всевозможные форумы, организованные в сетевом пространстве, многочисленные интернет — журналы и газеты.





Сущность понятия «интернет-коммуникация» раскрывается в исследованиях Л.А. Биткова, И.П. Белинской, А.Е. Войскуновского, Т.А. Вербицкой, А.Е. Жичкиной, А.В. Шляпкова, В. Конецкой, М.Г. Шилиной и др. Одно из самых полных определений было предложено Л. Ю. Щипициной, которая считает, что интернет-коммуникация «…представляет собой один из исторических этапов в развитии коммуникационных средств и существует наряду с неопосредованным (устным) общением, общением, опосредованным бумажными носителями (рукописным и печатным, включающим непериодические издания (книга) и периодические (газеты, журналы)), а также общением, опосредованным электронными приборами (факс, радио, телевидение)» [14, с.41].

Исследователи выделяют несколько разновидностей интернет-коммуникации: групповая, межличностная, массовая. Под межличностной интернет-коммуникацией понимается вид общения между двумя или несколькими индивидами, который строится на основе определенных компьютерных технологий: электронная почта, форумы, блоги, чаты, социальные сети.

Т.Ю. Виноградова в своих исследованиях выделяет особенности общения коммуникантов через Интернет:
«…1. Наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.
2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.
3. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.
4. Затрудненность эмоционального компонента общения, в то же время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).
5. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентуют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения…» [4].

Л. А. Битков в своей работе, затрагивает вопрос об уникальном положении, которое заняли социальные сети в современном коммуникационном обществе: между массовой коммуникацией и межличностным общением [2]. В. Нестеров исследует эмоциональную насыщенность межличностных коммуникаций в Интернете. М.Ю. Сидорова рассматривает межличностное общение в русскоязычном интернете. Ряд российских исследователей являются авторами сборника «Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность», среди которых Е.А. Алябьева, В.Л. Волохонский, Ю.Е. Зайцева, Н.А. Курчакова, Т.В. Сафонова, М.М. Соколов.

Межличностная интернет-коммуникация, в связи с бурным развитием цифровых технологий и становлением информационного общества, стала неотъемлемым видом коммуникации цифровых кочевников.

Цифровое кочевничество (номадизм) является актуальной сферой исследований в современной науке. Данной области исследований прямо или косвенно посвящены работы многих ученых в области гуманитарных, социальных и информационных технологий (Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ж. Аттали, У. Дж. Митчелл, А. Бард и Я. Зодерквист, И.П. Кужелева-Саган и др.)

Исходя из исследований вышеперечисленных авторов, можно создать обобщенное определение цифровых кочевников (цифровых номадов, англ. «Digital nomad»). Это особая категория людей, использующих цифровые телекоммуникационные технологии для выполнения своих профессиональных обязанностей и ведущих мобильный образ жизни. Цифровые кочевники в 21 веке возрождают образ жизни кочевников древности на новом уровне — в ситуации, связанной с бурным развитием цифровых технологий и становлением информационного общества. Цифровые кочевники, как правило, работают удалённо: из дома, коворкинг-центров, кафе, публичных библиотек. Они выполняют задачи, которые раньше традиционно решались в рамках стационарного рабочего места. Цифровые кочевники достаточно свободны и могут перемещаться не только в близлежащие города, но и за границы государства. Их главный жизненный девиз — свобода в мыслях и действиях. Особенно популярны среди цифровых кочевников такие социальные сети, как ВКонтакте (группа по интересам), Facebook, Instagram, Google Hangouts, Slack, Skype, Speak и Github для программистов. Три самых популярных приложения для звонков — Viber, WhatsApp и Talkatone, a Telegram — это еще одна опция, которая позволяет работать с сообщениями на нескольких устройствах.

Статья посвящена анализу межличностной онлайн-коммуникации, как инструмента обогащения и укрепления социальных связей цифровых кочевников. Основное содержание исследования составляет сравнительный анализ межличностной коммуникации цифровых кочевников и межличностной коммуникацией оффлайн.

В. Конецкая в своей работе «Социология коммуникации» дает такое определение межличностной коммуникации: «Это процесс одновременного речевого взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга» [7]. Для межличностной коммуникации характерен ряд особенностей, которые составляют ее специфику как типа коммуникации.

Шляпков А.В. в своей статье рассматривает взаимосвязь таких феноменов как цифровое кочевничество (номадизм) и сетевое общество. Он выдвигает гипотезу, где сетевое общество, формируясь и распространяясь по ризомному принципу, будет являться формой номадического кочевого существования субъекта постмодерна.

