Connect-Universum-Junior-2015: Возможности виртуальной среды в образовательном процессе

Connect-Universum-Junior
Петрова Надежда Валерьевна
Национальный исследовательский Томский государственный университет, факультет психологии, г. Томск

Аннотация: Данная работа направлена на анализ возможностей организации виртуальной образовательной среды в высшей школе. Рассматриваются отличительные особенности виртуальной образовательной среды от традиционной.

Ключевые слова: виртуальная образовательная среда, информатизация.

Глобальная тенденция «информатизации жизни» и образования отмечена во всех ключевых документах социально-экономического развития России. В государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)» отмечено, что в обществе существует недостаточный уровень распространения в базовых навыков использования информационных технологий «Сегодня обучение в вузах осуществляется в основном по старым методикам. В результате из высших учебных заведений страны зачастую выходят специалисты, не владеющие современными технологиями и неспособные с их помощью повысить эффективность выполнения функций государственного и муниципального управления» [4 ].

Системные проблемы образования во многом вызваны его отставанием от информационного общества, отставанием внедрения новых технологий. В этом вопросе существуют противоречия педагогического, методологического, научного характера в русле информатизации высшего образования.

Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогический процесс сопровождается неподготовленностью педагогических кадров и обучающихся к овладению ими. При этом остаются нереализованными развивающий и обучающий потенциалы этих технологий и далекой от совершенства подготовка кадров, призванных осуществлять информатизацию высшего образования.

Учебный процесс в высшей школе должен быть решать задачу направленного на самостоятельного обучения студента в расширенном информационно-интерактивном пространстве. В дальнейшем такая позиция поможет ему как специалисту-профессионалу осуществлять эффективный поиск, преобразование и представление интересующей информации [10 ].

В данной статье мы предлагаем рассмотреть возможности виртуальной среды в образовательном процессе высшей школы, выступающей как следствие закономерного развития информационных технологий. Виртуальная среда как ёмкий общенаучный феномен является составной частью информационной технологии, которую целесообразно использовать в различных областях образовательного процесса.

С точки зрения образовательной деятельности человека под виртуальностью можно понимать специально организованную среду, которая имитирует как физически существующие, так и несуществующие объекты. Виртуальная образовательная среда непосредственно воздействует на органы чувств человека, способного воспринимать и взаимодействовать с ней посредством специальных устройств (например – компьютеров). Основная особенность такой среды – интерактивность, то есть возможность взаимодействия человека с виртуальными компьютерными объектами [7].

Более полно дал анализ виртуальной образовательной среды представил М. Е. Вайндорф-Сысоева как:
— информационное содержание и коммуникативные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемые и используемые для образовательных целей всеми участниками образовательного процесса;
— информационное пространство взаимодействия участников учебного процесса, порождаемое технологиями информации и коммуникации, включающее комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющее осуществлять управление со держанием образовательной среды и коммуникацию участников;
— в организационно-коммуникативном аспекте – сложная самонастраивающаяся и самосовершенствующаяся коммуникативная система (установление эффективной взаимосвязи между обучающим, обучающимся и другими участниками учебного процесса, а также корректировку поведения, действий участников процесса коммуникации применительно к изменяющейся ситуации) [ 6].

Калмыков Д. А. и Хачатуров Л. А., подчеркивают, что виртуальная образовательная среда является всякая среда, в которой происходит эффективный образовательный процесс независимо от его формы, что нельзя было бы сказать о процессе обучения или воспитания. По их мнению, под виртуальная среда, способствует творческому постижению Себя — Нового, т.е. личности, находящейся в процессе образовательного становления, осваивающей как новые знания, так и новые степени свободы [5].

Виртуальная образовательная среда становится, прежде всего, средой работы и инновационной педагогической деятельности: «Leaming by doing!» — «Обучение на собственном опыте!» (принцип Дьюи, ХIХ в.) и построения собственного опыта в ходе реальной практической деятельности [3].

