Connect-Universum-Junior-2015: Цифровое кочевничество как катализатор креативных идей

Connect-Universum-Junior
Беспятова Екатерина Евгеньевна
Кафедра социальных коммуникаций, факультет психологии, НИ ТГУ

Несмотря на то, что интернет появился относительно недавно – на рубеже 60-70 х годов двадцатого века, — он является по-настоящему глобальной сетью. Всемирная паутина охватила даже не десятки, а сотни стран. На июнь 2013 года она распространилась на территории уже ста восьмидесяти двух государств мире [14]. А по данным международного союза электросвязи в мире насчитывалось более трех миллиардов пользователей интернета [13]. Соответственно, современный человек может получить доступ в сеть практически где угодно.

Благодаря интернету, скорость передачи информации возросла в разы. Если до появления всемирной паутины скорость отправки письма могла составлять недели, то теперь она достигает нескольких секунд. Количество информации в мире резко выросло, и теперь большую проблему составляет не обработка уже имеющихся сведений и данных, а создание чего-либо нового. Поэтому, для генерации новых и креативных идей, стараются использовать все имеющиеся возможности. Быстрое развитие технологий сделало человека свободнее и независимее, человечество больше не связано четырьмя стенами офиса, теперь все необходимые и даже творческие задачи можно выполнять, работая в намного более комфортных условиях. Не удивительно, что для достижения этой цели, множество людей перенесли свое рабочее место именно в интернет-пространство. К тому же с каждым годом различные гаджеты становятся только мобильнее, легче и функциональнее, все сильнее облегчая владельцам работу в сети [9].

«Новые цифровые технологии обещают включить большое количество людей в такую работу, где они сами могли бы выбрать то, когда и в каком месте им предстоит работать; чтобы они смогли определиться между стационарным и кочевым образом жизни». Так написали в 1997 году в своей книге «Digital nоmads» Цугио Макимото и Дэвид Мэннерс [2].

Digital nomads — это специалисты в каких-либо областях, которые в своей работе не привязаны к определенному месту на Земле, и которые используют интернет-технологии для выполнения поставленных задач. Кочевые предприниматели и профессионалы зачастую являются внештатными авторами, фотографами, менеджерами по маркетингу, веб-дизайнерами, разработчиками программного обеспечения, графическими дизайнерами и различными другими профессионалами, которые могут выполнять трудовые обязанности, независимо от их физического расположения [18].

Но необходимо разделять понятия «цифровой кочевник», «фрилансер» и «путешественник».

Прежде всего, digital nomads– это и фрилансер и путешественник одновременно. Но при этом не каждый фрилансер и не каждый путешественник является цифровым кочевником. Фрилансер не обязательно должен путешествовать – он может работать и у себя на дому или в коворкингах (центрах совместной работы). При этом он получает заработную плату за хорошо выполненную работу.

Для путешественника первоочередная цель состоит в том, чтобы посмотреть на новые места. Ему интересно тратить время, по большей части, на развлечения или отдых. А зарабатывание денег во время путешествия не является для него важной задачей.

Цифровой кочевник объединяет все выше перечисленное. Он путешествует по миру, но когда выбирает места для остановок, акцентирует свое внимание, прежде всего, на те, где ему будет комфортно трудиться. И, конечно, он получает зарплату за свою работу [11].

В современном мире «цифровое кочевничество» стало глобальным явлением. В интернете существуют сотни ресурсов для единомышленников, на которых зарегистрированы тысячи пользователей. Записи на этих ресурсах обновляются регулярно, сообщения со всех концов света раскрывают главные проблемы, стоящие перед путешественниками, а ответы на многочисленные вопросы появляются в мгновение ока. Общаясь таким образом, представители digital nomads передают друг другу важную и актуальную информацию о тех местах, где они работают, в каких странах/городах легче всего обустроить свою профессиональную деятельность и т.д.

Цифровых кочевников становится все больше с каждым годом, практически не зависимо от того из какой страны происходят эти «Digital nomads». Это особый культурный статус и определенный тип людей. Тех людей, которые готовы следовать за идеей до конца и претворить в жизнь те из них, какие будут, на их взгляд, являться наиболее эффективными. Очень сложно выделить страны, в которых на свет появилось большее количество цифровых кочевников. С условием того, что если в государстве есть свободный доступ к интернету, значит, есть, в том или ином объеме, и цифровые кочевники. Но, тем не менее, номадизм наиболее распространен среди жителей западной и центральной Европы и США. А для своей работы кочевники чаще всего выбирают страны Азии и Африки [4].

Автором данной статьи было проведено исследование [8] того, как жители некоторых городов Сибири (Томск, Кемерово, Красноярск, Барнаул) относятся к культуре цифровых кочевников. Результаты показали, что, с одной стороны, часть респондентов (49%) положительно оценивает работу такого типа, но при этом, в силу разных причин, не стремится присоединиться к кочевникам. Другая часть опрошенных (43%), индифферентно относятся к номадизму, и не выделяют номадизм, как особый вид профессиональной деятельности. Не значительное количество (3%) отрицательно относится к цифровым кочевникам, аргументируя это тем, что те понапрасну тратят время. И лишь небольшая часть (5%) не просто положительно относится, но и готова присоединиться к такой культуре.

