Location-independent entrepreneur или независимые от местоположения предприниматели как вид цифровых кочевников

Connect-Universum-Junior
Автор: Майборода А.И.
Текст доклада представлен в авторской редакции.

Майборода А.И.
Россия, г. Томск, Национальный исследовательский Томский государственный университет, факультет психологии, кафедра социальных коммуникаций, 4 курс бакалавриата «Реклама и связи с общественностью»

Аннотация:
В настоящее время в мире развивается тенденция нового образа жизни – цифрового номадизма. Это связано со стремительным развитием мобильных и цифровых технологий, а также быстрому распространению сети Интернет во всем мире.
В большинстве случаев, цифровые кочевники работают в путешествии посредством сети Интернет. В настоящее время для номадов существует большое количество видов деятельности для получения дохода: фрилансинг, блогинг, удаленная работа и независимый от местоположения бизнес. Изучение такого вида цифровых кочевников, как независимый от местоположения предприниматель, не развито в России. Целью данной работы было изучение данного типа: поиск определения, возможностей и недостатков, а также, основных критериев независимых от местоположения бизнесменов.

Ключевые слова: digital nomad, mobility, remote worker, freelancer, location-independent entrepreneur, nomad entrepreneur, online entrepreneur, entrepreneurs without office, цифровые кочевники, номады, удаленные рабочие, независимый от местоположения предприниматель, кочевой предприниматель, цифровой предприниматель.





За последние десятилетия люди стали более независимы от местоположения. На это повлияло большое количество факторов. В первую очередь, существенным фактором стала смена индустриальной парадигмы на постиндустриальную или, как ее еще называют различные исследователи, информационную. В результате, большая доля населения развивающихся стран трудятся в сфере услуг, нежели в промышленном производстве.

Второй причиной стало изменение состава населения из людей поколения X на людей поколения Y (миллениалы или миллениумы). Исходя из «Теории поколений», каждые 20 лет происходит изменение поколения людей. Миллениумы, родившиеся между 1980 и 2000 годами, более свободолюбивые, независимые люди, которые также являются цифровыми аборигенами, что означает, что они высокотехнологичны и мобильны. Это поколение людей не заинтересованно в долгосрочных гарантиях занятости и скорейшему приобретению собственной недвижимости, в результате чего у них имеется возможность постоянно менять свое местоположение.

Еще одной важной причиной является быстрое развитие транспорта и инфраструктуры гостевого сервиса. В настоящее время у людей появились возможности добраться до любого места земного шара: можно долететь на авиатранспорте за несколько часов, можно доехать на поезде или автобусе за несколько дней или добраться с попутчиками на автомобиле. Постиндустриальную эпоху отличает высокая доступность и относительная дешевизна всех видов транспорта. Место для проживания в другом городе/стране легко найти с помощью сети Интернет: в настоящее время есть множество видов проживания, удобные для цифровых кочевников, такие как каучсерфинг, бартерные отношения (жить в квартире, при условии ухода за домашним питомцем или растениями, и другое) и аренда квартир или комнат.

Самыми важными причинами перехода к независимому местоположению являются экспонентный рост цифровой индустрии, быстрое развитие сети Интернет и повсеместный переход на беспроводную связь. Мобильные гаджеты становятся более компактными, удобными, в них появляются функции, которые могут помочь в решении многих проблем. По расчетам Gartner, в 2015 году было продано поразительное количество мобильных устройств — 2,3 миллиарда. Ноутбук и смартфоны являются основными помощниками цифровых кочевников во время их работы в путешествии. Беспроводная связь Wi-Fi быстро распространяется по миру, а в 2015 году было принято решение о разрешении авиаперевозчикам использовать ее во время перелетов. Такие компании как JetBlue, American Airlines и Continental Airlines уже провели в своих самолетах беспроводной интернет.

В симбиозе всех этих явлений с 1990-х годов по миру начал распространятся такой социокультурный феномен как цифровое кочевничество.

