Connect-Universum-Junior-2015: Возможности самореализации поколения Y в образовательном пространстве новых медиа

Connect-Universum-Junior
Сарикова Станислава Сергеевна
Национальный исследовательский Томский государственный университет

Развитие нашего общества напрямую связано с развитием поколений, и в данной статье рассматривается то, что представляет из себя поколение Y и какие возможности для его самореализации в образовательном пространстве новых медиа имеются на данный момент. Именно поколение Y, которое так же называют «поколением Миллениум» за рубежом и «поколением нулевых» в России, формирует тренды общественного развития. Согласно теории поколений, которая была разработана в 1991 году американскими учеными Уильямом Штраусом и Нейлом Хоувом, к поколению Y стоит относить тех, кто родился в 1981-2000 годах, а в России – тех, кто был рожден в 1984-2000 годах. [11] Сейчас это поколение является одной из крупнейших демографических групп, насчитывающей 78 млн. человек в одной только Америке и превосходящей поколение Х по численности в три раза. [4] Основным объединяющим фактором поколения Миллениум стал Интернет, который повлек за собой активное развитие цифрового номадизма. Цифровой номадизм (цифровое кочевничество, digital nomadism) – активно развивающееся социокультурное явление. Основной характеристикой цифровых кочевников является их мобильность и постоянная подключенность к сети Интернет. [5] Актуальность статьи выражается в изучении информационных и образовательных площадок, которые функционируют как оффлайн, так и онлайн, предоставляя тем самым поколению Миллениум возможность дистанционной работы и взаимодействия из любой точки мира.

За счет быстрого развития цифровых технологий за последние двадцать лет поколение нулевых приобрело способность быстро обучаться всему новому, развивать свои коммуникативные навыки, которые поспособствовали тому, что «игреки» стали субъектами ранее не существовавшего информационно-коммуникативного общества, в котором происходит обмен информацией с помощью сети Интернет. [9] Таким образом, целью данной статьи является изучение возможностей самореализации поколения Y, привыкшего жить и действовать в Сети, самореализовываться и познавать новое в образовательном пространстве.

Что же такое образовательное пространство новых медиа? Это феномен глобального пространства в контексте социокультурных сдвигов, которые связаны с формированием медиа-информационного пространства. Формирование образовательного пространства в системе новых медиа является одной из ключевых задач образовательной практики, которая трансформирует и расширяет понятие образования. Отличие новомедийного образования от образования в классическом его понимании состоит в том, что осуществляется переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. В образовании новых медиа большее значение начинает приобретать непрерывное образование, образование для взрослых. Благодаря системе новых медиа за последние десятилетия ускоряется развитие технологий и знаний в различных сферах деятельности человека. [1]

На смену классической образовательной парадигме приходит парадигма экогуманистическая, [10] ибо с появлением поколения Y меняется образовательная цель. Экогуманистическая парадигма представляет собой модель, которая следует универсальным ценностям жизни – в приоритет ставятся естественные права, свобода выбора и жизнь в гармонии с биосферой. Главными целями парадигмы являются формирование гармонично развитой личности, совершенной умственно, нравственно, обладающей достаточным объемом знаний, взаимодействие нравственно зрелой личности с окружающим миром, а также формирование нравственно зрелого общества для преодоления глобальных вызовов и угроз XXI века. Изначально суть экогуманистической парадигмы заключалась в подготовке человека, она была нацелена на приобретение максимального количества знаний, теперь же весь упор делается на самоопределение, самореализацию личности и ее развитие через образовательный процесс. Особенностью такого образования является то, что появилась возможность делать это, имея лишь подключение к Сети. Современный человек должен не просто обладать определенным набором знаний, но и уметь учиться – находить новую полезную информацию для решения определенных проблем и задач, использовать разнообразные источники информации, будь то университет, книги или сайты в Интернете, постоянно самосовершенствуясь и приобретая новые знания. В обществе, где развито кочевничество и у каждого человека есть возможность работать в любом уголке мира, умение учиться и работать с информацией является первоочередным, поскольку только люди, обладающие этим навыком, могут рассчитывать на успех в прогрессивном информационном обществе, которое с каждым днем становится все более развитым.

