Бренд города Томска: особенности, подходы к формированию и новый вектор развития

Connect-Universum-Junior
Полунина К.С., факультет психологии, кафедра социальных коммуникаций, Национальный исследовательский Томский государственный университет.

В России термин «бренд города» возник недавно, и в настоящий период это стало новейшим популярным трендом в политике. В 2018 году была принята «Концепция продвижения национального и региональных брендов продуктов и услуг российского изготовления». Слово «бренд», «брендинг» начали употреблять многочисленные политические деятели в собственных выступлениях.

Самый первый бренд в мире появился в 1977 году в США, когда власти Нью-Йорка заплатили компании WellsRichGreene четыре целых и три десятых млн. долларов за разработку бренда города, который тонул в мусоре и занимал 1-ое место в обществе согласно уровню преступности. Дизайнер Милтон Дрейзер изобразил известную эмблему, складывающуюся из буквы I, красного символа сердца, и заглавных букв N и Y, набранных округлым шрифтом с засечками American Typewriter [1]. В России же первым городом у которого появился новый бренд, стала Пермь в 2009 году.

Чтобы понять для чего городу или территории иметь бренд, необходимо разобраться в терминологии понятий: бренд и бренд территорий. Бренд — облик марки продукта либо услуги в сознании потребителя, подчеркивающий его в ряду соперничающих марок. Бренд подразделяется на brand name и brand image. «Территориальный бренд» – это не просто логотип или фирменный стиль. Это концепция, которая может совместить районных жителей и выделить неповторимость их местности [5]. Тогда получается, что бренд города – совокупность ассоциаций, которые возникают у людей при упоминании названия города.

Бренд необходим городу для того, чтобы сделать его конкурентоспособным и привлекательным для дополнительных инвестиций, увеличить значимость города внутри страны и за ее пределами, привлечь внимание туристов и повысить доходы казны, повысить качество жизни жителей города[2].

На сегодняшний день большая часть населенных пунктов в Российской федерации имеет слабовыраженный бренд. О населенных пунктах отсутствуют первичные сведения (численность населения, точное географическое положение), отсутствует реклама, никак не очерчены конкурентоспособные достоинства. Все это приносит негативную оценку местности. В любом месте огромное значение имеют: репутация и бренд территории, на которую они имеют какие-либо планы, будь то место учебы, деятельности, место проживания, или инвестирование. Любой регион должен формировать собственный неповторимый бренд, известный во всемирном контексте. В особенности это затрагивает муниципалитеты. Обладая неповторимым образом они имеют все шансы сформировать дополнительный приток вложений, ресурсов с целью развития стабильного общественно-финансового положения [7].

В данной статье представлены особенности г. Томска, подходы к формированию и новый вектор развития бренда города.

Томск — город, расположенный на востоке Западной Сибири на берегу реки Томь [8]. Для Сибири характерны как суровые зимы, так и большие периоды низких температур. Поэтому данный регион не является массово посещаемым в туристическом плане.

Несмотря на свое географическое местоположение, Томск считается студенческим городом. На его территории существует 6 университетов. По завершении обучения в университетах большинство студентов уезжает из Томска. Получается, что большинство населения Томска – не Томичи, а приезжие студенты и население постоянно меняется. Для того, чтобы изменить данную ситуацию необходимо создать бренд города, привлекать инвестиции, делать жизнь жителей лучше и качественнее, чтобы все те, кто приезжают в город учиться, оставались жить в нем на долгое время.

На 2018 год нет ни одной официально принятой модели бренда г. Томска. В сети можно найти всего пару статей с вариантами названий брендов. В СМИ и на официальном портале Томска очень мало информации про бренд города.

Работа по созданию первого варианта бренда и логотипа Томска началась 15 августа 2006 года. Вышло постановление мэра города Томска N 447: «О конкурсе на создание бренда и эмблемы (логотипа) Стратегии развития города Томска до две тысячи двадцатого года» [3]. Первый вариант бренда появился 27 августа 2008 года. На портале «VTomske.ru» имеются сведения, что Томск отныне будет продвигаться под брендом «Сибирские Афины» на федеральном и международном уровне.

«Сибирские Афины» это частное название Томска, которое появилось в завершении 19 столетия уже после открытия в Томске первого в Сибири университета [6]. Под данным брендом издаётся литературный альманах «Сибирские Афины», ведется одноимённый конкурс, выпускается минеральная вода, имеется шахматная группа. В 2009 году стартовал проект Молодежного парламента Томской области. Согласно итогам интернет-голосования из числа томской молодежи был собран ТОП-12 молодежных марок Сибирских Афин, которые обнаружили собственное отображение в новогоднем наборе календарей Молодежного парламента Томской сферы. Всего в голосовании приняло участие приблизительно 2500 человек. В основном, это гости молодежного справочно-развлекательного портала gorod.tomsk.ru. Данный источник был подобран, так как его публика предельно отвечает условиям голосования.

