Стиль жизни и образовательная траектория цифровых кочевников на примере одной семьи

Connect-Universum-Junior
Автор: Хрущева О.Ю.
Автор: Громова М.С.
Текст доклада представлен в авторской редакции.

Хрущева О.Ю и Громова М.С
Учащаяся 9 класса МАОУ Гимназии №56 и МАОУ «Планирование карьеры», учащаяся 9 класса МАОУ СОШ №40 и МАОУ «Планирование карьеры»

Быстрое развитие технологий делает человека свободным. Некоторым людям для того, чтобы учиться, совсем не обязательно ходить в университет — существует масса онлайновых курсов, работать можно удаленно, а с близкими, друзьями и работодателями поддерживать постоянный контакт через программу Skype, главное — не забываться и не отрешаться от реальности.





Люди, которые придерживаются подобного образа жизни, ни к чему материальному не привязаны. Они не смотрят «Первый канал» и не «ведутся» на стандартную рекламу. Они живут в своем мире с хорошо настроенными коммуникациями. Но только с теми, кто им интересен и близок по духу.

В контексте исследования нового феномена цифрового кочевничества интересна тема по выявлению предпосылок профессионального становления людей, предпочитающих кочевнический образ жизни и работу в сети Интернет.

Цель: анализ стиля жизни и образовательной траектории цифровых кочевников на примере одной семьи и выявление готовности современных подростков к цифровому кочевничеству.

Объект: Цифровые кочевники. Предмет: Стиль жизни и образовательная траектория цифровых кочевников в контексте выявления готовности современных подростков к подобной жизни.

Цифровых кочевников становится все больше, не зависимо от гражданства. Подобное глобальное явление стало уже больше, чем просто удаленный фриланс. Это целое, особое культурное явление и определенный тип людей. Данное исследование, с одной стороны, рассматривает феномен цифрового номадизма изнутри, а с другой, представляет собой анализ готовности современного поколения подростков поколения Z к цифровому кочевничеству.

Феномен цифрового номадизма достаточно подробно стал изучаться только в последнее время. В чем заключается внутренняя мотивация выбора подобного образа жизни, с чем приходится сталкиваться при решении различных вопросов работы, жилья, гражданства и т.п. современным цифровым кочевникам – все это у нас появилась возможность узнать из первых рук.

Вот уже несколько лет ученые и исследователи повсеместно изучают феномен «цифрового кочевничества». Социологи пытаются выяснить, как мобильные коммуникации изменяют взаимодействия между людьми. Антропологи и психологи изучают, как мобильное и виртуальное взаимодействие приправляет или бросает вызов физической и офлайновой химии, и делает ли это молодых людей более независимыми или наоборот – более зависимыми. Архитекторы, застройщики и градостроители изменяют свое видение зданий и городов для того, чтобы приспособить их к привычкам кочевников, которые там живут. Лингвисты изучают то, как общение кочевников влияет на язык и на способ мышления. Следует понимать, что кочевой образ жизни – это не обязательно путешествия и наоборот [1].

Цифровые кочевники – это люди, которые в процессе своей профессиональной деятельности, обучения и досуга не привязаны к какому-либо определенному месту, благодаря использованию цифровых технологий и мобильной связи. Они живут в состоянии постоянной добровольной мобильности и подключенности к Сети [4].

Стиль жизни цифрового кочевника предполагает постоянную мобильность, которая подразумевает нелокализованность профессиональной деятельности в определенном месте и времени. Основные составляющие стиля жизни: быт, досуг, способ организации личного режима существования — в условиях информационного общества кардинально изменяется. Цифровой кочевник не привязан к дому, его основной способ существования в этом мире – путешествие, что позволяет находиться в том или ином месте в зависимости от своих потребностей. Индустриальная система ценностей, основанная на накоплении материальных благ, уступает место ценностям творчества и самореализации. Предметы, которые цифровые кочевники берут с собой, — компактны и удобны, они всегда находятся в личных вещах и используются им в любой момент времени. Быт теряет свойство постоянности, что позволяет цифровому кочевнику не участвовать непосредственно в его создании.
Человек, принимающий образ жизни цифрового кочевника, подвергает серьезной перестройке такие важные моменты своей жизнедеятельности, как сон и питание. Режимный распорядок дня, характерный для индустриальной цивилизации, подвергается деформации. Моменты, когда человек должен принимать пищу и отдыхать, для цифрового кочевника теперь не закреплены: активность продолжается на протяжении 24 часов. Отсутствие закрепленных бытовых условий приводит к тому, что процессы, необходимые для физического функционирования организма, каждый раз протекают в разных местах: новые кафе, отели, рестораны быстрого питания и хостелы.
Вместе с изменениями в области быта преобразования находят свое отражение в сфере досуга. Во – первых, досуг как форма деятельности, становится более доступной: развлечения могут быть доступны в режиме онлайн, для их использования не нужно менять свое местоположение. Смотреть фильм, слушать музыку, посмотреть полотна известных художников, читать любимую книгу – все это можно делать, сидя на скамейке в парке. Во – вторых, досуг теперь не требует для каждого вида деятельности обязательного наличия определенных инструментов. Гаджет с доступом в Интернет заменяет журнал, игровую приставку, и даже футбольный мяч. Вещи приобретают определенный статус виртуальности.