В наше время знания представляют собой не анализ прошлого как такового, а нацеленность в будущее, стремление его познать и найти новые перспективы, которые поспособствуют самореализации. С появлением новых информационно-коммуникационных технологий появились и новые социальные идеи, которые были неразрывно связаны с информационным обществом. Само понятие информационного общества теперь сформировало социальные идеалы и ценности. [6]

Становление новой образовательной модели, которая на данный момент развивается в пространстве новых медиа, привело к тому, что в обществе возник некий конфликт между образованием традиционным, которое подразумевает лишь передачу уже готового знания, не связывая его при этом с жизнью личности и социума и не учитывая динамику изменения современного мира, и образованием, построенном на новой модели, которое формирует образовательный процесс человека как его непрерывное развитие и представление полученных знаний через междисциплинарность современных знаний. Междисциплинарность представляет собой осмысление, которое существует за рамками конкретной дисциплины. Она рассматривается и осмысляется в науке по-разному и в различной степени: в постановке проблем, в подходах к их решению, в развитии теорий и выявлении связей между ними, а также в формировании новых дисциплин. [8]

Для решения этого противоречия предпринят переход на интернациональное (открытое) образование, которое является отличительной чертой цифровых кочевников. Что оно собой представляет? Открытое образование направлено на сближение национальных систем образования, формирование единого образовательного пространства, которое поспособствует повышению конкурентоспособности поколения Миллениум на международном уровне, развитию мобильности обучения, а также формирование единого образовательного пространства, что повысит востребованность специалистов на рынке труда. Интернациональное образование является основой информационного общества. Реализация этого перехода способствовала тому, что произошли качественные изменения во всех элементах педагогической системы, которая включает в себя характер знания, методы организации образовательного процесса, а также роль преподавателей и учеников в этом процессе. [2] Главный принцип открытого обучения состоит в том, что создаются все условия для развития творческой индивидуальности обучающегося и процесс подачи знаний обращен непосредственно к обучающемуся. Происходит социальное развитие информационного общества, которое проявляется в том, что все ожидания общества реализуются в образовательном процессе. При открытом образовании у обучающихся развивается широкое мировоззрение, формируется инновационное мышление, обучающимся помогают реализовать себя, найти свой творческий путь и уметь его отстоять.

В условиях информатизации общественных процессов проблема самоидентификации личности занимает важное место, поскольку самоидентификация представляет собой своеобразный фундамент при становлении как отдельной личности, так и всего общества. В настоящее время процесс становления осложняется тем, что возникает много новых сфер деятельности человека, влияние которых на личность необходимо изучать. Сама роль информационных технологий в жизни человека очень сильно возросла за последние двадцать лет и приобрела отдельную социальную значимость. В виртуальную реальность переходят многие сферы жизни человека, создавая тем самым параллельную виртуальную реальность, которая включает в себя множество альтернативных реальностей, которые могут существовать в виде странички в социальной сети, аккаунта онлайн игры и т.д. Интернет-коммуникация по сравнению с традиционной коммуникацией обладает рядом преимуществ, такими как возможность быстрой передачи информации, наличие множества контактов, с которыми можно связаться в режиме онлайн, преодоление различных социальных и индивидуально-психологических барьеров. [3]

