Продвижение цифровых магистерских программ

Connect-Universum-Junior
Автор: Коновалова А.Н.
Текст доклада представлен в авторской редакции.

Коновалова А.Н.
Россия, г. Томск, Национальный исследовательский Томский государственный университет, факультет психологии, кафедра социальных коммуникаций, 4 курс бакалавриата «Реклама и связи с общественностью»

Аннотация:
Данная статья посвящена продвижению инновационного и востребованного направления подготовки – цифровым магистерским программам. В статье рассматривается такой феномен как цифровые магистерские программы, причины его появления, а также исследуется специфика продвижения цифровых магистерских программ зарубежных университетов и российских университетов, включая НИ ТГУ.





Сферу высшего образования, равно как и все другие сферы общества, не могли обойти стороной инновации. Появляются не только новые технологии обучения, новые формы обучения – дистанционные образовательные услуги, но и новый вид программ – цифровые магистерские программы. Что же представляет собой цифровое направление подготовки?

Цифровые магистерские программы – образовательные программы, расположенные на пересечении гуманитарных наук и информационно – коммуникационных технологий. Еще одно определение: цифровые магистерские программы – это область исследований и обучения, созданная на стыке гуманитарных, коммуникационных, социологических и компьютерных наук. На сегодняшний день к специалисту предъявляются следующие требования – это умение работать с информацией, находить, интерпретировать, визуализировать ее и распространять при помощи современных цифровых технологий, иметь широкий кругозор, разбираться в разных областях знаний, быть компетентным во многих вопросах – приобрести необходимые для этого навыки стало возможным после открытия цифровой магистратуры, обучаясь в которой можно освоить компьютерные технологии, узнать о выстраивании коммуникации с аудиторией при помощи технических каналов, провести исследования в гуманитарной сфере, разработать свой проект, создать интеллектуальный продукт. Так заявляют исследователи из центра «Digital Education» в Лондоне и исследователи из University of Michigan, которые занимаются изучением цифровых магистерских программ.

Первые цифровые магистерские программы были открыты еще в 2009 году в вузах Европейского союза по таким направлениям как: «Журналистика в новых медиа», «Связи с общественностью и реклама в новых медиа», «Гуманитарная информатика», «Digital Humanities». Среди университетов, которые первыми стали готовить специалистов в цифровой сфере можно выделить следующие: Utrecht University в Нидерландах, University of Amsterdam, Maastricht University, Birmingham city University, UCL в Великобритании, AALTO в Финляндии, NABA в Италии и University of Leipzig.

Как продвигать цифровые программы. Какие методы являются наиболее эффективными? Какие каналы коммуникации выбрать для выстраивания диалога с абитуриентами? Предлагаем ответить далее на эти вопросы.

Такой исследователь как Дж.Мюррей в своей монографии «New Media Promotion» утверждал, что цифровые магистерские программы необходимо продвигать при помощи новых медиа. Он выделил причины, по которым стоит продвигать цифровую магистратуру в новых медиа и Интернет:
1. Специфика программ. Цифровое магистерское направление подготовки рассчитано на углубленное изучение новых медиа и технологий, интересующиеся данной областью не только активно пользуются Интернетом и социальными сетями, но и хотят приобрести знания в цифровой сфере, получить документальное подтверждение своим знаниям – диплом, найти работу в инновационной области. Основным источником получения информации у такой аудитории является Интернет – значит там и нужно продвигать образовательные программы.
2. В социальных медиа зарегистрировано огромное количество пользователей, среди которых много тех, кто закончил обучение, имеет высшее образование, хотел бы получить новые знания в цифровой области.
3. Возможность создания сообщества, посвященного цифровой программе, в котором будет публиковаться контент, связанный не только с самим направлением магистерской подготовки: вступительные испытания, содержание программы, преподаваемые дисциплины, преподавательский состав, но и будут публиковаться сообщения, содержащие информацию о той или иной сфере: например, новости из мира Интернет – рекламы, что позволит создать группу, которая будет интересна как абитуриентам, так и профессионалам, которые следят за новостями, таким образом, численность группы будет расти.
4. Коммуникация в новых медиа происходит через удобные для координатора продвижения и пользователя, интерфейсы социальных сетей: информирование, общение, ответы на вопросы осуществляются через сообщения, комментарии, не нужно устанавливать специального дополнительного приложения.
5. Низкие экономические затраты на кампанию по продвижению посредством новых медиа и Интернета, по сравнению с другими каналами коммуникации, что очень важно в условиях небольшого бюджета у высших учебных заведений.

