Connect-Universum-Junior-2015: Актуальная «профессиограмма» специалиста по связям с общественностью глазами томских работодателей

Connect-Universum-Junior
Чернявская Ольга Юрьевна
Национальный исследовательский Томский государственный университет

В современном обществе для каждого студента важно, чтобы по окончании обучения он был востребованным специалистом в своей области. Поэтому студенту современного университета необходимо представлять, какие компетенции ожидает от него работодатель. Для этого студентам следует ознакомиться с профессиограммой своей профессии.

Профессиограмма (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) – это описание структуры и особенностей любой профессиональной деятельности, а также социально-экономических, производственно-технических и психофизиологических условий и требований, предъявляемых самой профессией к человеку. Она позволяет наиболее эффективно выполнять профессиональные требования, создавать условия для развития личности сотрудника и получать продукт, необходимый для общества. Она указывает наиболее возможные пути приобретения психологических качеств, профессионального обучения и переобучения, повышения квалификации и переквалификации, а также переориентации, если потребуется для данной профессии. Отсюда следует, что профессиограмма должна отражать перечень качеств человека, необходимых для выполнения профессиональной деятельности и стоящих на пути к успешному осуществлению деятельности, определяя индивидуальность специалиста.

В настоящее время существует несколько профессиограмм специалиста по связям с общественностью. Согласно данным профессиограммам, качества, которые необходимы специалисту по PR, условно можно разделить на 3 сферы:
1. Коммуникативная сфера
2. Эмоционально-волевая сфера
3. Познавательная сфера

Также PR-специалист в соответствии с общей профессиональной и специальной подготовкой должен уметь осуществлять следующие виды деятельности:
•информационно-творческая;
•социально-психологическая;
•информационно-коммуникационная;
•информационно-управленческая;
•рекламно-информационная;
•информационно-аналитическая;
•информационно-референтская;
•культурно-просветительская;
•организационно-рекламная;
•информационно-социологическая;
•научно-исследовательская.

Но возникает вопрос: является ли данная профессиограмма актуальной в наше время? Действительно ли работодателям важно, чтобы специалист по связям с общественностью обладал всем спектром умений и навыков, представленных выше?
Чтобы разобраться, какие же компетенции PR-специалиста сегодня востребованы на рынке, был проведен опрос потенциальных работодателей в сфере связей с общественностью томского рынка.

Целью опроса было выяснить, какие качества и компетенциями PR-специалиста сегодня востребованы работодателем выше всего. С помощью Google-сервиса томским работодателям был представлен опрос, составленный на основе существующей профессиограммы PR-специалиста и включающий в себя описание основных умений и навыков специалиста. Опрашиваемым нужно было оценить значимость тех или иных компетенций специалиста по связям с общественностью в современной ситуации.

Обобщая полученные данные, можно сделать следующие выводы:
•Для работодателей приоритетными видами деятельности в работе PR-специалиста являются информационно-творческая, социально-психологическая, информационно-коммуникационная, информационно-аналитическая, информационно-социологическая виды деятельности.

•Выше всего томские работодатели оценили важность следующих умений специалиста по PR: знание истории и современной практики массовой коммуникации и умение различать ее виды и формы; умение устанавливать и постоянно поддерживать необходимые связи со СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами, агентствами по связям с общественностью, издательствами, заинтересованными фирмами, государственными и общественными структурами, партиями и движениями; навыки планирования и организации рекламных, пропагандистских, информационных кампаний; владение навыками социального и политического маркетинга; умение организовать и вести протокольно-деловые мероприятия.

•По мнению опрашиваемых работодателей, современный PR-специалист должен обладать такими умениями, как готовность к работе в коллективе и способность находить и принимать управленческие решения.

Работодатели опрашивались в следующих отраслях: автомобильная, общественная, политическая, медицина и т.д. Можно сделать вывод, что абсолютно разные сферы нуждаются в специалистах по связям с общественностью.

На основе всего сказанного можно составить некий портрет современного PR-специалиста, в котором нуждаются работодатели. Это инициативный человек с живым интересом, который обладает навыками продвижения компании в социальных сетях, написания публичных статей руководителя, DR, умеет предотвращать кризисные ситуации и знает, как выйти из них, способен разрабатывать долгосрочные PR-кампании, программы развития компании совместно с другими сотрудниками, владеет вирусным пиаром. В общем, каждый настоящий PR-специалист должен быть, что называется, «человеком-оркестром», уметь сочетать в себе компетенции коммуникативной, эмоционально-волевой, познавательной и других сфер.

Научный руководитель: Гужова Ирина Викторовна, доцент кафедры социальных коммуникаций НИ ТГУ

Список источников:
1.Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996
2.Профессиограммы PR-специалистов [Электронный ресурс] URL: careerguidance.ru/profession/78/
3.Опрос томских работодателей [Электронный ресурс] URL: docs.google.com/forms/d/1ACCMRkqw5SWup2bBdTJNXgDXYqpcMUf6VkkyIz3GGw8/viewform
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.