Большинство номадов рассказывают о том, что им было нелегко решиться уйти от работы в офисе и начать путешествовать по миру, работая удаленно. Они опасались, что это негативно скажется на результатах их профессиональной деятельности.

В частности такой цифровой кочевник как Марина Джэнейко говорит: «Для меня, наверное, самой большой проблемой было начать путешествие. Слишком все было неопределенно. Я и мой напарник очень мало знали о том, куда мы летим, не имели представления где будем жить, и, особенно, сможем ли мы выполнять всю нашу работу удалено, не скажется ли необычная окружающая обстановка на трудоспособности. Но все чудесным образом встало на свои места» [7].
Конечно, у такого явления, как цифровое кочевничество достаточно минусов, которые отталкивают многих желающих [11].
• Не во всех государствах интернет обладает высокой скоростью, поэтому онлайн-соединение может быть не совсем стабильным.
• Законы большинства стран мира не позволяют находиться в них слишком долгое время подряд. Где-то достаточно выезжать-въезжать (т.н. visa-run), где-то действует ограничение на количество дней пребывания в полугодие.
• Велик риск потерять ценные вещи, такие как: документы и рабочее оборудование. В чужом государстве очень сложно восстанавливать документы, а без рабочего оборудования теряется сам смысл digital nomads.
• В такой работе самым главным качеством у специалиста должна быть отличная организованность. Поскольку красивый пейзаж служит не только вдохновляющим, но и отвлекающим фактором.
• Языковой барьер с жителями тех стран, в которые приезжает цифровой кочевник. Несмотря на то, что английский, испанский и французский языки одни из самых распространенных в мире, тем не менее, не во всех странах на них свободно говорят.

О проблемах можно еще много говорить, но сами цифровые кочевники полагают, что все эти проблемы отступают перед теми преимуществами, которые дает им жизнь подобного рода.

Почти каждый цифровой кочевник убежден в том, что только благодаря такому образу жизни, они смогли добиться успеха.

Один из представителей digital nomads под ником Lunaticman, пишет в своем блоге следующие вещи:
«Я был крайне удивлен, заметив, насколько продуктивнее проходит время, когда я путешествую. В этом есть свой смысл. Если я приехал в Рим всего на неделю, зачем мне тратить время на фэйсбук? Если я постоянно окружен новизной, то все это не оставляет времени для скуки и улучшает мою концентрацию, и даже заставляет меня чувствовать себя здоровее и креативнее» [1].

Кеви Гуппта в интервью для Nomadlist.com — ресурса, предназначенного специально для цифровых кочевников, — говорит:
«Когда ты путешествуешь, а не сидишь днями и ночами в скучном офисе, то ты начинаешь шире смотреть на мир. Все эти наблюдения вызывают приток вдохновения и заставляют мыслить совсем иначе. Только так я могу придумывать нечто такое, что позволит мне решить проблемы своих клиентов» [6].

И действительно, если внимательно почитать различные блоги и форумы, принадлежащие номадам, то невольно начинаешь понимать, почему они становятся успешными.

Каждый второй цифровой кочевник говорит о том, что стоило ему начать путешествовать, как все в его жизни изменилось. Новые эмоции, новые впечатление, новые знания и расширение кругозора. Гибкий, удобный график, полная свобода действий. Все это и является теми факторами, которые способствуют созиданию необычных идей среди путешественников.

«Недавно у меня была возможность ежедневно наслаждаться закатом на острове Бали в течение двух недель подряд. А до этого я путешествовал по холмам Северного Таиланда. А еще раньше я и Кристен слушали посреди ночи талантливых тайских детей, играющих лучшую джазовую музыку, которую мы когда-либо слышали. Все это дает просто потрясающий эффект для работы. Сталкиваясь ежедневно и еженочно с новыми восхитительными и необычными вещами, вы регулярно генерируете такие идеи, которые вы не придумали бы, будучи привязаны к одному месту, одной работе, и одному образу жизни» — рассказывает Кеви Гуппта, цифровой кочевник [6].

Многочисленные специалисты заявляют, что, только работая в «полевых условиях», они генерируют те идеи, которые приносят им наибольший доход. Но разделяют ли их энтузиазм работодатели?

Обычно клиентами цифровых кочевников являются такие заказчики, которые достаточно давно имеют дело с фрилансерами, как минимум. Однако работодатели обычно не стараются увидеть разницу между цифровым кочевником и фрилансером, для них важно не местоположение работника, а его профессиональные навыки. Но те из них, кто видит эту разницу, отдают предпочтение именно цифровому кочевнику. Как они сами поясняют: ценность фрилансера – скорость при выполнении срочных заказов и проектов; ценность кочевника – оригинальность мышления и креативность выполнения задач.
Юлия Тимофеева, руководитель отдела маркетинга ИД «Деловая пресса»:
«В сфере маркетинга, рекламы и пиар удаленная работа, на мой взгляд, – один из наиболее распространенных способов сэкономить время на перемещения в условиях мегаполиса. Для того чтобы организовать мероприятие, рекламную кампанию, необязательно всегда находиться в офисе. Для специалистов креативных специальностей офисная работа вообще может быть барьером к раскрытию их творческих способностей» [15].