Перейдем к анализу особенностей продвижения цифровых магистерских программ зарубежных вузов, где и зародилось цифровое направление подготовки.

Первые цифровые магистерские программы по направлениям: «Связи с общественностью и реклама в новых медиа», «Журналистика в новых медиа», «Гуманитарная информатика», «Digital Humanities – Цифровые технологии в социогуманитарных практиках» появились в 22 ведущих мировых вузах: Utrecht University, University of Amsterdam, Maastricht University, Universiteit Leiden, Birmingham city university, The university of Edinburgh, University of Brighton, UCL – London’s global university, Oxford, University of Westminster, The university of Notingham, AALTO UNIVERSITY, NABA, University of Barcelona, University of Leipzig, The university of Trier, National University of Ireland Maynooth, The university of Dublin, DUNDALK Institute of technology, KARL – FRANZENS – UNIVERSITAT – GRAZ, FCSD Digital university, Digital university, в таких странах как: Польша, Франция, Нидерланды, Великобритания, Финляндия, Италия, Испания, Германия, Ирландия, Австрия.

Что же касается практики продвижения цифровых магистерских программ зарубежных университетов, то можно выделить следующие инструменты продвижения:
1. Размещение информации о магистерской программе на официальном сайте университета.
2. Размещение информации о магистерской программе на официальном сайте кафедры, факультета, где осуществляется подготовка магистров цифрового направления.
3. Продвижение цифрового направления подготовки в социальных медиа, в сообществах университета: в LinkedIn и Facebook, где происходит информирование подписчиков о направлениях магистратуры. Выбор именно этих социальных сетей обусловлен критерием популярности, проводимые исследования показали, что Facebook занимает первое место по посещаемости. Страница LinkedIn создана с целью привлечения не только бакалавров, но и тех, кто давно получил образование, хочет повысить свои навыки, открыть для себя новые области. Преимуществом размещения информации в медиа университета является широкий охват аудитории. Недостатком служит тот факт, что очень много постов разного рода и характера публикуется в социальных медиа образовательного учреждения, из – за такого потока информации, сложно заметить и найти нужное объявление, участники сообщества, информация может просто – напросто затеряться. Также продвижение программы происходит и в такой сети как YouTube. На официальном канале вуза можно найти презентационные ролики о магистратуре в целом, об университете, которые позволяют сформировать общее мнение и впечатление о вузе, его научной направленности, его статусе.
4. Создание отдельной веб – страницы под программу, на которой содержится вся информация, включая данные координаторов программы и адрес электронной почты, по которому можно связаться и задать интересующие вас вопросы.
5. Проведение Дней открытых дверей онлайн и офлайн. День открытых дверей — онлайн: вебинар, на котором преподаватели рассказывают об обучении в цифровой магистратуре, отвечают на вопросы абитуриентов.
6. Создание отдельного сообщества под цифровую программу в социальных медиа
7. Проведение мастер – классов, летних школ
8. Размещение информации на сайтах, образовательных порталах. на форумах и в каталогах, посвященных образованию, образовательным услугам, магистратуре.
9. Контекстная реклама
10. Таргетинговая реклама

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для информирования аудитории об инновационном направлении, в зарубежных университетах, предпочтение отдают новым медиа, Интернет – рекламе, из традиционной рекламы можно выделить такие методы как: День открытых дверей, Летняя школа.

Перейдем к анализу продвижения цифровых магистерских программ российских университетов.

