Молодежное предпринимательство в эпоху цифрового бренд-менеджмента

Connect-Universum-Junior
Горшкова Е. Г., факультет психологии, направление магистратуры «Организация работы с молодежью», национальный исследовательский Томский государственный университет.

Аннотация:
В статье рассмотрены современные тенденции развития молодежного предпринимательства. Представлен анализ развития молодежного предпринимательства на территории Томской области через реализацию программ и проводимых мероприятий. Выявлена необходимость совершенствования инфраструктуры молодежного предпринимательства в современных тенденциях.

Ключевые слова: молодежное предпринимательство, бренд, бизнес, молодежь, предпринимательская деятельность.

Молодые люди являются наиболее активной частью современного общества. Молодежное предпринимательство на данном этапе определяется как социально-экономическое явление, включающее в себя сферу молодежной и социальной политики, а также сферу предпринимательства. Молодежная политика занимается развитием предпринимательского потенциала молодежи, социальная политика делает акцент на обеспечении занятости молодежи, а сфера предпринимательства является сегментом, где представлены молодые предприниматели и молодежные предприятия. Разработки, сделанные молодыми предпринимателями, способны:

  • Поддерживать бренд конкретного региона;
  • Повышать экономическое развитие России в целом [2, стр. 133].

На уровне государства уделяется большое внимание поддержке молодежного предпринимательства. Со стороны стратегических и законодательных актов, молодежное предпринимательство рассматривается в:

1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» в разделе «Молодежная политика» ставится задача вовлечения молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи;
2. «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
3. «Стратегия развития молодежи РФ на период до 2025 года»;
4. «Концепция стратегии развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации на период до 2020 года».

Для реализации законодательных актов и инициатив, на федеральном уровне реализуются следующие программы:

1. Программа Росмолодежи «Ты-предприниматель» направленная на стимулирование активности молодежи в сфере предпринимательства путем реализации в субъектах РФ действенной системы мер, направленных на вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность.

2. Программа Минобрнауки России: А) «УМНИК» относится к предпосевному финансированию начальных этапов инновационного процесса, направлена на выявление молодых ученых, стремящихся самореализоваться через инновационную деятельность, и стимулирует участие молодежи в научно-технической и инновационной деятельности путем поддержки инновационных проектов; Б) «Старт» относится к посевному финансированию государственной поддержки инициатив, связанных с тем, чтобы организовать высокотехнологичный бизнес. В) «Развитие» — поддержка успешных малых инновационных предприятий, реализующих проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности.

3. Программа Минэкономразвития России предоставляет субсидии бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Поэтому за получением конкретных видов поддержки необходимо обращаться в органы власти того региона, на территории которого субъект молодежного предпринимательства планирует осуществлять свою деятельность [3, стр. 58].

Помимо государственных программ поддержки предпринимательской деятельности существуют инициативные проекты и программы, реализуемые фондами и организациями. Например, программа «Молодежный бизнес России», направленная на содействие развитию молодежного предпринимательства, поиск альтернативных методов создания рабочих мест и вовлечение молодежи в социально-экономические процессы региона. Также на территории России реализуется программа Преактум инициатива Рыбаков Фонда и действуют бизнес-акселераторы ФРИИ и GenerationS.

Кроме того, необходимы систематизация деятельности в области молодежного предпринимательства: научно-методическое сопровождение, консалтинг, обобщение опыта. Наиболее удачно это отражено в работах Н. В. Ахияровой, которая отмечает, что молодежное предпринимательство способно выполнять ряд социально значимых функций (присущих сферам молодежной и социальной политики) таких, как:

  • формирование нового менталитета нации, основанного на позитивном отношении к институту частной собственности и предпринимательству;
  • повышение экономической активности молодых людей;
  • организация занятости молодежи;
  • проведение профессиональной ориентации и обучения молодых людей;
  • предоставление возможности реализации достаточно высокого образовательного потенциала молодых людей, их самореализации и самоутверждения;
  • повышение жизненного уровня молодых людей;
  • формирование активной социальной позиции молодежи;
  • усиление социальной защищенности молодежи [1, с. 16].

Указанные функции могут стать основой для понимания молодежного предпринимательства как формы деятельности, которая выступает агрегатором развития молодежи, ее инициатив, предоставляет возможность быть участником социально-экономических отношений и повышает их жизненный уровень, а результаты деятельности молодых людей в сфере предпринимательства влияют на местное сообщество, преобразуя и улучшая его, поддерживая его имидж и статус.

