Connect-Universum-Junior-2015: Поколения Y и Z в современном образовательном пространстве

Connect-Universum-Junior
Назарова Наталья Сергеевна, Чернова Вера Владимировна
Национальный исследовательский Томский государственный университет

Последние несколько лет стали переломными для многих организаций в плане донесения информации до целевых аудиторий. Довольно часто разного рода сообщения не воспринимаются потребителем должным образом ввиду того, что установки и ценности меняются быстрее, а теоретическая основа, отслеживающая эти изменения, не успевает сформировываться. Современные тенденции развития общества формируют потребность применения новых, уникальных и нестандартных подходов в коммуникации с потребителями. Поэтому для специалистов, работающих с различными аудиториями, имеет важное значение ориентация на глубинные ценности людей.

В настоящее время с проблемой эффективного донесения информации сталкиваются и высшие учебные заведения: новоявленные абитуриенты во многом отличаются от своих предшественников. Понять и обнаружить присущие им установки и ценности может помочь “теория поколений” (Н. Хоу, В. Штраус 1991).

В данной статье подробнее рассматриваются 2 поколения — Y и Z, т.к. именно их представители находятся в поле зрения университетов.

Целями нашего исследования являются:
1. изучение особенностей поколений Y и Z в современном образовательном пространстве;
2. разработка практических рекомендаций по привлечению потенциальных абитуриентов.
Одной из главных задач ставится определение временных границ поколений Y и Z, являющихся в настоящее время целевыми аудиториями высших образовательных учреждений.

Теоретическим базисом для данной статьи послужила “теория поколений”, созданная в 1991 году американскими учёными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Примечательно, что она возникла на стыке нескольких наук. Нейл Хоув был специалистом в области демографии и экономистом, а Вильям Штраус являлся историком, писателем и драматургом. Созданная ими теория была основана на том, что ценностные ориентиры разных поколений имеют существенные отличия друг от друга.

Поколение — совокупность всех людей, родившихся по промежутку примерно двадцати лет или о длине одной фазы жизни: детство, молодая взрослая жизнь, середина жизни и старость (Н. Хоу, В. Штраус).

Изучив историю США Хоув и Штраус сумели выявить временные периоды, в течение которых большинство людей вне зависимости от разницы в возрасте оказываются носителями сходных ценностей. Объектом исследования теории поколений на Западе стал средний класс. Именно не раз уже прозвучавший термин «ценности» и стал основой теории поколений.

Говоря далее о поколенческих ценностях мы будем подразумевать убеждения и представления о самых общих понятиях, непосредственным образом оказывающих влияние на жизнь, деятельность и поведение людей. По большей части они являются глубинными, подсознательными и не носят ярко выраженной формы.

По мнению социологов, поколенческие ценности формируются у ребенка до 12–14 лет под влиянием общественных событий (политических, экономических и социальных — определяющих в том числе темп и иные характеристики технического прогресса), а также семейного воспитания.

Согласно теории поколений Хоува и Штрауса, рассматривающей историю США, временные рамки поколений были выделены следующим образом:
Поколение “молчаливых” — люди, родившиеся в 1925-1945 годах. Основными чертами, характеризующими представителей этого поколения является конформизм, строгое следование установленным правилам и порядкам и отсутствие значимого культурного вклада, за что журнал Time и дал им такое название название, затем закрепившееся и стало термином.

Поколение “бэби-бумеров” — родились в 1946-1964. Данный термин был предложен газетой New York Times. Рождение представителей этого поколения пришлось на демографический всплеск, связанный с сексуальной революцией, расцветом рок-музыки и переломом в моральных и нравственных устоях. “Бэби-бумеры”, в отличие от “молчаливых” являлись противниками правил и стремились к освобождению от устоев и ценностей, присущих своим родителям.

Поколение “Х”- люди, родившиеся в 1965-1982. Термин предложили британский исследователь Джейн Дэверсон и голливудский репортер Чарльз Хамблетт, а закрепил писатель Дуглас Коупленд. “Иксы” родились в период демографического спада, логично следующего за бумом, что очень повлияло на их мировоззрение. Нулевой прирост населения спровоцировал социальные проблемы и создал пропасть между “бумерами” и их детьми. Их взгляды на жизнь сформировали политические и социальные реформы, не всегда дававшие положительные результаты, как следствие представители этого поколения скептически относятся к действиям властей. Кроме того, на них повлиял рост разногласий в образовательной системе, следствием которых стали неоднозначные требования к их интеллектуальным способностям и академическому багажу. Поколение “Х” считается потерянным и оторванным от мира. Исследование британской молодежи, проведенное Джейн Деверсон в 1964 году для журнала Womans Own, выявило, что молодые люди «спят друг с другом до свадьбы, не религиозны, не любят королеву и не уважают родителей, не меняют фамилию, когда выходят замуж».