По цифровым магистерским направлениям подготовку осуществляют следующие российские вузы: Северо – кавказский федеральный университет, программа «Интернет –журналистика»; НИУ ВШЭ, программы «Мультимедийная журналистика» и «Продюсирование игр и приложений»; МГУ, программа «Интернет – журналистика и инфографика»; СамГУ, программа «Социальная аналитика новых медиа и Интернета»; в университете «Синергия» действует 3 магистерские программы: «Интернет – маркетинг», «Digital – реклама», «Web – дизайн»; МГИМО, программа «Реклама и PR в Интернете и социальных сетях»; Санкт – Петербургский государственный университет, программа «Медиаменеджмент»; ИТМО, программа «Инновационный маркетинг»; Пермский государственный университет, программа «Интернет – журналистика»; Череповецкий государственный университет, программа «Медиаменеджмент и медиамаркетинг в конвергентных СМИ»; Digital marketing Institute в Москве, программа «Digital marketing»; в Шанинке действует 2 магистерские программы: «Медиаменеджмент» и «Digital Marketing»; в Омском государственном университете тоже 2 программы: «Реклама и связи с общественностью: современные медиатехнологии», и вторая программа, «Теория и практика современных СМИ»; в Сибирском федеральном университете, в Красноярске, создана магистерская программа «Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук». Далее изучим подходы к продвижению каждого университета. Также при исследовании предложения цифровых магистерских программ, выяснилось, что по цифровому направлению подготовки: новые медиа, digital humanities, прикладная информатика разработаны и реализуются программы бакалавриата в Москве, Санкт – Петербурге, Красноярске, а также организованы курсы по digital – маркетингу, новым медиа, digital – брендингу и Digital Humanities, по окончанию которых выдается сертификат о прохождении. Стоит отметить, что только в Национальном Томском государственном университете открыты магистерские программы по всем четырем цифровым направления — их рассмотрим отдельно.

Что касается методов продвижения цифрового направления магистерской подготовки российских вузов, то можно выделить следующие:
1. Веб – страница программы – основной инструмент для продвижения программы,, с подробным описанием магистерского направления, его содержания, форматов обучения, стоимости обучения.
2. Также как и зарубежные вузы, российские университеты, для продвижения цифровых программ, размещают информацию на сайте университета, кафедры, факультета.
3. Проведение традиционного Дня открытых дверей и Дней открытых дверей – онлайн.
4. Публикация информации о магистерской программе в каталогах и на новостных порталах.
5. Публикация информации о программе в социальных медиа, в сообществах университета.
6. Публикация информации в сообществах факультета, где осуществляется подготовка магистров по цифровому направлению, очень редко можно встретить отдельно созданную группу под программу. А информация в общей группе факультета или кафедры – теряется.
7. Отзывы выпускников и студентов о цифровом магистерском направлении, находящиеся в открытом доступе, еще один инструмент продвижения.
8. Размещение информации о программе на информационных досках в корпусах университета.
9. Размещение информации о программе на местных новостных порталах.
10. Таргетинговая реклама
11. Контекстная реклама

Можно сделать общий вывод о продвижении цифровых магистерских программ по направлениям: Связи с общественностью и реклама в новых медиа», «Журналистика в новых медиа», «Гуманитарная информатика», «Digital Humanities – Цифровые технологии в социогуманитарных практиках» российских вузов: отмечается низкая информированность потенциальных абитуриентов о программах. Продвижение программы осуществляется с помощью мероприятий – Дня открытых дверей, иногда можно записаться на День открытых дверей в формате онлайн и получить всю необходимую информацию о поступлении, не выходя из дома. Московские вузы собирают и размещают отзывы на сайте от выпускников цифровых программ, что позволяет абитуриентам понять: насколько интересно учиться. Размещается информация об образовательных услугах на порталах и в каталогах. Вузы Москвы активно применяют таргетинговую и контекстную рекламу для продвижения. Во всех российских вузах распространяются рекламно – информационные материалы о цифровой программе. Информация о цифровой магистратуре публикуется на сайте университета, факультета, кафедры, но поскольку такие сайты редко бывают оптимизированы, за исключением сайтов университетов Москвы, Санкт – Петербурга, Самары, Красноярска, найти информацию о программе сложно. В социальных медиа информирование о программах происходит не активно: группы под магистерские направления созданы, но не ведутся, либо информация публикуется в общих группах университета, где она теряется. Для размещения информации о цифровой программе используются такие сети как: ВК, Facebook, Instagram, Twitter, YouTube и LiveJournal, в котором публикуются материалы с мероприятий кафедры, на которой создана цифровая программа. В большинстве случаев, кроме вузов Москвы и Санкт – Петербурга, под программы не создается специальной отдельной веб – страницы и узнать о них можно только, если тщательно изучить весь перечень направлений магистратуры университета, но абитуриент точно этого делать не будет. В качестве рекомендаций по продвижению российским вузам нужно: 1) разработать страницу под программу, если такой возможности нет, то на странице факультета, который осуществляет набор на данное направление подготовки, расширить блок информации о программе, указать не только название и продолжительность обучения, но и перечислить хотя бы несколько изучаемых дисциплин, написать для кого предназначена программа. 2) в официальных группах университета в социальных сетях, публиковать информацию о программе: название, краткое описание и ссылка на страницу факультета, кафедры или самого направления подготовки – так вероятность того, что абитуриенты увидят информацию и заинтересуются ей — возрастает, 3) создать отдельное сообщество, посвященное магистерским направлениям университета, чтобы информация в общей группе не терялась, 4) к привычному Дню открытых дверей в оффлайн – форме добавить онлайн – трансляцию мероприятия тем вузам, которые этого еще не сделали.