Выделяют следующие типы межличностной коммуникации:

Во-первых, формальное общение, когда нет стремления понимать и учитывать особенности личности своего собеседника. Причем соблюдаются привычные «маски» строгости, вежливости, безразличия, скромности, участливости и т.п., а также стандартный набор жестов, фраз, выражений лица. Это позволяет скрыть настоящие эмоции и отношение к своему собеседнику. При переходе в онлайн так же соблюдаются привычные маски строгости, вежливости. Этот тип общения используется цифровыми кочевниками для формулирования первоначальной информации о самих себе. Примером может послужить раздел «О себе» в блоге Анны Найденко www.nomads-diary.com/about/: «Всем привет! Меня зовут Аня. Я — блогер и цифровой кочевник. Больше года мы прожили с мужем в Польше, после чего стали жить в путешествиях, активно при этом, развиваясь и обучаясь в пути».

Во-вторых, примитивное межличностное общение, когда оценка другого осуществляется с точки зрения полезности использования собеседника в своих интересах. Если в партнере по общению заинтересованы, то с ним активно контактируют, в противном же случае — отталкивают или избегают. Примером примитивного типа онлайн- коммуникации может быть ответ на письмо с приглашением на какое-либо событие, либо комментарий. Так Сергей Зидар использует данный тип речи в оставленном комментарии, в своем блоге zidar.ru: «По полётам в Бовце лучше Денис Филлипов подскажет, он там сейчас на пилота легкого самолёта учится». Автор блога не имеет желание вести диалог на предложенную тему, поэтому переадресовывает на другого коммуниканта.

В-третьих, функционально-ролевое межличностное общение, которое учитывает социальный статус партнеров. При таком типе общения «работают» жесткие ожидания и нормы, средства и содержание коммуникации регламентированы. Цифровые кочевники пользуются функционально-ролевым типом общения с партнером – начальником либо партнером — преподавателем. Примером этого может послужить комментарий к вакансии на сайте freelance.ru, который оставила Ульяна Иванова (ulenkai) «Готова с Вами сотрудничать, имею большой опыт работы в продажах».

В-четвертых, деловое общение. Оно подразумевает, что в процессе коммуникации учитываются особенности личности, возраста, характера и настроения собеседника. Интересы бизнеса всегда будут выступать на первый план, на втором — возможные расхождения во взглядах и мнениях. Имеется цель, она направлена на то, чтобы достигнуть какой-либо предметной договоренности. Цифровые кочевники придерживаются этого типа коммуникации при общении с работодателями. Это обязательно письменный способ общения, требующий конкретного выражения мысли, уточнения формулировок, логичного высказывания, что способствует деловому стилю переговоров и является необходимым при решении сложных конфликтных вопросов. Чаще всего это e-mail, skype. Пример такого типа общения может служить резюме Александра Николаевича freelansim.ru/ «Опытный специалист широкого профиля в сфере ИТ. Системный, сетевой администратор. Проектирование, планирование, внедрение, настройка, администрирование и мониторинг: ОС Семейства Mac, Linux, FreeBSD и Windows. Серверных, пользовательских и мобильных. Приложений для них.Систем виртуализации и облачных систем на базе KVM, QEMU, VMware, Microsoft Hyper-V, Amazon AWS, Google Cloud Platform и Microsoft Azure».

В-пятых, духовное межличностное общение. Данная коммуникация осуществляется между близкими людьми и предполагает разговор на любые темы. Партнеры стремятся понять друг друга по движениям, выражению лица и интонации. Такое межличностное общение возможно, если собеседники знают друг друга хорошо. Духовный межличностный тип общения используется для общения в социальных сетях, для общения с родственниками и друзьями, так же в блогах, которые ведут цифровые кочевники. В онлайн-коммуникации могут использоваться смайлики – это комбинация символов и знаков препинания, которая применяется для выражения определенных эмоции. Пример — блог Максона Пуговского maxon.com.ua/: «Вчера мы ездили в Бо-Пхут, где на улочке Рыбацкая Деревня в пятницу вечером устраивают ярмарки. Именно здесь я жил раньше, останавливаясь все время в одном и том же отеле Smile House. Он попрежнему там. Но пешеходная зона рядом преобразилась. На месте пустыря по соседству вырос торгово-развлекательный комплекс The Warf. Улица стала еще оживленнее))». Смайликами автор сообщения показывает, что он радуется описываемому факту.