В список томских брендов попали:
1. Томские олимпийцы-победители
2. Брейк-данс команда «Юди»
3. ТГУ. Первый университет за Уралом
4. Студенческий бизнес-инкубатор ТУСУРа
5. Футбольная команда «Томь» [4].

В 2014 году идею одной из альтернатив бренда (по мотивам сказки «Изумрудный город») взяли на вооружение томские предприниматели. В городе построили и открыли крупный торговый центр «Изумрудный город». Рядом с ним поставили монумент персонажам произведения Александра Волкова. А в 2015 году состоялось открытие туристского информационного центра, главной задачей которого является продвижение нового туристического бренда. Он сопряжен с басней о том, что Томск стал прообразом знаменитого Изумрудного города в сказках Александра Волкова. В 2001 году выяснилось, что автор Александр Волков был связан с Томском своей студенческой молодостью. Принимая во внимание то, что в то время в городе было огромное количество замечательных образцов деревянного зодчества, можно предположить, что Волков через несколько лет сделал Томск прототипом своего произведения [9].

Так же в 2015 году прошел конкурс на создание бренда Томской области. На конкурс представили двадцать восемь проектов и согласно результатам интернет-голосования фаворитом из числа стал проект «Это по-сибирски». За него проголосовали тысяча семьдесят девять человек. 2-ое и 3-е места взяли проекты с упором на финансовую специфику района и деревянное зодчество Томска. Проект, взявший 2-ое место, собрал тысяча шестьдесят четыре голоса. В нем отображена теория «Наше будущее в наших руках!». На 3-ем месте с тысяча сорок одним голосом проект «Область открытий», в основе зрительного вида это символ «Т», стилизованный под «деревянное кружево».

В том же 2015 году администрация Томска стала правообладателем товарного знака «Томск – студенческая столица России», ссылаясь на то, что в Томске пребывает 6 муниципальных институтов. В томских высших учебных заведениях и других специализированных учебных заведениях учатся более 80 тысяч человек.

Иными словами, можно констатировать тот факт, что на конец 2018 года в г. Томске нет принятого бренда города. С 2006 по 2018 год выдвигались такие варианты как: «Сибирские Афины», «Изумрудный город», «Томск – студенческая столица России», «Это по-сибирски». На основании имеющейся информации в СМИ можно сделать вывод, что выдвигались только идеи вариантов брендов, но как таковых проектов по его развитию именно нет. Для того, чтобы Томск ассоциировался с каким-либо брендом его нужно развивать.

Для начала необходимо определить и проанализировать целевую аудиторию брендирования. На кого направлен данный бренд, что является целью проекта.

После этого определить идеи и концепции. Данная концепция должна запоминаться всем целевым аудиториям. Необходимо сделать акцент на уникальности города.

В Томске можно обратить внимание на Таловские чаши, Синий Утес, село Чажемто (минеральная вода), Лагерный сад, леса – геолого-географические аспекты. Так же можно указать и то, что Томск – город студентов, который имеет уникальные здания деревянного зодчества, делающие этот город настоящим памятником архитектуры.

Список использованных источников и литературы:
1. 5 мировых городских брендов [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.sobaka.ru/city/city/20715 (дата обращения: 24.09.18).
2. Анхольт С., Хильдрет Д. Бренд Америка: мать всех брендов/ Саймон Анхольт, Джереми Хильдрет. — М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2010. — 100-150 с.
3. Дании, К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / Под ред. Кейта Дании; пер. с англ. Веры Сечной. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 56-97с.
4. Законодательная дума Томской области. Молодежные бренды города Томска [Электронный ресурс] – Режим доступа: old.duma.tomsk.ru/page.php?id=12798 (дата обращения: 24.09.18).
5. Значение слов в словаре [Электронный ресурс] – Режим доступа: clck.ru/EgDrZ (дата обращения: 24.09.18).
6. Портал «VTomske.ru»: Бренд-нейм Томска вводит в недоумение [Электронный ресурс] – Режим доступа: clck.ru/EgDtS (дата обращения: 24.09.18).
7. Постановление от 15 августа 2006 года N 447. О конкурсе на создание бренда и эмблемы (логотипа) Стратегии развития города Томска до 2020 года/
8. Томск. Материал из Википедии [Электронный ресурс] – Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 24.09.18).
9. Эксперт ONLINE Город, который стал прототипом. [Электронный ресурс] – Режим доступа: expert.ru/siberia/2015/28/gorod-kotoryij-stal-prototipom/ (дата обращения: 24.09.18).

Научный консультант: Наталья Андреевна Карнаухова, старший преподаватель, кафедры социальных коммуникаций, факультета психологии, НИИ ТГУ.
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.