Поколение “Y” — родившиеся в 1983-1995. Данный термин был предложен журналом Advertising Age. Основное, чем характеризуется это поколение, – вовлеченность в цифровые технологии, философская парадигма нового тысячелетия (миллениума), новый виток разделения на либеральные и консервативные взгляды. Но главное, как говорят в рамках классической трактовки, – стремление оттягивать переход во взрослую жизнь, а на самом деле – концепция вечной молодости. В США и Европе рождение “игреков” пришлось на то время, когда глобальная сеть уже входила в свои права, и их вовлеченность во всемирную паутину значительно повлияла на их мировоззрение и ценности. Большая часть поколения Y уже является Digital Natives. В цифровом мире они местные. А их родители и старшие сестры, братья, принадлежащие к поколениям X и ранним “игрекам” – Digital Immigrants, цифровые иммигранты.“Игреки” более политически и социально активны, толерантны и либеральны, чем “иксы”, они — дети глобализации, стирающие границы и ломающие стереотипы.

Поколение “Z” — люди, рождающиеся с 1995 года по настоящее время. Принципиальное свойство представителей поколения “Z” – технологии у них в крови. Все поколение Z родилось в эпоху глобализации и постмодернизма, является Digital Natives. Z аккумулировали в себе черты близких по времени предшественников и те черты, которые мы уже чувствуем, но пока не можем точно сформулировать. Сейчас нельзя точно сказать, какие именно качества присущи этому поколению, но уже заметно, что «строительным материалом» для них являются более выраженная наглость, отрицание иерархии, эгоизм и нарциссизм.

Временные границы поколений точно не определены, следовательно, это понятие условное. Социологи делают выводы на основе опросов и наблюдений за людьми и событиями. В разных странах эти границы часто не совпадают из-за экономических и культурных особенностей.

Адаптацию “теории поколений” для России в 2003-2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис — координатора проекта Rugenerations. Применение теории поколений в российской практике имеет свою специфику. По результатам социологических исследований к среднему классу себя относят как минимум две группы россиян. Первая группа – это люди с высоким экономическим доходом и вторая – люди с высоким уровнем образования и не очень высоким доходом. Поэтому в России применяя теорию, специалисты предпочитают использовать термин «большинство». Для обозначения поколений команды Rugenerations использовала те же термины, которые называли поколения в США и Европе. В ходе исследований временные рамки поколений в России были определены следующим образом:

“Молчаливое поколение” – родившиеся в 1923-1943. Ценности “молчаливых” формировались до 1953 года. На них повлияли сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны. Как следствие исторических событий, главными ценностями российского поколения “молчаливых” стали преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение. Они — конформисты, как и представители этого поколения на Западе.

Поколение “бэби-бумеров” — люди, рожденные в 1943-1963. На ценности и мировоззрение советских “бумеров” повлияла «оттепель», покорение космоса, позиционирование СССР как мировой супердержавы, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. В результате появилось поколение с психологией победителей. Советские “бэби-бумеры” были настроены менее критично по отношению к ценностям предыдущего поколения, чем “бумеры” Запада. Для них все еще является важным коллективизм, командный дух, уважение порядков, но в то же время появляется оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении.

Поколение “Х” — люди, родившиеся в 1963-1983. Ценности этого поколения формировались до 1993 года. На представителей поколения “Х” повлияло продолжение «холодной войны», перестройка, война в Афганистане. В отличие от потерянных и оторванных от реальности представителей западного поколения “Х”, для советских и российских “иксов” важными ценностями стали гибкость взглядов и готовность к изменениям. Они не поддаются депрессивным настроениям, но готовятся к тому, чтобы в течение всей жизни обучаться и меняться. Их взгляды неформальны, они учатся надеяться на себя, становятся глобально информированными и технически грамотными. Представители советского и российского поколения “Х” более интегрированы в реальность, чем западные представители этого же поколения, что и является главным различием между ними.

