Connect-Universum-Junior-2015: Сходства, различия печатных и электронных СМИ (на примере Томского Обзора и Томских новостей)

Connect-Universum-Junior
Самохвалова Елена Павловна
МАОУ «Планирование карьеры» г. Томска

Аннотация
Какой из продуктов СМИ лучше воспринимает новое поколение – поколение Z? Рассмотрев основные черты данного поколения, мы можем понять, что его представители предпочитают электронные СМИ. В статье мы рассмотрим положительные и отрицательные черты данного вида СМИ на примере реально существующего продукта – интернет — журнала «Томский Обзор» и сравним его с печатным СМИ, газетой «Томские новости».

Поколение Z – люди, родившиеся между началом девяностых и серединой нулевых. Первое поколение, которое выросло во времена глобализации и постмодернизма. То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для них уже настоящее. Их детство прошло на пике технологического бума. Поколение Z родилось в те времена, когда Интернет стал доступен каждому. В связи с этим изменился способ восприятия информации и скорость ее получения. Многие из них получают новости из электронных СМИ, предпочитая их бумажным. Поэтому актуальной темой становится интернет – журналистика, её отличия и преимущества.

К числу достоинств интернет — журналистики относится в первую очередь оперативность. Подготовка выхода газеты или телевизионной программы требует времени в несколько раз больше, чем появления материала в Интернете. Чтобы опубликовать материал в сети нужно лишь нажать кнопку: статья мгновенно появляется в сети и становится доступной для пользователей. [4]

Например, подготовка газеты «Томские новости» занимает неделю, выходит каждую пятницу. В каждом номере от 32 до 48 страниц местной политической, экономической и социальной информации.

Кроме того, в сети возможно двустороннее общение между журналистом и аудиторией. Часто устраиваются дискуссии, посвящённые актуальным темам. Любой пользователь имеет возможность оставить комментарий касательно того или иного журналистского материала. Такая возможность есть на «Томском обзоре», а газета «Томские новости» лишена подобной возможности. [2]

Другим важным преимуществом интернет — журналистики является практичность и удобство. Прочитать новость, воспользовавшись компьютером или мобильным телефоном, намного проще, чем идти к ближайшему киоску за газетой. Сейчас в Интернете есть аналоги различных изданий, многие из них уже обзавелись электронной версией или стремятся к этому.

Здесь же можно упомянуть и о целевой аудитории. В Томске, по данным предварительной оценки на 1 января 2015 году, проживает 564 тысячи человек. Тираж «Томских новостей» – 10 000 экземпляров еженедельно, то есть 30 000 экземпляров в месяц. Они занимают наибольший объем среди местных еженедельников. [5]

С другой стороны «Томский обзор». Томская область входит в первую пятерку регионов по уровню проникновения Интернета и количеству подключенных к Сети компьютеров. С помощью сайта LiveInternet.ru мы выяснили, что посещаемость сайта за месяц составила: Просмотров: 382 293. Посетителей: 101 166.

При этом у Томских новостей существует сайт — аналог их газеты. Количество просмотров за месяц: 38 215. Посетителей: 17 554. [6]

Таким образом, охват потенциальных читателей у «Томского обзора» больше.
Стоит упомянуть и о конвергентной журналистике. Это новое направление в журналистке. Оно подразумевает слияние различных средств массовой информации. Интернет — редакция работает с текстом, видео, аудио и фотоматериалами, что невозможно в печати.

Веб-дизайн в электронных СМИ имеет большой запас новых, инновационных и мультимедийных средств, которые раскрывают смысл элементов контента, чего нельзя достичь в печатных СМИ. Начинается новая эпоха сторителлинга, создаются новые интерактивные форматы для больших историй. Лонгриды и фотографии, которые превратились из иллюстративного материала в самостоятельную форму высказывания – это новый тренд электронных СМИ и информационных порталов. [3]

Однако ведущей характеристикой любых электронных СМИ является гипертекстуальность, с помощью которой можно расширить не только объемы информации, но и ее содержание. На «Томском обзоре» сейчас создано 2 лонгрида – Старый Томск. В Томске мы жили только искусством. Воспоминания главного художника Томского театра драмы Анатолия Шикули; Прогулка по городу Томск. Оттепель. Город в воспоминаниях и фотографиях Григория Абрамочкина.

Также большинство статей сопровождается фотолентами, количество фотографий в которых может достигать 50 штук. Такой объем информации просто не поместится в газету.

Ссылки на разнообразные источники, выполненные в гипертекстовом режиме, предоставляют возможность повысить качество информации, а именно ее полноту и достоверность. Печатные СМИ могут воспользоваться гиперссылками как альтернативными источниками и самостоятельно участвовать в интерпретации фактов, приходить к собственным выводам.

Гипертекст позволяет читателю лучше понять смысл происходящего, помогает ориентироваться в потоке информации. При этом гипертекст может неограниченно расширить тематическое поле с помощью ссылок на публикации по предлагаемой или смежной с ней тематике. Например, если мы посмотрим на «Томский обзор», то в конце каждой статьи есть ссылка на предыдущие статьи по теме. [1]

Один из значительных недостатков электронных СМИ – это то, что в интернете легко можно исправить любые ошибки, поэтому информация иногда недостоверна. Спрос на качественные новости растет. Перед миром встают все более острые и глобальные проблемы – от образования до иммиграции и изменений климата. Обществу просто необходим внятный анализ того, что происходит по всем этим направлениям.

Также грамматические или орфографические ошибки в статьях затрудняют чтение, влияют на образованность людей. Газеты и другие средства массовой информации не позволяют себе такой вольности, они тщательно проверяют информацию перед публикацией.

Издатели поймут, что хочет их аудитория. Если раньше они просто выбрасывали на рынок свою продукцию, то теперь понимают, чего хотят их читатели. Кроме того, среди большого количества информации сложно найти нужную и интересную именно вам.

Проанализировав все вышеизложенное, мы предполагаем, что предпочтения поколения Z оправданы. Представители данного поколения предпочитают регулярно обновляемый информационный портал с проверенной информацией. «Томский обзор» определенно пользуется популярностью и авторитетом нового поколения, он уже имеет свою постоянную аудиторию. Электронные СМИ превосходят обычные по таким пунктам, как оперативность, возможность комментирования, доступность и интерактивность. Интернет — СМИ в настоящее время рассматриваются в качестве полноценных игроков медиа-среды. В скором времени электронные СМИ вытеснят печатную прессу и, возможно, даже телевидение. Все их шероховатости и недостатки сгладятся.

Список источников:
1.Базарова А.А. Гипертекстуальность как базовая характеристика интернет-СМИ [Текст] / А.А. Базарова // Актуальные вопросы филологических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.) – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 151-152.
2.Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 383 с.
3.Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета [Текст] / М. М. Лукина, И.Д. Фомичева. – М.: Изд. фак. журналистики Моск. гос. ун-та, 2005. – 89 с.
4.Михайлов В.А., Михайлов С.В. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества / В.А. Михайлов, С.В. Михайлов // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». — Изд-во СПбГПУ, 2004. – С. 34-52.
5.Интернет — издание «Томский обзор» [Электронный ресурс] URL: obzor.westsib.ru/ (дата обращения: 05.05.2015).
6.Интернет — портал газеты «Томские новости» [Электронный ресурс] URL: tomsk-novosti.ru/ (дата обращения: 05.05.2015).
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.