В-шестых, светский тип коммуникации должен отвечать принятым в данном обществе нормам. В процессе общения человек, как правило, будет говорить не то, что думает, а то, что необходимо в той или иной ситуации. Отличается этот тип общения закрытостью и наличием особого кодекса: такт, вежливость, согласие, одобрение, симпатия. Онлайн общение по такому типу может складываться с жителями определенных стран, в которых живет или планирует побывать кочевник. Например, для того, чтобы узнать поближе культуру и образ жизни определенного народа. «Как ни странно, первое, что посоветую — учите язык и много, много улыбайтесь. На простом бытовом уровне. Не важно, говорите вы хорошо или с большим количеством ошибок. Пускай. Зато для местных жителей вы перейдете из статуса «понаехавшего туриста» в статус «да нормальный иностранец, живет вот тут...». Вам будут продавать по ценам «для своих», будут давать в аренду домашний скарб, помогать в сложных вопросах. Дружить, в конце концов. А это очень важно. Подружившись с местными жителями и пару-тройку раз оказав им небольшую помощь в стиле подай-принеси-подержи-вскопай-подкрась, вас будут уважать и стараться помогать в ответ. Фрилансер-айтишник может, например, помочь с настройкой компьютера или интернета, в ответ получить разрешение на парковку мопеда поближе к двери» (Статья Сергея Лисковского «Исповедь фрилансера-нищеброда, или живем в чужой стране в половину обычной суммы» megamozg.ru).

В-седьмых, манипулятивное межличностное общение. Такое общение и онлайн, и оффлайн направлено на то, чтобы получить выгоду от собеседника. Партнер, который имеет подобные цели, использует разнообразные приемы — лесть, демонстрация доброты, запугивание, шантаж, обман. Цифровые кочевники используют этот тип общения для онлайн-продвижения товаров или услуг, привлечения клиентов.

Характер межличностного общения цифровых кочевников определяет их образ жизни: путешествия, удаленная работа, общение онлайн, свобода мыслей и действий. Межличностная онлайн — коммуникация является инструментом для обогащения реального общения и укрепления социальных связей. Социальное взаимодействие в интернете не сказывается на образе повседневной жизни, но дополняет существующие общественные отношения онлайн коммуникацией. Использование интернета повышает уровень социального взаимодействия в условиях коммуникации на дальних расстояниях и укрепляет общественные отношения.

Научный руководитель: Дина Ивановна Спичева, канд. филос. наук, старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций факультета психологии НИ ТГУ

Список литературы
1. Белинская Е.П. Интернет и идентификационные структуры личности. — 2001: Бергельсон М. Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации. — 1999.: Иванов Л.Ю. Язык в электронных средствах коммуникации // Культура русской речи. — М., 2003. — С. 791-793
2. Битков Л.А. Социальные сети: между массовой коммуникацией и межличностным общением // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 28. С. 36-38.
3. Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 446 примеров, 200 учебных задач и 21 практическое приложение, СПб, 8-едополненное издание, «ТРИЗ-ШАНС» и «Бизнес-пресса», 2007 г., 406 страниц.
4. Виноградова Т.Ю. Специфика общения в Интернете. Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект / Казан. гос. ун-т. Филол. фак-т.- Казань: Казан. гос. ун-т, 2004.- 348 с.
5. Горошко Е.И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии // Жанры речи.- Саратов, 2009. — Вып. 6 Жанр и язык.- С.11-27.
6. Жичкина А.Е., Белинская Е. П. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета // Образование и информационная культура.- М., 2000. С. 431-460.
7. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., Международный университет бизнеса и управления, 1997. – 304с.
8. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. — СПб, 2002. — С. 208.
9. Спичева Д.И. Роль имиджевой интернет-коммуникации в интернет-пространстве // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2013. — № 11 (37), ч.1. – С. 164 – 167
10. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества /Михайлов В.А., Михайлов С.В. Материал опубликован: Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». СПб. — Изд-во СПбГПУ, 2004. — С. 34-52
11. Социология Основы общей теории: учебник для вузов / Отв.ред. академик РАН Г.В. Осипов, действительный член РАЕН Л.Н.Москвичев. — М.: Норма, 2003 — 912 с
12. Интернет-коммуникация как новая речевая формация. – М.: Изд-во Наука, Изд-во Флинта, 2012. – 323с. –с.9-52.
13. Шевякова Л.П. Основные формы общения в Интернете и их особенности. // Образование. Коммуникация. Ценности. / (Проблемы, дискуссии, перспективы). По материалам круглого стола «Коммуникативные практики в образовании», 19 ноября 2004 года. — Под ред. С.И. Дудника Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. — C.26-29.
14. Шипицина Л.Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация. Лингвистический аспект анализа. – Красанд, 2010. – с.41
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.