Поколение “Y” — родившиеся в 1983-2000. Ценности российских “игреков” продолжают формироваться и сейчас. На них повлиял распад СССР, теракты и военные конфликты, развитие цифровых технологий. Мобильные телефоны и интернет – их привычная действительность. Пока специалисты не могут в систему ценностей этой группы уже включены такие понятия, как гражданский долг и мораль, но при этом психологи отмечают их наивность, нежелание брать на себя ответственность и умение подчиняться. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение и веселое времяпрепровождение.

Поколение “Z” — рождающиеся с 2003 приблизительно по 2023. Ценности поколения Z формируются сейчас, и их весьма сложно определить, так как их смена идет постепенно и зависит от места, где живет человек. Например, в столицах, портовых городах, местах, где много иностранцев – это происходит быстрее. Поколение Z — первое в России является Digital Natives, в отличие от Запада, где уже поколение Y становится постоянным жителем глобальной сети. Российских “зэтов” описывают как самостоятельных и предприимчивых молодых людей, способных быстрее найти подход к новому гаджету, чем к человеку.

Как можно увидеть в вышепредставленной интерпретации теории поколений, основные различия в описании поколений появляются после поколения Y. Это связано с тем, что на Западе интернет и глобальная информатизация начали активно формироваться именно во время созревания ценностей именно этого поколения, тогда как в России интернет стал общедоступен и появился практически в каждом доме только в эпоху “зэтов”. Также стоит отметить, что в силу еще не закончившегося формирования ценностей у этих поколений, специалисты, описывая их, сходятся лишь в том, что ценности и особенности представителей поколений “Y” и “Z” варьируются в зависимости от места их жительства и множества других факторов.

В то же время для современной системы образование становится важным понимание именно этих двух поколений. Особенно сильно в этом нуждаются современные университеты, поскольку поколение “Y” — это нынешние студенты и абитуриенты, а “Z” — потенциальные абитуриенты, и необходимо понимать, каким образом можно эффективно взаимодействовать с каждым из них.
Нашей задачей стало определение личностных особенностей представителей поколений “Y” и “Z”. Для этого мы провели анкетирование, респондентами которого являлись представители каждого из поколений.

“Зетами”, согласно описанной выше теории, являются ученики 7-8 класса средней школы, а “игреками” — студенты 2-3 курса университетов. Респондентам была предложена анкета, составленная на основе 26-ти утверждений, которые характеризуют членов интересующих нас поколений. (Приложение 1) Опрашиваемые должны были ответить, согласны ли они с представленными высказываниями.
В опросе приняли участие 40 учеников 7-х классов, а также 40 студентов 2-3 курсов университета.
70% студентов сошлось во мнении относительно следующих суждений:
“Мне удобнее поговорить с человеком лично или поговорить по телефону, чем написать ему.”
“Я не люблю брать на себя ответственность.”
“Для меня «успешная карьера» важнее, чем «надежная карьера».”
“Если я знаю, что получу достойное вознаграждение, то могу выполнить огромный объем работы в очень сжатые сроки.”
“Основная мотивация для работы – деньги и веселье.”
“Мое детство прошло без гаджетов и интернета”
“Я веду или когда-либо вел текстовый блог”

Что касается учеников 7 классов, то 83% из них согласилось со следующими высказываниями:
“Я провожу много времени в кружках и секциях.”
“Я разбираюсь в гаджетах лучше, чем в эмоциях других людей.”
“Я не использую инструкцию, чтобы понять как работает новый гаджет.”
“Мне проще воспринимать визуальную информацию, чем текстовую.”
“Я уже не считаю себя ребёнком.”
“Для меня виртуальный мир так же прости и близок, как и реальный.”

Основываясь на результатах проведенного исследования, можно сказать, что представители томского поколения “Y” сторонятся ответственности, но хотят получить большой результат “здесь и сейчас”.

В то же время от них можно ожидать большой работоспособности и высоких результатов при наличии достойной мотивации. Опрошенные нами “игреки” говорят о том, что успех для них важнее “теплого места” и надежности, поэтому ими можно управлять, меняя стимулы и вводя систему поощрений.
Они тонко чувствуют наличие выгоды для себя и готовы выполнять критические объемы работы, легко воспринимают большие объемы текстовой информации, поскольку сами являлись или являются блоггерами, создающими подобный контент. Они доверчивы и чаще обращаются к людям, чем к интернету в поисках ответов на свои вопросы. “Игреки” все еще воспринимают бумажные книги и могут искать информацию в каталогах, поскольку это знакомо им с детства. Они — цифровые иммигранты, и с ними все еще можно взаимодействовать с помощью текстов, а не электронных месседжей.