Область профессиональной деятельности цифровых кочевников: программирование и веб-разработка, дизайн, репетиторство, консультации, удаленное обучение, журналистика, smm, системное администрирование, фотография и видео — съемка и др.
На сегодняшний день, коммуникация путешественников, а также их рефлексия над увиденным, в основном, переносится в интернет-пространство. Особенно популярностью у путешественников пользуются такие социальные сети, как ВКонтакте (группа по интересам), Facebook, Instagram. Кроме того, существуют специальные социальные сети, рассчитанные именно на путешественников, например, такие как Туристер.ру, Двинули.ру и другие. Эти социальные сети отличаются от обычных тем, что целиком и полностью ориентированы на путешественников. Так, там можно ознакомиться с различными турами, поделиться впечатлением о стране, в которой побывали, найти собеседника по интересующей Вас стране. Также, есть возможность создавать свой собственный маршрут по миру и отмечаться в местах, в которых побывали. Таким образом, социальные сети путешественников можно разделить на две категории: первая категория – это привычные социальные сети, которые по статистике, 78% процентов путешественников используют, чтобы общаться с родными и друзьями, когда они далеко от дома. И вторая категория – это специализированные социальные сети, которые позволяют путешественнику организовывать свои путешествия, а также презентовать себя в интернет-сообществе путешественников.
Положительные стороны феномена: возможность быстро изменять свое окружение, ощущение независимости и свободы от места, графика работы, познание других культур через путешествие, расширение круга off-line коммуникаций, проектный характер работы
Отрицательные стороны феномена: нестабильная заработная плата, появление интернет – зависимости, отсутствие постоянного круга off-line общения, ограничение карьерного роста в традиционных офисных компаниях, несоблюдение правильного режима дня может вести к проблемам со здоровьем, уязвимость, не смотря на свою «продвинутость» цифровые кочевники обладают определенными «уязвимостями», среди которых можно выделить реальные и виртуальные [2].

Методом исследования для сбора информации о стиле жизни и образовательной траектории представителей цифровых кочевников было взято интервью, используемое как метод исследования в целом ряде социальных и гуманитарных наук.

Интервью проводилось через программу Skype с одной из русских семей цифровых кочевников, путешествующих и работающих в данный момент на Бали.
Анна Н. – украинка по национальности, бывшая офисная сотрудница, которая после года жизни в Польше сменила свой жизненный опыт на яркие впечатления и путешествия, совмещая с удаленной работой.
• Считаете ли вы себя цифровым кочевником? Почему?
Да, так как я путешествую по всему миру со своим мужем, зарабатывая деньги.
• Как вы пришли к этой идее?
После получения высшего образования мы пошли работать «офисными клерками», но чего-то не хватало, а рутина ужасала. Мы решили переехать в Краков.
Когда мы переехали с мужем в Польшу, для нас «загорелся зеленый свет» путешествовать как по Евросоюзу, так и за его пределами. Прожив в Польше год, и за этот период уже посетив несколько стран и множество польских городов, — мы поняли, что самым лучшим вариантом для нас будет переход на активный образ жизни, к цифровому кочевничеству, путешествиям и работе по миру.
• Какое у вас с мужем образование? Где и как вы учились?
По образованию мы с мужем it-шники. Учились в Международном научно-техническом университете имени академика Юрия Бугая (МНТУ) и жили в Украине.
• Как и где вы обучаетесь? Чем увлекаетесь?
Я увлекаюсь позитивной психологией, путешествиями, изучением иностранных языков (на данный момент: польский и английский), чтением мотивирующих и интересных книг. Обучаюсь как дистанционно, самостоятельно, так и, посещая иногда какие-то интересные тренинги, семинары в тех городах, где мы останавливаемся.
• Как вы планируете, составляете свое образование, обучение?
Я люблю проходить различные тренинги, которые способствуют моему развитию. Обожаю пробовать все новое. Заранее сложно что-то спланировать. Чаще всего, приехав на новое место, я ищу, где что можно посетить. Иногда планируем куда-то конкретно поехать, чтобы попасть на какой-то тренинг. Но чаще всего – все в сети: видеоуроки или книги.
• Каким способом вы зарабатываете на жизнь, не имея постоянного места жительства?
Я — блогер, помимо того, что мы с мужем работаем в IT.
Я веду блог о жизни в Польше: полезный опыт и советы по аренде жилья, получению ВНЖ, изучению польского, путешествиях и многом другом: www.live-in-poland.com/ [5].
Еще один мой блог – «Записки Цифровых Кочевников»: www.nomads-diary.com/ [6].
Моя работа всегда со мной, нужен только доступ в интернет и соответствующий гаджет.
• Какие отличия вы видите в образе жизни цифровых кочевников и людей, имеющих постоянное место жительства и работу на одном месте?
Я не считаю тех, кто не относится к цифровым кочевникам, простыми людьми. Моим желанием и выбором было вырваться из рутинны офисной жизни и тому подобного. Просто однажды поняла, что это не для меня. И, к счастью, в этом наши с мужем взгляды совпали. Кому-то подобный образ подходит, а кому-то — нет.
• Что, по вашему мнению, является плюсами, а что минусами такой работы?
Для меня в подобном образе жизни есть только плюсы — выход из зоны комфорта и яркие эмоции.
• Встречались ли вы и общались с другими цифровыми кочевниками? Держите ли вы связь с людьми из других стран?
С родными и друзьями – безусловно. А в пути я не многих кочевников встречаю.
• Как вы видите свою дальнейшую жизнь? Образ жизни ваших детей?
Детей пока что нет, когда появятся, тогда посмотрим.
Для выявления готовности подростков поколения Z к цифровому кочевничеству в будущем был проведен опрос.
В ходе исследования готовности современных подростков к ведению образа жизни цифрового кочевника было опрошено 67 подростков 14-15 лет. Опрос содержал в себе 6 вопросов с вариантами ответов «да», «нет».

