Коворкинг-центры как пространство бизнес-коммуникаций цифровых кочевников (глобальный и региональный аспекты)

Connect-Universum-Junior
Автор: Тугмитова Д.Э.
Текст доклада представлен в авторской редакции.

Тугмитова Д.Э.
Россия, г. Томск, Национальный исследовательский Томский государственный университет, факультет психологии, кафедра социальных коммуникаций, 1 курс бакалавриата «Реклама и связи с общественностью»

Аннотация:
Сегодня в силу стремительного развития цифровых технологий бизнес-коммуникации могут принимать самые разнообразные формы и форматы. Любой сотрудник, любая рабочая команда может осуществлять свою деятельность, находясь за тысячи километров от офиса с помощью обычного гаджета и Сети. В это связи «быстрый» Интернет и место, где можно сосредоточиться, погрузиться в работу или обсудить с партнерами новый проект, становятся для мобильных, «кочевых» бизнесменов важными составляющими эффективных бизнес-коммуникаций в условиях работы вне офиса. Такие привлекательные условия для бизнесменов-цифровых кочевников предлагают коворкинг-центры.

Коворкинг-центр – это современная офисная площадка, которая примерно с 2005 года завоевывает свою популярность в мире. В коворкинг-центрах можно встретить дизайнеров, IT-специалистов, художников, ведущих руководителей и директоров собственных компаний – самых разных представителей делового мира, которые ведут свой бизнес «без офиса» или работают на фрилансе, или даже совмещают свою трудовую деятельность с кругосветным путешествием.






Цифровые кочевники: «классические» и …прочие
Истинный цифровой кочевник – это путешественник. Но это не просто путешественник – это человек, который всю жизнь проживает, странствуя по миру. Основные две характеристики цифрового кочевника это подключенность к сети и постоянная мобильность. Как правило, на такую жизнь решается не каждый человек, потому что у вас уже не будет постоянного дома, ваш обед будет заменять сон, так как не будет точного и конкретного времени для сна и приема пищи. Гаджет и выход в Интернет – это будут два самых главных орудия труда, благодаря которым вы сможете заработать себе на жизнь. Таких людей с каждым годом становится все больше, они выбрали и решились на такую жизнь, потому что, становясь цифровыми кочевниками, они обретают свободу и возможность увидеть весь мир.
Для цифрового кочевника коворкинг-центр становится неким «оазисом», где встречаются все представители его «рода». Находясь в кругосветном путешествии, многие цифровые кочевники предпочитают работать в коворкинг-центрах, где обстановка настраивает на «рабочий лад».
Наряду с «классическими» цифровыми кочевниками мы можем встретить самых разных представителей делового мира, которые обладают такими характеристиками как постоянная мобильность и подключенность к Сети. «Классические», по большей части, предпочитают южные «оазисы», где-нибудь на берегу моря, например, на Бали (самый популярный «оазис» цифровых кочевников»). Но существует огромное количество деловых людей, которые «кочуют» в пределах своего региона. В этой связи, видится интересным и совершенно неизученным вопрос «пригодности» сибирского региона для цифровых кочевников — как представителей делового мира Сибири, так и их партнеров по бизнесу с западных регионов страны. Есть ли в Сибири «оазисы» для цифровых кочевников? Много ли у нас коворкинг-центров?

