Цифровая жизнь: влияние интернета на современных детей

Connect-Universum-Junior
Автор: Власкина М.А.
Автор: Салато А.Е.
Текст доклада представлен в авторской редакции.

Власкина М.А и Салато А.Е
Учащиеся 10 класса МАОУ СОШ №56 и МАОУ «Планирование карьеры»

Представить современного человека без компьютера и интернета невозможно. Термин «Интернет-зависимость» еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете. Различные достижения техники существенно облегчили нашу жизнь, упорядочили работу, расширили возможности. Но одновременно принесли с собой и ряд новых, ранее неизвестных нам проблем, одна из которых — влияние компьютера, и особенно интернета, на нашу психику. Точно также как монета имеет две стороны, так и это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.





Цель исследования: изучение комплекса причин возникновения зависимости у учащихся различных классов.

Объект: влияние интернета на современных подростков.

Предмет: влияние интернета и осознание наличия/отсутствия интернет зависимости подростками 15-16 лет.

Гипотеза: для современного поколения подростков практически отсутствует понятие интернет зависимости относительно себя, т.к. интернет является неотъемлемой частью их жизни с рождения.

Метод исследования: Опрос и анализ.

С ростом популярности социальных сетей, количеством и разнообразием компьютерных игр, специфики современного поколения Z, родившегося и живущего в эру интернета и гаджетов, все острее становится проблема контроля проводимого времени в сети. Наша работа позволяет рассказывать школьникам такими же школьницами о необходимости и возможностях самоконтроля.
«Российские школьники: приватность и безопасность в Сети» — с таким докладом выступила Галина Владимировна Солдатова, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, на прошедшей 10.11.2015 в Москве, 6-й Международной конференции «Защита персональных данных».

76% российских школьников проводят в Интернете в среднем 3 часа в сутки. Каждый седьмой подросток в возрасте от 12 до 17 лет проводит в Сети почти треть жизни (8 часов в сутки). Современные школьники воспринимают Интернет не как набор технологий, а как среду обитания.

Практически каждый второй подросток не соблюдает принцип конфиденциальности в отношении своих паролей в социальных сетях. При этом всё ещё остаются дети, готовые сообщить свой пароль незнакомым людям.

Социальные сети, как способ стандартизации социума
Рождение социальных сетей стало переломным моментом в развитии интернета. Именно социальные сети стали неким стандартизирующим фактором, равняющим всех под одну гребенку. В сообществах социальных сетей рождаются тренды, и там же гибнет индивидуальность. Взять тот же пример со статусами на страницах социальных сетей. Писать статусы самостоятельно, делясь своими эмоциями и видением мира, не можно, куда популярнее делать репосты, копируя из сообществ цитаты известных личностей. К слову, нередко и сами «личности» не знают, что являются авторами красивых слов о любви, дружбе и жизни в целом.

Еще один, пожалуй, основной, факт влияния социальных сервисов на формирование личности – само наличие аккаунтов на подобных сайтах. Создать страничку в одной из популярных сетей стремятся практически все, каждый имеет свою цель, но, чаще всего, целью является лишь стремление не выбиваться из социума, ведь у всех страницы есть, значит и мне нужно.

«Информационная передозировка»
За счет прямого доступа к большинству информационных источников человек сегодня вынужден пересыщаться информацией. Наши предки даже не представляли, что инженеру, к примеру, следует разбираться в сортах немецкого майонеза, а дизайнер просто обязан быть знаком с политическими течениями Африканских стран. Сейчас же те, кто не в курсе последних новостей становятся предметом косых взглядов окружающих. А ведь информационная передозировка – это не всегда полезно.

Интернет, как пожиратель времени
Сеть сегодня не всегда помощник. Обилие сервисов приводит к тотальной лени общества. И это доказанный факт, ведь за игрой в «Веселую ферму» или попыткой сделать себе потрясающий аватар через популярный сервис завсегдатаи глобальной сети проводят десятки часов.
Что интересно, большинство таких прожигателей времени не раз натыкались на статьи о борьбе с хронофагами. Но прочитав интересный материал, тяжко вздыхали, жалели себя и свое время и вновь садились за любимую игру.

