Connect-Universum-Junior-2015: «Электронный вуз»: вопросы студенческой культуры дистанционного обучения

Connect-Universum-Junior
Наширбанова Надежда Владимировна
Национальный исследовательский Томский государственный университет

Информационно-коммуникативный характер современного общества накладывает свой отпечаток на многие атрибуты жизни человека. То, о чём когда-то писал известный американский футуролог Э.Тоффлер: «гигантские центральные компьютеры с их скрежещущими принтерами и сложными системами охлаждения заменит множество чипов, установленных тем или иным способом в каждом доме, больнице, отеле, автомобиле, в сущности, в каждом строительном кирпиче» уже стало реальностью [8]. Процессы образования: лекции, семинарские занятия из кампусов перемещаются в «электронный коттедж», а студенты живут и обучаются в «электронной среде». В XXI веке, символом которого стал компьютер, высокая конкуренция на рынке образовательных услуг вынуждает образовательные учреждения виртуализировать традиционные формы обучения. Для поддержания конкурентоспособности и удержания высоких позиций ведущим университетам, необходимо активное внедрение Интернет-технологий, обеспечивающих реализацию многих педагогических новаций, как для преподавателей, так и для студентов.

Невзирая на богатый мировой опыт использования современных информационно-коммуникативный технологий (ИКТ) в процессах обучения, в условиях России говорить о практике дистанционного обучения, как о чем-то обыденном не приходиться. E-Learning или дистанционное образование (ДО) вызывает множество вопросов и трудностей не только у сотрудников университета, но и у студентов, начиная от компетенций необходимых для использования Интернет-сервисов, заканчивая нравственными, этическими, культурными вопросами. Несмотря на то, что высшие учебные заведения стараются преодолеть информационные, коммуникационные, психологические барьеры преподавателей, организуя специальные курсы и программы дополнительного обучения, без внимания остаются вопросы культуры электронного обучения для студентов. Таким образом происходит «удивительная» трансформация средств, которые должны использоваться для мобилизации и упрощения модели образования обучающегося, в то, что вызывает у него раздражение и отторжение. Что в конечном итоге влияет на эффективность новой формы образования. На практике происходит то, что студенты не читают материалы курсов, которые были для них подготовлены, а при проведении «онлайн-консультации», например, в Moodle, присутствует только один человек – преподаватель. И если с моделью поведения студента в рамках традиционной культуры образования все достаточно однозначно- существует определенная культура проведения лекционного, семинарского, консультационного занятий как для преподавателей, так и для студентов, то ответа на вопросы каким образом должна проводиться «электронная-пара» до сих пор не получено.

Анализ литературы, посвященной изучению дистанционного образования, позволяет сделать выводы о том, что по большей части интерес исследователей вызывают практики внедрения образовательных систем третьего поколения [3], эффективность дистанционного образования [2, 4], проблемы сотрудников вузов, возникающие в условиях перехода на новые формы образовательного процесса [1]. Однако роль студента в данном процессе мало рассматривается, либо упоминается лишь в значении его потребительского потенциала.

Обращаясь к мировому опыту в области электронного образования, необходимо рассмотрение вопроса, частично отвечающего на запросы культуры ДО, источников и каналов информирования студентов в процессе обучения. Так, например, в США информацию в процессе дистанционного обучения студенты получают из следующих источников и по следующим каналам [6]:

• Инструктаж, консультации с преподавателями через Интернет, по телефону (часто по специальным телефонным линиям с низкими тарифами или бесплатные), по электронной почте;
• Инструктаж, консультации с преподавателями, выезжающими в район проживания студентов для проведения разовых занятий;
• Регулярная работа с тьютерами;
• Консультации с техническим персоналом по использованию мультимедийных технологий;
• Доступ в электронные библиотеки;
• Посещение электронных линков;
• Получение информации и учебных материалов посредством электронной почты;
• Получение по почте информации и учебных материалов.

В то время как в России чаще всего используются только электронная почта и система дистанционного образования, например, Moodle. При внедрении и развитии программ дистанционного образования в Соединенных Штатах наиболее важной целью институты и факультеты считают возможность увеличения студенческой аудитории, предоставляя студентам по-настоящему гибкие условия обучения. Во-первых, студенты могут учиться в любом удобном для них месте, во-вторых, снимаются почти все временные ограничения в отношении расписания изучения учебных курсов и доступа к информационным материалам, также, студенты имеют возможность составлять индивидуальные программы и, как следствие, образование будет иметь ориентацию на запросы конкретных работодателей. Но, даже такие гибкие условия не позволяют полностью мотивировать обучающихся, о чем свидетельствует не очень высокий процент закончивших курс и получивших диплом. Подтверждением данного утверждения служат результаты недавно проведенного Гарвардским университетом и Массачусетским технологическим институтом исследования MOOC, в котором приняло участие более 1,7 миллиона слушателей Гарвард и МТИ [9].

На наш взгляд, не стоит винить в полученных данных несовершенство системы образования. Настоящей проблемой является то, что наделив образовательный процесс новыми формами, современными технологиями и широчайшими возможностями, разработчики программ обучения будь то вузы или частные организации забыли научить аудиторию учиться в новых, еще не совсем знакомых, условиях. Исходя из вышесказанного, мы можем констатировать то, что сегодня отсутствует культура электронного образования, что в конечно итоге сказывается на образовательном процессе в целом.

Для того чтобы двинуться дальше, нам необходимо определить значение, которое мы вкладываем в понятие культуры электронного образования.

