Connect-Universum-Junior-2015: Способы вовлечения студентов в информационно-коммуникативное пространство Сети на примере Интернет-ресурсов кафедры социальных коммуникаций ТГУ

Connect-Universum-Junior
Шумилова Алина Алексеевна
Томский государственный университет

В настоящее время Интернет-ресурсы подразделений вуза должны выполнять такие важные функции, как информирование общественности о деятельности учреждений, формирование имиджа субъекта, привлечение активных участников и партнеров. Однако, наряду с ними, не менее значимой и актуальной задачей остается вовлечение студентов в коммуникативное пространство Сети и взаимодействие с официальными представителями подразделений.

Студенческое сообщество является одной из основных целевых аудиторий веб-сайта. Каждый его представитель способен включаться в процесс создания и распространения контента, что, в свою очередь, влияет на рейтинг ресурсов в поисковых системах. На данный момент мы можем наблюдать спад активности студентов на официальных ресурсах подразделений университета. Учащиеся не заинтересованы в изучении контента Интернет-ресурсов, а также его распространении на личных страницах. Во многом это может быть связано с содержанием и формой сообщений, представленных на веб-сайтах. Тогда как большинство коммерческих организаций давно изменили свою информационно-коммуникативную стратегию, уделяя большое внимание интерактивным формам взаимодействия, созданию уникальных интересных образов, ассоциаций, а также вирусных материалов, подразделения образовательных учреждений все еще используют традиционные формы представления информации. При сохранении устаревшей стратегии контент-наполнения электронных ресурсов подразделений вузов в дальнейшем активность целевых аудиторий будет непрерывно снижаться, что повлияет не только на рейтинги ресурсов в Сети, но и на имидж самого структурного подразделения. В этой связи становится актуальным изучение способов вовлечения студентов в информационно-коммуникативное пространство, увеличение их заинтересованности в процессе создания и распространения контента официальных ресурсов подразделений высших образовательных учреждений.

Прежде чем перейти к изучению и решению проблемного вопроса, необходимо рассмотреть определения основных понятий исследования, таких как вовлечение, интерактивность. Доцент кафедры интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ О. Ю. Пескова пишет о том, что «вовлечение – это любое действие потребителя, связанное с его опытом соприкосновения с брендом, продуктом или сообщением». По мнению автора, вовлечение выражает заинтересованность аудитории материалом сайта, сообщением. В настоящей статье вовлечение будет рассматриваться в более узком смысле, как включение пользователя в процесс создания, распространения контента официальных ресурсов подразделений вуза. Е. А. Боброва в своей диссертации на тему «Маркетинговые стратегии вовлечения покупателя во взаимодействие с брендом» выделяет три вида вовлеченности, такие как эмоциональная, когнитивная и поведенческая. Эмоциональная вовлеченность базируется на переживаниях и эмоциях пользователя. Когнитивная вовлеченность включает в себя эмоциональный компонент и рациональные основания. Пользователь участвует в создании и распространении материала не только потому, что он затрагивает важные для него чувства, но и потому, что содержит интересные для осмысления вопросы. Поведенческая вовлеченность включает в себя эмоциональную и когнитивную и выражается в том, что пользователь готов тратить достаточно много времени на создание специфичного материала для данного ресурса.

Понятие вовлеченности схоже с другим не менее известным термином, таким как интерактивность. Д. А. Шахов в своем автореферате на тему «Формирование интернет-рекламы как социального института в России» писал, что с помощью интерактивных технологий целевая аудитория выступает участником, взаимодействуя, как правило, с актором и (или) пользователем Сети. О. Ю. Пескова в своей работе определила интерактивность как «многоуровневое и прямое взаимодействие пользователя с интернет-порталом или web-сайтом, возможность комментировать статьи, высказывать свое мнение, дискутировать с автором публикации или другими посетителями сайта, участвовать «на равных» в формировании контента». Таким образом, интерактивность подразумевает наличие двусторонней коммуникации в Интернет-пространстве.