Если сравнивать древних кочевников и цифровых, то первые перемещались с места на место со сравнительно большим багажом вещей. Современным кочевникам для жизни и работы в путешествии не нужно иметь много имущества – главным критерием является наличие гаджета: ноутбука, планшета или смартфона. Благодаря сети Интернет, они легко могут связаться с нужными им людьми, получить необходимую информацию и работать дистанционно. В настоящий момент цифровыми кочевниками могут стать студенты колледжей и университетов, преподаватели, удаленные работники или фрилансеры и предприниматели.

Цифровое кочевничество или цифровой номадизм – это активно развивающееся социокультурное явление, основными характеристиками которого являются мобильность и постоянная подключенность к сети Интернет. Цифровой кочевник или независимый от местоположения профессионал использует новейшие цифровые и мобильные технологии для того, чтобы проектировать свой образ жизни. Они могут жить и работать везде, где захотят – у себя дома, в соседнем городе или на другом материке. Главный критерий выбора места нахождения для цифровых кочевников – наличие сети Интернет.

Цифровые кочевники являются быстрорастущей отраслью населения. Некоторые эксперты данного феномена, такие, как Питер Левелс, который является основателем сайтов Nomadlist и RemoteOK, предполагают, что к 2035 году 14% всего населения земного шара станет цифровыми кочевниками. В настоящее время для развития и поддержания данной субкультуры открыты большое количество возможностей: создаются различные сайты и компании, ориентированные на номадов, поводятся конференции, семинары, выставки и фестивали, выпускается журнал для цифровых кочевников.

В рамках данной работы, была создана типология цифровых кочевников по форме занятости. В эту классификацию входят 5 основных типов номадов: оффлайн-кочевники, блоггеры, фрилансеры, удаленные рабочие и независимые от местоположения предприниматели.

К оффлайн-кочевникам относятся цифровые номады, путешествующие по миру и зарабатывающие на жизнь работой вне сети Интернет, например, фотографы, видеографы, ремесленники, репетиторы и другие. Эти люди принадлежат к цифровым кочевникам благодаря тому, что они являются мобильными (в любой момент могут переехать в другое место) и постоянно подключенными к сети Интернет (общение с родными и друзьями, поиск клиентов и другое).

Следующим типом цифровых кочевников являются блогеры. Блоггерами называют людей, ведущими блоги. Блог — веб-сайт, основной контент которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны короткие записи временной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Цифровые кочевники могут вести блоги на различные тематики: путешествия, кулинария и уличная еда, мода, культура и многие другие темы. Если блог имеет высокую посещаемость, рекламодатели могут обратиться к автору с коммерческим предложением о размещении объявления в баннере, тексте или в отдельном посте. Блоггеры-номады могут путешествовать и писать блог об интересной им теме, и, тем самым, получать доход за рекламу в их блоге.

Работа фрилансером – еще один вид занятости цифрового кочевника. Фрилансер — человек, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем, нанимаемый только для выполнения определённого перечня работ. Фрилансер может жить оседло, вместе с тем выполнять работу через интернет.

Четвертый тип номадов — это удаленные рабочие. Термин «удаленные рабочие» в аспекте цифрового кочевничества встречается часто, и, как правило, в разных значениях. В пределах данного исследования термин «удаленный рабочий» будет означать человека, который официально работает в компании, но имеет возможность выполнять свои трудовые обязанности дистанционно через сеть Интернет. В настоящее время появилась возможность выполнять официальную работу дистанционно, поэтому тенденция перехода к удаленным рабочим растет. Крупные компании с мировым именем, такие, как Virgin, 37signals, IBM давно предоставляют своим сотрудникам выбор – работать в офисе или дистанционно.

Последним видом занятости цифровых кочевников является Location-independent entrepreneur (независимый от места предприниматель). Цифровые кочевники этого типа создают свой бизнес, сайт или стартап, находясь в путешествии или просто не имея офис. Основными критериями этих предпринимателей также являются мобильность (они не привязаны к определенному месту/стране/городу) и постоянная подключенность к сети Интернет (большая часть коммуникации с работниками, клиентами и партнерами происходит дистанционно).