Работа в интернете
Возможность зарабатывать в сети — это подарок судьбы для людей с ограниченными физическими возможностями. Да у тех, кто не имеет возможности переехать ближе к столице, а в родном городе тотальная безработица, появилась возможность работать и зарабатывать. К тому же, заработанные в сети деньги можно там же, на просторах интернета, потратить на вполне реальные покупки. Интернет-торговлю можно также назвать достижением нового времени, оказывающим заметное влияние на социум. Заказывая товары через сеть разительно экономится время, а еще между странами буквально просачиваются не импортируемые массово в них товары.

Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр А. Голдберг. Голдберг в 1995 г. предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические веб-службы по данной проблематике.

Исследователи приводят различные критерии Интернет-зависимости.
Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома:
1. навязчивое желание проверить e-mail;
2. постоянное ожидание следующего выхода в Интернет;
3. жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;
4. жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Общие чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой:
Психологические симптомы:
1. хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
2. невозможность остановиться;
3. увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
4. пренебрежение семьей и друзьями;
5. ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
6. ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
7. проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
• синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
• сухость в глазах;
• головные боли по типу мигрени;
• боли в спине;
• нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
• пренебрежение личной гигиеной;
• расстройства сна, изменение режима сна.

Очень часто у нас не бывает друзей или знакомых рядом, а иногда их вообще нет, и тут появляется интернет. Интернет становится притягательным в качестве средства «ухода» от реальности, давая:
1) возможность анонимного общения;
2) возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы «Я»; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.);
3) чрезвычайно широкую возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым;
4) неограниченный доступ к информации.
В исследовании приняло участие 35 человек, обучающихся 9-10 классов.

Из нашего опроса видно, что большинство людей (15 человек, 42,8%) просиживают за компьютером 6-8 часов, что достаточно много для учащегося старших классов. Радует то, что на втором месте люди, сидящие 2-3 часа – 28,5%, они делают правильно и скорее всего, слушают врачей, которые советуют сидеть в интернете не более 2х часов, чтобы не испортить свое зрение. Так же мы заметили, что большинство сидит в социальных сетях, это неудивительно, сейчас даже взрослые там сидят, а для многих интернет – это сфера профессиональной деятельности или обязательное условие выполнения работы. 65,7% опрошенных в интернете тратят основное время на общение онлайн и прослушивание музыки. Уже из этих данных видно, что для многих общение переходит из реального в сеть Интернет.

Большинство опрошенных школьников (57,1%) не признает свою существующую зависимость, однако, настораживает в данных опроса то, что 25,7% осознанно диагностирует у себя и признает наличие интернет зависимости. И здесь проблема не в том, верно или нет определяют у себя наличие подобной зависимости старшеклассники, а факт того, что школьники субъективно диагностируют ее у себя.

Современная молодежь очень сильно зависима от интернета. И почти никто не может представить свою жизнь без него, как жили люди, например, лет 20 назад. В основном причины зависимости — психологические, что принципе сложнее устранить, чем физические. Многие люди даже не хотят замечать у себя зависимость от Интернета. Люди не обращают большого внимания на зависимость от Интернета, но он тоже наносит большой вред здоровью: портится зрение, искривляется позвоночник, слух становится хуже и др. Тем более происходят и психологические проблемы: человек агрессивен без интернета, становится более одиноким, т.к. появляются виртуальные друзья и т.д.

Лучший совет — это критично и осознанно подходить ко времени, проводимому в сети, самостоятельно определить для себя график.

Научный руководитель: Мирицкая Екатерина Александровна, психолог МАОУ «Планирование карьеры»

Список литературы
1. sea-of-money.ru/vliyanie-interneta-na-zhizn-cheloveka.html (дата обращения 18.02.2016)
2. ldpr.org/vlianie-interneta (дата обращения 19.02.2016)
3. www.psyportal.info/news/vliyanie_interneta_na_cheloveka (дата обращения 10.02.2016)
4. zpd-forum.com/assets/01---солдатова.pdf (дата обращения 3.03.2016)
5. www.bizhit.ru/index/internet_i_podrostki/0-342 (дата обращения 10.03.2016)
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.