Специалист по созданию сайтов для некоммерческих организаций Анна Ладошкина выделяет следующие формы интерактивности:

1) Встроенное интерактивное содержание – это аудио, видео элементы, имеющие собственную систему управления и доступные каждому посетителю электронного ресурса.
2) Интерактивные элементы интерфейса – это элементы, которые меняют свою форму и/или содержание при наведении на них курсора мыши.
3) Получение информации от пользователей – форма взаимодействия, представленная на сайте с помощью опросов, контактных форм, регистрационных анкет. Позволяет собирать необходимые данные на электронном ресурсе.
4) Прямая коммуникация и пользовательское содержание – элементы, которые предоставляют возможность пользователю вступить в диалог с представителями организации, сайта или изменить содержание ресурса, разместив свой контент.
Для более полного понимания особенностей интерактивных технологий и способов вовлечения пользователей в информационно-коммуникативное пространство, необходимо рассмотреть более подробно каждый пункт списка.
Встроенное интерактивное содержание включает в себя аудиозаписи, видеофайлы, флэш-игры, презентации, анимационные ролики и т.д. Среди перечисленных интерактивных элементов наиболее популярным является видеоролик. С помощью него можно не только визуализировать необходимую информацию, представлять отчет о событиях и мероприятиях, но и привлекать внимание студентов необычным сюжетом, побуждая к дальнейшему распространению файла по Сети. Такой видеоролик является необходимым элементом вирусной рекламы, которая базируется на добровольном обмене материалами среди посетителей. Он позволяет вовлечь большие группы студентов в распространение и обсуждение ролика, повышает интерес пользователей к контенту электронных ресурсов.
Удачным примером использования вирусного видеоролика для продвижения сайта подразделения высшего учебного заведения является видеофайл кафедры электронной коммерции. Необходимо отметить, что участниками и создателями видео являются студенты и сотрудники кафедры. Такой подход к вовлечению пользователей в коммуникацию является наиболее эффективным, так как вызывает положительные эмоции и желание поделиться информацией с другими.
Еще одним не менее интересным способом включения студентов во взаимодействие с содержимым сайта является использование интерактивных элементов интерфейса. К числу таких элементов относятся различные вкладки, картинки, шапки с видеоизображениями. При наведении курсора мыши на подобные файлы появляется возможность рассмотреть содержимое более детально, прокомментировать, оценить. Хорошим стимулом для пользователей могут стать мотивирующие послания, такие как «нажми сюда», «узнай подробнее» и другие. Интерактивные элементы возбуждают интерес у посетителей сайта, помогают вовлечь их в диалог. Такие элементы не являются самостоятельным и полноценным способом включения в коммуникацию, но могут обеспечить первичную заинтересованность.

К дополнительным средствам вовлечения студентов также относятся формы обратной связи, голосования, опросы, рубрики «вопрос-ответ». Преимущество таких элементов в том, что они позволяют не только привлекать внимание пользователей, но и собирать важную для исследования и статистики информацию. Посредством голосований официальные представители подразделения могут выяснять, какие темы интересны пользователям, какой контент они предпочитают видеть, в создании и распространении какого контента хотели бы участвовать. Они подогревают интерес к новостному материалу или специальному событию, стимулируют к обсуждению важной проблемы.
Работа с рубрикой «вопрос-ответ» позволяет установить двустороннюю коммуникацию с посетителями, помочь в решении важной проблемы, облегчить работу с сайтом и передать актуальную информацию. Что касается формы обратной связи, то с ее помощью осуществляется персональная рассылка информации, индивидуальные консультации.

К уже перечисленным формам интерактивности веб-сайта также следует отнести комментарии и пользовательский контент. В настоящее время большинство электронных ресурсов имеет систему комментирования. Однако для того, чтобы вовлечь пользователя в диалог недостаточно установить форму прямой коммуникации. Авторы новостных сообщений должны размещать в своих материалах мотивирующий посыл, например, «не забудьте оставить свой комментарий» или «а что вы думаете об этой статье/ситуации?».