Во всех перечисленных походах студент выступает как субъект образовательного процесса. Виртуальная среда представляет собой искусственно созданную обучающую среду моделирующую те аспекты реального мира, которые оказываются недоступными для реального опыта. Обучение в виртуальной среде способствует процессам образования, самообразования и конструирования знаний современного студента.

Виртуальная среда обучения имеет сложную структуру. Она содержит:
• средства, ориентированные на обучение и его обслуживание (средства подготовки и предъявления информации; средства обработки и передачи информации внутри среды обучения; средства взаимодействия пользователей внутри среды друг с другом и с внешним миром — электронная почта, удаленный сетевой доступ, периферийные устройства, реальные приборы и оборудование; системы, обеспечивающие связность среды обучения, единство «правил игры» в ней (эту роль могут выполнять, образовательные платформы, оболочки дистанционного обучения и др.);
• различные электронные средства образовательного назначения (ЭСОН) с их предметным наполнением и системой обеспечения учебно-информационного взаимодействия с пользователем, включая регламент предъявления и потребления учебной информации, организацию обратной связи, управление процессом обучения;
• педагогические инструментальные средства, которые могут выполнять различные функции (среды разработки ЭСОН; средства обеспечения функционирования ЭСОН; инструмента настройки ЭСОН на уровень пользователя);
• решатели задач, формулируемых в ЭСОН;
• базы данных, в том числе отражающие результаты обучения;
• ссылки на внешние библиотеки (книги, программы), информационные сайты;
• систематизированные файлы пользователей (материалы преподавателя и учащегося, продуцируемые при подготовке к обучению и по ходу его)
[1].

В структуре виртуальной среды вуза можно выделить общую корпоративную часть. В ней осуществляется электронный документооборот, управление образовательным процессом (на основе баз данных о студентах, преподавателях, учебных планах расписании и пр.). В этой части функционирует сайт университета, осуществляются электронные услуги для внешних удаленных пользователей. Но условной единицей виртуальной среды в образовательных взаимодействиях становится индивидуальная среда деятельности специалиста и обучающегося.

Индивидуальная виртуальная среда профессиональной деятельности специалиста есть новая, формируемая электронная среда решения его профессиональных задач — учебных, научных, общественных, инициативных [7 ].

Преподаватель в виртуальной образовательной среде, выступает в новой роли. Специалист при организации педагогической интернет-среды должен учитывать как административные, финансовые, так и технологические возможности. Существенно меняются и требования к форме коммуникации — асинхронный «разговор», виртуальная дискуссия. Важными критериями становятся краткость и конкретность сообщений, однозначность высказываний. Специалист разрабатывает новые концепции и методики обучения, позволяющие виртуальной среде оставаясь довольно гибкой и открытой, приспосабливаться к индивидуальным разногласиям и учитывать личные потребности обучающихся [3].

Виртуальная образовательная среда отличается от традиционной, что требует выполнение определенного ряда условий. Т. С. Носкова, определила ряд требований для того чтобы виртуальная образовательная среда оказывала положительное влияние на развитие студента, способствовала его самореализации, эта среда должна соответствовать следующим требованиям: должна быть стабильной и устойчивой, сохраняя и воспроизводя свой образовательный потенциал; должна обеспечивать процесс самостоя тельной «добычи» знаний, а не получение их в готовом виде; взаимодействие в рамках данной среды должно быть направлено на достижение конкретной цели, связанной не только с обучением, но и с реализацией определенных социальных функций (с организацией совместной деятельности по решению профессиональных задач, с презентацией продуктов творчества и т.п.); образовательная среда должна быть высоко оснащена (компьютерными рабочими места- ми и доступом к каналам внутривузовской и интернет- телекоммуникации); должно осуществляться квалифицированное сопровождение и поддержание виртуальной образовательной среды: грамотное проектирование электронных и телекоммуникационных ресурсов, а также поддержание благоприятной психологической атмосферы во взаимодействии субъектов виртуальной образовательной среды [2 ].