Эти виды являются чистыми, но, как показывает практика, многие цифровые кочевники могут зарабатывать деньги двумя или более способами. Например, большинство успешных предпринимателей и фрилансеров имеют собственные блоги, на которых они зарабатывают дополнительные деньги.

В настоящее время в Российской Федерации довольно активно набирает популярность тенденция цифрового номадизма и таких видов занятости, как фриланс и удаленная работа. На данные темы были написаны книги, статьи в Рунете и, даже, открываются специальные онлайн-курсы обучения фрилансу и удаленной работе, такие как, например, Rabotadoma2. Но изучение последнего вида цифровых кочевников, независимых от местоположения предпринимателей, не сильно развито в России. По данной теме было найдено малое количество русскоязычных статей и не найдено книг и научных исследований о данном типе на русском языке.

В XXI веке, благодаря развивающимся цифровым технологиям и быстро распространяющейся глобальной сети Интернет создать собственный бизнес становится легче, чем раньше, он менее рискован и приносит больше прибыли. Именно поэтому, многие цифровые кочевники становятся независимыми от местоположения предпринимателями.

В научной литературе представлено множество подходов к изучению предпринимательства. Большой экономический словарь (ред. А. Н. Азрилиян) дается определение, что «предприниматель — лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, изыскивает средства для организации предприятия и тем самым берёт на себя предпринимательский риск». Американский экономист Поль Самуэльсон считал, что «предпринимательство связано с новаторством, а сам предприниматель является смелым человеком с оригинальным мышлением, который добивается успешного внедрения новых идей».

Таким образом, независимый от местоположения предприниматель – это лицо, имеющее собственный бизнес по оказанию услуг, торговле или производству, в целях получения прибыли, и осуществляющее основную деятельность данного бизнеса посредством глобальной сети Интернет, что позволяет ему находиться и работать в любой точке планеты, где есть доступ к сети.

Главными критериями независимого от расположения предпринимателя является наличие бизнеса, основная деятельность которого протекает в сети Интернет, подключенность к нему и мобильность.

В различных источниках в качестве названия данного вида цифровых номадов употребляются различные термины. Например: кочевой предприниматель/бизнесмен (nomad entrepreneurs/ businessmen), независимый/свободный предприниматель/бизнесмен (independent/free entrepreneurs/businessmen), онлайн предприниматель/бизнесмен (online entrepreneurs/ businessmen) и предприниматель/бизнесмен без офиса (entrepreneurs/businessmen without office).

Цифровые кочевники, у которых есть собственный бизнес, имеют больше возможностей, чем классические предприниматели:
• В большинстве своем, у них нет офисов, что позволяет работать из дома, кафе, в котором есть беспроводная сеть Wi-Fi, или в коворкинговой зоне. Первый плюс свободного предпринимателя – это экономия средств на офисе: не нужно платить за аренду, покупать мебель, нанимать лишних работников и платить за проведенные часы в офисе, а не за проделанную «по факту» работу.
• Следующим плюсом, по словам независимых предпринимателей, является то, что работа в путешествии для них и их сотрудников является более продуктивной и вдохновляющей, чем работа в офисе. Это является психологическим фактором, когда смена впечатлений дает больше энергии и новых идей для бизнеса.
• Третьим плюсом данного вида бизнеса является возможность нанимать лучших сотрудников из разных мест для удаленной работы, не опираясь на их местоположение.
• Также, в ряду преимуществ независимого предпринимательства находятся такие факторы как встречи с различными людьми, которые могут подсказать новые идеи, большая вероятность найти инвесторов и партнеров и, если бизнес протекает на мировом рынке, есть возможность получить обратную связь от людей из разных стран лично.