Интеграция бизнеса, науки и образования содействует научно-техническому прогрессу, а возможность построения взаимосвязи крупного, среднего и малого бизнеса будут основой развития стратегии повышения конкурентоспособности не только университета, но и экономики региона. Такой тренд фиксируется в инновационно-развитых регионах России, где усиливается роль университетов в развитии молодежного предпринимательства. Например, на территории Томской области пятый год проходит форум U-NOVUS, который в 2018 году стал форумом новых решений, направленных на обсуждение возможностей совместного взаимодействия над вызовами ведущих отраслей между малым и средним технологическим бизнесом, научными командами университетов и крупными компаниями.

Томск — студенческий город, где до четверти населения молодых активных и инициативных людей учатся в университетах. Именно эта молодежь становится основной целевой аудиторией вовлечения и развития предпринимательства в регионе. Университет становится драйвером инновационного предпринимательства, участвуя тем самым в реализации концепции Университета 3.0, где происходит активное участие в процессах, связанных с технологическим предпринимательством, развитием бизнесов, формированием новых рынков.

В ответ на этот вызов, в Томске стали проводиться специальные мероприятия, такие как Digital конференции (28 июня и 30 октября 2018 года), где молодые предприниматели погружаются в среду современных инструментов управления бизнесом и работают над созданием своего бренда.

В рамках молодежного предпринимательства Томска разрабатываются и реализуются различные программы, конкурсы, форумы, школы для развития молодых людей в сфере предпринимательства.

К ним относится:
  • имиджевые мероприятия и конкурсы Бизнес-триумф и Бизнес-дебют от Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Томской области — курс мастер-классов от успешных предпринимателей;
  • школа успешного бизнеса (Городской центр поддержки малого и среднего бизнеса);
  • школа предпринимательства, мастер-классы, тренинги, семинары и конкурсы при университетах в бизнес-инкубаторах (ТГАСУ, ТГУ, ТПУ, ТГПУ, ТУСУР, СибГМУ);
  • мероприятия региональных отделений Бизнес молодости и Like-центра (Аяз Шабутдинов);
  • форум молодых предпринимателей от региональной программы развития молодежного предпринимательства “Томск-месторождение успеха”;
  • конкурс “Бизнес-погружение” (ЛАМА);
  • совместные мероприятия компании RUBIUS, администрации города Томска, ТГУ (Центр предпринимательства) и TomskHUB;
  • школа социально-предпринимательских навыков “StartupSocial” (Парк СГТ ТГУ);
  • городская программа по обучению школьников предпринимательским навыкам от Регионального центра развития образования.

Основываясь на материалах анализа молодежного предпринимательства на территории Томской области, можно зафиксировать, что эффективность и успешность молодежной предпринимательской деятельности зависит от множества факторов, к которым можно отнести: нормативно закрепленный статус молодежного предпринимательства в стратегических и регламентирующих документах; наличие федеральных программ поддержки молодежного предпринимательства и поддержки крупных организаций и фондов; организацию системы развития предпринимательских навыков у молодежи; реалии и условия, которые характеризуют современное общество и от которых зависит подбор инструментов организации предпринимательской деятельности. Однако на данный момент, учитывая современные тенденции, недостаточно развита инфраструктура поддержки молодежного предпринимательства, связанная с: правовым регулированием логотипа и бренда организации; коммуникацией между бизнесом, университетом, властью и обществом.

Список использованных источников и литературы:
1. Ахиярова Н. В. Молодежное предпринимательство как социальный фактор развития человеческого потенциала Республики Башкортостан // Социально-гуманитарные знания. – 2007. — №12. — С. 12-20.
2. Кяримова А. Д. Применение бренд-менеджмента в предпринимательской деятельности // Известия СПб гос. экон. ун-та. — № 5 (83). — 2013. — С. 132-135.
3. Фролова И. А. Особенности государственной поддержки молодежного предпринимательства в Республике Татарстан // Научный результат. Сер. Социология и управление. — 2016. — № 1 (7). — С. 57-64.

Научный руководитель: Абакумова Наталия Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии, факультет психологии, Национальный исследовательский Томский государственный университет.
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.