Таким образом, существует ряд условий необходимых для организации и построения виртуальной образовательной среды. Стоит также учитывать и проблемы возникающие при использовании виртуальных образовательных технологий:
• психофизиологические — чрезмерная нагрузка на зрение, излучение и кадровые частоты экрана, длительное нахождение в статичном положении;
• репродуктивность — сведение учебной деятельности к воспроизводству имеющейся в компьютерной среде информации, что приводит к снижению творческого подхода, ограничивается самостоятельная конструктивная работы с материалом, субъективно-личностный вклад в выполняемую работу;
• обезличенность — замещение непосредственного общения механистическим процессом, снижение значимости персональных характеристик, выхолащивание эмоциональной стороны общения [6].

Стоит выделить и основные преимущества виртуальной образовательной среды перед традиционной. Одним из таких преимуществ выступает возможность осуществления учебного процесса в удобном месте и в удобное время вне зависимости от места нахождения преподавателя и учащихся, то есть гибкость среды.

Интерактивность среды, проявляющаяся в применении интернет-технологий, позволяющих расширить: возможности реализации обучения в интерактивных формах, удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью основной образовательной программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин [6].
Виртуальная мобильность является формой осуществления академической мобильности, которая в отличие от пространственной, подразумевающей очное обучение в учебном заведении, способствует расширению образовательного процесса за счет использования технологий (например, электронного обучения), организации современных образовательных сетей в сфере непрерывного обучения; таким образом, виртуальная мобильность может рассматриваться как возможность для студентов и преподавателей «виртуально перемещаться» в виртуальном образовательном пространстве из одного вуза в другой с целью получения знаний, их передачи или обмена опытом, преодоления национальной замкнутости [9 ].

Таким образом виртуальная среда, отличающаяся от традиционной способом предоставления образования, характером образовательной коммуникации, осуществляемой как опосредованно -на расстоянии, так и традиционно.

Список источников:
1. Баяндин Д. В. Виртуальная среда обучения: состав и функции// Высшее образование в России — 2011 — № 7 – с.113-117.
2. Брунер Т. И. Виртуальная образовательная среда вуза как условие самореализации студентов (на примере международного виртуального культурно-образовательного проекта «Глобальное понимание» в институте психологии уральского государственного педагогического университета)//Педагогическое образование в России – 2013 — № 4- с. 43-46.
3. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий: Учебное пособие. – М.: МГОУ, 2010. – 102 с.
4. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)» [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/?frame=1(дата обращения: 1.05.2015).
5. Калмыков Д.А., Хачатуров Л.А., Опыт организации виртуальных образовательных сред// Школьные технологии — 2000 -№ 2.
6. Козина Н. В., Маликова Т. В., Психолого-педагогические особенности участников образовательного процесса в условиях формирования виртуальной образовательной среды на примере факультета клинической психологии Санкт-петербургского государственного педиатрического медицинского университета//Педагогическое образование в России – 2013 — № 4 – с. 47 – 52.
7. Мирошин Д.Г. Виртуальная образовательная среда: феноменологический и практический аспекты // Современная педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: pedagogika.snauka.ru/2014/04/2252 (дата обращения: 1.05.2015).
8. Носкова Т. Н. Виртуальная образовательная среда: преподаватель и студент// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена — 2011- № 142 – с.119 – 125.
9. Руденко Н. С., Макурова Е. В. Виртуальная образовательная среда как условие развития межкультурной компетентности//Педагогическое образование в России — 2012 — № 6 – с. 120 — 123.
10. Сидоркина Е. В., Организация самостоятельной работы студентов в виртуальной образовательной среде ВУЗа// Педагогическое образование в России – 2013 — № 1- с. 53-57.

Научный руководитель:
Спичева Дина Ивановна, преподаватель кафедры социальных коммуникаций Национального исследовательского Томского государственного университета
  • 0
  • 0

(0) (0) ()

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.