К осознанию себя цифровым кочевником, как показывают результаты исследования, чаще всего приводит путешествие в другой город/ страну, чтение книги или блога о том, как кто-то вдохновенно пишет о собственном переезде в другой город/ страну или «заевшая» рутина.

Инициатором в семье, как правило, сначала становится один из супругов, затем подобный образ жизни становится нормой жизни для всех членов семьи. Общение с родственниками и друзьями не прекращается, однако приобретает статус онлайн.

Основные профессии и специальности цифровых кочевников логично связаны с цифровой или IT- сферой.

Результаты интервью показали, что люди, относящие себя к цифровым кочевникам, чаще всего делают эмоциональный выбор, ориентируются на спонтанные желания, выбирая мобильный образ жизни, не ставят перед собой каких-то конкретных жизненных целей, не особо планируют наперед, решают по ходу возникновения идей.
Все это характерно также и для поколения «Z» и в этом, безусловно, имеет как плюсы, так и минусы. Однако наличие, рост и распространение подобного феномена нельзя отрицать, а следует изучать и быть готовым к тому, что ваш друг, супруг или ребенок однажды скажет: «Пожалуй, я ощущаю себя цифровым кочевником…»

Результат исследования готовности современных подростков к цифровому кочевничеству показал, что за исключением 2,9% респонденты имеют аккаунты в социальных сетях, что вполне естественно для представителей поколения, родившегося в цифровом технологичном мире Интернета.

В Томских школах планируют обучаться 56 человек (83,5%), остальные 11 ищут другой город для обучения (16,5%). Данные результаты, вероятнее всего, отражают еще и проблему профессионального самоопределения подростков в этом возрасте, а также смутное представление о самостоятельности жизни за пределами родного города и в дали от родителей.
Дистанционно готовы обучаться 48 человек (71,6%). Не готовы получать образование через сеть Интернет 19 человек (28,4%).
46 человек (68,6%) готовы переехать в будущем в другой город или даже страну, и не готовы, не представляют себя в такой ситуации переезда 19 человек (31.2%). Интересным является тот факт, что 8 человек из них планируют переехать только после окончания ВУЗа.
Готовность работать в сети Интернет отмечают 35 человек (66.5%), не планируют или не представляют как это можно осуществить 32 человека (66.3%).
К постоянной смене места жительства в случае необходимости готов 41 человек (63.1%) и не готовы 26 человек (31.3%). Высокий процент подростков, рассматривающих возможность и отмечающие у себя готовность к постоянным переездам, по сути, и демонстрирует потенциальное количество цифровых кочевников в поколении Z.

Из проведенного мною исследования можно сделать вывод, что основной причиной цифрового кочевничества является желание работать по свободному графику в разных странах, на разных континентах и часто без какой-то определенной профессиональной или жизненной цели.

Сегодня все больше людей освобождаются от традиционного офиса. Иногда все, что нужно офисному работнику — это интернет и ноутбук. Таким образом, свою работу он может делать в любом месте, становясь цифровым кочевником.

Научный руководитель: Мирицкая Екатерина Александровна, психолог МАОУ «Планирование карьеры»

Список литературы
1. lifehacker.ru/2013/08/19/city-nomads/ (дата обращения: 1.03.2016)
2.https://en.wikipedia.org/wiki/Digital_nomad (дата обращения: 2.03.2016)
3.http://thaiscript.ru/tsifrovye-kochevniki-udalennaya-rabota-i-puteshestviya/ (дата обращения: 2.03.2016)
4.http://tssw.ru/projects/sibir-territoriya-kochevnikov-ot-drevnikh-zavoevateley-do-tsifrovykh-migrantov-i-nomadov/ (дата обращения: 6.03.2016)
5.http://www.live-in-poland.com/ (дата обращения: 10.03.2016)
6.http://www.nomads-diary.com/ (дата обращения: 10.03.2016)
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.