Теперь перейдем к цифровых магистерских программ НИ ТГУ
Наличие подобных программ обеспечивает повышение конкурентоспособности университета, позволяет выйти ему на мировой уровень, заявить о себе. О создании инновационного направления магистерской подготовки указано в «Дорожной карте» Национального исследовательского Томского государственного университета. Согласно «Дорожной карте» ТГУ, магистратура представляет собой подготовку под идеологию повышения качества жизни человека и общества, и потребности инновационных высокотехнологичных компаний. Для того, чтобы заслужить мировую признательность, университет должен быть конкурентоспособен, то есть он должен осуществлять подготовку кадров по междисциплинарному инновационному направлению, создавать как можно больше образовательных программ, должен ориентироваться на формирование развитой личности, ее профессионального мировоззрения, основанного на гармоничном сочетании естественно – научного и социально – гуманитарного знания. Что лишний раз подтверждает необходимость в реализации цифровых магистерских программ, при обучении на которых, у магистранта, как раз, и формируется междисциплинарные знания, умения, навыки и компетенции. Именно таких профессионалов готовят в цифровой магистратуре. Согласно «Дорожной карте»: «Расширение спектра инновационных магистерских программ, привлечение абитуриентов к обучению, проведение научных исследований по прорывным цифровым направлениям, формирование образовательных предложений нового качества – поспособствует осуществлению программы повышения конкурентоспособности университета.» В силу того, что конкуренция между ведущими вузами постоянно усиливается, нужно идти на шаг вперед, отстраиваться от других образовательных учреждений и предложений, демонстрировать свои преимущества, одним из которых являются образовательные услуги нового направления. НИ ТГУ предлагает цифровые магистерские программы по всем четырем направлениям подготовки: «Реклама и связи с общественностью в системе новых медиа», «Гуманитарная информатика», «Цифровые технологии в социогуманитарных практиках (Digital Humanities)», «Новые медиа, медиадизайн и фотожурналистика». Открылись данные магистерские направления сравнительно недавно, а на такие программы как: «Цифровые технологии в социогуманитарных практиках (Digital Humanities)» и «Новые медиа, медиадизайн и фотожурналистика» первый набор магистрантов был осуществлен в 2015 году. Подготовку магистров по направлению «Реклама и связи с общественностью в системе новых медиа» осуществляет факультет психологии НИ ТГУ, кафедра социальных коммуникаций. Подготовку магистров по направлениям «Гуманитарная информатика», «Цифровые технологии в социогуманитарных практиках (Digital Humanities)» осуществляет философский факультет, кафедра гуманитарных проблем информатики. Подготовку магистров по направлению «Новые медиа, медиадизайн и фотожурналистика» осуществляет факультет журналистики, кафедра новых медиа, фотожурналистики и медиадизайна.

Рассмотрим методы продвижения цифровых магистерских программ НИ ТГУ:
1. Проведение традиционного Дня открытых дверей.
2. Размещение информации о магистерской программе на информационных досках в корпусах НИ ТГУ.
3. Создание веб – станицы под магистерские направления
4. Публикация информации о цифровой программе на сайте университета, факультета.
5. Продвижение в социальных медиа в сообществах университета, факультета, кафедры: в группах Томского государственного университета в ВК таких как: «Абитуриент ТГУ», «ТГУ».