Концепция и история коворкинговых центров в мире
Коворкинг-центр – это общий офис, участники которого снимают его, потому что не нуждаются в аренде постоянного офиса, но, тем не менее, им необходимо иметь собственный штаб для осуществления своей трудовой деятельности. Сегодня коворкинг-центры — это не просто общий офис, в котором работают представители разных профессий, прежде всего, коворкинг-центры это «иная» атмосфера, которая представляется в двух аспектах. Первый аспект – это отличная от дома атмосфера, которая заставляет работать и сосредотачиваться на своей деятельности, и второй аспект – это атмосфера общения. Эта атмосфера во многом отличается от обычной офисной тем, что в коворкинг-центрах можно пригласить своих клиентов или партнеров, людей, собрать людей, которые помогут тебе с советом и различными идеями. Как об этом говорит Жан-Ив Юар, владелец коворкинга Namur в Бельгии: «…Другие люди, которые работают вокруг, и дух креативности вдохновляют. Именно этого многим из нас не хватает в закрытых офисах или дома. Работая в коворкинге, мы получаем вдохновение, критику, новые контакты и общение с людьми из своей сферы…». [1]
Как сообщает Википедия: «Первый коворкинг появился в Сан-Франциско в августе 2005 года, когда молодой программист Бред Ньюберг в процессе своего карьерного роста столкнулся с современной и актуальной проблемой выбора: «Сейчас мой выбор — либо офисная работа с её определённостью и общением с сотрудниками, либо фриланс („вольный художник“) с его свободой и независимостью. Но почему я не могу получить и то, и другое?», — и совместил два варианта. Арендовав вместе с другими фрилансерами большое помещение в офисном здании, он предложил им купить технику для общего пользования: телефон, факс, принтер, а также провести в офис Интернет. Затем Бред Ньюберг предложил использовать это помещение для работы таких же «свободных художников», как и он сам. Новую схему организации рабочих мест он назвал «9 to 5 group», а затем — «коворкингом», что означает с английского Co-working — совместно работающие». [2]
Если обобщить причины возникновения коворкинг-центров, можно выделить следующие:
1. Экономическая причина.
Аренда места в коворкинг-центре является экономически выгодным вариантом, нежели помесячная аренда производственных и офисных площадей. Это связано с тем, что в коворкинг-центре можно снять в аренду место на неделю, день, а то и час.
2. Социальная причина.
В компаниях роль сотрудника очевидна и понятна. В ней представлена четкая иерархия должностей и обязанностей. В коворкинг-центрах напротив: все участники между собою равны и могут оказывать друг другу ту или иную помощь.
3. Дисциплинарная причина.
Многим фрилансерам работа на дому не позволяет сформировать четкой организации своего рабочего времени, а с коворкинг-центрами эта проблема решается, так как появляется определенное время для работы и дома.
На сегодняшний день по количеству коворкинг-центров лидерами являются Европа, Северная Америка и Азия. (рис. 1)

Рис. 1 Геолокация коворкинг-центров в мире

Показательно исследование, проведенное компанией Deskwanted. Deskwanted — это глобальная сеть коворкинг-пространств, которая базируется в Берлине. Свои результаты Deskwanted публикует в интернет-журнале Deskmag.com, который является ведущим источником новостей и информации о коворкинге. По результатам исследования можно увидеть следующие данные: в 2014 году по всему миру насчитывалось около 6000 коворкинг-пространств. К концу 2015 года это количество возросло на 36% и составило общее количество 7800 коворкинг-пространств. И уже к концу 2016 года Deskwanted прогнозируют более 10000 коворкинг-пространств по всему миру.

Коворкинг в России
В России первый коворкинг-центр появился в 2008 году в городе Екатеринбург и назывался он «Башня». Но из-за кризиса 2009 года и ряда административных проблем коворкинг-центр был вынужден закрыться. Затем после Екатеринбурга коворкинг-пространства начали открываться в Москве, Санкт-Петербурге, Кирове, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Ростове-на-Дону.
В России коворкинг-центры развиваются не столь активно, как за рубежом. Возможно, это происходит из-за того, что российские работодатели негативно относятся к удаленному принципу работы, чему уже есть подтверждение исследования сайта Superjob (сайт по поиску работы и подбору сотрудников). По данным исследования 2015 года, в котором приняли участие 4500 владельцев своих компаний, стало известно, что 64% работодателей вообще не имеют в своих компаниях удаленных сотрудников, 11% из них пользуются услугами аутсорсинга, и только лишь 22% работодателей имеют в своих компаниях удаленных сотрудников. Но возможна и иная причина слабого развития коворкинг-центров в России — арендодатели с нежеланием сдают свои площади под коворкинг, считая этот бизнес ненадежным, так как отсутствует постоянная аренда помещения.
Тем не менее, несмотря на выше перечисленные причины, у российского рынка коворкинг-центров есть огромный шанс стать таким же популярным, как и за рубежом. Этому уже сейчас существует несколько доказательств. Первое мы находим в статье «Коворкинг что это такое и как с этим работать». [3] «По прогнозам Virgin Media Business, к 2022 году 60% офисных сотрудников по всему миру будут регулярно работать из дома. Очевидно, это коснется и России. А значит, российским работодателям уже сейчас надо задуматься о том, как они будут строить отношения с удаленными работниками и какие способы контроля и мотивации будут использовать, говорят эксперты». [4] Второе – «в связи с кризисом в России общее число фриласеров с каждым годом увеличивается. Об этом сообщил генеральный директор fl.ru (ресурс предназначенный для поиска фрилансеров) Владимир Тарханов. Так в мае 2014 года свои услуги предложили всего 14,6 тыс. новых участников. Но уже в мае 2015 это количество составило 30,4 тыс. человек, в июне этого же года 32,3 тыс.человек и уже в июле 39,3 тыс. человек». Таким образом, так как основную аудиторию коворкинг-ценров составляют фрилансеры и удаленные сотрудники, то есть «наши цифровые кочевники», то шанс процветания российского рынка коворкинг-услуг растет, потому что увеличивается сама целевая аудитория потребителей услуг коворкинг-центров.