Помимо этого необходимо вовлекать пользователей в создание контента – предлагать присылать свои материалы, фотографии, а также участвовать в конкурсах на лучшее фото, видео, текст. Веб-сайт подразделения вуза должен стать интерактивной площадкой с возможностью управления контентом пользователями. Только в таком случае увеличение активности студенческой аудитории на сайте подразделения станет возможным.

В качестве примера успешного использования интерактивных элементов для вовлечения студентов в коммуникацию на Интернет-ресурсах подразделения вуза можно рассмотреть веб-сайт кафедры социальных коммуникаций Томского государственного университета.

На главной странице сайта присутствуют такие интерактивные элементы, как видеофайлы и анимированные ролики. Все материалы являются собственностью кафедры, а в их создании участвуют студенты, преподаватели, сотрудники университета. Однако стоит отметить, что на ресурсе не предусмотрена возможность комментирования видеофайлов и распространения их на собственных страницах, что влияет на активность пользователей.

Еще одним важным интерактивным элементом является регистрационная форма и форма обратной связи под названием «Задай вопрос». Наличие таких форм является хорошим преимуществом и позволяет получить необходимую информацию о пользователях и их проблемах. Однако следует отметить, что данная форма предполагает закрытый диалог между представителем кафедры и посетителем. В связи с этим хорошим дополнением к ней может стать страница вопросов и ответов, доступная любому незарегистрированному пользователю. К сожалению, на сайте кафедры социальных коммуникаций не размещаются открытые опросы, голосования по актуальным темам, которые привлекают аудиторию к участию в деятельности по созданию и оценке контента сайта.

Что касается формы прямой коммуникации, то ресурс имеет собственную систему комментариев без мотивирующих посланий и модерации, управления комментариями администрацией веб-сайта.

Еще одним недостатком ресурса кафедры является отсутствие конкурсов и дискуссий по значимым вопросам. Вовлечение студентов в конкурсы фотографий, видеофайлов, научных работ, проектов и эссе позволило бы увеличить количество активных пользователей, заинтересованных в создании и распространении содержимого сайта.

Подводя итог можно заключить, что вовлечение студентов в процесс создания и распространения контента является важной задачей официальных представителей подразделений вуза. Для того чтобы обеспечить интерес и активное участие пользователей в наполнении ресурса, следует уделить внимание интерактивным элементам сайта, наличию форм обратной связи, опросов, голосований, системы комментариев, мотивационным посылам, конкурсам, вирусным технологиям.
К сожалению, в настоящее время на сайте кафедры социальных коммуникаций, как и на многих других официальных ресурсах подразделений университета, преобладает традиционная форма подачи информации. Для того чтобы вовлечь студентов в коммуникацию и иные формы взаимодействие, необходимо начать модернизацию ресурса, уделяя основное внимание интерактивным элементам.

ЛИТЕРАТУРА
1. Боброва Е.А. Маркетинговые стратегии вовлечения покупателей во взаимодействие с брендом: автореф. дисс. на соис. уч. ст. к.э.н. – СПб., 2008. URL: www.dissercat.com/content/marketingovye-strategii-vovlecheniya-pokupatelei-vo-vzaimodeistvie-s-brendom (дата обращения 05.05.2015)
2. Ладошкина А. Эффективный сайт некоммерческой организации. Интерактивность [Электронный ресурс] // Теплица социальных технологий: общественный образовательный проект. URL: te-st.ru/2012/09/05/efficient-site-interactivity (дата обращения: 05.05.2015)
3. Пескова О.Ю. Социальные медиа, как платформа для технологий PR 2.0 // Власть и бизнес: коммуникационные ресурсы: сборник статей. М.: НИУ ВШЭ, 2011.
4. Шахов Д. А. Формирование интернет-рекламы как социального института в России: автореф. дис. канд. социол. наук. Тула, 2010. URL: www.dissercat.com/content/formirovanie-internet-reklamy-kak-sotsialnogo-instituta-v-rossii (дата обращения: 05.05.2015)
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.