С социально-философских позиций под культурой понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств и способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддерживания определенных структур деятельности и общения. Известный английский социолог и антрополог Б. Малиновский считал, что культура – это главным образом инструментальная система, посредством которой человек ставит себя в наилучшую позицию для того, чтобы решать конкретные и специфические задачи, возникающие перед ним в процессе жизнедеятельности, способ разрешения жизненных забот. Суть жизненных забот человека – адекватное существование в объективно сложившихся жизненных обстоятельствах, в формировании своего особого способа воздействия на них, в выработке своего стиля вхождения, пребывания, деятельности и выхода из разного рода жизненных ситуаций (в самом широком смысле). «Культура – это не что иное, как истолкование человеком своей собственной жизни, набор удачных или неудачных решений, которые он принимает в процессе преодоления трудностей и нужд… А поскольку данные решения предназначены для подлинных проблем, сами они тоже подлинны. Это идеи, оценки, человеческие стремления, различные подходы в философии, искусстве, праве и т. д.» [4]. Культура состоит из объектов, деятельностей и позиций, существующих как средство достижения определенной цели. Причем в культуре все связано со всем остальным – все элементы взаимозависимы [5]. Электронное образование представляет собой процесс и результат коммуникативного взаимодействия субъектов и объектов образования в виртуальной образовательной среде, специфику содержания которой определяют конкретные субъекты и объекты только и во время самого взаимодействия, можно сказать, что это одна из форм электронного образования, включающая в себя дистанционное, мобильное и виртуальное обучение [2].

Под культурой электронного образования мы подразумеваем инструментальную систему посредством которой человек ставит себя в наилучшую позицию для решения конкретных и специфические задач, возникающих перед ним в процессе образовательной деятельности, а также определенные модели поведения в ситуации дистанционного образования.

Культура пронизывает все сферы человеческой деятельности, помогает найти наиболее эффективные пути решения повседневных и специальных задач. Культура дистанционного образования является важным фактором для студентов, так как именно она может помочь им осуществлять самоорганизацию процесса обучения. Нельзя забывать о потенциале культуры дистанционного образования как инструменте PR. Подобно корпоративной культуре бизнес организаций, она способна быть не только транслятором определенных моделей поведения для студентов и педагогов университетов, но так же, культура ДО может служить эффективным инструментом для формирования, изменения и поддержания доброжелательного отношения, преодоления существующих стереотипов о низкой эффективности, об отсутствии строгих стандартов контроля успеваемости обучающихся, о неквалифицированных специалистах, которые обучались в форме ДО образования. Для высшего учебного заведения студент является его «лицом», репрезентативной единицей в глазах общественности. Профессиональные успехи и научные достижения студентов так же являются одним из факторов влияющих на престиж учебного заведения. Развивая культуру дистанционного образования российские высшие учебные учреждения могут помочь их «онлайн-студентам» стать успешными специалистами, и тем самым изменить существующие стереотипы и негативное отношение к такой форме обучения, и возможно повлияют на всю систему дистанционного образования, подняв ее на новый уровень.

На данный момент дистанционное образование в России является на этапе становления. Существует множество нюансов и споров вокруг данного феномена. Однако, автор статьи полагает, что для формирования по-настоящему эффективного процесса обучения и высоких результатов выпускников, необходимо брать во внимание не только технические требования Интернет-сервисов, вопросы подготовки и переподготовки преподавательского состава высшего учебного заведения, но и заострить свое внимание на вопросах формирования культуры дистанционного обучения для студентов. Только в таком случае можно будет говорить о том, что все усилия потраченные российскими университетами найдут аудиторию, которая будет не только заинтересована «мобильностью» образования, но и будет готова обучаться именно в такой форме.

Научный руководитель Окушова Гульнафист Алтаевна
Доцент кафедры социальных коммуникаций, ФП, НИ ТГУ

Список литературы:
1. Андреев А.А. — Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning – [Электронный ресурс]. URL: vovr.ru/upload/Educa8-9-10.pdf, (дата обращения 5. 05.2015),
2. Голышева М. Д., Диденко А. В., Власова М. В., Асадуллина Л. И. — e-Learning и дистанционное образование в России и за рубежом: проблемы и пути решения – [Электронный ресурс]. URL: www.gramota.net/materials/2/2011/4/12.html, (дата обращения 5. 05. 2015),
3. Крюков Д.Н. — Информатизация вуза: практический опыт – [Электронный ресурс]. URL: vovr.ru/upload/Educa8-9-10.pdf, (дата обращения 5. 05.2015),
4. Ортега-и-Гассет, X. Избранные труды / сост., предисл. и общ. ред. А. М. Руткевича. – М.: Весь Мир, 1997. – С. 303.
5. Радугина О. А. — Образовательная культура общества как целостный социальный феномен- [Электронный ресурс]. URL: www.socionauki.ru/journal/articles/131879/, (дата обращения 1. 04. 2015),
6. Раицкая Л.К. — Дистанционное образование в США – [Электронный ресурс]. URL: www.mgimo.ru/files/32667/32667.pdf, (дата обращения 3. 04.2015),
7. Рицкова Т. И. — Организация СРС на базе портальных технологий – [Электронный ресурс]. URL: vovr.ru/upload/Educa8-9-10.pdf, (дата обращения 5. 05.2015)
8. Тоффлер А. Третья волна. – М.: Изд-во АСТ, 1999,
9. Ширшова Л. — Опубликовано исследование MOOC на базе 1,7 миллионов пользователей — [Электронный ресурс]. URL: newtonew.com/analytics/harvard-mit-mooc-research-2014, (дата обращения 3. 04.2015)
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.