Несмотря на данные преимущества, в данном виде цифрового кочевничества имеются недостатки.
• Первый из них – это недисциплинированность сотрудников и трудность организации рабочего процесса удаленных работников через сеть Интернет. Для успешной организации бизнеса создано большое количество методик, приложений и программ, поэтому данная проблема является легко решаемой.
• Вторым минусом является несовершенство налогового законодательства, из-за которого у независимых предпринимателей возникают проблемы с регистрацией и дальнейшей организацией бизнеса.
• Еще одним минусом цифрового бизнеса является отсутствие корпоративной культуры, которая помогает сплачивать работников. Для решения данной проблемы, независимые предприниматели устраивают ежегодные или полугодовые встречи удаленных сотрудников в различных странах для сплачивания коллектива и обмена опытом, знаниями и идеями для развития бизнеса.

Независимые от местоположения предприниматели могут вести свой бизнес в различных отраслях. Например: маркетинг, консалтинг, создание веб-сайтов, мобильных приложений, управление интернет-магазинами и другое.

В настоящее время, в сети Интернет можно найти обучающие курсы, статьи и подкасты, созданные независимыми от местоположения бизнесменами, для помощи начинающим цифровым предпринимателям. Например, компания «The Entrepreneur House» приглашает учеников на платные курсы и обучает их независимому от местоположения предпринимательству в течение нескольких месяцев, цифровой кочевник Натали Сиссон пишет полезные статьи и записывает подкасты, которые помогают начинающим независимым предпринимателям на своем сайте «The Suitcase Entrepreneur». К сожалению, русскоязычные курсы и статьи для помощи начинающим кочевым предпринимателям не были найдены.

Вопрос регистрации данного вида бизнеса неоднозначен. Исходя из того, что кочевой бизнес начал развиваться недавно, в мировом законодательстве нет единого решения данного вопроса. Есть несколько различных подходов к данной проблеме: некоторые предприниматели открывают ИП, ООО или открывают офшорную компанию. Финансовые и юридические консультанты, специализирующиеся на независимом от местоположения бизнесе, советуют обращаться с данным вопросом к юристу. После регистрации бизнеса, независимому предпринимателю необходимо самостоятельно следить за доходами и расходами компании, и количеством дней, которое номад проводит в той или иной стране.

В настоящее время независимый от местоположения бизнес является развивающейся тенденцией. Развивающиеся цифровые технологии и быстрое развитие сети Интернет создали возможность даже не состоятельному человеку, у которого есть определённые навыки, знания и идеи, построить свой независимый от местоположения бизнес. В настоящее время существует большое количество кочевых предпринимателей и их число постоянно растет.

Исходя из вышесказанного, независимые от местоположения предприниматели и их бизнес являются весьма актуальными темами для изучения в настоящее время. Многие исследователи считают, что кочевой бизнес является одним из основных трендов работы будущего.

Научный руководитель: Карнаухова Наталья Андреевна, старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций ФП ТГУ

Список литературы
1. Поколение ЯЯЯ: как миллениалы меняют маркетинговый ландшафт [Электрон. ресурс] URL: lifehacker.ru/2014/04/13/pokolenie-yayaya-kak-millenialy-menyayut-marketingovyj-landshaft/ (Дата обращения: 04.04.2016).
2. Традиционное место работы подошло к концу [Электрон. ресурс] URL: suitcaseentrepreneur.com/live/traditional-workplace-coming-end/ (Дата обращения: 04.04.2016).
3. Gartner: Рынок мобильный ПК вырос с 2014 года [Электрон. ресурс] URL: www.zdnet.com/article/gartner-worldwide-pc-mobile-device-market-to-grow-in-2014/ (Дата обращения: 06.04.2016).
4. В 2035 будет 1 млрд цифровых кочевников [Электрон. ресурс] URL: levels.io/future-of-digital-nomads/ (Дата обращения: 06.04.2016).
5. Кужелева-Саган И.П. Бизнес-коммуникации в условиях цифрового кочевничества / — 2015г.
6. Почему вам нужен независимый от местоположения бизнес [Электрон. ресурс] URL: nomadcapitalist.com/2013/06/18/why-you-need-a-location-independent-business/ (Дата обращения: 05.04.2016).
7. Слейд М. Путешествие во время работы: руководство как построить бизнес где угодно/ — 2015 г.
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.