Мы можем сказать, что для привлечения внимания поколения “Y” учебный процесс, материалы и прочее должны быть мотивирующими и захватывающими. Например, создавая рекламную продукцию вузов, направленную на “игреков” следует подчеркивать перспективы саморазвития, интересного времяпрепровождения, успешной карьеры и веселой студенческой жизни.

Кроме того, с “игреками” все еще стоит говорить словами, а не картинками. Они сами являются создателями больших текстовых массивов, а значит воспринимать их им проще и привычнее.С “игреками” стоит выстраивать доверительные отношения, делая упор на взаимодействие “face-to-face”. Они готовы тратить время на учебу и саморазвитие, если это обеспечит им интересное существование и веселое времяпрепровождение, и в материалах, направленных на них, это стоит подчекривать.

Очевидно, что томские “зеты” много времени свободного от учёбы проводят в кружках и секциях. В данном контексте кружки и секции рассматриваются как форма опеки над детьми. Следовательно, гиперопека обуславливает дефицит общения со сверстниками, зато семья имеет для них огромную ценность. К тому же, по их собственному мнению, в гаджетах и технологиях они разбираются лучше, чем в эмоциях окружающих людей. Всё вышеперечисленное указывает на недостаток общения “зетов” с внешним миром, что зачастую компенсируется повышенным вниманием к своему внутреннему миру. Значит они в большей степени будут заинтересованы искусством и наукой, преобразованием пространства вокруг себя, созданием чего-то нового и уникального. Представители томского поколения “Z” успешно осваивают технические новинки, они не сторонятся современных технологий и с удовольствием стремятся всё попробовать. Ведь то, что предыдущие поколения называли “технологиями будущего”, для поколения “Z” является настоящим. Согласно опросу, они считают, что уже вышли из детского возраста. “Зеты”, привыкшие с детства к визуальной информации, сложнее воспринимают текст, чем “игреки”. Следовательно, маркетинговые коммуникации, направленные на “зетов” не следует перегружать текстовой информацией. Они привыкли к виртуальному миру, во многом им ближе персонажи различных видеоигр, нежели реальные люди. Гораздо эффективнее будет всё визуализировать, переносить в видеоигры.
Мы составили список рекомендаций по взаимодействию высших образовательных учреждений с представителями поколений Y и Z. Эти рекомендации могут быть использованы для достижения наилучшего результата при составлении рекламных материалов, проведении клэш-аутов вузов, непосредственном общении с представителями поколений.
Поколение “Y”:
1. Необходимо подчеркивать и описывать перспективы достижения успеха и получения удовольствия от процесса взаимодействия с системой образования.
2. Информация должна быть представлена большей частью в текстовой форме.
3. Следует подчеркивать возможность выстраивания доверительных отношений с вузом. (Например, “Мы все — большая семья”)
4. Стоит подчеркивать конкретную систему поощрений и наказаний, поскольку “игреки” несколько безответственны.
5. С “игреками” нужно активно взаимодействовать оффлайн, поскольку их жизнь еще протекает в мире, не полностью подчиненном интернету.
Поколение “Z”:
1. Информацию следует подавать преимущественно с использованием визуальных образов, не прибегая к большим текстовым массивам.
2. Выстраивать коммуникацию следует посредством социальных сетей. Необходимо предоставлять им как можно больше информации, чтобы завоевать доверие.
3. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, поэтому следует избегать длинных постов. Лучше предоставлять информацию в формате мини-новостей.
4. В рекламной продукции следует использовать образы, взятые из узнаваемых видеоигр, мемы из социальных сетей.
5. Необходимо делать упор на возможности самоактуализации и развитии себя как отдельной личности.

Рассмотрев особенности и ценностные ориентации поколений Y и Z, были выявлены характерные различия между ними. В основном характерные отличия двух данных поколений связаны с мышлением, отношением к гаджетам и современным технологиям, со способом и манерой восприятия информации, мотивацией к учебной и другим видам деятельности.