В условиях интернационального обучения процесс интеграции России в международное образовательное пространство актуализирует проблему мобильности, которая дает значительное преимущество и студентам, и преподавателям, ибо у них появляется возможность выбора программ, форм и методов обучения, возможность взаимодействия в Сети, которая повышает скорость обмена информацией, а также дает возможность проводить консультации в режиме онлайн. [7] В образовательном пространстве новых медиа отдельное место занимают высшие учебные заведения, которые должны не только всячески сотрудничать между собой, но и поддерживать мобильность своих студентов и преподавателей, поскольку это только поспособствует всестороннему развитию сферы высшего образования и тех, кто с ней связан. Итогом такого сотрудничества могут стать совместные (сетевые) образовательные программы, которые разрабатываются двумя или более образовательными учреждениями и основаны на принципе академической мобильности, а целью их создания является повышение качества образования. Примерами такого сотрудничества могут послужить действующие совместные программы Томского политехнического университета с университетами Великобритании (Университет Хериот-Ватт, Университет Ньюкасла), Германии (Университет прикладных наук Анхальт, Международный университет Дрездена), Чехии (Чешский технический университет), Франции (Университет Париж-Сюд, Орлеанский университет). Томский государственный университет ведет активное сотрудничество с университетами Великобритании, Германии, США, Финляндии, Франции, а также предлагает программы и гранты, которые позволяют студентам проходить обучение в зарубежных высших учебных заведениях по всему миру. Мобильность таких программ для обучающихся предполагает возможность в рамках одной образовательной программы получать образовательные услуги в разных образовательных учреждениях, а для обучающих мобильность заключается во взаимопользовании методологических ресурсов, их обмене и привлечении профессорско-преподавательского состава самой высокой квалификации.

На данный момент открытое образовательное пространство новых медиа и возможность саморазвития в Сети являются основными характерными чертами поколения Y. В условиях быстро развивающихся информационных технологий и возможности взаимодействия через Интернет протекает процесс обучения, который является одним из фактов, оказывающих влияние на становление цифрового кочевничества. Благодаря системе новых медиа образовательное пространство постепенно начало формироваться в Сети, что сделало его доступным не только для поколения Y и цифровых кочевников, но и для любого лица, заинтересованного в саморазвитии. Возникновение новых медиа обеспечило возможность обучения онлайн в любом месте при наличии подключения к глобальной сети. Новые медиа позволили объединить все виды доступной информации для более эффективного ее усвоения – это текст, изображения, аудио, видео. Доступность информации позволила полностью контролировать сетевой мир и выбирать для изучения только то, что представляет интерес.

Научный руководитель: Спичева Дина Ивановна, преподаватель кафедры социальных коммуникаций НИ ТГУ

Список источников:
1.Григоров Г.А. Медиа – образовательное пространство на пересечении методологий философии образования и медиа-философии, Изд-во «Грамота», 2013. № 12
2.Демкин В.П., Можаева Г.В. Гуманитарное образование в информационном обществе // Открытый междисциплинарный электронный журнал «Гуманитарная информатика», выпуск 1
3.Завьялова З.С. Самоидентификация личности в условиях сетевых коммуникаций: постановка проблемы // Открытый междисциплинарный электронный журнал «Гуманитарная информатика», выпуск 5
4.Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент, 12-е изд. – СПб,: Питер, 2007. – 816 с.
5.Кужелева-Саган И.П. Бизнес-коммуникации в условиях цифрового номадизма
6.Лукина Н.П. Информационное общество: состояние и перспективы социально-философского исследования // Открытый междисциплинарный электронный журнал «Гуманитарная информатика», выпуск 1
7.Можаева Г.В. Сетевые структуры в образовании как фактор развития виртуальной академической мобильности // Открытый междисциплинарный электронный журнал «Гуманитарная информатика», выпуск 5, 2009 г. с.87
8.Тульчинский Г.Л. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.). Алетейя 2003
9.Хомякова Е. И. «Поколение Y» в контексте социального взаимодействия в современном обществе: Сб. научных трудов 9 сентября 2011 г. – Томск: Изд-во ТПУ, 2011. – С. 153-156
10.Доклад «Новая мировая парадигма ХХI века» greenfuture.ru
11.Howe N., Strauss W. Generations: The History of Americas Future, 1584 to 2069. – N.Y.: Quill William Morrow, 1991. – 544 p.
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.