Коворкинг в Сибири
Как сообщают НГС. НОВОСТИ: «В Сибири первый коворкинг-центр появился в августе 2012 года в Новосибирске. Его основательницей стала молодая девушка Олеся Черкасова. По ее словам, идея открыть коворкинг пришла тогда, когда она, являясь руководителем обучающей программы «Бизнес-молодость», искала место для работы своих ребят. Затем она со своим партнером Валерием Черкасовым (партнеры — однофамильцы) арендовали помещение размером в 53 кв.м на 15 рабочих мест. «НКЦ» своим клиентам предлагал не только рабочее место, но и различные мозговые штурмы, уроки английского языка, а также встречи с бизнесменами города Новосибирск, которые добились большого успеха в своем деле. Но спустя 3 года в сентябре 2015 года Олеся Черкасова вышла из состава учредителей компании в связи с переездом в Иркутск, а также с нехваткой времени на ведение сразу нескольких бизнес-проектов. Новыми владельцами «НКЦ» стали Константин Мазуров и Алексей Черевко, но, к сожалению, спустя два месяца коворкинг-центр закрылся и начал распродажу своего имущества». К сожалению, неудачных бизнес-историй коворкингов в Сибири достаточно. Еще недавно работал подобный центр в Томске, но на сегодняшний день он закрылся. Видимо, макроэкономический кризис сказывается на интенсивности бизнес-коммуникаций в стране и в регионе.
На сегодняшний день в Сибири насчитывается всего девять действующих коворкинг-центров, в число «владельцев» этих коворкинг-центров входят следующие города:
1) Город Новосибирск. В городе насчитывается шесть коворкинг-центров, это: «Северянка», «Лифт», «Облако», который располагается в технопарке Новосибирского Академгородка, «Рустикс», «Профсоюз» и «Парус».
2) В городе Кемерово работает коворкинг-центр «Это».
3) В городе Красноярск находятся коворкинг-центры «Атлантида» и «Логово бобров».
Таким образом, мы видим, что в России коворкинг функционирует в городах, где численность населения более одного миллиона человек. Потому что, как правило, чем больше численность населения, тем больше аудитории потребителей нуждающихся в коворкинг-центрах. Возможно, именно по этой причине в будущем города Новосибирск и Красноярск станут центрами кочевания «наших цифровых кочевников» в Сибири, а следовательно будут стремительно развиваться как бизнес-центры региона.


Сибирь – «оазис»?
Одним из факторов развития коворкинга в России и в Сибири может стать популяризация идеи цифрового кочевничества. Число приверженцев бизнеса без офиса, немыслящих свою жизнь без путешествий и новых впечатлений с каждым годом растет. В этом плане, Сибирь имеет потенциал стать привлекательным регионом именно для цифровых кочевников. И первое, на что посмотрит бизнесмен-кочевник, изучая сайты региона – это покрытие Интернет, доступность Wi-fi, наличие коворкинговых пространств.
Продвигая Сибирь как территориальных бренд, надо понимать, что «прирастать Сибирью» Россия может не только в плане таких ресурсов как полезные ископаемые и лес. Интернет-покрытие сибирского региона и развитая система коворкинга может открыть миру новую, неизведанную Сибирь – где «даже медведи пользуются гаджетами» (предложение — не ломать излюбленный стереотип о Сибири, а «сыграть» на нем).

Научный руководитель: Гужова Ирина Викторовна, кандидат философских наук, доцент кафедры социальных коммуникаций, факультет психологии.

Список литературы
1. Дарья Черкудинова. Счастливы вместе: почему коворкинг лучше офиса. URL: www.the-village.ru/village/business/management/151127-guru-kovork
2. Коворкинг. URL: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B3
3. Коворкинг что это такое и как с этим работать. URL:: zakonometr.ru/nezhilyje/kovorking.html
4. Святослав Тарасенко. Число фрилансеров в России в 2015 году выросло в два-три раза. URL: www.metronews.ru/novosti/chislo-frilanserov-v-rossii-v-2015-godu-vyroslo-v-dva-tri-raza/TpoohA---4dsJyTFGGJA/
5. В Новосибирске заработал первый коворкинг-центр. URL: news.ngs.ru/more/714897/
6. У удаленных сотрудников нет шансов на карьеру. URL: www.superjob.ru/research/articles/111886/u-udalennyh-sotrudnikov-net-shansov-na-kareru/
7. These major coworking events will take place in 2015. URL: www.deskmag.com/en/these-major-coworking-conferences-events-barcamps-will-take-place-in-2015
8. First Results Of The New Global Coworking Survey. URL: www.deskmag.com/en/first-results-of-the-new-global-coworking-survey-2015-16
9. 2016 Coworking Forecast. URL: www.deskmag.com/en/2016-forecast-global-coworking-survey-results
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.