На основе полученной информации были разработаны практические рекомендации по взаимодействию с представителями разных поколений и привлечению потенциальных абитуриентов. Для поколений “Y” информацию следует представлять преимущественно в текстовом формате, в отличие от поколения “Z”, которые привыкли воспринимать визуальные образы. Выстраивая диалог с “игреками”, не следует пренебрегать личным общением с ними, когда как с “зетами” эффективнее взаимодействовать онлайн. Необходимо помнить, что для представителей поколений “Y” достижение успеха и получение удовольствия находятся в приоритете. Для “зетов” же важным является возможность всестороннего саморазвития. Данные рекомендации могут помочь при личном взаимодействии с потенциальными абитуриентами и при создании рекламной продукции для них.

Использованная литература:
1. Штраус У., Хоу Н. «Поколения: История Будущего Америки» (Generations: The History of America’s Future) [Электронный ресурс] ∕∕ Zillion — интернет-издание о персональном онлайн обучении, дистанционных курсах, вебинарах и онлайн консультациях.
URL: zillion.net/ru/blog/316/pokolieniia-x-y-z-kak-v-nikh-razobrat-sia (дата обращения: 07. 05. 2015).
2. [Электронный ресурс] ∕∕ Теория поколений в России. URL: rugenerations.su/ (дата обращения: 07.05.2015).
3. [Электронный ресурс] ∕∕ Сергей Новиков. иронические записки психолога или интернет-санаторий для ветеранов и инвалидов педагогического труда. URL: svblog.ru/teoriya-pokoleniy/ (дата обращения: 07. 05. 2015).
4. [Электронный ресурс] ∕∕ Энциклопедия менеджера. Википроект E-xecutive.ru. URL: www.executive.ru/wiki/index.php/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9 (дата обращения: 07. 05. 2015).

Сведения о научном руководителе:
Карнаухова Наталья Андреевна, старший преподаватель кафедры социальных
коммуникаций факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета.
Приложение 1:
Опросник для выявления особенностей личности представителей поколений Y и Z.
Пожалуйста, оцените, насколько каждое из нижеследующих утверждений применимо к Вам в соответствии со шкалой:
1 — согласен с утверждением
2 — не согласен с утверждением
3 — затрудняюсь с ответом
1. Я провожу много времени в кружках и секциях.
2. Я разбираюсь в гаджетах лучше, чем в эмоциях других людей.
3. Мне комфортно проводить свободное время в одиночестве.
4. Мне проще воспринимать визуальную информацию (иконки, картинки, видео и т.д.), чем текстовую.
5. Я чаще пишу SMS, чем совершаю голосовой вызов.
6. Мне проще «загуглить» вопрос, чем задать его кому-нибудь из знакомых.
7. Я не использую инструкцию, чтобы понять, как работает новый гаджет.
8. Я без особого труда могу накопить деньги.
9. Я веду или когда-либо вёл текстовый блог (Twitter за блог не считается)
10. Я уже не считаю себя ребёнком.
11. Я считаю, что продукты для детей (игрушки, книги) должны придумывать сами дети.
12. Для меня виртуальный мир так же прост и близок (компьютерные игры, виртуальные друзья) как и реальный.
13. Для меня, наличие брендовой вещи – это, прежде всего показатель высокого социального статуса.
14. Я легко воспринимаю несколько типов информации одновременно (например, я могу читать книгу и слушать музыку одновременно).
15. Я считаю себя особенным и достойным большего, чем другие.
16. Я не люблю строить долгосрочные планы, и не считаю это необходимым.
17. Основная мотивация для работы – деньги и веселье.
18. Если я знаю, что получу достойное вознаграждение, то могу выполнить огромный объем работы в очень сжатые сроки.
19. Я плохо умею копить или экономить деньги.
20. Для меня «успешная карьера» важнее, чем «надежная карьера».
21. Мои ожидания от мира часто не совпадают с реальностью.
22. Я не подвержен стереотипам, осуждение со стороны людей не собьет меня с пути.
23. Свое детство я провел без гаджетов и интернета.
24. Я не люблю брать на себя ответственность.
25. Мне удобнее поговорить с человеком лично или поговорить по телефону, чем написать ему.
26. Я скорее обращусь за советом к родителям, чем полезу за ответом в интернет.
27. Как Вы чаще всего проводите свое свободное время? Выберите не более трех вариантов.
● занимаюсь творчеством/самообразованием;
● играю в видеоигры;
● провожу время в интернете (социальные сети, сетевые игры);
● провожу время с семьей/друзьями;
● занимаюсь спортом.

Укажите Ваш пол _____________
Укажите Ваш возраст ____________________

Спасибо за участие!
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.