Изучив существующие на сегодняшний день методы продвижения цифровых магистерских программ НИ ТГУ, их специфику – уклон на работе с Интернет – технологиями, выстраивание коммуникации посредством новых медиа, проанализировав те источники информации, через которые потенциальный абитуриент получает сведения о магистерских направлениях, можно сделать вывод о том, как и через какие каналы следует продвигать цифровые магистерские программы Национального исследовательского Томского государственного университета, чтобы проинформировать аудиторию о новом направлении, пригласить абитуриентов пройти обучение именно в ТГУ:
1) Размещение информации о новом и востребованном направлении подготовки на сайтах кафедр, выпускающих магистров по цифровому направлению, оптимизация сайта, с целью выдачи его в поисковых системах, откуда, как показало исследование абитуриенты получают информацию.
2) Продвижение цифровых магистерских программ в социальных медиа, в отдельно, специально созданной для программы группе, где будет публиковаться актуальная информация о ходе приемной кампании, администраторы сообщества будут оперативно, грамотно отвечать на возникающие у абитуриентов вопросы.
3) Email – рассылка с приглашением пройти обучение в магистратуре.
4) Проведение Дней открытых дверей в онлайн и офлайн – форматах — мировая практика проведения Дня открытых дверей по цифровым магистерским направлениям. Посредством организации таких мероприятий происходит знакомство абитуриентов с преподавательским составом кафедры, с магистрантами, которые сейчас проходят обучение по данному направлению, получение информации от них о полезности приобретаемых знаний и навыков, о том, насколько интересно учиться. Результат: «личное» знакомство абитуриентов с кафедрой, более детальное «погружение» в программу, возможность задать вопросы и получить на них ответы, формирование убежденности в том, что следует выбрать для продолжения обучения новое цифровое направление подготовки.
5) Создание таргетинговой и контекстной рекламы для продвижения цифровых магистерских программ.
6) Не стоит забывать и про традиционную рекламу такую как: размещение печатных объявлений с описанием программы на информационных досках. Это действенный способ информирования абитуриентов.
7) Создать Landing page под программы: «Новые медиа, медиадизайн и фотожурналистика» и «Связи с общественностью и реклама в системе новых медиа». У философского факультета landing под магистерские программы создан.

Цифровые магистерские программы в университете, расширение спектра этих программ, грамотное продвижение инновационного направления подготовки, позволит НИ ТГУ не только повысить свою конкурентоспособность и быть на шаг впереди по сравнению с другими вузами, но и расширить географию и количество абитуриентов, желающих пройти обучение по инновационному направлению подготовки. При выполнении всех рекомендаций и позиционировании цифрового направления подготовки, с помощью электронных средств коммуникации, у абитуриентов будет информация о новых магистерских программах, они будут знать о них, у них сформируется определенное представление о магистратуре и желание пройти обучение в НИ ТГУ и стать специалистом в цифровой области.

Научный руководитель: Карнаухова Наталья Андреевна, старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций ФП НИ ТГУ.

Список литературы
1. Центр «Digital Education – London». // [Электрон.ресурс]: www.digital-education.com/, свободный.
2. Центр «Digital – Michigan». // [Электрон.ресурс]: digitaleducation.umich.edu/, свободный.
3. Дорожная карта ТГУ. // [Электрон.ресурс]: viu.tsu.ru/documents/, свободный.
4. R. Hlavac. What is social? // [Электрон.ресурс]: www.coursera.org/learn/what-is-social/home/welcome, свободный
5. J. Schnapp.Matthew Battles. Harvard University Press. 2014. P.50 – 54
6. J. Murray. New Media Promotion. Mass:. MIT Press, 2013.
7. Э.К.Погорский. Особенности цифровых наук. Журнал «Знание. Понимание. Умение». №5, 2014.

Примечание
(1) Дорожная карта НИ ТГУ. // [Электрон.ресурс]: viu.tsu.ru/upload/рейтинги/Дорожная%20карта_2%20этап%20(2015-2016).pdf, С. 43., свободный
(2) Дорожная карта НИ ТГУ. // [Электрон.ресурс]: viu.tsu.ru/upload/рейтинги/Дорожная%20карта_2%20этап%20(2015-2016).pdf, С. 8 — 10, свободный
(3) Дорожная карта НИ ТГУ. // [Электрон.ресурс]: viu.tsu.ru/upload/рейтинги/Дорожная%20карта_2%20этап%20(2015-2016).pdf. С 20, свободный
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.