В современном мире, когда возможность доступа в интернет возросла в разы, практически исчезла проблема поиска информации, но взамен появилась другая – создание новых, существенно отличающихся от предыдущих, идей. Одним из способов разрешения данной проблемы является обращение к специалистам, работающим в самых необычных местах планеты – цифровым кочевникам.
Цифровые кочевники – это особый вид профессионалов, которые регулярно путешествуют по свету и выполняют свои трудовые задачи через интернет. Несмотря на определенное количество недостатков у данного способов заработка денег, цифровых кочевников становится только больше. А благодаря постоянным новым впечатлениям, расширению кругозора, гибкому и удобному графику работы и полной свободе действий, digital nomads генерируют такие идеи, которые, как они отмечают, не придумали бы, будучи привязаны к одному месту, одной работе, и одному образу жизни. А работодатели, нуждаясь в потоке креативных идей, с удовольствием нанимают для выполнения этого условия подобных сотрудников.

Научный руководитель: Бычкова Марина Николаевна. Старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций, ФП ТГУ. Заместитель заведующей кафедрой по учебно-методическим вопросам.

Список литературы:
1. 7 ‘digital nomads’ explain how they live, work and travel anywhere in the world [Электронный ресурс] — Режим доступа: thenextweb.com/insider/2013/12/15/7-digital-nomads-explain-how-they-live-work-and-travel-anywhere-in-the-world/2/ (дата обращения: 15.04.2015).
2. A Brief History of Digital Nomading [Электронный ресурс] — Режим доступа: almostfearless.com/a-brief-history-of-digital-nomading/ (дата обращения: 03.03.2015).
3. Digital Nomad Resources [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.nomadicnotes.com/digital-nomad/ (дата обращения: 03.03.2015).
4. Discover where to live and work from remotely [Электронный ресурс] — Режим доступа: nomaddestination.com/ (дата обращения: 25.03.2015).
5. Nomad List Stories [Электронный ресурс] — Режим доступа: nomadlist.com/stories/?utm_source=nomadlist.com (дата обращения: 30.03.2015).
6. No other generation has had the freedom to carve out their own lifestyle [Электронный ресурс] — Режим доступа: nomadlist.com/stories/nomadic-forbes-writer-kavi-digital-nomadism (дата обращения: 15.04.2015).
7. What A Nomadic Startup Learnt Building Their Product Entirely On The Road [Электронный ресурс] — Режим доступа: nomadlist.com/stories/maptia-digital-nomad-startup (дата обращения: 01.04.2015).
8. Ваше отношение к цифровым кочевникам [Электронный ресурс] — Режим доступа: docs.google.com/spreadsheets/d/1zlgU9fIGLHCU7994FZQmers3l0OvPNZ5-_HfKBDYq_A/edit#gid=983314120 (дата обращения: 04.05.2015).
9. Городские кочевники — новый класс, который живет в современном мире [Электронный ресурс] — Режим доступа: lifehacker.ru/2013/08/19/city-nomads/ (дата обращения: 03.03.2015).
10. Дистанционная работа [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.innoros.ru/innovaciivkadrah/distantsionnaya-udalennaya-rabota (дата обращения: 26.03.2015).
11. Как стать цифровым кочевником? [Электронный ресурс] — Режим доступа: zidar.ru/2014/03/30/how-to-become-digital-nomad (дата обращения: 15.04.2015).
12. Как я построил стартап, путешествуя по 20 странам [Электронный ресурс] — Режим доступа: megamozg.ru/post/9582/ (дата обращения: 09.04.2015).
13. Пользователи интерната в мире [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.bizhit.ru/index/polzovateli_interneta_v_mire/0-404 (дата обращения: 03.03.2015).
14. Список стран по числу пользователей интернета [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_числу_пользователей_Интернета (дата обращения: 03.03.2015).
15. Удаленная работа – мечта или наказание? [Электронный ресурс] — Режим доступа: delo-press.ru/articles.php?n=8917 (дата обращения: 27.04.2015).
16. Фрилансер в неволе. Стоит ли брать на работу бывших фрилансеров? [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.rabota.ru/rabotodateljam/podbor_personala/frilanser_v_nevole.html (дата обращения: 28.04.2015).
17. Цифровые кочевники путешествуют по миру, пока вы тухнете в своих офисах [Электронный ресурс] — Режим доступа: intree.ga/cifrovye-kochevniki-puteshestvuyut-po-miru-poka-vy-tuhnete-v-svoih-ofisah/ (дата обращения: 04.05.2015).
18. Цифровые кочевники, удаленная работа и путешествия [Электронный ресурс] — Режим доступа: thaiscript.ru/tsifrovye-kochevniki-udalennaya-rabota-i-puteshestviya/ (дата обращения: 27.03.2015).
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.